Теория познания в истории философии. Современная концепция познания.



Познание - процесс постижения окружающего мира.Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

чувственное (эмпирическое)

рациональное.

Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром.

 

Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).

 

Кроме того, существует еще и иррациональное познание. Чувственное познание является начальным этапом познания.

Во-первых в историческом плане.

Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление. Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения. Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактам и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Познание должно соприкасаться с практикой. Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, не мистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).

Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм).

Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.

Чувственное и логическое познание, их формы.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (логическое познание);

  Познавательные образы распадаются на два класса: чувственно-наглядные и абстрактные. Может показаться, что существование этих двух классов образов — следствие биологической организации познавательного аппарата человека (органы чувств и мозг). В действительности же существование этих двух классов образов — следствие того, что в материальных объектах есть явление и сущность и сама биологическая организация познавательного аппарата человека обусловлена противоречивой природой материальных объектов.

Исходная форма чувственного познания — ощущение. Ощущение — это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа наших органов чувств, их число и соответственно число различных ощущений сформировалась в ходе эволюции человеческого рода. Не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты.

Вторая форма чувственного познания — восприятие. Восприятие — это целостный образ объекта, который формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность(объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность(относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность(воздействие на восприятие предыдущих знаний).

Третья, высшая форма чувственного познания — представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, будучи синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но, с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.

Мышление, логическое познание — опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; мышление необходимо связано с языком. В-третьих, логическое познание, мышление опосредовано в том смысле, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. В общем, можно сказать, что процесс познания идет от чувственных образов к логическим.

Мышление — не только опосредованное, но и обобщающее познание. В мышлении отражается и единичное и общее. Отражение общего — важная черта человеческого мышления. Обобщение способствует движению познания к сущности.

Формы мышления, логического познания — понятие, суждение и умозаключение. Исходной ячейкой мышления является понятие. Понятие — логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Чувственное и логическое познание — самостоятельные способы познания, и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Хотя в деталях взаимосвязь чувственного и логического познания еще не изучена, но все же можно выделить ряд ее форм.

Первая форма взаимосвязи — от чувственного к логическому. Чувственное познание не только генетически предшествует логическому, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями. Это обстоятельство с особой силой проявляется в учебе, когда человек осваивает новые для себя понятия, включая их в сферу своего знания.

Вторая форма взаимосвязи — от логического к чувственному. Это — осмысленность чувственных образов, т. е. влияние логических образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1099; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!