Раздел, как на слайде в презентации.



Секция: экология Тема: «Работы Геккеля и их использование в создании визуально комфортной среды» Актуальность: Разнообразие дизайнерских приемов и богатая палитра современных отделочных материалов, используемых в отделке помещений требуют от мастера отделочных работ не только высокой квалификации исполнения, но и понимания сути явлений, на которых основаны дизайнерские приемы, особенностей восприятия человеком цвета, формы, фактур, а также влияния этих факторов на качество жизни человека. Часто дизайнер закладывает в свою работу тонкие смысли, которые выражаются в незначительных деталях. И если отделочник не понимает их смысла, и считает их незначительными и необязательными, то под угрозой может оказаться весь замысел. Искусство на протяжении всей истории следовало за природой, рождалось из наблюдения за ней. Множество декоративных приемов рождалось из этого наблюдения . Поэтому мы решили исследовать такую интересную область, как применение природных законов создания форм и их воздействия на человека, а также разработать несколько рисунков отделки стен стандартных помещений.

Цели и задачи из презентации

 

Что такое комфортная визуальная среда?

Современная среда обитания человека переполнена прямыми линиями, параллельными прямыми, прямыми углами, объектами с центральной или осевой симметрией. Человеческие творения создаются по точным математическим расчетам и выверенным чертежам. В результате типичная среда обитания современного человека выглядит вот так:

Комфортна ли такая среда для человека? Медики, психологи утверждают, что обилие прямых линий и углов создает у человека ощущение напряжения, угнетенности. И все мы стремимся отдохнуть и снять стресс на природе.  Исцеляющим действием, придающим силы, создающим душевный комфорт служит для человека созерцание именно природных линий, «текущих», «неправильных», несимметричных объектов. Недаром существует пословица «бесконечно можно смотреть на огонь, воду и облака». Все эти объекты далеки от геометрического совершенства.

Красота для человека – понятие утилитарное. Созерцание красивого объекта дает человеку чувство комфорта, душевного покоя, радости и удовлетворения. Поэтому попытаться понять и воспроизвести закономерность построения красивой формы - есть задача современного прикладного дизайна.

Проанализировать понятие «красота» . Почему человек считает природу красивой и как переносит эту красоту в искусство.

 

Для того, чтобы понять, как человек визуально воспринимает объект, рассмотрим особенности человеческого зрения

Особенности восприятия натуры человеческим глазом

В результате филогенетического развития наши органы чувств и центральная нервная система генетически запрограммирована на то, чтобы распознавать закономерности. Окружающая среда должна быть предсказуема для любого организма, иначе он не сможет в ней существовать. В ней есть повторяющиеся и поэтому узнаваемые предметы: существа, объекты, воспринимаемые как препятствия, множество организмов, выполняющих роль хищников, добычи или полезных растений, и, наконец, наши соплеменники, распознать истинные намерения которых имеет жизненно важное значение.
Существование таких распознаваемых закономерностей как раз и является первичным условием, на котором основывается наша жизнедеятельность.
Распознавание фигуры на каком-либо фоне стимулируется уже имеющимися у нас представлениями, как бы вмонтированными в аппарат восприятия. Выполнение работы такого рода предполагают наличие специфических нейронных связей, служащих эталонными образцами центральной нервной системы. C данными эталонными образцами сравниваются поступающие от наших органов чувств в сообщениях, и, если они соответствуют ожиданиям, запускается определенной формы поведения. Конрад Лоренц (1935) ввел для определения таких эталонных образцов понятия <<врожденной схемы>>. В таких эталонных образцах может быть зафиксировано знание, необходимое для оценки дружественности или враждебности объектов среды. То, что мы находим что-либо прекрасным, безобразным, возбуждающим страхом и отвращение, или то, что возбуждает интересует нас как-то по-другому, уже заложено в нас заданными врожденными схемами.
Наиболее известна схема ребенка,  (найти рисунок или сфотографировать из книги и вставить) описанная Конрадом Лоренцом. Отличительными признаками младенцев является большая голова, короткие относительно туловищу конечности, а также округлые контуры тела. Мозговой череп доминирует над лицевым черепом, так что слегка округлый лоб чуть нависает над лицом младенца. Производители мягких игрушек и кукол используют этот признак в несколько утрированной форме. Отвечая на спрос рынка, плюшевые игрушки становится все более миловидными, поскольку их конечности становятся более короткими, а голова с подчёркнуто большим лбом становится крупнее.
РИС. Плюшевый мишка, микки-маус
Неспроста мы украшаем дом растениями, а также шторами и обоями с растительным рисунком. Вероятно, в этом отразился наш архаический эстетический импринтинг. В местах, где произрастали растения, наши предки эпохи палеолита находили все, что было необходимо для жизни. Растения стали своеобразным индикатором жизненного пространства, способствующего выживанию.

РИС.Интерьер с растениями, обои с растительным орнаментом и т.п.
Также мы предпочитаем определенный тип ландшафта. Парки во всем мире оформлены по сходным художественно-эстетическим принципам: деревья расположены отдельно или небольшими группами, между ними открывается прекрасный вид на открытые просторы лугов. Скалы кустарники гармонично сочетаются друг с другом, а ручьи и пруды с водоплавающими птицами оживляет этот идеальный ландшафт, напоминающий саванну. В таком окружении осуществлялся антропогенез человека. (Г.Н. Орианз, 1980).

РИС.ландшафный дизайн с таком стиле

Но сейчас люди вырастают в безобразных, враждебной природе индустриальных окраинных районах современных мегаполисов.

А тот, кто не постиг живую природу в ее первозданной красоте, а значит, и не испытывает никакой любви, может с большей легкостью осуществлять свои краткосрочные эгоистические планы без оглядки на живую природу и будущее своих внуков, руководствуясь в своей жизни принципом <<после нас хоть потоп>>. Этому стоит противодействлвать с одной стороны, проводя просветительскую работу об этих взаимосвязях, а с другой стороны-формируя эстетическое переживание красоты органической природы.

Искусство имеет такой же возраст как и сам человек. С самых древнейших времен человек пытался воспроизвести объекты окружающей природы. А это невозможно без попытки узнать основные закономерности построения природных объектов.

Тогда же формировались у человека понятия о красоте и гармонии. Все что творил человек, должно было быть созвучно природе, построено по ее законам. Эти впечатления из «детства» человечества укоренились глубоко в подсознании человека. Часто мы не можем объяснить, почему считаем тот или иной объект красивым, но, если разобраться, красиво то, что построено по закономерностям, присущим природе.

Каковы же эти закономерности? В живой природе не бывает точной формы, точной симметрии, точных ровных линий. Хотя в основе каждого живого существа лежит модель которую можно построить как симметричную фигуру с прямыми линиями. Но живое всегда отличается от своей модели небольшими отклонениями.

Мы всегда готовы любоваться природными объектами, они нам кажутся прекрасными и совершенными. Возможно, эти небольшие отклонения от идеала и я являются такими привлекательными для нашего зрения. Можно предположить, что такие формы напоминают нам о прошлом человечества, ведь все мы дети природы. И чувство комфорта, возникающее при рассматривании таких форм идет из глубин подсознания.

Смеем предположить, что стремление любоваться старинными развалинами имеет такую же причину – при разрушении урбанистического объекта прямые линии и углы смягчаются, на них вырастает трава и деревья, которые ломают строгую геометрию, линии становятся все более плавными и текучими. Недаром такие развалины так любят рисовать художники и запечатлевать фотографы.

 

 

Всем известна унивесрсальность «золотой пропорции» на которой базируюся практически все природные композиции. Разгадав ее, человек научился создавать совершенные произведения искусства. золотое сечение представляет собой операцию деления некой непрерывной величины на 2 части в такой пропорции, в которой меньшая часть относится к большей так, как большая относится ко всей величине.
текст слайда – «золотое сечение в природе и искусстве».

Рис 5 джоконда и еще картину

 

Раздел, как на слайде в презентации.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!