Совершенное несовершенство Парфенона.



Более двухсот лет археологи и историки искусств потратили на то, чтобы выяснить секреты художественного воздействия Парфенона и других греческих храмов. Измерения, сделанные еще в XVIII в. и многократно повторенные, показали, что строители храма Афины Девы учитывали особенности восприятия зрителями сооружения издали и вблизи и даже свойственные человеческому зрению дефекты.

 
Сорок шесть колонн, каждая почти десятиметровой высоты, опоясывали храм, придавая ему неповторимый облик. Производя в 1816 г. измерения, молодой английский археолог К. Пенроуз обратил внимание на небольшие искривления в диаметре колонны — всего 60 мм на 1,9 м диаметра. Колонна не была абсолютно прямой. Обратившись для разъяснения к труду архитектора времени Августа Витрувия Поллиона, Пенроуз нашел при описании колонн греческий термин «энтазис» (утолщение). Дело в том, что человеческий глазу вертикальные параллельные линии представляются плавно вогнутыми в центре и приподнятыми по краям.

Чтобы исправить этот дефект зрения, древние строители сделали все линии Парфенона кривыми. Все горизонтальные плоскости Парфенона в действительности имеют почти незаметную для глаза кривизну. Незаметную для глаза кривизну имели и другие плоскости. Точность, с которой она высчитана, указывает на строгий математический расчет, лежащий в основе всего сооружения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые. Древние зодчие знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине. Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление. Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру. Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

 

Храм Посейдонии – Основным размером, определяемым величиной отведенной площади, является промежуток между осями двух крайних колонн: 75 италийских футов.

Этот промежуток должен быть подразделен на пять частей по числу интервалов между осями, что в середине определяет размер каждой из них в 15 футов. Но, как мы уже отмечали выше, в дорийском ордере крайние промежутки между осями обыкновенно бывали уже средних. |295| Поэтому увеличивают расстояние между средними осями за счет крайних. Таким образом, вместо 15 футов средние интервалы имеют 15 футов и 2 дюйма, вследствие чего крайние интервалы сокращаются на 3 дюйма, т.е. равняются не 15 футам, а 14 футам и 9 дюймам

Этот пример одновременно показывает нам и принцип и числовое выражение этих небольших отклонений

 

Геккель. Переставить как на презе

Эрнст Геккель внес величайший вклад в изучение законов природы. Собрав огромную коллекцию рисунков микроорганизмов, он исследовал их формы не только как ученый-биолог, но и как художник. Само название его самого известного труда «Красота форм в природе» говорит о том, что Геккель подходил к строению природных объектов, как к некоему «природному искусству». Ученый донес до нас особенности структуры, а не физиологии или экологии живого организма. Именно это он считает истинной сутью исследованных им форм жизни. Ничуть не стилизуя, а абсолютно точно воспроизводя строение организма, Геккель чутьем художника подбирает такую композицию и такие ее составляющие, что природные формы предстают как высокохудожественный орнамент, от которого невозможно оторвать глаз. Делая акцент на том, что в основе каждой природной формы лежит симметрия, ученый тщательно воспроизводит настоящий живой организм. Со всеми их неидеальными линиями и фигурами. 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!