Учение Римских юристов о праве



По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именамиГнеяФлавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и ТиберияКорункания (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность римских юристов поразрешению правовых вопросов включала: 1). respondere – ответы на юридическиевопросы частных лиц; 2).cavere– сообщение нужных формул и помощь при заключениисделок; 3). agere –  сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римскойюриспруденции являютсяГай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-III вв.).В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времениЦицерона) несколько сместились оценки в соотношении fas и jus. Fas сталовосприниматься как нечто богоданное, а термином jus стали обозначать все светское(человеческое) право, включая естественное право (jus naturale, т.е. то, что еще Цицеронназывал fas) и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов,сенатусконсульты, конституции императоров).Ульпиан произвел деление права на публичное (право, которое «относится кположению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользеотдельных лиц»). Второе, по Ульпиану, в свою очередь, делится на 3 взаимопроникающиечасти: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право(juscivile).Римские юристы противопоставляли jus aequum и jus iniquum, т.е. равное исправедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости.Aequitas(конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критериемсправедливости (т.е. соответствия justitia) правовых норм. Несправедливая правоваянорма (например, преторский эдикт), по положению Павла, не может называться правом.«Тому, что установлено вопреки смыслу права, мы не можем следовать как юридическому

правилу»- соглашался с коллегой юрист Юлиан.Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) у римских юристовпредставал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но, впервую очередь, с содержательной (соответствие требованиям справедливости) стороны.

Римские юристы, вслед за древнегреческими мыслителями, оправдывалисуществование рабства.В период укрепления принципата и установления домината римские юристыактивно обосновывали законность и справедливость законодательных притязанийимператоров, что их в итоге и сгубило, потому что как только императоры получили всвои руки всю полноту законодательной власти, профессиональные юристы кактолкователи, преобразователи и применители права стали попросту не нужны. С другойстороны, их труды приобрели особую историческую и теоретическую значимость вусловиях рецепции римского права западноевропейскими правовыми системами.

Учение о Цицероне о праве и государстве.

Марк Туллий Цицерон(106—43 гг. до н.э.) — знаменитый римский оратор,юрист, государственный деятель и мыслитель.Цицерон был видным идеологом римскойаристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не былфилософом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпохупоследнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился вРиме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политическихвоззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с

римской историей и теорией права, стал как бы “мостиком” между ними и правовоймыслью Западной Европы.Был квестором, претором, консулом в 63-64 гг. до н.э. Выступал против проектовземельных реформ (за частную собственность на землю). Считается человеком,раскрывшим заговор Катилины. За подавление этого заговора он был назван СпасителемОтечества.Цицерон- известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры:консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешаннаяреспублика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен:

триумвират включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона),отсекли голову и правую руку. В его обширном творчестве значительное вниманиеуделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах«О государстве» и «О законах»,«Об обязательствах».Цицерон ввел в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъектаправа, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определениегосударства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Respublica est res populi!Причем народ у Цицерона– не толпа, а сообщество, образованное наоснове согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство– правовой союз,

правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства- государства,основанного на справедливости, а не силе.В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий

Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория),т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется всеже договором. Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства– охранасобственности.В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Всегражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия.Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе стем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон38оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владетьсправедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообщенаилучшей, вслед за Полибием– смешанную форму правления.Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в«характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих онразличал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов(аристократию) и народную власть (демократию). Это,  так сказать, терпимые формы.Срединих Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны бытьобъединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим примером вэтом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственнойэволюции.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные:царская власть– в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократия– в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей

истинного государственного деятеля и идеального гражданина.Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть ипредугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать

неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонениюот общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечностигосударства как «общего правопорядка».

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым,воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях огосударстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может бытьсправедлив».

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучиегосударства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственныйдеятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесьполитик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спасительреспублики.Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены

необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость,величие духа и благопристойность Гражданин не только не должен сам вредить другим,нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того,обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего благаВсемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «призащите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг гражданина защищатьотечество в качестве воина.

Цицерон весьма и четко и вполне по-современному различал естественное право(fas как богоданное право) и позитивный закон (jus как человеческое право). Соответствиепринимаемых в государстве законов естественному (природному) праву являетсякритерием их справедливости. Законы, принимаемые в том или ином государстве,должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям

предков. При этом большое значение Цицерон уделял преамбуле закона как имеющейзначительную воспитательную силу.Ряд важных положений о правовой регламентаций государственной деятельности

высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что imperiumдолжен быть законным. Следует, считал он, установить «не только для магистратов меруих власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, раноили поздно должен будет подчиняться, атот, кто покорно подчиняется, достоин того,39чтобы рано или поздно начать повелевать» Цицероном же сформулирован самый верныйи лаконичный принцип правового государства: «Под действие закона должны подпадатьвсе».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!