Лекция тема №6. Юридическая антропология и гендерные отношения.



 

Антропология как самостоятельная научная дисциплина достаточно молода: ееизучают всего лишь около ста лет в академических структурах. Строго говоря, антропология — это учение о человеке, а поле антропологии — это своего роданесистематизированная совокупность полуавтономных дисциплин, изучающих человекакак социального индивида: физическая антропология, социальная или культурнаяантропология, философская антропология, антропология возраста, юридическаяантропология, политическая, медицинская, экономическая антропология, и, наконец, —

гендерная антропология. Все эти дисциплины имеют свою специфику, но все они вконечном итоге отвечают на один вопрос: каковы место и роль человека в мире природы икультуры? Чтобы понять, что же такое гендерная антропология в ряду множественных иразнонаправленных антропологических дисциплин, стоит рассмотреть историюинституционализации дисциплины.

Антропология как отдельная научная дисциплина появилась в ХIХ в., в эпоху«промышленного» колониализма, когда потребовалось «научное» объяснениесуществования иных обществ, с иной социальной организацией, иными ценностями иприоритетами. Антропология реализовывалась как позитивистская наука об особенностях социальной организации колонизуемых народов. Поэтому вслед за физическойантропологией институционализировалась культурная (или социальная) антропология, являющаяся на сегодняшний день наиболее мощным исследовательским направлением, изучающим человека в локальных сообществах. Институционализация антропологии какнаучной дисциплины связана с «научной» реализацией идей эволюционизма, прогрессизма и европоцентризма на историческом и социальном материале колониальных

практик европейцев. Поэтому исторически основным методом культурной антропологииявлялся сравнительный метод. Сегодня антропологические исследования ведутся сиспользованием всего общетеоретического багажа социально-гуманитарных наук. Этосвязано с тем обстоятельством, что результаты научных исследований антропологоввостребованы и интегрированы в базовые курсы социологии, философии, психологии, истории и др. науки. Но и сами антропологи активно использовали и опирались в своихисследованиях на теоретические и практические достижения других наук гуманитарногоцикла. Так, Н.Н. Козлова, разрабатывая курс по социально-исторической антропологии, указывает, что «антропология активно использует теории, которые разрабатываются вфилософии, психологии, теоретической социологии» [1, c. 10]. На сегодняшний деньможно говорить как об антропологизации социальных наук [2, с. 55; 3, с. 51], так и омеждисциплинарности самой антропологии. Сегодня антропология — структурное объединение разнонаправленных (поисследовательскому вектору) и разноуровневых (по степени легитимации вакадемической структуре знания) полуавтономных дисциплин, объединенных единымпредметным полем — человек в существующем мире природы и культуры. Анализируяэто предметное поле, можно указать на существование разных парадигмальных подходовк его анализу. Первый подход осуществляется в рамках культурантропологиина

позитивистских основаниях, а второй — в рамках философской антропологии на основефеменологической методологии.

Философская антропология как отдельная научная дисциплинаинституционализировалась после второй мировой войны, когда произошла радикальнаяпереоценка этических ценностей в европейской философской и гуманитарной традиции.

Кафедры философской антропологии появляются для «научного» обоснованияантропоцентризма гуманитарного знания и ответа на вопрос о том, как осуществляетсяпризнание человека другими. Социальные изменения военного и послевоенного времени, связанные с вовлечением женщин в массовое производство, вели к пересмотрутрадиционных теоретических схем о месте женщины в обществе и общественномпроизводстве. Стала понятна идеологическая подоплека философских мыслителей разныхшкол и концепций от Платона и Аристотеля до Фрейда и Бурдье, обосновывавших ирационализировавших половую иерархию в обществе, а затем выводивших ее, подкрепленную научным авторитетом, на уровень массового сознания.

Гендерная антропология, как и философская антропология, тоже связана с проблемамиантропоцентризма, только понимаемыми как проблемы андроцентризма, а проблемыпризнания человека рассматриваются через привнесение категории пола в научныйанализ. Это ведет к легитимации пола как в социальном пространстве, так и в научном дискурсе.

Разговор о гендерной антропологии следует начинать с разговора о гендерных истоках

самой антропологии как самостоятельной научной дисциплины. Дело в том, что развитиегендерной теории напрямую связано с работами профессиональных антропологов, изучавших иные, неевропейские народы и культуры, выделяя различия в пониманиисоциальных ролей мужчин и женщин, их статусов в обществе, в ценностных ориентациях.

Именно антропологи были первыми, кто зафиксировал эти культурные различия междуполами и указал на их вариативность. Исследования антрополога Маргарет Мид, опубликовавшей в 30–40-е гг. ХХ в. работы «Взросление на Самоа» (1928 г.), «Пол итемперамент в трех первобытных обществах» (1935 г.) и «Мужчины и женщины» (1949 г.) стали базовыми кросс-культурными исследованиями, на которые опирались сторонники

концепции пола как культурного, социального конструкта. Более того, эти работы о ролиполов в разных культурах положили начало исследовательскому интересу к женскойпроблематике в социальных науках. В конце 60-х г. ХХ в. в науке появилось понятие«гендер», используемое сначала в антропологии и этнографии, а затем и всемигуманитарными науками как термин, определяющий «соотношение полов» в культуре.

Вслед за М. Мид появились исследования [4; 5], которые показали, что хотя половыеразличия варьируются в разных странах и культурах, они всегда встроены в системувластных иерархических отношений, являясь частью стратификационного деления вобществе.

Появлению в науке гендерной концепции предшествовало развитие идей и понятий нетолько в антропологии, но и в психологии, медицине, сексологии. Еще в начале ХХ в. появились медицинские и психологические исследования, в которых разрабатывалисьпонятия половой принадлежности, изучалась природа половых различий и проблематикакорреляции половой принадлежности с психическими характеристиками и отклонениями.

Так, Ч. Ломброзо и его ученик Г. Ферреро в своей книге «Женщина преступница ипроститутка», используя биологизаторские критерии (анатомические детали), разводятпонятия проститутки, нормальной женщины и нормального мужчины: «В своем описанииони мизогинистичны, приводя доводы в пользу того, что анатомия мужчины совершеннееженской» [6, c. 209]. Развитие психиатрии и медицины сконструировало «научную»» норму женской сексуальной нормы и патологии. Речь идет об исследованиях Ж.-М. Шарко и Р. Крафт-Эбинга, изучавших женскую истерию и женскую сексуальность какпатологию. Логика развития медицинской науки была связана с процессамииерархического структурирования эмансипирующейся женщины, с проблематикойженской сексуальности, разными способами ее нормирования и контроля и спроблематикой идентификации сексуальности как таковой. Последующее развитие такихотраслей медицины и психологии, как биохимическая и физиологическая эндокринология, психобиология и др., позволили поднять и осознать проблему половой принадлежностикак проблему идентичности. Но осознание существования четкой обусловленности междупонятиями «пол», «сексуальность», «индивидуальность»/ «личность» произошло ипроисходит (!) благодаря работе Мишеля Фуко «История сексуальности». М. Фукопоказал, что сексуальность является одним из элементов властных отношений, с помощьюкоторых разрабатывались и утверждались формы контроля и подчинения населения: «Наэтой передовой линии власти и обосновываются различные сексуальности, рассредоточенные и прикрепленные к тому или иному возрасту, месту, пристрастию, ктому или иному типу практик. Размножение сексуальностей через расширение власти» [7, с. 149].

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!