Политико-правового учения НиколоМакиавели



Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель

политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавел-лизм»).

Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Постоянная угроза нападения со стороны централизованныхго-сударств (Испания, Франция).

Биография.Родился во Флоренции, в семье юриста.Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение

14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение oт должности и ссылка

в личное имение, находясь в котором он создает свои политические и литературные произведения. Логическое основание политического учения. Эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы. В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Соответственно политичес-кий универсум у Макиавелли имеет только человеческое

измерение и никак не связан с Богом. Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз те

князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом. Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.

Содержание политического учения. Политическое мышление Макиавелли сосредоточивается на государстве

как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни охлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».

 Понятие государства.Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — «stato» (от

лат. — «status»), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е.государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения.

Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть»,«империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства. Государство — это дело рук человеческих. В конкретный момент времени форма правления государства пред-ставляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот источник развития государ-ства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хо-чет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два

разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии». Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность). Новация Макиавелли заключалась в следующем: все

государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

Политико-правового учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1226—1274) — итальянский католи-ческий философ, доминиканский монах.

Биография. Родился в семье графа Ландольфо, которому принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино. Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного Фридрихом И. В Неаполе сблизился с доминиканцами — нищенствующими монахами и стал одним из них, отказавшись от графского титула. Целью доминиканского ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». Университетское образование Фома Аквинский завершает в Кельне и Париже. С 1248 по 1252 г. — ученик Альберта Великого в Кельне. В 1252 г. Главному магистру доминиканского ордена потребовался молодой ассистент для академической карьеры в Париже. Им стал Фома Аквинский. С 1252 по 1254 г. Фома — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — бакалавр «сентенциариус», с 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы. Он преподает в университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя. Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей». Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля. Содержание политико-правового учения.

Правовое учение.Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал сле-дующие характеристики закона:

• закон есть не что иное, как некое установление разума

в целях общего блага, принятое и обнародованное теми,

кто имеет попечение об обществе;

• закон относится к тому, что составляет основу челове-ческих поступков, поскольку для них он является прави-лом и мерилом;

• любой закон направлен к общему благу;

• закон вызывает движение к цели.

Классификация законов.Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:

1. Вечный закон (lexaeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который зна-ком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя

Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божествен-ного слова и адресован твари внимающей.

2. Естественный закон (lexnaturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отра-жение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание

частично может постигать lexaeterna. Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хоро-шо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ-ствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.

Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».

3. Человеческий позитивный закон (lexhumana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет

собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей,

поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей;

нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение); Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не

могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».

Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: «каждый закон, установленный

людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона есть признак тирании.Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.

4. Позитивный божественный закон (lexdivina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей», и

только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному,

что является актуальным для верующего христианина.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!