Социальная структура в странах Европы и Америки



Общ. хар-ка нов. ист. (17-нач19вв). Одна из точ. зр-ия (18в) – нов. вр. нач. в эп. Возрождения. Георг Хорн 60егг 18 в, и Кристофер Келлер. Теперь понятие «нов. вр.» становится общепринятым. Затем понятие меняется. Концепция ран. нов. вр-ни. 18в-конц-ция просветителей, «ист-я как прогресс разума». В 19 в марксизм. Оч популярен. Но в нее плохо укладываются факты. Развитие евр. стран- несинхронно. С 1600г. как бы ран. нов. время, когда перемены стали наиболее. заметны. Здесь Новый. этап разв. западноевр.цивилизации.   Экон-ка. В Евр. утвержд. капитализм. Произв-тво начин. организовыв. на принципиальной новой основе. à промышл. рев-ция. Начин. эпоха машин. произв-ва. Вся евр. жизнь меняется. Измен. соц структура общ-ва. 2й пол 18в – рожд. буржуазия в ее смысле слова (торгово-промышл. слой). Рожд. пролетариат только в кон 18 в. Евр. перестает быть аграрной. Общ-во. Меняется представл. чел. об общ-ве. С 17 в. чел. кооперировал др. категориями. Люди 16 15 14 вв вписывали себя прежде всего в христиан. общ-ва. Теперь Конфессионализация – вынужден. сосущ-ние различн. конфессий. Ни одна сторона победить не может. Нужно учиться сосущ-ть. Чтобы ни одна конфессия не укрепилась настолько, чтобы победить другую воен. путем. Отсюда люди нач.себя вписыв. в др. соц иерархии. Появл-е нов. соц теорий. Абсолютизма, общ-ного договора, гражд-тва. Обмирщение (секуляризация) сознания. То, что лежало в основе повсемест. жизни отходит от закон. Церкви., но это не отделение Ц. от гос-ва.  Так же происходит подъем культуры, урбанизация, Европе перестает быть аграрной.   Внутр.и внешн.политика. Внутренняя политика ср. веков-политика королей, пол-ка нового. Времени есть.–политка народов и партий. С 17-20 вв доминант внеш. пол-ки-Евр. Появление национальных государств. Так же в это время  - время революций, путем их переходят к буржуазному строю. Наука и техн. Только Евр. станов. участ-ком научн. револ. После 17 в весь остальн. мир вынужд. будет ее догонять. Наука начин.ориентироваться на партии и на практику. Сразу внедряется в произв-тво. Меняет представл. о мире. Открытия начин.выстреливать. Телеграфы, пароходы, паровозы. Меняется повседнев. жизнь городов и деревень. Публичн. казнь до 17в. меняется концепция воен. дей-вий, появл. более менее современ. воинск. звания, воинск. иерархия. Во всех сферах жизни зарожд. нов., совр. нам общ-во.   2.Кризис 17в. Это Бунташный век. В сер. века больш. концентрация волнений, восстаний. 6 из них – революции. 40-60е гг рев-ция в Анг. В 40г – вос-ние в Каталонии, 40г– в Португ. 48-53гг – во Фр-ции Фронда. (парижане, чл. парл-та, ряд аристокр. против кор. власти). 50г– рев-ция в Голландии.   Кризис прежде вс. экономич. В 17 в перегруппировка евр. стран. На первый план выходят Нидерл., Фр. и Анг. 18 в – век Англии. С 20х гг 17 в над евр. эк-кой торнадо. Замедление. прирост населения. Регионы приходят в упадок (средиземноморье), венеция навсегда уход. из лидеров. Пиренейск. п-ов приход. в упадок, Ганза в упадок. 1590-1620 – балтийск.торг. сильно развивалась. Но до кон 17 оно превращ. в локальную зону обмена товаров. Левант начинает получать специи с сев. (Голландия). В Ит. – деиндустриализация. (сворач-ние ит. промышл. И деурбанизация). Ит. превращ. вновь в аграрн. страну.  В полном кризисе евр. экспансия. Исп. и Португалия. этот кризис не пережили. Колониальн. система рушится на глазах. Демографич. кризис. Список болезн. появл. Кризис был всеобщ. Примерно с 1620г – от 80х гг –тяж. выход из кризиса. Самое прост. объяснение кризиса – 30летняя война. НО. Герман. ист-ки пишут, что война – следствие кризиса, а не наоборот. +война не всеевропейская. Тогда гипотеза, что к 17 в изменение в полит эконом и других сферах накопил. настолько, что Евр. вошла в структурн. кризис. В экон-ке – капитализм – он не развивался плавно. 18в – век абсолют.монархии. Переход был очень поучительным, не был плавным. Вызывал много вопр. экономич. хар-ра. Главный вопр.- как заставить отдел. тер-рии подчин. реш. центра. Так как раньше местн. власть была относительно независима от короны. Аристократы преследов. свои цели. Теперь монархи реш., как застав. тер-рии подчин. себе. Чиновникам надо платить, где взять деньги на оплату армии. Проблема.- армия среднев-вая- руководимая аристократами. Должна быть др. армия. Где взять деньги? Все вещи , связан. с созд. бюрократич. аппарата 17 в треб. соответ-щих расходов. Укрепл. власти оказалось невозможным без вторж. в эко-ку. она везде перестроилась.   Суть кризиса: структурн. кризис, в кот. развитие. капит-зма вступало в конфликт со старыми. разваливающимися. экономич. и юридич. структурами. Перестройка эта- не одномоментна. Оно было видно повсюду. Там, где перестройка прошла успешно, все ресурсы собир. вместе. Концентрация экономич. потоков. Концентрация земельн. владений, концентрация произв-ва, появл. централизов. мануфактур, концентрация населения городов. Евр. кон 17-18 вв- на рубеже между прошлым и будущим. Эта Евр. приобретает новые черты. Демографич. развитие. До сер 18 в демогр. разв. Евр.- населения мало, продовольствия много, доходит до пика населения, начин. войны, болезни, эпидемии, насел. сокр., и вновь начин. падать. Бродель: с кон 18 в эта прямая меняется и становится линией- население начинает расти стремительно, но этот рост ничего не может сменить - победа чел. над прир.- промышл. революция. Меняется евр. климат. 17 в ряд историков называют малый ледниковый период. Картофель и кукуруза появл. Внедряются в Евр. оч. тяжело. фундамент роста- структурн. рост в экономике. Этот подъем с Голл. Анг. Фр. характерен и для 18 и для 19 в. Массовый голод начинает восприниматься как катастрофа.До кон 18 в норм переписи насел. не было нигде. Цифры: 1000г- 49 млн человек в Евр, 1600г- 89 млн человек. 1750г- 145 млн. 1800г- 187 млн. К кон 18 в рост насел. нач.т осознаваться современниками и вызывают панику. 1798г в Великобритании трактат Томас Мальтус «опыт закона о народонаселении». Закон постоянное стремление живых существ размножаться. Взрыв народонаселения стал стимулом для производства. Отсюда Рождалось много покупателей. Первые мануфактуры в тех сферах, где массовый спрос- текстиль, горное дело, металлургия, судостроение. Евр нач. произв. больше, объем быстро выплескивается за пределы континента. Шли геогр открытия. На 1500 г знали. более 20% зем. шара. В 1600 уже 60% в 1800 около 80%. Развитие пиратства. Европейцы отправлялись в колонии за золотом, в Евр попало много товара, кот. стали абсолютно привычными. Чай, кофе, сахар, какао, табак, помидоры. с развитием торговли- разделение труда в масштабах Евр. У стран появляется своя спец-ция. Меняется полит. иерархия стран. Лучшие страны нач. выходить на первые места европейской. иерархии. Нид., Исп., Анг ( перестройка под влиянием революций).     3. Капит. отнош. в ЗЕ в 17-нач 19вв. Появление капитализма неочевидно. Технич. сторона: с 1450гначин. экономич подъем, разв. городов. Насел. мало, продовольствие дешево. Все более высокий спрос на пром товары. 16 в-подъем насел., нехватка продов. СХ(сельск хоз-во)16 в почти везде революц, подъем, но нового нет, разв. ремесла-переход от рем. к мануф-ре. Потребность товаров растет, в 18 в-предприниматель понимает,что цех не дает прорыва в объеме товараàорг-ция рассеян. мануф-р. Ручной труд. Работник квалифицированный. Мануфактуру отлич. разд-ние труда и кооперация. массовое произв-во. более дешевое. работник выполн. максимум 3 операции (конвейер). Гигантский рост произв-ти труда. Рассеянная- помещ. в городе, город под контролем цеха. Значительно проще предпринимателю самому отправится к сырью и работникам. Раб. сила теперь дешев. и никакого контроля цеха. В сельск. местности работы сезонные. Мануфактуры централизован.-под одн. крышей, доступ к раб. силе- растущий город. в кон 18 века - фабр. машин. произв-ва. С 15 по 18 в растет кол-во товаров к продаже и кол-во покупателей.1 или неск. рынков, торг. только с утра. 16 в произв-во растет, необходимо скоординировать работу- появл. ярмарки- Антверпен, Лион, (1-2 р. в год). Пока товаров мало. В 18 в намн. больше. Амстердамская биржа- первая европейская. Рынки стали захлебываться, появл. лавки городск. (17в).18в-расцвет торг. Бирж много в разн. странах. Амстердам концентр. финанс. потоки, в городах лавки и магазины. В 18 в картина похожа на сегодняшнюю. Изменения качественны. Совр. структура торг.- между произв и покупателем- цепочка посредников. Торг. 15 в ведется почти без поср-ка. В 16 в ситуация меняется, между произв и потреб появл. купец. Нач. скупаться пшеница, шерсть, несостриженная с овец. Гос-ву тяжелее контролир.торг. Отличит. черты капитализма:-Лично свободн. производитель, лишенный средств произв-ва. работает за зарплату- наемн. работник. Произв-ль незаинтер. в рез-тах св. труда. В 20 в предприниматели будут оч активно заниматься тем, как заинтересовать работника. Работники берутся из СХ.  -Наличие широкого рынка сбыта. Произв-во без покупателя бессмысленно. Почему не сущ-л в 15 в?1) Царит натур. хоз-во, денег в эконом. мало, все обмены на 90% натур-ные. Деньги в Евр. из золота и серебра а рудников в Европе совсем немного. Натур-ный обмен просущ. до 18в. 2)Нужно, чтобы люди были готовы покупать все. Старались максимально быстр.темпами реализ. себя. Торг. с востоком пассивная. Из Афр. золото. Баланс торг. с западом тоже непростой. Торг. для Евр. по одному сценарию- 15-16вв колонии еще не встали на ноги. В 17 в евр. страны нач. откусывать свою долю от вост. торговли. С 17 в евро страны нач. оборонять собственные внутренние рынки. Самый известный документ- 1651г- навигационный акт. Разрешат приводить в Анг. товар с произв-лем. Нанесло удар евро посреднич. торг. Наступает кризис. В торг. с западом кризис по др. причинам. Геноцид в колониях- болезни, мест. насел. не способно раб. на рудниках и т д. Холопы встают на ноги нач. производить все самостоятельно. В 17 в торг. мучительно перестраивается, появляются новые лидеры. Благодаря изменениям, люди задумались, куда вкладывать деньги. Для разв. мануф-р уровень техники был достаточным. проблема- компактный и мобильный источник энергии. Инвестиции. Денег в 17 в для пром революции не было. Жел дорога, фабрики и т д, но для разв. произв-ва денег хватало, более того, эти деньги шли в Исп. и Порт. из колоний. Для психологии этих веков, во что можно вкладывать деньги? Покупают землю потому, что это надежно. Земля это путь к повыш. статуса. деньги тратились на накопления. Золотая и серебр. посуда- поток золота и серебра. (Альба умирает в 1582г- остается 600 дюжин тарелок и 800 больших блюдец серебра(испанский богач). Поэтому экономисты говорят о капитале- это все накопл. богатства, кот. участвуют в процессе произв-ва- дома, дороги, корабли, станки и т д. капитал на этапе 14-15 вв начинает приносить деньги- понятие реинвестирование прибыли- повторное вложение прибыли. Наряду с рабочей силой- составляющая часть развития капитализма. Деньги начинают делать деньги.Психологич. компонент? Что должно заставить стремиться к постоянному расширению производства? Оно неестественно для средневекового евпропейца. Средневековый человек стремится работать меньше, а не больше. 17-18в представление о том, что деньги должны приносить деньги. Денег много не бывает- экзотическая мысль для св психологии. Гипотеза Макса вебера в раб. «протестантская этика и дух капитализма». Протестанты- можно быть святым и богатым. Это значит, что мы должна быть успешные. Гипотеза яркая, но объясняющая не все.

Социальная структура в странах Европы и Америки.

Дворянство и духовенство.  Общество состоит из солсловий. Главное – дворянство и дух. 1-2 процента. В испании – 4-5 проц. У них земли - 40 проц + они доминируют духовно и политически. Объем привилегированных прав еще со средних веков. Не платили налоги + поступления от крестьян и баналитетов. Юридические привилегии. Церковные суды для духовенства. Дворянам – более мягкие приговоры. + они были сами носителями судебной власти. + у них порядок майората и фидейкомисса (строгий порядок наследования на 3-4 поколения вперед).  – то есть в европе было узаконенно неравенство уже юридически.

+ у дворян были особые права, подчеркивающие их сословие т всех других. Дворянство преобладает в командном составе и на дипломатиеческой службе. + в высших органах управления. НО дворянство было неоднородно.

В период 16-17 – 18 века они уже не замкнутое сослвие, они пополнялись из других социальных групп. Аноблирование: В англии – широко до середины 17 века – до 19,5 тыс. Расширилось мелкое дворянство – джентри. Во франции - больше всего аноблировались в период с1650 по 1789. Дворянство шпаги и дворянство мантии. В Италии: феодальные бароны на юге и на севере – городская знать. В 17 веке – на юге – широкое предоставление дворянства – в него перешли немало богатых горожан.

В Германии – Пруссии - утвердилась роль дворян – землевладельцев над крестьянами. 17 век - в целом идет усиление позиций дворянства, увеличение его численности, тенденции к аристократизации. Однако уже в 18 веке – перемены. Тяга к предпренимательству. Во второй половине 18 века – идейное эволюция части дворянства.

Горожане и буржуазия.

Города сохраняли самоуправление уже в урезанном виде.Тут состоятельные люди живут, но не дворяне. Бюргеры – буржуа. Сначала это слово исп только во франции, но потом в 19 веке – под ним стали понимать капиталистов собственников фабрик.

В 17-18 веке – это состоятельные граждане. Торговля. Купцы-оптовики. В приморских городах – купцы негоцианты. Были и купцы-скупщщики, поднявшиеся на мануфактурном производстве. Складывалась и сельская буржуазия.

При откупе налогов – сложидась прослойка богатых финансистов-откупщиков. В городах так же были рантье – на доход от коммерческих предприятий и ренту. + ювелиры, масера, типографы итд.

Для них эталоном служила – земля и аристократический образ жизни. В голландии разбогатевшие отходили от дел и поселялись в загородных домах.

Средний слой: цеховые ремесленники, розничные торговцы и лавочники.

Со временем эти слои сживалсиь с феодальным порядками и не хотели их ликвидации. Богатая верхушка удовлетворена своим господством в городе, им норм.

Хотя буржуазия еще (кроме англии) не осознавала себя группой общества с отдельными взглядами и правами. У них положение двойственное. В целом буржуазия пока не склонялась к радикальным переменам.

Плебс.  Массы- простолюдины.рабочие по найму, подмастерья, писцы, служащие низкие, возчики, сторожи итд. По мере развития среди них зарождался фабричный пролетариат. Трудовая масса жила бедно. Чутки к колебанию цен. Они бунтарны. Особый распорядок на городских хлебных рынках.

Крестьянсво. Основная сила – кормили горожан и предоставляли сырье. Главное податное сословие. Оно угнетено, а в восточной европе еще и закрепощено. Часто арендовали землю. Низкий жизненный уровень, убогость неграмотны, смертность, нет медицины. Единственное сплачивающее начало – община. Хотя она уже разложилась. Где то сохранялась система общинных земель – там брали бесплатные дрова итд. В 18 веке – соц рассловение крестьянства. Слой зажиточных крестьян невелик. Некоторые превращались в батраков и надомников.

Северная Америка. Не знало деления на сословия. Нет дворянства у духовенства нет првилегий. Попытки создать феодальные институты провалились. Верхи- крупные землевладельцы и купцы, Средние – торговцы, судовладельцы, священники, фермеры, низы – сервенты, + бесправные негры. (в основном на юге.)

4. Аграр. эволюц. евр. стран в 17-18 вв. Европа. Нового. времени. – сельская. 90% насел.- в деревне. Это мир, незащищ.от прир. бед. Жизнь крест-на(К.) – борьба с приро. и союзников почти нет, кроме скота. Голод в разных стран. Фр: в 17в около 10 р. голод, вплоть до каннибализма. Беззащитность чел. перед приро.- роль Церкви. в общ-ве. Ц. -посредник между людьми и природой. Кроме Церкви. у К. нет союзников. люди уходят в город,становятся потребителями.

 Рост насел. в 16, 17 вв. - предполагал при неизменном кол-ве земли едоков становится больше. Проблема: как огранич. цены на хлеб (исп. монархи 17в, кон. 18- рев. Франция). Это таксация – установл-е махимальных цены на хлеб. Вывоз хлеба из урожая. провинции – недовольство населения. В дерев. Приходит. капитализм. Продук. СХ-на продажу.

 

Внедрение кап-зма в СХ идет сложно. Проблема в сильн. традиции. Чел. в 17-18 вв. покуп. землю, чтобы продвин. по соц. лестн. либо хранение капитала. Для проникновения капитализма в деревню.: - Должен измениться или рухнуть сеньориальн. старый порядок. –Огранич. иди упраздн. Крестьянских. вольностей. –шир-е рынки сбыта СХ продукции. -Рациональное ведение хоз-ва.-Наемный работник. Откуда ему взяться: из деревни, но что заставит крестьянина бросить землю. На пути кап-зма много проблем – не феодалы противится, а Крестьяне сами.

Сардиния (кон 18в): попытки внедр. картофеля – смех, работники убиты. цена эксперимента для Крестьян.– жизнь. Внедр. картофеля: можно выращ. там, где растет пшен.; спас от голода – его в кон. 16в привозят. С 80х гг. 18 в. распростр. картофель, только там, где монархи занимаются этим.

Весь Европейский. К. мир поделить на 2 региона линией с сев. на юг. Граница по Эльбе. Западная. зона: Фр., Анг, Нид, Пиренеи, Ит, нем. зем. Габсб. Там 3 признака: -К. лично свободны, -мелкое Крестьянское. хоз-во, -тенденция к преоблад. денежных. платежей. Господствовал ли там феодализм - самый слож. вопрос. Феодализм не касается крестьянина. если марксистс. понимание – то к 18в не было фео-зма, т.к. землей владели разн. люди, даже не знатные. Есть сеньор и держатели-Крестьяне. (не креп. право): К. сидит на земле и должен, но уйдет и ничего не должен. Крестьянин., уходя от сеньора, ничего не приобретал. Уход - не массовое явление.

Классическая Фр. Модель Кон. 17 в.: Крестьянин .Лично свободен, только 6% в зависим.; преоблемные .мелк. К. хоз-ва; господской .земли мало - 4% сеньорий.. Французы привязаны к земле и не хотят дробить землю. Мелк. дробление – парцелляция.

Крестьянские . поля – череда полосок. земли на 2части:-«Благородная земля.» (сеньории): обладали набором прав (право суда над теми, кто на их зем. до смертной казни). Прям. налог – талья.От тальи благор. Зем. освобождены. «Нет земли без сеньора» - принцип Франции. Сеньор дал Крестьянину. землю в держ-е и тот платит ценз за польз-ние землей. Надел- цензива(наследств. бессрочн. вл-ние, но формально над ней права сеньора), Крестьянин. – цензитарий. Ценз обычно в натур. виде – больше четверти -шампар.

Права сеньора:- Пр. охоты;-Пр. на назнач. судий и судеб. Приставов;-Пр. полиции, надзора; Баналитеты: сеньор строил. мельницу и заставл. Крестьян. на ней раб.;-Ряд пошлин, сохр. даже натур. повинности – барщина (редко).;-«Смешные права». - Откупные платежи. Фр. К. имел права любую повин-ть выкупить. Кроме цензив были Крестьяне.–арендаторы, кот. еще бедней.

Там преобладала испольщина: половину урожая отдавал цензитарию. В 18в в деревню. приходят. деньги. В Сев. Франции нач. процесс отбирания земель сеньорами, чтобы отдать землю в аренду. Процесс параллельный огораживанию.

Крестьянин. платил десятину Церкви. Фр. экспериментировала с косвен. налогами (зем фонд не меняется, талья платится всегда). фр. косвенные налоги: габель (соль) и эд (напитки). Конфликтов очень много, контрабанда. Революция цен в 18в. Сеньоры увлекались штрафами.

Сев. Италия: за 3 века в 157 раз выросли штрафы за охоту.

 

Другая - Восточная. Зона земледелия : Вост. Германия (вкл. восст. зем. Габсбургов), Польша, Чех., Венг., Молд., Валахия, Приб., часть Дании. –Крестьяне. прикрепл. к земле. Утрачивает свободу передвижение, права выкупа повинностей, в ряде мест могли продать Крестьянина. без земли. Этот процесс в учебнике - «вторичный процесс закрепощения», но это не крепостное право! - Быстро вырастает барщина. – Преобл-ние крупн. Помещ. хоз-ва. Все это с 60х годов 17в.

Кризис крепостного хоз-ва в 60е 18 века. Причина этому. Развитие капитализма повлияло на перезакрепощение востока. В зап. Европе. сокращают посевы зерн-х, чтобы пустить эту землю под другое что-то. Спрос на продукцию СХ растет, поэтому купцы смотрят на восток. и готовы покуп. за больш. деньги. Гол. много покупала. Барщина – все обслуживание усадьбы. Этот беспл. труд стал очень востребован. Зерно помещики продают на запад. По морю в Гол, Анг и т.д. Польша, восточногерманские гос-ва: здесь слабая гос. власть. Россия – исключ., сильн. гос-во, но власть заинтересована в крупн. помещиках. Почему восток не пытается внедрять капитализм? Это вопрос Дискуссионный. - зачем внедрять новое, заниматься экспериментами, если деньги идут с неба, нужно организовать Крестьян.. Эксперименты не по силам крестьянам.

В Евр. в 17в фактические произошло географич. разделение труда. Спрос предъявляется на СХ спектр продуктов. Вост. Е. удовлетворяет этот спрос. à обе зоны – части 1 единой  системы. Ситуация на Востоке связана с капитализмом на Западе. Это НЕ возвращение к натур. хоз-ву. Эксплуатируя Восток, Запад получал СХ и убивал рынок для своих же товаров.


 

5. Соц. движ. в странах З Е17–нач19вв. Фронда 1648-1653 во Франции при Людовике 14 Вел. (1643-1715). «Шир. антиналог. Движ. Народ. масс». Причины. Разруха 30 летней войны, слабость регентши Анны Австрийской, возвращение изгнанных при Ришелье аристократов-оппозиционеров (в оппозицию Мазарини). Повод – ущемление «дворянства мантии» отменой полетты (сбор). Леттр де каше. «Парламентская фронда» 1648-1649 под предводительством Парижского парламента против произвола финансистов.

Парламент: Собрались и заседают («27 статей»). Непоследовательность Мазарини: то уступки, то (испугался) – арест лидеров прламента 26 августа 1648. Париж в баррикадах. 22 октября 1648 – Анна подписала 27 статей, но Мазарини против => войска к Парижу, блокада. Это уже война. Но 30 января 1649 – казнь Карла I в Англии => 1 апреля – мир. Ненависть к Мазарини.

«Фронда принцев» 1650-1653 под предводительством аристократии для своей пользы. 18 января 1650 посажен принц Конде и принц Конти (а как же 27 статей!) => война (кондеянцы – в Бордо). Мазарини всех достал, 7 февраля 1651 бежал, короля не пустили. Конде хочет власть, собирает ГШ, но – «здесь нас никто не любит…». Но тут – Мазарини из Германии с войском войной на Париж, Конде – защищает, герой, но под конец – неудачно. Мазарини рассосался, а король призывает всех идти на Конде (настроения благоприятствуют). 1652 Конде – из Парижа, туда – король, амнистия всем, кроме ярых. 3 февраля 1653 вернулся Мазарини. Теперь – добить Бордо (там – чуть ли не демократия, собираются под вязом («орм») => Ормэ), что и сделали.

Каталонское и португальское восстания 1640. При Филиппе IV 1621-1665. С 17 в. Испания в кризисе. 30-летняя война, с Каталонии дерут три шкуры (первый министр Гаспар де Гусман Оливарес), 1639 – особо бездарная военная кампания => взрыв народа. Сначала в апреле – Санта-Колома-де-Фарнес, 22 мая взятие Барселоны. Короля любят, во всём виноват Оливарес. 1 декабря – перекинулось и на Португалию (под Испанией с 1580, и от этого не в восторге), где уже не только крестьяне участвуют, но и дворяне. Отделение Португалии. 1643 – отставка Оливареса.

Восстание в Неаполитанском королевстве 1647-1648. При Филиппе IV 1621-1665. Томазо МазаАньелло. Королевство – под Испанией. Как и везде – 30летняя война, кризис, жопа. Крестьяне разоряются, бегут в город. Повод – «налог на фрукты». Восстание подавлено испанскими войсками.

-Восстание Даниела. Шейса в Америке 1786. Восстание началось 31 августа 1786 года, и к июню 1787 года более тысячи повстанцев были арестованы. 3 февраля отряды милиции, задействованные в подавлении восстания как временная армия[1], отразили нападения восставших на Оружейную палату Спрингфилда. Восстание Шейса заставило правительство пересмотреть Статьи Конфедерации. Шейс был приговорён к смертной казни, но помилован.

Один из основных итогов восстания Шейса заключался в том, что представители господствующих классов пришли к выводу о необходимости срочно пересмотреть систему власти, чтобы добиться её укрепления и централизации.

 

 

- Бунт в Сардинском королевстве 1794-1796.

- Волнения в Италии 1799 против французов-феодалов и восстановления роялистами абсолютизма.

-Деятельность карбонариев против французов 1807-1814. 1805 – Итальянское королевство под Наполеоном => восстания.

-Восстания 1799 в Италии. -Восстания в Испании после ВФР.

- Восстание камизаров во Франции 1702-1705.

-Бунт 1607 в Англии против огораживаний. Здесь впервые (хотя пока только название) – диггеры.- Ирландская проблема (ещё с похода Кромвеля 1652, а с присоединения Ирландии к GB 1801 – остро).- Капитализм и рабочие движения в Англии. Буржуазия vs. пролетариат.

 

6.Религ.сознание 17-18вв появл. дьявол. Вельзевул или Люцифер. Образ дьявола складыв. в теч. СВ. Образ злого божества вплоть до егип. и вавил. мифов. Бог в 2 частях. Азазель – посланник Бога, кот. творил зло на земле. Говорят, что сатана – должность, звание. Миф о падении ангелов. Люцифер Светоносный – падающая звезда. Расцвет сатаны – расцвет СВ. Процесс создания велся в воспитательный целях – если ты не с Богом, то ты с дьяволом. Считали, что дьявол человекоподобен. Расцвет красив. дьявола -18в. Кожа черн. цвет. дьявол не маскируется, кажд. поймет, что перед ним дьявол(Д.). хромает после падения с неба. Может принять любой вид. Ц. учила, что главное – распознать Д. Любое жив-е, неодушевл. предмет (слиток зол., бокал вина). Ему служат падшие ангелы. Сущ-ют в аду (как для наказания для душ, а также воздух, в кот. до стр. суда пребывают бесы). Пределы разума Д. превосходит человеческие.: ведает прошлое, часть наст-го, будущее неведомоД. Прирожд. спорщик. Д.искушение направл. на тело. Но искушение не превыш. силы искушаемого. книга о кознях дьявола людям. Через тело Д.в душу – потом чел.стан. бесноватый.

Нужны спец. священники. крещеный чел. защищен. Д. заинтересован, чтобы у чел. все было плохо –сомнение в Боге. Д. богат – для него открыты. все земные недра. Силен и ловок. днем он не активен, ненавидит рассвет. Итог: стараниями самой Ц. к нач. РНВ подним. могущ. фигура Дьявола над европой., кот. воплощ.во всем; страх перед Дьяволм. сильнее любви к Богу.

Период 16-17вв – время вел. страха. Кон. СВ – ждали конца света. теперь Д. идет в поход против чел. душ. Д. нач. как и Бога называть Вездесущим. Поняли,что Д. был созд. Церковью., но только в 19в. Вера в магию- 16-17вв. боятся колдунов. От черной.магии нет защиты. Раньше Вера в колд-тво осуждается. Ц. раньше, а теперь это орудие ДЬЯВОЛА. костры в изобилии зажигались в просвещенном 17 веке, а не раньше.

Когда хр-во укрепл., то веру в черта – это объявл. суеверием. С 1480х меняется картина. 1484 - Папа Инокентий 8 дал буллу против распр. ведовства в Германии и двум монахов. 2 доминик-х монаха (Якоб Шпренгер и Генрих Инсисторис). 1486 – они выпустили книгу под названием «Молот ведьм».

16в-активизации суеверия. Теперь вера в ведовство затраг. все слои насел., а не только кр-н. Начинается охота на ведьм. Ведьмы все портят, от них боли. Сам Папа признавал, что ведьмы почти всемогущи. Ведьм арестовывают и т.д. Шабаш – жен. ходили на него, смазывали себя составом. Место для шабаша любое. К кон. 17в этих мест больше, чем ярмарок.Возможно Только физич. уничтожение ведьмы. Допросы по всей Евр. Только в Анг. не было пыток. Парадокс: все отчаян. усилия не приводили к уменьш. ведьм. Демонология как наука. Межд-ные организации.

С 1630 – холокост. Начинается борьба с ведьмами и ее родом. Говорят казнено 30 - 100тыс в 18в. Яков 1 – англ. король книга Демонология. Фр. инквизитор Маршал де Л Анкр:антисемит, демонолог. Ученые считали себя рационалистами, раз верили, а основа их допросы. Герцог Браушвегский: изгнал всех евреев и ведьм. Историкам удалось локализовать географически: начинаются прежде всего в горных районах Европы. Этнографически образы евреев и ведьм перекликались. Самое безопасное место для ведьм – города.

Но вера в сверхъестественное была всеобщей. Даже ученые говорили о чудесах. Рационализм не вступал в конфликт с этим. Демонология сама возникла или рационально. придумана? много дискуссий в 19в. Яков Гримм говорил-это остатки язычества. В кон. 20в учен. частич. с Яковом соглас. В 19 в нач. отмен. пытки и утих. охота на ведьм. 1721 – запрещена охота, 1840– отмена пыток.

19 и 20вв: 2подхода, объясн. этот феномен ведовства.

1. Рационалистич. (сверху). Это варварство и предрассудки. Как только наступило Просвещение, все ушло. В 17в даже образованные слои НР затронула не очень сильно.

2. Романтич-й (снизу). Жуль Мишле (книга «Ведьмы»). Но ведьмы были не только образованные. Единого объяснения нет, чем объяснить охоту на ведьм. Гипотеза: в 16-17вв сливал. несколько тенденций, переплетение которых родило этот феномен.

1. Утрата конфес-ного единства. Тело Христово, все одна семья, должны помогать, а в 16в это единство оберегаю, стараются очистить все это от нечистоты. Города борются с проститутками, нечистотами, иноверцами.Реформация – попытка очист. веру. Но общ-во оказ. не готово, что будет раскол. психологический шок. Общество вынуждено вырабатывать новую форму веротерпимости, сосущ-ния, иначе уничтож-е друг друга. Если одинаковые сильные гос-ва, то может быть баланс. На фоне поисков этой новой терпимости отторжение некой соц. группы. Когда выраб. эту форму, то охота на ведьм идет на спад. 2. Формирование образа врага. Основа демонологии – не новинка. Частично из герм. языч. фольклора. Только католические страны выработали такую изощр. защиту от ведьм.

 3. Борьба с инакомыслящ.Традиционно для борьбы с ними – созд-е образа врага. Охота на ведьм – попытка объедин. в коллектив для борьбы с Дьяволом. С сер. 18в Ц. нач. говорить, что многовек. борьба с Д. выиграна. 1752 – в Женеве посл. процесс. 1762– запрет объед. в шабаши. 1782– в Швейц. запрет сжигать ведьм. 4. Представл-е о мире самой ведьмы. 5. Разрушение сельск. общества. Эта деревня нуждалась в гос-ве для разрешение конфл. внутри. Это начинается тогда, когда в деревне начинается расслоение, отмирают старые органы власти в деревне.     Приход к капитализму убивает традиции, меняет сознание, выкидывает людей из деревни. Евро деревня впускает свящ-ка, который к кон. 18века приобр.популярность. единство 5 разных тенденций. Сейчас сложно поверить, что ведьмы сущ-ют. Часть историков пишет, насколько хрупок человеческий разум. Человек принимает коллективный разум.


 

7.Науч.рев.(НР). Это явл-е нанесло 1ый удар свековой сис-ме, где чел. подчин. себя общ. цели спас-я души и т.д.

Во вр. Возрожд. эта сис-ма нач. расшатываться. Нов. взгляд на чел. датировать сложно. Начин. во 2й пол. 16в, а заканч. 20е, 80е годы 18 в. Основ. изм-ния происходили в 17 в.

Особенности: -Мир познаваем разумом. Не через бож. откровение и т.д. Это не приводит к атеизму.-Мир имеет един. и познав-е физич. законы.-

В основе позн-я мира-наука. она пытается выявить законы.

В основе науки эксперимент –соед-ние науки с практикой. Для науки в св практич-ой пользы почти нет и не было.1ый звоночек – Возрождение (Леонардо). Теперь рем. и наука идут рука об руку. Астрон-я, мех-ка, баллистика, медиц-а, математика – все научная революция. Это евро революц-все страны,но неравномерною.

Центры: Ит,Нид,Фр,Анг,СРИ,апогей НР-17в,но фундамент-закладывается 16в: в. -Идеи Лютера о том, что в основе разум, т.е. самостоят. позн. вера. старые догмы можно провер. разумом.-Идея о том, что в основе позн-я-наблюдения и опыт, т.е. эксперимент. Англ. Это обосновано Френсисом Бэконом: соч-е «Новый органон»(в основе познания лежит индукция, т.е. от частного к общему). Начинается активная критика античн. и св восприятия мира.

 

В 16в предвестия- несколько научн. открытий, потом они станут сис-мой. Франсуа Виет: алгебраич. формула и символика. Джон Непер: логарифмы. Ит-цы: Джеромано Кардамо (врач, физик: попытка доказ.сущ-ние материи, кот. неизменна и не может из ничего возникнуть и никуда исчезнуть); Жан Батист Бенедетти (хотел понять, что такое движ-е; предположение, что среда препятствует движ-ю). Швейцарский медик Парацельс: сдвинул консерв-вную махину медицины. ВВел хим препараты в медицину. В астрономии НР больше всего, т.к. как ВГО, вопрос как ориентир. кораблям – только на звезды. Для этого нужны не только инструменты, но и знать закономерн. по которым. движ. небесные тела.

 1ым на преж. сис-му напал Николай Коперник «О вращении небесных сфер».1543 - все сферы движ. вокруг солнца, а рядом с солнц. расположен центр мира; - земля вращ. вокруг своей оси (этим объясн. смена дня и ночи); -центр земли –центр тяготения. и лун. орбиты (предметы притяг. к центру земли и луна тоже). Тихо Браге был и мат-ком, алх-ком. 1572 – он увидел, что в созвездии Кассиопии появ. нов.звезда, а мир по Копернику неизменен.

Знания Коперника подхватил Иоганн Кепплер- 90е годы 16в – астролог. Его Календарь произвел фурор. Он предсказал небывалую стужу, крест. восстания, а главное – наш-е турок (все это сбылось). 17в. Галилео Галилей. Был механиком, заним.баллистикой. закон падения тел. 1608 гХанс Липперсхейм. Посм. в окно через 2 последов. линзы. Галилей сделал телескоп. Итог: к 17в сис-ма Аристотеля – Птолемея негодная и разрушена;

Ряд ученых теперь пытаются построить целостн. картину мира. Рене Декарт захотел создать эту сис-му. Одна из них: «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходил, что весь мир наполн. материей, в мире нет пустоты; Бог сохр-т ее неизменной, но она в движ., поэтому модифицируется. Декарт писал, что правила, по которым соверш. эти изменения, – законы природы. Идея движущихся частиц. Исаак Ньютон :все небесные тела обладают притяж-м – закон всемирного. тяготения. «Математические начала натурфилософии» - его труд.Мат-ка Станов. популярной.

Француз Паскаль: одна из 1х арифм-х машин. Готфрид Лейбниц: вводит понятия дифференциал и интеграл. Оптика. Изобретают микроскоп – Антони ван Левенгук (описал бактерии, движе. крови в капиллярах). Медицина. Англичанин Ульям Харви – откр-е кровообращения, циркуляция крови. Томас Сиденхем – «английский Гиппократ»: список болезней и проанализировал, нов. лекарства, железо в леч-и малокровия; приобрел всеанглийскую известность – к нему шел народ. идея создания клиники, где изучают болезни.

Интерес к анатомии: идея вскрытия (популярно слово «анатомия»). Паскаль исслед. давление. Появл. шприц как следствия открытия Паскаля.

Роберт Бойль и Роберт Хук: сводят то, что имело отношении к химии, в одно, а химии еще не было – основа. Они тесно работали в области биологии. Хук вводит термин «клетка». Разработка термометра. Осознания себя в мире. понятие прогресса. Это когда человек подчинит природу себе и изучит ее. Отказ учен. от открытий античности. Идея,что каждое нов. поколение стоит на плечах предшествующего.

Итоги:- появляется наука в совр. смысле слова: обособл. от др., соединена с практикой, появляется профессия - открывать новее о природе. Заложена идея о том, что все одинаково нужны, поэтому не мож. быть соц. иерархии (позже революции из-за этого). –Изм-е отн-я к религии. Открытия из религ. постулатов. Решили, что Бог позволяет им постигать все. Трансформация религ. чувства и веры в Бога по неск. направл-м: 1. Природа самодостаточна (Бог ей не нужен). 2. Интерес к тому, как жив. другие народы. Раньше у христианства прав. вера, а теперь колеблется. Критика разума. 3. Измен. парадигма общ. сознания. Изм. база ценностей. Бэкон: истинность и полезность одни и те же вещи, значит человек должен изменять все исходя из своей пользы; нужно познание, которое изменит окр. мир; человек должен стать хозяином природы. 4. Возникает единая строго упорядоч. картина мира. Прир. и общ-о похожи, их можно одинаково анализировать.


 

8. Влияние НР на общ-ную мысль 17в. Уже в сис-ме Декарта появл. Машина, применение понятие машина к человеку. Проблема религии и морали затрагивает. Бенедикт Спиноза. Он применяет геометрию к человеческим. страстям – произведение «Этика» (у человека нет контроля).

НР дает обществу «теорию естественного права и естественных законов». Естественных = природных. Первое - Томас Гоббс (англ. ученый): родился еще в 16в; накануне Англ. Рев. трактат о правах короля, потом иммигрировал. Встречается с Карлом 2. Там же пишет свой знаменитый филос. труд «Левиафан». Гоббс писал во время Англ. Рев. – хаос, поэтому его интересует проблемы мира и безопасности. Ему на помощь приходит теория естественного права. В природном состоянии человек не ограничен, по его мнению, на все имеет права. Но это право в прир. состоянии ничем не гарантировано, поэтому кто-то сильный может все забрать. Право на все существует с правом самосохранения. Он решает, что Нужен общественный организм, который гарантирует каждому личную безопасность, поэтому решили создать обществу такой организм – заключают общественный договор (только об обществе, не о форме власти). Какой орган должен хранить. Такой орган должен быть суверенным. С точки зрения Гоббса, этот суверен обладает безграничной властью, т.к. он установит мир появятся недовольные, которые буду его критиковать, ограничивать. Поэтому этот суверен должен быть устойчив.

Суверен дает законы обществу, которые не должны не противоречить законам природы. т.е. естественному праву. Он вводит аналогичное понятие прогресса. Конечная точка – гражданское общество, когда воцарится гармония. Суверены пытаются восстановить естественное право и тогда войны и бунты. Суверену нужно следовать за естественными законами. Гоббс хотел выявить эти законы и сообщить их обществу.

 Он выдвигает несколько: 1. Не делай другому того, чтобы делали тебе. 2. Каждый имеет права на владение собственностью и т.д. Гоббс пишет четкую программу действий для государя, суверена. В этом и есть прогресс: от вражды к мирному гражд. обществу – договорному обществу, в переходе к договорному состоянию государства. Осознания себя в мире. понятие прогресса. Это когда человек подчинит природу себе и изучит ее. Отказ учен. от открытий античности. Идея,что каждое нов. поколение стоит на плечах предшествующего.

Итоги:-наука в совр. смысле слова: обособл. от др., соединена с практикой, профессия - открывать новее о природе. Заложена идея о том, что все одинаково нужны, поэтому не мож. быть соц. иерархии (позже революции из-за этого). –Изм-е отн-я к религии. Открытия из религ. постулатов. Решили, что Бог позволяет им постигать все. Трансформация религ. чувства и веры в Бога по неск. направл-м: 1. Природа самодостаточна (Бог ей не нужен). 2. Интерес к тому, как жив. другие народы. Раньше у христианства прав. вера, а теперь колеблется. Критика разума. 3. Измен. парадигма общ. сознания. Изм. база ценностей. Бэкон: истинность и полезность одни и те же вещи, значит человек должен изменять все исходя из своей пользы; нужно познание, которое изменит окр. мир; должен стать хозяином природы. 4. Возникает единая строго упорядоч. картина мира. Прир. и общ-о похожи, их можно одинаково анализировать.


 

9. Евро Просвещ-е(ЕП). П-это новая концепция видения мира, кот вырастает на фундаменте гуманистических традиций Возрождения, научной революции. основные черты:-приоритет разума "Имей мужество пользоваться собств разумом"-Кант.-новый взгляд на чел. и общ. идея человека как машины. об этом много писал фр философ Ламетри. рядом с ней идея человека-животного. Маркиз де Сад. Др. идея - в чел. есть врожденное нравств. чувство - человек - не машина. философ Шефтсбери. В основе всего лежит общее благо (у всех идей) - потому что так жить лучше. Общ-о - это творение человека, который хочет жить хорошо. Его интересы приоритетны. Не делай того, чего не хочешь что не хочешь чтобы делали тебе - принцип П. Источник всякой власти в общ-ве - от природы никто не получал право стать королем. Из этой деи --люди могут организ. Власть как им нравится.-обществ. интересы выше личных. мы все создали общ-во - мы все должны заботиться о его процв. и не должно быть никакого эгоизма. Как только общество заставляет человека делать ве так, как он хочет - власть во имя народа не имеет издержек и противовесов. власть монарха всегда чем-то уравновешена (законы,институты) а власть общества - неуровновешенна ничем. Общ-ва присовили себе право подчинять себе людей жесточайшей дисциплиной, мотивируя это благом для народа.-мысль о необходим.преобраз-я общ. на основе разума. Ит. просветитель Антонио Дженовези. "Разум не приносит пользы, если он не превр. в практику." Просветители выделяют ряд ключ понятий - свобода, собственность, равенство. Свобода - зависимость только от закона, собственность - базовое неотъемл. право - то, что защ. общ-во, чел., у кот собственность - стремится к стабильности и порядку. Но уже в кон 18 в идея о том, что пока есть собственность будет сущ-ть неравенство и настоящего счастья не будет ( Руссо). Прир-е неравенство никуда не денется, имущ-ное неравенство - зависит от отно-я к собственности. Равенство - это равенство перед законом. Как искоренять имущ. неравенство? этот вопрос просветители активно обсуждали.с кон 18в - огромный интерес к экономике в рамках идей о преобразования в обществе. Англ просветитль Джозеф Мэсси - гос-во не должно вмешиваться в экономику. во 2й пол 18в - во Фр - мощное течение - физиократы. Их лидер - Тюрго. разработали основу эк. зарождение политич экономии, из кот. вырастет маркс в 19в. больш-во просв-лей не были сторонниками рев-ции. важно не сместить одну власть, нужно человека менять, когда человек станет просвещенным, сможет разумно высказывать что он хочет - тогда власть поменяется сама.Развитие ист-и – разв-е чел. разума.-идея прогресса. Нравств. прогресс. Чел. постепенно учится думать (века с 15) а закончится это тогда,когда воцарится гармония. Общество становится лучше с П. П - это и есть гл. движ. сила истории. Идея матер-ного прогресса - физиократы - в природе все циклично, а у чел-ства прогресс линейный. Прогресс линеен, потому что мы можем выделить конкр. эпохи. Прогресс возможен тогда, когда разум свободен.-секуляр-ия мышления (обмирщ. сознания).в 18в - деизм - идея о том, что бог растворен в природе. разум должен быть свободен. Лозунг времени - веротерпимость.Идея отделения церкви от гос-ва - кон 18в. Философия просвещения - это тоже религия. Вера в страшный суд - вера в победу разума. Вера в собственный долг. Тюрьма - идея просветителей - тюрьма - ради испытания.-характерен космополитизм - представление о единстве мира. процветает в эпоху становления гос-в (это удивительно). Если моральное чувство врожденно, какая разница, какая религия. время сопряжения евр культуры с другими - это П. Популярно собирание разных диковин, популярны восточные мотивы в оформлении дворцов, становится популярен жанр рассказа о путешествиях. Роман "Персидские письма" - сер 18 в Монтескье. В Евр. нац гос-в вдруг в 18в зарождается идея, что прогресс разума приведет к созданию единой республики.1713г - француз аббат де Сен-Пьер публикуют "проект вечного мира". - первый проект евросоюза. вырабатывает ряд представлений, на которых сегодня основывается евросоюз - принцип невмешательства, унификация полит систем.Комплекс идей П начинает превращаться в конкретные идеи - написание конституции Локк. уже в 17 в становится понятно, что на то, что философы пишут появляется спрос, в массовом сознании появл. нов. меры норм. Постепенный философский переворот. идея о презумпции невиновности. Вера в спасительность полит убеждений и реформ. Стремление превратить идеи просветитлей в жизнь. Попытки совместить идеи и строй - просвещенный абсолютизм.


 

10. «Просв. абс-зм» в Евр. Соединение идей абс-зма и просв-ния. что застав. монархов принять комплекс этих безумных идей? стемление к абс встречало препятствие со стороны традиций. новая система плохо совмещ со старой. Главное препятствие на пути модернизации - традиции. Идеалогия просвещения - отказ от традиций. Это рассказ о том, как построить власть рационально и правильно. Монархи осознают, что куда выгоднее воспользоваться новой идеологией, отказаться от божественной власти, но выборов монарха нет, парламенты умерли - что страшного в том, чтобы отказаться от религ фундамента и принять просветительский и зато перестроить всю систему управления и увеличить доходы. Просветители - не революционеры, а советчики, и они старались просветить народ. Но только государи могут воплотить в жизнь их чертежи. Монархи стали назначать просветителей министрами. в Пруссии Фридрих 2, в землях Габсбургов - императрица Мария Терезия и ее сын Иосиф 2, Франция - Людовик 16 , в Испании - Карл 3 и его министр граф Аранла, в Португалии - Жозе1 и его министр Помбал, не было просв абсолютизма в Англ, Польше, Нидерландах. 40е гг18 в- 1740 г - Фридрих 2 на прусском троне и заканч в 80х гг 19в.-иное понимание природы гос власти. Король - первый слуга своего народа, проводятся реформы, отмена пыток, отмена КП, провод. аграр. реформа,кодификация законов. ничего общего с народовластием. власть для народа, но власть оч жесткая, королевская власть безмерно усиливается.-гос-во становится более светским, побеждает веротерпимость. уравниваются религ меньшинства, секуляризация земель, закрытие монастырей - апогей это 1773 - отмена ордена иезуитов. -сближение гос власти и философов - пример Екатерины 2, Фридрих 2.-И философы, и государи делают ставку на реформы сверху. Гос-во укрепляет себя, никакие органы нар представительства не укеп и не возрожд.-двойственное отношение к идеи личной свободы. перед лицом гос-ва свобода не поощряется.-просвещение. возникают ак наук, гос-во берет в свои руки нач образования, появляются школы, ВУЗы, в итоге во 2й пол 18в - в Европе проходит модернизация.-Укрепляется гос власть, усиление централизации -- экономич и культур процветание, реформы ведутся тем более активно, чем более отстающей осознает себя страна. Становятся видны пределы - сеньориальный слой, сословия,могущество церкви. Тормозятся фундаментом этого общества.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!