ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 5 страница
Близкие по содержанию идеи высказывал известный немецкий социолог Георг Зиммемь, который считал, что к области общей социологии следует отнести «поиск «закона» или «ритма» общественного развития, исследование закономерностей социальной дифференциации, проблемы «перехода от «органических» к «механическим» связям, «закон трех стадий» и т.п. (4; 293).
Итальянский социолог Вилъфредо Парето в своей работе «Трактат по общей социологии» (1916) утверждал, что главной целью общей социологии является рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и воссоздаваемого равновесия и состоящей из множества частей (4; 33-34). Американский социолог Франклин Гиддингс исходит из того, что предназначение общей социологии — изучение универсальных и основных явлений в общества (2; 97).
Выдающийся русско-американский социолог Питирим Сорокин считал, что общая социология «изучает свойства надоргани-ки, которые повторяются во времени и пространстве, т.е. являются общими для всех социокультурных феноменов» (8; 161). «Метасо-циология (а это общая социология), - продолжает П. Сорокин, -исследует общество как род, с присущими ему свойствами и отношениями, которые обнаруживаются в любом обществе, будь то фирма, церковь, государство, клуб, семья и т.п., рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающих практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские в их взаимосвязях друг с другом. То же можно сказать о таких социальных процессах, как соревнование и эксплуатация, гос-
|
|
41
подство и подчинение, стратификация и дифференциация, солидарность и антагонизм (8; 161-162). Делая вывод из своих рассуждений об объеме и особенностях социологической науки, П. Сорокин утверждает: «Общая социология должна быть достаточно абстрактной и теоретической, это генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях... Общая социология изучает а) родовые свойства всех социокультурных явлений в их структурных и динамических аспектах, б) повторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и космическими явлениями, собственно социокультурные и биологические феномены, различные подклассы социокультурных явлений» (8; 172-173).
С точки зрения другого выдающегося американского социолога Толкотта Парсонса, главным предметом общесоциологического анализа «является институциональный аспект социального действия..., такая область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких значений» (5; 365).
|
|
Один из крупнейших современных российских социологов Геннадий Осипов рассматривает общую социологию как «науку об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определепных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов» (9; 698). Другой российский социолог Юрий Резник считает, что «предметом общей социологии являются универсальные (всеобщие) связи различных классов социетальных явлений и процессов, связанных между собой общим культурным пространством и протекающих в условиях современной (или постсовременной) цивилизации» (7; 105).
Мы воспроизвели довольно обширный реестр наиболее известных и интересных суждений, высказанных различными социологами на протяжении почти всего XX столетия, что дает возможность представить несколько подходов к пониманию сущности, объекта и предмета общей социологии. При всех различиях в приведенных определениях все-таки представляется возможным выделить несколько очень важных моментов, присутствующих в каждом из них. Каковы эти моменты?
|
|
42
Прежде всего, приведенные суждения, начиная с Э. Дюрк-гейма, сходятся в том, что социология есть единая наука, но в ней существуют, с одной стороны, общая социологическая теория, а с другой стороны, - целый ряд более частных социологических концепций, изучающих различные сферы социальной действительности — экономическую, религиозную и г.п.
Во-вторых, почти все приведенные определения концентрируют внимание на главном - ядром предметной области общей социологии является изучение всеобщих законов и родовых признаков социальных явлений, возникающих практически во всех социальных процессах- экономических, политических, социокультурных и т.п. в их взаимосвязях друг с другом — и проявляющихся в действиях личностей, социальных групп и общностей.
В-третьих, общая социология сосредотачивает свое внимание преимущественно на институциональных аспектах социальных действий и отношений и нормативных регуляторах таких действий, проявляющихся в едином социокультурном пространстве социальных систем.
|
|
В-четвертых, исследуемые обиден социологией родовые особенности и закономерности развития различных социальных процессов и сфер общества (экономической, политической, социокультурной и т.п.) находят свое реальное воплощение в действиях людей, занимающих в социальной структуре общества определенные социальные статусы и выполняющих определенные социальные роли.
В-пятых, в трех последних из приведенных суждений об общей социологии, начиная с парсоновского, присутствует два термина: «социальный» и «социетальный». Такое разграничение введено в социологию Т. Парсонсом и означает следующее. Термин «социальный» употребляется по отношению к общественным явлениям и процессам без уточнения теоретического уровня их рассмотрения — в таких случаях говорят о социальном действии, социальной организации, социальном управлении и т.п. Термин же «социетальный» применяется в тех случаях, когда речь идет о теоретическом осмыслении явлений и процессов, относящихся к уровню общества в целом, к его макроуровню. «Поскольку, - утверждает Т. Парсонс, - мы интерпретируем социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не обеспечивает, различные порядки и уровни внутренней интегра-
43
ции. Эта интегративная подсистема общества будет называться социеталъиым сообществом» (6; 23).
Если учесть все изложенное, то можно придти к выводу, согласно которому общая социология есть общая, фундаментальная социологическая теория, исследующая субстанциональные, родовые особенности и законы развития общества на социетальном уровне их проявления, т.е. на уровне их целостности, интегрированное™, и разрабатывающая методологию таких исследований. Следовательно, общая (фундаментальная) социологическая теория на основе применения разработанной ею научной методолог ии генерирует, создает новые обобщенные знания о сущности, содержании и способах проявления социальной реальности и закономерностях ее развития, а также синтезируе! и интегрирует социологические знания, полученные в специальных теориях в результате эмпирических исследований, и превращает их "в концентрированную форму общих понятий, категорий, обобщений, выводов, законов и т.д." (7; 103).
Однако общая социология не представляет собой какой-го раз навсегда данной, неизменной и самодостаточной теоретической конструкции. Напротив, она находится в постоянном изменении и развитии, а само это развитие осуществляется в органическом ее единстве, с одной стороны, с целым рядом других наук об обществе (с экономической теорией, философией, историей, политологией, психологией, этнологией), а с другой, - с частными социологическими теориями (теорией стратификации, теорией личности и т.п.).
В своих взаимодействиях с частными социологическими теориями, которые функционируют в двух видах: а) специальные социологические теории и б) отраслевые социологические теории, общая социология выступает в качестве их общей теоретической и методологической основы. К числу специальных социологических теорий относятся такие теоретические концепции, как теория социальных взаимодействий, разработанная Г. Зиммелем, Л. Гумп-ловичем, Дж.Г. Мидом, теория социальной стратификации, предложенная П. Сорокиным, теория структурации, разрабатываемая Э. Гидденсом и др.
Отраслевые социологические теории очень разнообразны и их можно структурировать в несколько комплексов.
1. Отраслевые социологические теории, занимающиеся исследованием основных условий и форм жизнедеятельности людей
44
в обществе. К их числу принадлежат: экономическая социология, социология труда, социология науки, социология образования, социология быта и досуга.
2. Отраслевые социологические теории, изучающие деятель
ность социальных институтов и отношений господства и подчине
ния: социология политики, социология права, социология религии,
социология семьи и т.п.
3. Отраслевые социологические теории, исследующие взаи
модействия между личностями, общностями и обществом в целом:
социология личности, социология коммуникаций, социология де-
виантиого поведения, социология конфликтов и т.п.
4. Отраслевые социологические теории, изучающие соци-
ально-страгификационпые общности: социолог ия молодежи, со
циология организаций, социология города, социология деревни,
социолог ия народонаселения.
В отличие от общей социологии специальные и отраслевые социологические теории изучают не родовые особенности и закономерности развития общества в целом, а более частные проявления общих социальных тенденций в определенных сферах общества и его подсистемах- в социальной структуре, в политической, религиозной и других сферах. В настоящее время насчитывается более 40 специализированных отраслей социологического знания, и количество их продолжает возрастать. А общая социология, располагая мощным арсеналом теоретических концепций и методов, вбирает в себя наиболее важные результаты прикладных эмпирических исследований, воплощенньгх в специальных и отраслевых социологических теориях, но одновременно открывает новые перспективы дальнейшего развития всего многоуровневого комплекса социологических знаний.
Все изложенное позволяет дать определение рассматриваемому феномену.
Общая социология — это совокупность фундаментальных социологических теорий, представляющих собой высший уровень достоверных обобщенных знаний о всеобщих родовых особенностях и закономерностях развития социетальных систем, свойственных им npoifeccoe, отношений и взаимодействий, формах их проявлений в действиях личностей, социальных групп и общностей.
Объектом общей социологии является общество как единая динамическая социальная система, рассматриваемая в ее интегра-
45
тивных свойствах и целостности на социетальном уровне. Этот объект внутренне интегрирован и дифференцирован и включает в себя в качестве основных компонентов макросоциальные типы и институциональные формы межличностных и групповых взаимодействий людей, их социальных общностей - социальные процессы, социальные структуры, организации и институты, социальные регуляторы человеческого поведения - нормы, правила, установления и т.п.
В отличие от объекта общей социологии, каковым, обобщенно говоря, является развивающееся общество в его целостных системных характеристиках, предмет данной научной дисциплины позволяет выделить для изучения вполне определенные стороны исследуемого объекта, представляющие наибольший интерес для понимания и объяснения тенденций и закономерностей развития общества. Исходя из того, что говорилось выше об особенностях общей социологии, можно дать ее предмету следующее определение. Предметом общей социологии является исследование типологических особенностей и закономерностей развития социе-тальных общностей, свойственных им отношений, взаимодействий и регуляторов, проявляющихся в действиях личностей, социальных групп, организаций и институтов, связанных между собой общим социокультурным пространством.
Для общей социологии характерно наличие нескольких подходов к вычленению и исследованию своей предметной области.
1. Деятель)честный подход (представлен творчеством К. Марк
са, М. Вебера, Т. Парсонса), рассматривающий и интерпретирую
щий социальную реальность, все социальные и социетальные сис
темы как результат активной предметно-преобразующей деятель
ности человека.
2. Интеракцгюныстский подход (представлен теоретически
ми концепциями Г. Зиммеля, Дж.Г. Мида, Э. Гоффмана и др.), рас
сматривающий предмет теоретических социологических исследо
ваний как совокупность процессов интеракции, социальных взаи
модействий индивидов и их групп.
3. Общностный подход (представлен работами Л. Гумпло-
вича, Ч. Кули, Ф. Тенниса, В. Ядова), сторонники которого пони
мают предмет общей социологии как совокупность взаимодейст
вующих между собой социальных групп, общин, общностей.
4. Структурно-стратификационный подход (представлен
социологическими концепциями П. Сорокина, Р. Мертона, Э. Гид-
46
денса), поборники которого сосредоточивают социологический теоретический анализ на процессах структурации общества, разнообразных взаимодействий существующих в обществе социальных классов и слоев (социальных страт).
5. Институциональный подход (представлен концепциями
М. Вебера, Т. Парсонса и др.), сторонники которого решающую
роль в развитии социальной реальности, в становлении ее новых
типов и форм придают деятельности социальных институтов— го
сударства, религии, культуры.
6. Структурно-функциональный подход (представлен твор
чеством А. Рэдклифф-Брауна, Т. Парсонса, Р. Мертона), который в
исследовании и теоретическом осмыслении особенностей развития
общества акцентирует внимание на выявлении ею основных струк
турных компонентов (система, подсистема, уровни организации и
др.) и выполняемых ими функций.
7. Системный подход (представлен концепциями В. Парето,
Н. Лумана, П. Бурдье) базируется на понимании и истолковании
общества как сложной и целостной социальной системы, обла
дающей способностью соотносится не только с окружающим ми
ром, но и с самой собой, следовательно, к символическому само
выражению и самоописанию.
8. Интегралистский подход (воплощен в концепциях П. Со
рокина, Т. Парсонса), характеризующийся рассмотрением и ин
терпретацией общей социологии как «генерализующей», «инте
гральной» науки, изучающей родовые, всеобщие особенности и
закономерности развития социальной реальности.
Нетрудно заметить, что некоторые из перечисленных здесь концепций отнесены не к одному, а к двум и даже трем подходам к пониманию и истолкованию предметной области общей социологии. Это вполне объяснимо: ведь большинство из проанализированных теоретических подходов к построению общей социологической теории не противоречат друг другу, а взаимопересекаются в нескольких точках, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.
Как и всякая общенаучная дисциплина общая социология опирается на вполне определенный фундамент исходных, наиболее общих конструктов, фундаментальных категорий. Почти все выдающиеся социологи: К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. выделяют в качестве таковых три познавательных фундаментальных категории: общество, культуру, лич-
47
ность. Общество в таком случае выступает как сложно дифференцированная и одновременно глубоко интегрированная социальная система, охватывающая наиболее устойчивые и повторяющиеся социальные отношения, складывающиеся в процессе социальных взаимодействий личностей и общностей. Культура предстает как специфически человеческий способ творческой деятельности и совокупность результатов этой деятельности, воплощенных в идеалах, ценностях, нормах, образцах и правилах поведения. Личность выступает как относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих каждого отдельного человека, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми в контексте развития общества и культуры.
Через применение данной категориальной триады общая социология осуществляет довольно обширный класс теоретических задач. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.
1. Общая социология разрабатывает общую научную мето
дологию (совокупность методов, способов, приемов) теоретиче
ского исследования и освоения социальной действительности. Пе
речень наиболее часто применяемых из них содержится в преды
дущей главе.
2. Общая социология осуществляет фундаментальные теоре
тические исследования наиболее общих, повторяющихся, типиче
ских особенностей, черт, тенденций развития социальных объек
тов (явлений, событий, процессов, социальных структур и т.д.) в
терминах и категориях, отражающих их сущностные характери
стики и закономерности.
3. Общая социология решает проблему теоретического ос
мысления, объяснения и описания социальных объектов не столь
ко в их обособленности друг от друга, сколько в определенным
образом упорядоченных и структурированных комплекса сово
купностей, классов этих объектов.
4. Общая социология производит теоретическую оценку то
го, в какой мере соответствуют (не соответствуют) экспектациям
(ожиданиям), потребностям и стремлениям индивидов и социаль
ных общностей (классовых, этнических, территориальных, про
фессиональных, социокультурных) те или иные социальные ин
ституты, организации и общество в целом.
5. Общая социология, опираясь на исследование тенденций
развития общества и его отдельных подсистем (экономической,
политической, культурной), способна решать задачу прогнозиро-
48
вания наиболее вероятных событий в тех или иных сферах общественной жизни.
6. Общая социология имеет в своем распоряжении теорети
ческие средства (сравнение, обобщение, анализ и синтез и др.), по
зволяющие ей решать задачу интегрирования новых знаний, полу
ченных эмпирическим путем и сконцентрированных в частных со
циологических теориях (отраслевых и специальных), и превраще
ния их в сжатую форму общих понятий, категорий, выводов, кон
цепций, теорий.
7. Общая социология в процессе анализа, обобщения, синте
зирования новых социологических и смежных с ними философ
ских, психологических, экономических и иных знаний имеет воз
можности решать задачу типологизации сходных явлений, собы
тий и процессов, построения различных, в том числе многоуровне
вых, теоретических систем, в которых одни категории и концеп
ции базируются на других, вытекают из них или развивают, конк
ретизируют их.
8. Общая социология, осуществляя анализ, синтез, типологи-
зацию социальных фактов, обобщающих их выводов, решает зада
чу фильтрации полученных знаний, нейтрализации или отсечения
недостоверных, противоречивых, ошибочных суждений, оценок,
концептуальных схем.
Названные и иные задачи общей социологии решаются чаще всего не разрозненно, в во взаимосвязи друг с другом, что отражено на рис. 7.
Решение задач общей социологией происходит в процессе осуществления свойственных ей функций. Она выполняет все те функции, которые присущи социологии как единой науке и охарактеризованы в первой главе данной книги. Но она обладает и целым рядом специфических функций, характерных только для нее. Эти функции таковы:
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!