ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 3 страница
20
лее влиятельные- марксизм, понимающая социология, структурный функционализм, символический интеракционизм, равно как и возникшие в конце XX века постклассические, модернистские (социологическая феноменология, этнометодология) и постмодернистские (теория самореферентных систем, структурационная социология) социологические теории, не является полностью адекватной, а тем более единственно универсальной, безусловно применимой к изучению и объяснению современных социальных процессов, происходящих в нашу эпоху глобальных цивилизаци-онных трансформаций. Выход из такого состояния заключается в разработке общей социологической метатеории, которая включала бы в себя как основание достижения социологической классики, модернистских и постмодернистских социологических концепций, так и новые социологические подходы в системном исследовании общества, основных подсистем, функционирующих в нем, социальных общностей, организаций, институтов. Второе важнейшее направление назревших изменений в содержании и структуре социологического знания состоит в том, чтобы развивать социологическое знание на всех его уровнях - на теоретическом и эмпирическом, на фундаментальном и прикладном, в контексте общесоциологической теории, специальных и отраслевых социологических теорий.
Как и большинство наук, социология развивается на двух уровнях- теоретическом и эмпирическом. Кроме того, по ориентации социологических исследований они подразделяются на фундаментальные и прикладные.
|
|
Рассмотрим соотношение эмпирического и теоретического в социологии. Социология как наука должна базироваться на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных фактах, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений. Эти данные собираются исследователями с помощью определенного набора методов эмпирического исследования - наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов, социальных экспериментов. Накопление эмпирических фактов и зависимостей предполагает, в основном, деятельность по применению имеющихся в науке познавательных средств для исследования характеристик, свойств, взаимозависимостей явлений, процессов и событий социального мира. Проведение таких исследований требует от специалиста
21
умения решать множество организационных вопросов, связанных, например, с интервьюированием экспертов, подготовкой инструментария для проведения массовых опросов населения или его определенных групп, построением репрезентативной (представительной) выборки опрашиваемых (респондентов) и т.п. Кроме того, оно предполагает наличие у социолога профессиональных умений в области применения так называемого включенного наблюдения, организации анкетирования, математических навыков в обработке полученной эмпирической информации и т.п. Следовательно, эмпирическое исследование не осуществляется в отрыве от социологической теории, а предполагает использование определенных ее элементов в самой практике организации и проведении такого исследования.
|
|
Особенностью социологического познания социальной реальности на всех его стадиях и уровнях является относительно большая в сравнении с физикой, химией или биологией насыщенность теоретическими элементами. В этой сфере гораздо труднее осуществить эксперимент, поэтому его должна заменить сила абстрактного, теоретического мышления. Сравнительно большой удельный вес теоретических понятий и концепций в структуре социологического знания объясняется и тем, что в социальной реальности затруднено, а часто и вовсе невозможно, использовать различные приборы, фиксирующие те или иные характеристики исследуемых объектов, вследствие чего изучение большинства социальных феноменов проводится преимущественно путем использования теоретических методов. Изучение даже самых поверхностных пластов социальной реальности, тем более глубинных ее слоев, требует применения теоретических аргументов, концепций, выводов. Возрастание доли и значимости теории в социологических исследованиях определяется также их «ценностной спецификой», т.е. прямой включенностью ценностных суждений в природу и структуру социологического познания.
|
|
Характерной особенностью социологического познания является также наличие в нем различных типов теоретического исследования. Выделяются прежде всего общесоциологические теории, претендующие на описание и объяснение развития общества в целом. К их числу относятся, например, теория общественно-экономических формаций, обоснованная К. Марксом; теория социального действия, выдвинутая М. Вебером; теория обмена,
22
предложенная П. Блау; структурно-функциональная теория Т. Пар-сонса; теория социальной стратификации, сформулированная П. Сорокиным и др.
Второй класс теоретического каркаса социологии составляют специальные социологические теории, изучающие социальные юнденции и особенности функционирования социальных общностей в процессах их взаимодействия. К ним относятся теории «социального поведения» (например, бихевиористская), теории «социальных взаимодействий» (в частности, теоретические концепции, разработанные Г. Зиммелем, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, П. Сорокиным и др.), теории «социальных движений» (например, 1еории, обоснованные Г. Блумером, А. Турэном) и др.
|
|
Наконец, в лоне социологии развиваются и применяются так называемые «отраслевые теории», формирующиеся на стыках социологии с другими науками, например, экономическая социология, политическая социология, социология права, социология образования и т.п. Эти теории изучают особенности развертывания социальных процессов; их тенденции, проявляющиеся не в обществе в целом, а в его различных сферах- в экономике, политике, культуре и т.д.
В зависимости от ориентированности социологических исследований их подразделяют на фундаментальные и прикладные. Первые ориентированы на решение научных проблем, связанных с разработкой концептуального аппарата социологии, методов социального исследования, с изучением глубинных пластов социальной реальности, основных тенденций и закономерностей ее развития. Они отвечают на два фундаментальных вопроса научного знания: «Что познается?» (объекг социологии) и «Как познается?» (методы социологического исследования). Фундаментальные социологические теории ориентированы на изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, возникающих в ходе социально-исторического развития, в ходе конфликтов и катастроф, включая такие разрушительные из них, как войны и революции. Фундаментальные теории также сосредотачивают свой концептуально-понятийный аппарат на исследовании процессов развития личности в их органической взаимосвязи со стратификационными процессами, с изменением и динамикой социальных систем и их структур. В сферу развития фундаментальных теорий, кроме того, входит разработка моделей, методик и техники социологических исследований.
23
Прикладные социологические исследования ориентированы на решение актуальных социальных проблем практического характера, связанных с изучением и регулированием определенных социальных процессов в четко очерченных областях общественной жизни, например, с изменением демографической ситуации, возникновением и развитием безработицы, девиантного (отклоняющегося) поведения и т.п. Такого рода исследования отвечают на вопрос: «Для чего познается?» - для социального развития, для совершенствования управления деятельностью индивидов и организаций в определенной сфере общества и т.п. Программа такого исследования предусматривает уяснение практически значимой проблемы, поиск способов ее решения на основе некоторого типового варианта (если имеется соответствующая социологическая теория) или же разработку концепции поставленной проблемы с последующей выработкой практически значимых рекомендаций и оптимальных управленческих решений для внедрения их в практику. В качестве примера можно дать проводимое Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1997-2000 гг. прикладное социологическое исследование, направленное на разработку основных направлений совершенствования государственного регулирования рынка труда и системы социальных механизмов регулирования занятости населения в Республике Беларусь.
Резкое разграничение, а тем более противопоставление фундаментальных и прикладных исследований способно затруднить развитие социологии как многогранной науки, ослабить ее теоретическую и прикладную эффективность. Выход из такой ситуации был предложен известным американским социологом Р. Мерто-ном, который предложил разработку еще одного теоретического компонента социологического знания - так называемых «теорий среднего уровня». Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в определенных областях социологического знания, таких, как изучение семьи, малых групп, процессов коммуникации и т.п.
Социологические исследования проходят ряд взаимосвязанных стадий; их эффективность может быть обеспечена только в том случае, когда они исходят из серьезной методологической основы. С ней связаны как эмпирическая, так и теоретическая стадии социологических исследований. Каждая из названных стадий взаимодействует одновременно с эмпирическим базисом исследований, а также с общесоциологической, специальной или отрасле-
24
общностей. Очень трудно, точнее, невозможно наблюдать сразу за поведением всех белорусов одновременно или пригласить их в лабораторию для проведения социологического эксперимента.
Микросоциология исходит из того, что основным и первичным компонентом человеческого поведения является выбор. Жизнь каждого человека - это бесконечная серия различных выборов, ибо человек каждый день выбирает одну из альтернатив: согласиться на какое-либо предложение или отказаться от него; совершить покупку какой-то вещи или отказаться от такой покупки; встретиться с кем-то или избегать встречи и т.п. Специалисты в области микросоциологии стремятся определить, каким образом люди делают свой выбор, и приходят к выводу, что каждый индивид старается сделать самый рациональный из всех возможных выборов. Оказывается, что внутренний мир чеповека, равно как и совершаемые им поступки, часто ограничены возможным выбором, причем люди предполагают избегнуть такого выбора, который может привести к издержкам, потерям, утратам, неприятностям.
Но возникает резонный вопрос: а как понимать саму рациональность выбора? Великий русский поэт А.С. Пушкин, решаясь на дуэль с Дантесом, стоял перед мучительным выбором, ибо на карту была поставлена не только честь, но и жизнь. И ради чести он готов был пойти и пошел на риск потери жизни. Можно ли этот выбор считать рациональным и благоразумным? С точки зрения эгоиста и лицемера, конечно, нет, а с точки зрения человека благородного, разумеется, да. В том же ключе следует решать вопрос: как оценить выбор солдата, который погибает за Родину, или человека, который спасает оставленного в горящем доме ребенка, рискуя собственной жизнью?
Очевидно, что при решении такого ряда вопросов, как и любых вопросов, связанных с особенностями индивидуального поведения тех или иных личностей, надо исходить из социологического анализа тех смыслов и значений, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Таким образом, главная тема микросоциологических исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, смыслы и значения, определяющие взаимодействия между людьми. Микросоциология ищет причины человеческого поведения в отношениях и взаимодействиях между личностью и другими людьми. Взаимодействие - это процесс, через который мы влияем друг на друга: поскольку действуя, мы влияем на окружающих нас людей, а так как действуют и дру-
26
i no люди, то и они оказывают влияние на нас. Поэтому мы посто-чшю отслеживаем и корректируем наши действия в соответствии с различными поступками других людей.
Американский социолог До/с. Хо.мапс считает, что взаимо-псйствие людей можно понять и объяснить на основе применения принципа поощрения и наказания. Согласно его точке зрения, лю->|,и склонны возобновлять такие формы поведения, за которые они и недавнем прошлом были вознаграждены (признательность, похвала, деньги и т.п.).
Сторонники символического интеракционизма Ч. Кули и /' Мид исходят из того, что суть человеческого существования проявляется в способности осмысливать свои поступки и поступки окружающих нас людей при помощи определенных слов-символов, которые используются в процессе общения. Через символические взаимодействия люди служат друг другу своеобразным зеркалом, помогающим уточнять, изменять, совершенствовать свои действия и поступки. Через долгий опыт наблюдения за реакцией других людей на то, что и как мы делаем, мы не только получаем понятие о том, что мы собою представляем, но и приобретаем способность поставить себя на место другого. Мид назвал это «принятием роли других». Делая это повторно, мы формируем понятие других, т.е. начинаем понимать, что они хотят, чего ожидают, как они приблизительно будут реагировать на наше поведение. Через такое взаимодействие формируется наше сознание и самосознание; мы начинаем узнавать не только окружающий мир и других людей, но и узнавать самих себя, как бы глядя на себя глазами других людей.
К числу наиболее известных микросоциологических теорий относится теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), символический интреакционизм (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Дж. Болдуин и др.), ггнометодология (I". Гарфинкель, Г. Сакс и др.).
Если микросоциология фокусируется на изучении индивидов и их ближайшего социального окружения, то макросощюлогия сосредотачивается на анализе социальных структур, прежде всего больших социальных групп и общностей. Она рассматривает, как ш или иная социальная структура возникает и функционирует, как один элемент или аспект структуры влияет на другой и как эти социальные коллективы функционируют в качестве целостных систем. В качестве наиболее важных социальных структур, изучаемых макросоциологией, выступают социальные институты: госу-
27
дарство, различные организации - школа, суд, прокуратура, предприятие и т.д., а также культура, религия, политический и экономический строй. Люди, с самого рождения включенные в обширную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое и сильное влияние всю свою жизнь.
Собственно говоря, социология как вполне самостоятельная, обособившаяся от философии, наука начинается с макросоциоло-гического анализа общества. Начало такой направленности в исследовании общества положил своими трудами родоначальник социологии Огюст Копт. Ведущая идея, сформулированная им, -общество есть сложная система, органически связанная с понятием законов. Самым важным из последних является закон трех стадий. Согласно этому закону общество в своем развитии проходит последовательно сменяющие друг друга стадии. Первая из них - теологическая, охватывающая древность и раннее средневековье. Здесь господствуют фетишизм, политеизм, а на последнем этапе -монотеизм, совпадающий с эпохой христианства в Европе. С 1300 г., по мысли О. Конта, начинается вторая стадия развития общества -метафизическая. В этот период господствует «метафизический дух», оперирующий интегральными понятиями - «всеобщая справедливость», «народ», «государство» и т.д., а важнейшими событиями периода являются Реформация, философия Просвещения и Великая французская революция. На смену этой стадии приходит новая, качественно отличающаяся от нее, — стадия исторического развития - позитивная. На этой стадии преодолевается устаревшая метафизика, а ее место в качестве господствующей идеи занимает позитивная наука, в том числе и социология, призванная дать человечеству конкретное знание об обществе.
Макросоциологический подход к исследованию общества характерен также для К. Маркса и его последователей. Главное в учении К. Маркса - идея материалистического понимания истории, которая выделяет в качестве основы общественного развития способ производства материальных благ. На основании социально-исторической смены способов производства и связанного с этим изменения главного субъекта производственной деятельности -рабов, крестьян, пролетариата, - в марксистской социологии сформулировано понятие «обществепно-экономической формации» как специфической стадии общественного развития в ее реальной целостности в качестве особого социального организма. Выделение формации как целостной характеристики определенного этапа раз-
28
шипя общества дополняется цивилизационным подходом. Подход hoi, в трактовке К. Маркса, дает возможность понять содержание и направленность общественно-исторического процесса как обусловленный экономическими факторами переход человеческого общества от докапиталистической цивилизации (первобытнообщинный строй, рабовладельческий и феодальный строй) к капи-кшистической. От нее — посредством социальной революции и отмены частной собственности на орудия и средства производства — к коммунистической цивилизации. В последней - главной ценностью и одновременно мерилом общественного богатства станет всестороннее развитие личности
Наиболее известной и влиятельной макросоциологической 1еорией в конце XIX века стал функционализм. Его возникновение связано с деятельностью выдающегося английского социолога XIX века Г. Спенсера. Исследуя общество, он сравнивал его с живым организмом, подобным человеческому телу. В нашем геле каждый орган— мозг, сердце, печень, желудок и т.д.— выполняет свойственную только ему специфическую функцию, причем все гги органы и их функции образуют взаимосвязанную и целостную систему. Подобно этому каждая часть общества - экономическая, политическая, религиозная и т.п. - выполняет свою функцию, и чем более согласованы между собой эти функции, тем устойчивее целостный организм, тем эффективнее он функционирует. Однако в отличие от индивидуального организма, который обладает конкретностью, общественный организм всегда дискретен. Это означает, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность, а напротив, должно «служить» индивидам, его составляющим.
Дальнейшее развитие функционализм получил в трудах французского социолога Э. Дюркгейма и американских социоло-i ов Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Дэвиса и др. Т. Парсонс, в частности, органично связал представление о целостности социальной системы, состоящей из ряда подсистем (экономической, политической и др.), с системой социальных действий. Социальная система действий, по его утверждению, описывает ориентацию многих действующих лиц в ситуации, в которой действуют и другие лица. Таким образом, в социальной системе действий описываются мно-1 ие элементы социального действия и взаимодействия, причем сами эти элементы находятся в определенном соотношении друг с
29
другом, т.е. макросистема их разнообразных взаимодействий обладает внутренней структурой.
В структурном отношении макроструктуры социальных действий состоят из трех классов объектов: социальных, физических и культурных. Социальным объектом, считал Т. Парсонс, является индивид, субъект действия, который принимается за центр системы («Я») или некоторый коллектив, состоящий из множества индивидов, который рассматривается и действует как нечто единое. Физические объекты - это окружающая среда, элементы которой не обладают самосознанием, не «реагируют» на «51» и являются средствами и условиями действия «Я». Культурными объектами являются: символические элементы культуры, идеи, ценности, убеждения, традиции в той степени, в какой они рассматриваются в качестве объектов ситуации со стороны «Я». Что же касается действия, то это, по утверждению Т. Парсонса, некоторый процесс в системе «субъект действия — ситуация», имеющий мотивацион-ное значение для действующего индивида или — гораздо чаще — для совокупности множества индивидов, составляющих коллектив как групповой субъект социального действия.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!