Французский абсолютизм (40-е гг. XVII – начало XVIII вв.). Кольбертизм



 

(1) Период – по правлению Людовика XIV (1643-1715; самостоятельно – после смерти Мазарини в 1661).

(2) В 42 умирает Ришелье. Франция после него – абсолютная монархия. В следующем правлении – пик. Король-Солце. «Государство – это я». Анекдот, но не без оснований.

(3) 1661-1673 – главные реформы. 1664 – Кольбер предоставляет программу реформ. Основная цель – сократить разрыв между доходами и расходами государства, которое в это время – в тяжелом кризисе.

1. 1661 - Палата правосудия над ростовщиками. Наказания за повышенные проценты и пр. взимались в виде штрафов.

2. Внешняя торговля. 1667 – новый таможенный тариф, увеличение пошлины на иностранные товары. Стремление к положительному торговому балансу. Организация монопольных торговых компаний (Вест-Индская, Ост-Индская и др.)

3. Предпринимательство и промышленность. Строительство дорог, каналов. Создание крупных мануфактур. Раздача производственных монополий. Уничтожение таможенных барьеров внутри страны

4. Налоги. Уменьшение тальи, но увеличение в разы косвенных налогов (габеля) (которые платят так или иначе все сословия). Крестьянские восстания. Главное – восстание камизаров 1702-1705.

5. Демография. Снижение налогов для многодетных семей. Освоение новых территорий (Америка)

6. Попытки уменьшения госаппарата, в частности, судебного.

(4) Основные политические реформы – также дело рук Людовика и Кольбера. Тут:

1. Возникновение должности интендантов (их 23; центробежны; просуществуют до административной реформы января 1790 – см. № 28). Чем дальше, тем больше заменяют губернаторов. В провинциях – свой аппарат. Постоянные ревизии. Урезаются права местных парламентов.

2. Центр власти перемещается в 7 королевских советов (совет депеш, совет финансов, духовный совет) и большой Государственный совет.

3. Церковная политика – 1682 – Декларация галликанской церкви (4 основных требования: независимость светской власти от церкви, подчинение папы вселенскому собору и отмена догмы о непогрешимости, ограничение папской власти законами Франции). 1685 – отмена Нантского эдикта. Начало преследований протестантов.

(5) Культура. Расцвет. Общая унификация. Зарождение Классицизма в русле общего стремления к упорядочиванию. Литература – Мольер, Расин, Корнель, Ларошфуко. Живопись – Пусен, Лоррен. Архитектура – Леду, Ардуэн-Мансар. Строительство Версаля (с 1661). Дом инвалидов – 1676. В целом – изо и литература умело используются для идеологического обоснования абсолютизма. Вспомнить пьесы М, Версаль тот же.

(6) Войны. Против Габсбургов. Стремление к гегемонии. Деволюционная война 1667-68 (за южные голландские провинции с Испанией). Голландская война 1672-1678 (начало – вторжение в Голландию в коалиции с англичанами и шведами. Затем – общеевропейский конфликт, причём все против франции.. Пфальское наследство 1689-1697. За Испанское наследство 1701-14.

(7) В итоге. До 90-х гг. – расцвет абсолютизма. Король выступает как символ могущества страны. Фактически вся власть концентрируется при дворе. Власть на местах переходит от очень влиятельной в прошлом наследственной аристократии к посланцам короля – интендантам. Никто не покушается на права сословий, они тщательно соблюдаются. Власть короля – «от Бога». Активная фискальная политика. Политика меркантилизма. Расцвет культуры. Но вместе с тем экономическая база пока слабовата. Подрывается бесконечными войнами. К концу правления – финансовый крах.

 

Просвещение во Франции

 

1) Монтескье. 1748 – «О духе законов». Всё имеет свои законы. Часть установил Бог (притяжение, например), часть – люди. Естественные законы для человека: стремление к миру (полемика с Гоббсом), влечение к Богу, стремление добывать себе пищу, стремление жить в обществе. Возникает общественный договор. Но из-за свободной воли и способности ошибаться законы нарушаются, форма общественного договора всё время ухудшается. Есть градация форм лучше-хуже, но при этом понятно, что каждому лучшее – своё. Итак, формы:

Республика: Демократия (античность, Швейцария) и Аристократия (Венеция)

Монархия: (Франция, Англия)

Деспотизм (Россия, Турция).

Республика и монархия – хорошо, деспотизм – плохо. Зависит от того, кто принимает законы и насколько этим законам подчиняются. Каждому образу правления – своя пружина действия. Демократия – добродетель, Аристократия – умеренность, Монархия – Честь, Деспотизм – страх. Детально разрабатывает механизмы, которые не дадут монархии превратиться в деспотизм. Ко всем формам отношение довольно нейтральное, кроме деспотизма. Никаких революционных призывов.

2) Руссо. 1755 – «Рассуждение о происхождении неравенства среди людей». 1762 – «Об общественном договоре». В абсолютной свободе жить нельзя – все друг друга прерережут. Возникает общество. Каждый человек в его рамках обладает волей – системой взглядов и решения, которые из этого вытекают. Волю нельзя передать кому-либо. Объединение воль – суверен (общество). Чел отдаёт обществу свои права, а оно гарантирует ему свободу и равенство. Первое решение – жить вместе. Оно единогласно. Потом – решение большинства обязательно для меньшинства. Чёткое подчинение его решению. Люди должны быть просвещены о своих интересах. Интересы общества важнее интересов отдельной личности. Ясно выраженная воля суверена – закон. Его предлагает философ-законодатель, а следит за его исполнением исполнительная власть, которая как бы является слугой суверена. Именно по исполнительной власти проводится классификация правлений: дем (ИВ – весь народ) – арист (ИВ - немногие) – мон (ИВ – у одного человека). При этом все формы правления – республики. Кождой стране – своя ФП. Показатель удачности – рост и благосостояние населения. Куча оговорок вроде: суверен не ошибается, но заблуждается и т.д.

3) Вольтер (Аруэ). Не формулирует чётких политических теорий. Зато – религия, сатира, философия. Из политических сочинений – «Философские письма» из Англии (1733): абсолютизм изжил себя. В Англии (куда он был изгнан) всё лучше, чем на родине. Пора перенимать их гос.устройство. «Республиканские идеи» (1762) – лучшая форма правления – республика, но просвещённая монархия тоже хороша. Революция плоха, изменение строя должно производится сверху. А на такое способен только просвещённый монарх. Религия – деизм. Она – обоснование для морали, узда. Так что «раздавите гадину» (против католической церкви), но «если бы Бога не было, то его стоило бы придумать». История – «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах и народах». Драматургия – с политическим и философским пафосом: «Фанатизм, или Магомет-пророк» (1742), «Брут» (1730), «Танкред» (1760). Шекспир – «гений без правил», нарушает рамки классицизма. Философская проза – «Задиг, или Судьба», «Мемнон, или человеческая мудрость».

4) Дидро. Издатель «Энциклопедии» (1751-1780). Неоднородные по качеству статьи, но в целом – взрывной эффект. Его читают правители (Екатерина II). Но и другие сочинения. Философия – «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1780): жесткий материализм. Всё сотворено из несотворённой материи в разных формах. Идея биологической эволюции. Основатель «буржуазно-сентиментальной драмы» (ЛЭ) во франции. «Побочный сын» (1757), «Отец семейства» (1758) – препарирует семейные темы, говорит, что хорошо, что плохо. «Серьёзный жанр». Демократизм и реализм.

 

 

Старый порядок во Франции

 

Старый порядок – то, что было во Франции до революции (до 1789 г.)

Термин появился после революции (автор Алексис Токвиль, прим. 1816).

 

Статус монарха.

Французские короли эпохи старого порядка – Людовик XIV (1643 – 1715), Людовик XV (1715 – 1774), Людовик XVI (1774-1792 гг.).

Титул – «христианнейший король». С XVII в. обращение – «Ваше Величество» (до этого «Ваша милость (Высочество, Беспристрастность)»), до этого употреблявшееся лишь к императору СРИГН.

«Король никогда не умирает». После смерти одного короля, «королевская частица» тут же перелетает в его наследника. «Король умер – да здравствует король!». Король всегда совершеннолетний независимо от возраста (даже регенты управляют «от имени короля»)

Французские короли НЕ были самодержцами. Их власть ограничена «неписанной конституцией», фундаментальным законом французской монархии. А именно, король не мог нарушать «Божественные законы», не мог отрекаться от престола, должен был судить по справедливости, наследовать престол только по мужской линии.

Термин «абсолютизм» появился после революции.

 

 

Власть.

Глава власти – король.

Во Франции нет разделения властей, но есть «раздробление» (некоторые политические институты получают от монарха определённые полномочия). Наиболее ярко – в судебной сфере.

Должностные лица были не «чиновниками», а «оффисье» (держателями должностей, которые покупались – данная практика сложилась к XVII в. – в 1771 г. Людовик XV пытался отменить сие, но не получил поддержки – это была «парламентская реформа Мопу»)

Несменяемость судей с XVв. Судью можно сместить только за измену государю.

Первое лицо в судебной власти – канцлер (всегда юрист по образованию). Канцлер назначался пожизненно. Король не мог отстранить его от власти, но мог отнять у него государственную печать и передать специально оформленному лицу – «хранителю печати». Канцлер никогда не носил траура по королю (т.к. король «всегда жив», а он – его слуга).

Далее, после канцлера шли парламенты. Парламент – судебный орган. Члены (не депутаты!) парламента назначаются королём. Парламент проверял королевские указы на предмет их соответствия «неписанной конституции». Парламент мог: (а) одобрить указ, (б), предложить внести поправки, (в) подать ремонстрацию, т.е. возражение против указа. В ответ король мог внести поправки, а мог провести «королевское заседание парламента» и приказать зарегистрировать указ (что однако, было опасно, ибо морально некрасиво и могло привести к волнениям). С XVI в. должности членов парламента покупались и фактически стали наследственными, стали пониматься как собственность, и король, если пожелал бы «уйти» парламентария, то должен был бы выкупить эту должность-собственность – на практике реализовано не было, т.к. у короля никогда не было возможности заплатить всем парламентариям за их должности-собственности.

 

 

Общественное устройство.

Первое сословие – духовенство (епископат, как правило, из дворян, а священники, как правило, из третьего сословия). Не платило налогов.

Второе сословие – дворянство. Ок. 1,5 % населения (источник – Адо). «Дворянство шпаги» (потомственная аристократия, часто не богатая) и «дворянство мантии» (выходцы из других сословий, получившие пожалование от короля). Не платило налогов. Часто имело в собственности землю и обладало «баналитетами» - определенными локальными монопольными правами (например, на мельницу). Дворянство стремиться к монополизации в вопросах финансовых привилегий и получения государственных должностей. Монархия стремиться к ограничению привилегий дворянства. Дворянство слабеет, становиться менее влиятельным и из-за этого обижается на монархию.

Третье сословие. Ок. 98 % населения страны (источник – Бовыкин). Налогоплательщики. Платили земельный налог – талья. «Крестьянство» (ок. 85% населения – источник - Адо) и «Буржуазия» (ок. 13% населения).

«Крестьяне» – лично свободные. Земля – либо в наследственном держании (земля – цензива, держатель – цензитарий, плата за пользование землёй - ценз) (земля формально принадлежит сеньору, крестьянин уплачивает за её держание до 1/5 урожая, но может передавать по наследству) (цензива - 40% обрабатываемых земель страны – источник – Адо), либо арендуется (развивается денежная краткосрочная аренда). Крестьяне несут также натуральные повинности в пользу сеньора (ремонт замков и т.д.). Огораживание не практикуются, ибо не законны. Активно судятся с сеньорами по вопросам повинностей, нанимают адвокатов и часто выигрывают дела.

«Буржуазия» в XVIII в. – состоятельные свободные жители, ведущие благородный образ жизни. Как правило, горожане, но не только. Буржуазия – это не только торговцы (которых именовали «негоцианты»). Буржуазия – НЕ двигатель революция (она не за революцию, а за реформы). Активно скупает землю. Стремиться к аноблированию (получению дворянства). Политически ещё недостаточно сильна.

 

 

Финансы.

Основные налоги:

«Талья» - налог с земли, не принадлежащей духовенству, или дворянству.

«Габель» - налог на соль

Бюджет 1787 г.:

50% - обслуживание государственного долга

26% - военные расходы

8% - траты двора

Попытки реформ

 

1771 г. парламентская реформа канцлера Мопу. Предложение отменить покупку членства в парламенте – не удалось. Зато удалось сократить округ парижского парламента и на освободившихся территориях создавались «высшие советы» без права ремонстраций (судьи назначаются королём, но должности не покупаются)

1776 – первый министр Тюрго. Попытка введение всесословного земельного налога. Неуспех и отставка.

1777-1781 гг. – и.о. генерального контролёра финансов Жак Неккер (лишь и.о. – потому, что протестант). Покрытие расходов гос-ва за счёт новых займов. Рост гос.долга. В 1781 опубликовал государственный финансовый отчёт.

1786 – де Калонн, генеральный контроллёр финансов, предложил ввести всеобщий бессословный поземельный налог в натуральной форме. Во избежание ремонстрации, его решили провести через собрание нотаблей. Нотабли не возражали против введения налога, но возражали против его натуральной формы. Калонн отправлен в отставку

1787 – де Бриенн предложил нотаблем тот же налог, но в денежной форме. Нотабли снова против и распущены. Попытка провести эдикт через Парижский парламент, но тот его отклонил (хотя и принял законы о хлебной торговле, о введение дорожной барщины (6 дней в году на дорожные работы отправлялся представитель третьего сословия), о создании провинциальных собраний, куда избирались на основе имущественного ценза депутаты с индивидуальным голосом для распределения налогов в провинции) и потребовал созвать генеральные штаты.

1788г. «Королевское заседание парламента». Право регистрации королевских указов оставалось лишь у «Пленарного суда», созданного на основе большой палаты парижского парламент – реформа хранителя печати Ламуаньона. Несмотря на то, что покупной характер должностей сохранялся, буря возмущения и протеста парламентариев по стране.

 

 

Поражение от конституционно-монархической Англии в Семилетней войне (1756-1763), финансовые трудности, рост налогов, неурожаи, неудовлетворение дворянства своим положением и укреплением абсолютизма, привели к кризису Старого порядка и стали предпосылками революции.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 829; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!