Структура социальной педагогики



Nbsp;

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Сборник лекционных материалов

Для подготовки к государственному экзамену

По социальной педагогике

Учебное пособие

Вологда

 2010

ББК                                                         Печатается по решению УМС ВГПУ

от_____________ 20__________г.

Составители-

Н.Н. Демина, ст. преподаватель кафедры социальной работы и социальной педагогики И.А. Макеева, к.п.н., доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики

Рецензенты –

Е.Л.Тихомирова, к.п.н.,доцент – заведующая кафедрой педагогики

О.В.Нагибина, к.п.н., доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики

 

Ответственный за выпуск-

С.И.Михайлова, зав.кафедрой социальной работы и социальной педагогики

 

Демина Н.Н., Макеева И.А. Сборник лекционных материалов для подготовки к государственному экзамену по социальной педагогике: Учебное пособие.2-е изд.  доп. – Вологда: ВГПУ, изд-во, 2010. – 130 с.

ББК

 

 

                       Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета социальной работы, педагогики и психологии для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Социальная педагогика».

 

 

Н.Н.Демина, И.А.Макеева, 2010 г.

ВГПУ, издательство, 2010 г.

Введение

 

Предлагаемое учебное пособие по социальной педагогике позволит систематизировать и актуализировать знания основных проблем социальной педагогики, сущности социально-педагогических явлений. 

Учебное пособие включает базовые темы, вопросы для самоконтроля и основную литературу по проблемам социальной педагогики, технологиям социально-педагогической деятельности.

В процессе подготовки к государственному экзамену следует обратить внимание на повторение:

-терминологического аппарата;

-сущности социально-педагогических явлений;

-базовых концепций и моделей социально-педагогической деятельности;

-классификацию методов и приемов социально-педагогической деятельности.

Для эффективного усвоения материала и подготовки к экзамену следует воспользоваться  следующими рекомендациями:

ü Внимательно прочитайте материал и составьте подробный план ответа;

ü Выделите основные положения и понятия;

ü Сформулируйте главные идеи, выводы;

ü Продумайте возможные примеры, иллюстрирующие теоретический материал;

ü Постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать.

При ответе на государственном экзамене необходимо изложить основные положения темы, представить тезисный обзор научных мнений, проиллюстрировать теоретические положения примерами из опыта деятельности, высказывать свое мнение о состоянии социально-педагогической теории и практики, давать оценку излагаемым фактам.

Ответ студента на государственном экзамене  должен свидетельствовать о высоком уровне  теоретической и профессиональной компетенции.

 

Пояснительная записка

 

Данное учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, отражает базовый социально-педагогический компонент знаний выпускников.

Специалист владеет:

-системой знаний об истории и современном состоянии социальной педагогики;

-системой знаний о сущности принципов социального воспитания, специфике формирования отношений в социуме;

-системой знаний о специфике деятельности социального педагога в учреждениях различного типа;

-системой знаний о различных сферах социально-педагогической деятельности;

-знаниями об основах социальной политики государства и социально-правовой защиты детства;

-системой знаний о содержании, формах и методах социального воспитания;

-умениями анализа и проектирования социально-педагогической деятельности;

-умениями организовывать и осуществлять социально-педагогическую деятельность в различных сферах, с индивидуальными и групповыми субъектами социального воспитания;

-инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования.

 

Тема 1. Возникновение и развитие социально-педагогической теории и практики

История социальной педагогики – отрасль социальной педагогики, изучающая процесс формирования социально-педагогических взглядов, становления социальной педагогики как науки.

Периодизация развития социальной педагогики:

I этап – начиная с периода античности IV век до н.э. до второй половины XIX века. Развитие социально-педагогических взглядов, первые концепции социального воспитания.

II этап – с конца XIX – 30-е гг. XX века. Становление социальной педагогики как науки – определение предмета социальной педагогики, обоснование основных понятий.

III этап – с 80-х гг. ХХ века – начало ХХI века. Современный этап в развитии социальной педагогики – уточнение проблематики социальной педагогики, формирование новых направлений исследования.

Термин «социальная педагогика» был предложен А. Дистервегом во второй половине ХIХ века для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми.

Однако социально-педагогические взгляды возникли гораздо раньше. Элементы социального воспитания присутствовали еще в первобытном обществе. Изначально элементы воспитания проявлялись в совместном труде детей и взрослых. В процессе труда дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, поведения, приобщались к традициям предков.

Применялись ритуальные запреты – табу, устрашение и одобрение. Сказания и легенды создавали образ идеального героя, которому нужно подражать.

Воспитание было равным для всех, имело целью подготовку детей и подростков к жизни, добыванию средств к существованию. Воспитателями молодежи выступали старейшие члены родовой общины.

В позднеродовой общине (8-5 тыс. лет до нашей эры) происходит переход от групповой формы брака к парному браку. Семья начинает играть существенную роль в воспитании детей. Но община контролировала семейное воспитание, используя институт инициации.

Таким образом, воспитание постепенно становилось самостоятельной целенаправленной деятельностью, сочетало общинное и семейное воспитание.

Позже возникают элементы организованного обучения и воспитания (4-3 тыс. лет до н.э.) школы писцов, ремесленников (Междуречье, Египет).

В эпоху античности появились первые концепции социального воспитания. Воспитание рассматривалось как важный элемент общественной жизни – «первое с чего должен начать законодатель».

Главным фактором воспитания было государство, семейное воспитание следовало исключить (Платон), либо ограничить (Аристотель). Господствовал субъектно-объектный подход – человек – частица государства, человек для государства. Цель воспитания – подготовить серьезных законопослушных граждан.

Обоснован принцип историзма социального воспитания: определенному политическому строю (олигархии, деспотии) соответствует свое воспитание. (Аристотель).

В период Средневековья основой социального воспитания была идея религиозности. И. Златоуст главным фактором воспитания считал христианскую семью, целью – духовное развитие, подготовку к жизни вечной, воспитание христианских добродетелей.

В «Поучении» В. Мономаха (1053-1125гг.) отражен комплексный подход к социальному воспитанию: воспитание христианина, образованного человека, воина – объединение христианских и социальных добродетелей. Считал важными качествами трудолюбие, самостоятельность, активность, милосердие.

Я.А. Коменский (1592-1670) представил целостную систему социального воспитания – сочетание семейного и общественного. Охарактеризовал социально-педагогические функции школы: просвещение, здравница, палестра, ораторская школа, мастерская, кузница добродетели, колыбель гражданской жизни, маленькая церковь. Обосновал принцип природосообразности: выделил природу внутреннюю (природное дарование) и природу внешнюю (природная, социальная сфера), показал взаимодействие этих источников развития человека.

В период Нового времени – Д. Локк (1632-1704 гг.) отстаивал преимущества семейного воспитания, считал значимым влияние среды (стихийное воздействие) на человека и полагал, что оно может быть гораздо сильнее целенаправленного воспитания.

Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) считал природу ребенка совершенной, поэтому цель воспитания – сохранение целостности человека, а не изменение его личности, адаптация к социальным условиям. Поэтому отдавал предпочтение «человеку - естественному», а не «человеку-гражданину». Человек получает воспитание из трех источников: от природы, от вещей, от обстоятельств (среды), от людей (воспитания). Отдавал предпочтение семейному воспитанию.

И. Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) работал в приютах для бедных и беспризорных детей. Цель воспитания видел в воспитании человечности, подготовке к реальной жизни («бедняк должен быть воспитан для бедной жизни») и профессиональной деятельности. Главное средство социального воспитания – труд. Считал семью важным фактором воспитания.

Развитие социальной педагогики в Х1Х-ХХ веках.

А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности: «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности, культуру страны, являющейся родиной ученика».

К. Д. Ушинский (1824-1871 гг.). Цель воспитания – воспитание совершенного человека, гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота. Все факторы социального воспитания подразделял на преднамеренные (школа) и непреднамеренные (природа, семья, общество, народные религии).

Выделил характеристики семейного воспитания – первичность, постоянство и длительность, особая эмоциональная атмосфера, значимость семьи на протяжении всей жизни человека.

Школа должна ориентироваться на потребности народа, должна стать семейным делом народа.

Принцип народности – «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует воспроизведения этого идеала в воспитании».

Пауль Наторп (1854-1924 гг.) – основоположник социальной педагогики как науки.

В 1893 г. выходит его труд «Социальная педагогика», в котором определен предмет социальной педагогики как науки, изучающей «интеграцию воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа». Высказывал мысль, что «человек становится человеком только благодаря человеческой общности». Считал, что «в природе не существует несоциального воспитания, так как ребенок и взрослый могут воспитываться только напрямую другими людьми и через общение с ними».

Выделил воспитание семейное, школьное и факторы социального воспитания – семья, школа, общность, армия, религия.

Г. Кершенштейнер выдвинул концепцию «гражданского воспитания», согласно которой «трудовая» школа должна готовить детей к предстоящей профессиональной деятельности, соответствующей происхождению.

В. Лай предложил «педагогику действия», основанной на формуле «воздействие – реакция», в соответствии с которой, воспитание рассматривается как череда внешних воздействий на учащихся и их ответных реакций в виде занятий рисованием, лепкой, моделированием, черчением, музыкой и т.д.

Дж. Дьюи являлся основоположником «прагматической педагогики», согласно которой интеллектуальное развитие ребенок или взрослый должен получать в зависимости от своих интеллектуальных импульсов и склонностей.

В 20-30 годы ХХ века в Западной Европе были распространены идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США. Такие школы практиковали системы неформального обучения. Вместо классов в них были открыты площадки или залы без перегородок для занятий, введено гибкое расписание без уроков и звонков, обстановка на занятиях приближалась к семейным условиям.

Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году Р. Штейнером. Деятельность школы строилась на принципе самоуправления. Педагогические принципы: отказ от заранее запланированных целей воспитания, ориентация на уровень развития социальный опыт и потребности отдельного учащегося, использование разнообразной практической деятельности, акцент на развитие эмоционального восприятия, воспитание в духе сотрудничества и классовой гармонии.

Теория и практика социального воспитания в России в 20-30 гг. ХХ века.

В.В. Зеньковский – его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучить окружающую его среду. Большое значение имеет влияние семьи, школы, народных традиций, религии. Среда – главный фактор социализации.

В статье «Социальное воспитание, его задачи и пути» отмечает, что «личность ребенка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Социальная среда не должна подавлять личности, но личность не должна забывать о социальной среде; лишь одновременное развитие индивидуальной силы и социальных навыков способствует нормальному развитию личности».

Основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности.

Социальная педагогика в 20-30 гг. ХХ века развивалась в следующих направлениях:

· обоснование терминов «социальная педагогика», «социальное воспитание», среда

· формирование методических основ взаимодействия школы и среды

Исследователи (С.Т Шацкий, Н.Н Иорданский, В.Н Шульгин и др.) высказывали мысль о необходимости разработки «новой педагогики» – социальной педагогики, учитывающей не только организованное воспитание, но все воздействия на личность».

С. Т. Шацкий считал, что школа является одним из факторов социального воспитания, поэтому школа должна изучать среду, ее влияние, сотрудничать со средой, используя ее положительный потенциал.

Н. Н. Иорданский в статье «Основы и практика социального воспитания» (1923 г.) рассматривал различные подходы к пониманию сущности социального воспитания, которое рассматривалось как:

- общественное воспитание

- воспитание общественности

- вся система воспитания в обществе

- воспитание в коллективе

Считал, что «ребенок является конгломератом влияния среды».

Характеризовал особенности городской и сельской среды. Предлагал целостную систему социального воспитания: семья, дошкольное учреждение, школа, клубы, детские организации, учреждения для детей с отклонениями в поведении, развитии, из социально-неблагоприятных семей.

В. Н. Шульгин характеризуя среду, основывался на классовом подходе – социальные установки ребенка отражают интересы социальной группы, к которой он принадлежит. «Нет абстрактного ребенка вообще, а есть ребенок из пролетарской, крестьянской, мелкобуржуазной среды».

В конце 30-х гг. ХХ в. социальная педагогика получила статус «буржуазной науки» и в последующие годы стала невостребованной.

 

Развитие социальной педагогики на современном этапе (вторая половина ХХ-ХХ1 вв.)

Методологические аспекты развития социальной педагогики: А.В Мудрик – теоретические основы социальной педагогики, характеристика факторов социализации, Б.З. Вульфов определил сущностные характеристики социальной педагогики; М.А. Галагузова охарактеризовала сущность социально-педагогической деятельности с различными категориями детей; Т.Ф. Яркина – реализация принципа гуманизма в социальной педагогике.

Прикладные аспекты: В.Г.Бочарова – содержание социально-педагогической деятельности в социуме; М.П. Гурьянова – деятельность социального педагога в сельском социуме, концепция «открытой школы»; Т.В Лодкина – специфика деятельности семейного социального педагога и др.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие вопросы, изучаемые социальной педагогикой, было раскрыты в истории социальной педагогики?

2.Какие подходы к пониманию сущности социального воспитания существовали в истории?

 

 

Тема 2. Социальная педагогика как наука

Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом
А. Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться в начале XX века.

Это было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке.

Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях. Следствием этого явился рост преступности, аморального поведения, беспризорности, бродяжничества. В США положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы и Южной Америки.

Урбанизация в Европе совпала со становлением национальных государств, а в Северной Америке с формированием американской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей, провозглашаемых или подразумеваемых как национальные во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения. Сложилась такая ситуация, что традиционный воспитатель – церковь, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, но утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания и, кроме того, далеко не сразу перестроилась в соответствии с новыми социокультурными условиями.

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и пытались сделать некоторые педагоги, начав «разрабатывать» социальную педагогику.

Изначально существовало два подхода к пониманию сущности социальной педагогики:

1. Герман Ноль и Гертруда Боймер предметом исследования социальной педагогики считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений (вслед за А.Дистервегом).

2. П. Наторп полагал, что социальная педагогика исследует «проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа». Свои взгляды на социальную педагогику отразил в работах «Общность», «Социальная педагогика» (1893г).

Возникнув на рубеже веков в Германии, социальная педагогика претерпела весьма любопытную эволюцию. Не будучи признанной мировым педагогическим сообществом, она, тем не менее, получила развитие в 20-30-е годы ХХ века в России – в направлении «педагогика среды» – С. Т. Шацкий,
Н. Н. Иорданский, В. Н. Шульгин.

Далее следовал перерыв (30-40 гг. ХХ в) в изучении проблем социальной педагогики.

Вновь интерес к проблематике социальной педагогики возник как в России, так и за рубежом в 50-70 гг. XX века.

Появились работы, рассматривающие вопросы социального воспитания по месту жительства (В. Г. Бочарова, М. Плоткин); теоретические аспекты социальной педагогики (В. Д. Семенов, Б. З. Вульфов, А. В. Мудрик); социально-педагогическую деятельность в сельском социуме (М.П. Гурьянова.).

В науке существуют различные определения социальной педагогики.

Х. Мискес: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах»

Е. Молленхауер: «Смысл социальной педагогики в оказании помощи молодежи в быстрой адаптации к социальной системе».

В.Г. Бочарова: «Социальная педагогика – отрасль общей педагогики, исследующая социальное воспитание (объект), то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляющие как в организациях, специально созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Предмет – воспитательные силы общества, их интеграция с целью создания условия для позитивной социальной реализации человека».

Таким образом, социальная педагогика (социальный от лат. Socialis-общий, общественный) – это наука, изучающая процесс социального становления личности, под влиянием ряда факторов (от мега – до микро уровня).

Структура социальной педагогики

1. Философия социального воспитания – рассматривает сущность человека, определяются ценности и принципы социального воспитания.

2. Социология социального воспитания – исследует процесс и факторы социализации человека, выявление позитивного и негативного их влияния.

3. Теория социального воспитания – изучает индивидуальные, групповые субъекты социального воспитания, их взаимодействие; сферы жизнедеятельности (познание, деятельность).

4. Социально-педагогическая виктимология изучает проблемы людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации.

5. Методика социального воспитания – рассматриваются методы и технологии социально-педагогической деятельности.

6. Психология социального воспитания – изучаются психологические особенности людей различных социальных групп, особенности их взаимодействия.

Социальная педагогика как наука выполняет ряд функций (А.В. Мудрик.):

1. Теоретико-познавательная – социальная педагогика накапливает, анализирует знания и формирует наиболее полную картину, изучаемых процессов, уточняет круг проблем.

2. Прикладная (методическая) – связана с поиском путей и способов решения социально-педагогических проблем, методов социально-педагогической деятельности с различными категориями детей семей.

3. Гуманистическая – в разработке путей гуманизации, совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности.

Социальная педагогика тесно связана с рядом основных отраслей человекознания и обществознания.

- Философия ставит сущностные вопросы человеческого бытия, вырабатывает обобщенную систему взглядов на человека и его воспитание, а социальная педагогика, опираясь на философские концепции, разрабатывает концепции социального воспитания, определяет его принципы и ценности.

- Этика анализирует общие законы развития моральных представлений и отношений, а социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы социального воспитания.

- Социология изучает закономерности развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, а социальная педагогика, рассматривая проблему социализации, использует эти данные.

Следует отметить, что социальная педагогика находится в стадии становления и развития (формирование научного аппарата, структуры науки, уточнение круга проблем).

Вопросы для самоконтроля

1.Как Вы считаете, появление социальной педагогики было обусловлено объективными или субъективными причинами?

2.Охарактеризуйте сущностные отличия социальной педагогики от общей педагогики.

3.Как Вы считаете, какая из функций социальной педагогики в настоящее время реализуется наиболее активно?

 

Тема 3. Принципы социальной педагогики

Принцип (от лат.principium – основа) воспитания – основание системы воспитания, центральное понятие, представляющее собой обобщение и распространение определенных положений на все явления педагогической действительности.

Принципы социального воспитания, отражая уровень развития общества, выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности, определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания.

1.Принцип природосообразности. 

Идея о необходимости природосособразного воспитания зародилась в античности. Демокрит считал, что природа и обучение сходны между собой, так как учение дает человеку новый облик, но, делая это, только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. В педагогике данный принцип был разработан и обоснован Я.А. Коменским.
Ж.Ж. Руссо считал, что детей надо воспитывать естественно, сообразно с внутренней природой ребенка, с учетом возрастных особенностей. Согласно А. Дистервегу, природосообразность воспитания – это следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей.

В отечественной педагогике данный принцип разрабатывал К.Д. Ушинский: «Придавая большое значение воспитанию… мы ясно осознаем, что пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека».

Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за самого себя, за дальнейшую эволюцию ноосферы.

Принцип природосообразности предполагает, что содержание, формы и методы социального воспитания учитывают необходимость определенной половой и возрастной дифференциации, как в образовании, так и в организации социального опыта и индивидуальной помощи. Необходимо формировать установку на сохранение здоровья, навыки выживаемости в экстремальных ситуациях.

Важно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, а также природоохранное мышление и поведение.

Таким образом, принцип природосообразности в социальной педагогике предполагает:

-учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

-учет индивидуальных особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, поведении;

-опору на положительное в человеке;

-учет взаимодействия природных и социальных факторов.

2.Принцип культуросообразности.

Идея культуросообразности довольно отчетливо, но не сформулировано, впервые появляется в трудах Д.Локка. Он выступил против теории «врожденных идей» и считал, что ребенок формируется под влиянием условий жизни среды, в которой он находится.

В ХIХ веке данный принцип сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что « в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить… всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».

К.Д.Ушинский: принцип народности.

В современных условиях принцип культуросообразности социального воспитания приобретает актуальность и наполняется новым содержанием. Возникает вопрос – на что ориентироваться? На народную российскую, или на западную культуру или на религиозные или этнические ценности и идеи.

Ситуация противоречива – с одной стороны, наблюдается процесс роста национального самознания, увеличение значения отдельных регионов. С другой – тенденции интеграции и глобализации.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.

Перед социальным воспитанием стоят задачи приобщения человека к различным пластам культуры: бытовой, физической, производственной, духовной, политической, религиозной, сексуальной и др.

Кроме позитивных идей в обществе могут формироваться и ценности антикультуры: антипод духовного прогресса, человеконенавистничество, антимораль.

Поэтому задача социального воспитания – научить взрослеющего человека ориентироваться в культурной ситуации в обществе, опираться на позитивные ценности.

3. Принцип гуманизма.

Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, развитие и проявление его способностей.

Современная трактовка принципа гуманизма определяется следующими исходными положениями (Т.Ф. Яркина):

1.Социальное спасение личности в широком смысле – преодоление всех форм неравенства на планете и разработка механизма предупреждения появления новых острых социальных проблем (идеальный аспект).

2.Обучение каждого человека правильной организации жизнедеятельности и жизнетворчеству (практический аспект). Это предполагает:

- выработку основных умений жить и контактировать с людьми в социуме;

- формирование адаптивных способностей и качеств характера;

- стимулирование потребности помогать не только себе, но и другим людям;

- овладение искусством жизни и ценить жизнь как высшую ценность;

- развитие умений саморегуляции, формирования саногенного мышления.

Современные исследователи разделяют понятия милосердие и гуманизм. Б.З. Вульфов: « Милосердие многолико – в одних формах его требует инвалид с детства или обиженный социально. Главное показать, что, не смотря ни на что, он нужен людям, дать ему возможность самоутвердиться как полноценному социальному субъекту». А.В. Суворов милосердие по отношению к инвалиду понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в сложную ситуацию. Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Инвалид лишается всех прав, кроме права на благодарность. Гуманизм – это совместное решение проблем, признание равенства и личностной полноценности. Инвалид превращается в главного решателя своих проблем.

По мнению М.А. Галагузовой принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает:

- признание ценности ребенка как личности, его естественных прав;

- достойное отношение общества ко всем детям независимо от их физического, материального, социального положения;

- создание условий для развития личности, интеграции всех детей (с ограниченными возможностями, отклоняющимся поведением и др.) в общество.

Вопросы для самоконтроля

1. Проиллюстрируйте на примере реализацию принципов социальной педагогики.

2. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для социальной педагогики?

3. Как Вы считаете, в социальном воспитании реализуется идеальный или практический аспект принципа гуманизма?

Тема 4. Социализация как социально-педагогическое явление

Развитие – это процесс реализации имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Это сложный процесс, происходящий под влиянием как внешних (среда, воспитание), так и внутренних (биологические, наследственные) факторов.

Социальное воспитание – это процесс формирования социально-значимых качеств.

Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны – человек воспринимает, усваивает социальный опыт (идеи, ценности, нормы отношений, стереотипы поведения и т.д.); с другой – воспроизводит определенным образом (просоциально, асоциально) в своем поведении, отношении к себе, другим людям.

Развитие, социальное воспитание и социализация взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социализация – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.

Стадии социализации

Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:

1. Г.М.Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии.

2. Психолого-педагогическая возрастная периодизация (младенчество от 0-1; раннее детство от 1-3; дошкольный возраст от 3-6 и т.д.)

3. А.В. Петровский считает, что развитие личности может быть понято как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение макрофаз описывает жизненный путь человека: детство – адаптация, отрочество – индивидуализация, юность – интеграция. Эти же фазы можно выделить в рамках каждого возрастного периода, в различных сферах жизнедеятельности человека.

Факторы социализации (А.В. Мудрик)

1. Мегафакторы (космос, планета, мир).

2. Макрофакторы, влияют на людей в рамках страны (страна, государство, общество, этнос).

3. Мезофакторы влияют на социализацию больших групп людей (тип поселения, субкультура, СМК).

4. Микрофакторы оказывают непосредственное влияние на человека (семья, воспитательно-образовательные учреждения, группы сверстников, общественные, религиозные организации).

Агенты социализации – люди, оказывающее непосредственное влияние. Например, в раннем детстве агентами являются родители, братья и сестры, бабушки, сверстники во дворе. Важно знать, кто влияет и как влияет (позитивно или негативно), какие агенты наиболее значимы в том или ином возрасте, ситуации.

Средства социализации.

К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы воспитания в семье, школе; продукты материальной и духовной культуры; санкции (формальные и неформальные).

Механизмы социализации:

1. Традиционный – в семье, усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения.

2. Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества (образовательные, досуговые). В них происходит накопление опыта социально-одобряемого поведения, а также приобретение опыта имитации такого поведения.

3. Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

4. Межличностный механизм реализуется в общении человека с субъективно значимыми людьми.

5. Рефлексия – внутренний диалог между различными «Я» человека.

Социализация каждого человека происходит с помощью всех этих механизмов, однако у различных половозрастных, социокультурных, профессиональных групп, у конкретных людей соотношение роли этих механизмов различно.

Человек в процессе социализации может выступать в роли субъекта, объекта и жертвы социализации.

Социализированность.

Социализированность – это сформированность черт, задаваемых статусом человека и требуемых данным обществом.

Социализированность имеет мобильный характер. Т. Бут считает, что социальные изменения в обществе могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную (переезд из страны в страну, смена идеологии), и, возможность достичь вновь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.

Поэтому используется такое понятие как ресоциализация – изменение ставших неадекватными норм, ценностей в соответствии с новыми социальными предписаниями.

По мнению А. Келли – социальное развитие человека есть непрерывный процесс ресоциализации.

Подходы к пониманию социализарованности:

1. Социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Этот подход А. Инкельс назвал «заглядыванием вперед», то есть изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешным.

2. М. Райли и Е. Томас. Еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями индивида. Они считают, что необходимо в таких случаях, чтобы человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентаций, то есть находил соответствие между своими ценностями и выполняемыми ролями.

3. Сущность третьего подхода состоит в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающие основные элементы институциональных требований и предписаний. Социализированность должна основываться не просто на усвоении суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

Можно выделить характеристики личности, способствующие успешной социализации:

- способность к изменению своих ценностных ориентаций;

- умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям;

- ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей;

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики, в процессе и результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной, социальной) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Успешность социализации человека проявляется в балансе между адаптивностью и обособлением в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте факторы, механизмы, агенты, средства социализации на том или ином возрастном этапе.

2. Как Вы считаете, что необходимо современному человеку для успешной социализации?

 

Тема 5 . Макрофакторы социализации.

Страна – феномен культурно-географический. Это – территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Страна может обладать государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое или косвенное влияние на жителей и их жизнедеятельность.

Как полагал М. Монтень – люди в зависимости от климата могут быть более или менее воинственны, уверены, склонны к послушанию или не послушанию, к наукам и искусствам.

В.О. Ключевский, характеризуя природно-климатические условия России, показывал их влияние на формирование характера ее жителей. «Природа смеется над самыми осторожными расчетами великоросса – отсюда наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусское – авось. Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий заметно отразились на складе ума – приучили его больше обсуждать пройденный пут , больше оглядываться назад – думать задним умом.

Природа отпускает мало времени для земледельческого труда, поэтому характерно чрезмерное кратковременное напряжение сил, привычка работать лихорадочно и споро, а потом отдыхать».

Геоклиматические условия страны влияют на состояние здоровья людей, распространение некоторых болезней.

Геофизические условия принуждают человека к преодолению объективно существующих трудностей, либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.

Величина территории страны может влиять на преобладание экстенсивного или интенсивного типа хозяйствования; распространение сепаратистских настроений. Территория страны может формироваться веками – постепенно присоединяя новые территории или достаточно быстро (Югославия, Израиль). Распад страны порождает целый комплекс проблем социально-экономических, правовых, психологических.

На социализацию жителей той или иной страны влияет ее этнический состав (поли- или мононациональный).

Таким образом, природно-географические, геополитические условия первоначально определяют исторические развитие страны, являются своеобразными рамками процесса социализации. Как объективные условия страны влияют на социализацию, во многом определяется тем, как ее используют, учитывают.

Этнокультурные условия.

Под этносом понимается исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также сознанием единства и отличия от других подобных образований.

Каждый этнос имеет специфические черты, сформировавшиеся в течении веков под влиянием климатических, исторических, социально-экономических процессов.

В связи с этим этнические особенности как фактор социализации, с одной стороны – нельзя игнорировать, с другой – не следует абсолютизировать.
Д.С. Лихачев: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делая их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества , отсутствующие у других».

Можно выделить два основных аспекта влияния этнокультурных условий на социализацию:

1. Витальные особенности – способы физического развития, вскармливания ребенка, ухода за ним. Наиболее явные отличия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах. Например, в Уганде, где мать постоянно носит ребенка с собой и дает грудь по первому требованию (для европейской культуры это не характерно) наблюдается опережающее развитие ребенка в первые полтора года по сравнению с европейскими детьми.

2. Ментальные особенности.

Менталитет – это глубинный духовный склад, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшийся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видения и восприятия мира на когнитивном, аффективном и прагматическом уровнях.

Каким образом человек воспринимает, усваивает и воспроизводит менталитет своего этноса?

В первую очередь следует сказать о роли национального языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, культуру. Ребенок знакомится с родным языком через частушки, прибаутки, сказки.

Следующим условием усвоения менталитета является то, что в нем присутствуют имплицитные (подразумеваемые, но не сформулированные) концепции личности и воспитания. Формируются представления о том, каким должен быть человек, его предназначение, положительные и отрицательные черты, цель и методы воспитания, способы поощрения и наказания.

И, наконец, восприятие менталитета идет благодаря тому, что в процессе усвоения родного языка и под влиянием ближайшего окружения, реализующего имплицитные концепции воспитания, у человека формируется национальное самосознание. Это проявляется в национальной идентификации, то есть осознании своей принадлежности к определенной этнической группе и в формировании представления о типичных чертах своей этнической общности, о свойствах ее как «целого».

Следует различать этнические (осознание особенностей своего этноса) и межэтнические (представления о другом этносе) установки. Посредством социального воспитания необходимо формировать позитивные, неагрессивные межэтнические установки, толерантные межэтнические отношения.

Влияние ментальных особенностей этноса проявляется в различных аспектах социализации:

- семейная социализация – отношение к браку, детям, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в браке, родителями и детьми; (Например, в Японии брак – это не столько путь к личному счастью, сколько социальный акт, необходимый для утверждения в обществе)

- половая социализация – различные эталоны мужественности и женственности, черты характера, особенности поведения, эмоциональных реакций;

- в сфере межличностных взаимоотношений – стиль общения, специфическое восприятие друг друга, пространственная дистанция (так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии, сравнительно мало значима в Испании) и др.

Таким образом, этнос является важным фактором социализации человека. Менталитет этноса оказывает влияние на различные сферы жизни – формирует отношение к трудовой деятельности, определяет специфические формы досуга, каноны семейного счастья, идеалы прекрасного и т.д. В целом менталитет определяет оригинальность культуры того или иного этноса.

Общество

Общество – понятие политико-социологическое, характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, профессиональные, возрастные и иные группы.

В каждом обществе складываются специфические условия социализации, они зависят от особенностей половозрастной, социальной, этнической, идеологической структур общества, от уровня его социально-экономического и культурного развития, от социально-психологического микроклимата.

1. Половая структура общества.

- количественно половая структура общества характеризуется соотношением числа мужчин и женщин. В целом в мире оно примерно равное, равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах;

- качественно половая структура характеризуется с точки зрения социального статуса полов – положения в обществе, уровня образования. Качественные характеристики половой структуры общества влияют на социализацию, определяя усвоение соответствующих полоролевых экспектаций и самоэкспектаций, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

2. Возрастная структура общества.

Дети, подростки, взрослые, старики образуют своеобразные общества сверстников, играющие автономную роль в процессе их социализации. Показательно отношение к детям и старшему поколению («Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет»).

С точки зрения межпоколенных отношений Маргарет Мид выделяет общества трех типов:

1) В обществе постфигуративного типа люди, старшие по возрасту служат образцом, источником опыта, традиции предков передаются последующим поколениям.

2) В обществе кофигуративного типа моделью для людей является поведение их современников, то есть акцент переносится с прошлого на настоящее.

3) В обществе префигуративного типа не только младшие учатся у старших, сверстников, но и старшие учатся у младших. Этот тип отношений характерен для нестабильных обществ – старшее поколение переживает кризис социальной идентичности, а младшее поколение оказывается более адаптированным.

Следует иметь в виду, что в одном обществе могут присутствовать все типы межпоколенных взаимоотношений, но значимость каждого из них различна.

3. Социальная структура общества представляет собой более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы, мотивации экономического и социального поведения, стиль жизни.

А.В. Мудрик выделяет в современном обществе следующие социальные страты: приспособившаяся к новым условиям старая и новая номенклатура, работники частного сектора, работники бюджетных организаций, студенчество, пенсионеры и др.

Для развития социальной структуры характерны две тенденции:

- формирование среднего класса, для которого характерна ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности;

- люмпенизация общества – увеличивается число людей, для которых отчуждение от труда и собственности из источника неполноценности превращается в источник самоуважения.

Чем более однородно в социальном отношении общество, тем оно стабильнее, меньше причин для социальных конфликтов, противоречий. Чем общество дифференцированнее, тем более разнообразны и не всегда равноценны условия социализации различных слоев населения, начиная с детства.

4. Этническая структура современного российского общества сложна и разнообразна, насчитывает около 130 национальностей.

В настоящее время на территории России можно выделить несколько групп этносов:

1) Собственно русские – потомки древнерусской народности.

2) Представители титульных наций стран ближнего зарубежья (бывшие республики СССР) – узбеки, армяне и др.

3) Этносы, проживавшие на территориях, которые в разное время и разными способами (добровольно или насильственно) вошли в состав империи и стали наряду с русскими титульными народами общей для них страны – татары, якуты, башкиры и др.

4) Народы, выходцы их которых некогда осели в России. Одни это сделали на правах подданных (поляки), другие (немцы, чехи) были приглашены на жительство и т.д.

В настоящее время происходит снижение гомогенности русского и других народов.

Деформация общегражданского сознания заставляет людей искать более стабильные ориентиры, позволяющие преодолеть неуверенность в завтрашнем дне. В этой ситуации национальная принадлежность выступает как компенсаторный механизм, этнические идеи приобретают приоритетное значение по сравнению с общечеловеческими идеями.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Все эти характеристики в совокупности оказывают существенное влияние на социализацию социальной, возрастной, этнической группы и отдельного человека.

Государство – понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правовой аппарат, административные и финансовые органы, суд и т.д.), осуществляющих управление обществом.

Государство можно рассматривать как фактор социализации в трех аспектах:

1) оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, экономика и социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни его граждан, их развития и самореализации.

Дети и взрослые более или менее успешно функционируют в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и в еще большей мере, реализуемые в социальной практике.

Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенный период могут быть противоположны.

2) Государство осуществляет относительно направленную социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам.

Так, осуществляя функцию обороны и защиты своих граждан, государство разрабатывает военную доктрину. В соответствии с ней вооруженные силы формируются либо как добровольно-контрактные, либо на основе всеобщей воинской повинности, либо сочетая их.

В сфере социально-экономической политики государство устанавливает определенные минимальные и максимальные возрастные границы трудовой деятельности, принимает законы, регламентирует использование трудовых ресурсов в тех или иных отраслях промышленности, минимально необходимые условия и уровень оплаты труда в зависимости от пола, возраста (более короткий рабочий день подросткам, беременным женщинам).

В сфере национально-культурной политики государство создает правовые, организационные, материальные условия для равноправного участия всего населения во всех сферах жизни, или вводит определенные ограничения, или привилегии для отдельных этнических групп.

3) Государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающего поколения, создавая для этого систему воспитательных и образовательных учреждений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Проанализируйте известные Вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию?

3. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном обществе в связи с изменением его структуры?

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!