Специальность «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»



ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

І сессия

 проверка и оценивание способностей абитуриента по
сольфеджио и музыкальной грамоте

СОЛЬФЕДЖИО

1. Написать одноголосный диктант в мажорной или минорной тональности в объеме 8 тактов в размере 2/2, 3/4 или 4/4. Интонационные трудности - скачки в мелодии, хроматизмы. Ритмические - ноты с точкой, шестнадцатые, простые виды синкоп, триоли, паузы. Диктант проигрывается 10 раз на протяжении 30 минут.

2. Интонационные упражнения (пение)

а) гаммы мажорные (3-х видов) и минорные (3-х видов) до 7 знаков включительно, старинные диатонические лады от разных ступеней;

б) интервалы - большие, малые, чистые; диатонические тритоны с разрешением на ступенях натурального мажора и минора (вверх и вниз);

в) интервалы - увеличенные и уменьшенные с разрешением (характерные - ув2, ум7 и ув5, ум4) в гармоническом мажоре и миноре; 

г) интервалы - чистые, большие, малые, тритоны и характерные интервалы - от звука с разрешением вверх и вниз;

д) аккорды в тональностях мажора и минора: главные трезвучия и их обращения, уменьшенное и увеличенное трезвучие с разрешением, доминантсептаккорд (D7) с обращениями, вводные септаккорды, малый минорный септаккорд II ступени (SII7) с разрешением вверх и вниз;

е) аккорды от данного звука: мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенное и увеличенное трезвучие; D7 и его обращения, вводные септаккорды (малый и уменьшенный),SII7 с разрешением вверх и вниз.

3. Слуховой анализ (из 2-х проигрываний):

а) интервалов вне лада (4-6);

б) аккордов вне лада (4);

в) ладов в звукоряде или мелодии.

4. Пение по нотам с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8 однотональных мелодий с хроматизмами, отклонениями в тональности I ст. родства, которые содержат ритмические трудности: ноты с точкой, паузы, залигованные ноты, синкопы, триоли, шестнадцатые в разных группах.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

  1. Письменная работа по музыкальной грамоте включает:

а) пример на группировку длительностей;

б) пример на транспозицию одноголосия;

в) построение от данного звука интервалов и аккордов;

г) определение и построение интервалов и аккордов в тональности;

д) знание построения хроматической гаммы.

е) знание тональностей I степени родства.

Работа пишется 1,5 часа.

2. На устном испытании абитуриент должен показать знание:

    а) фортепианнoй клавиатуры, названия октав, буквенного обозначения звуков, длительностей, пауз, нот в скрипичном и басовом ключах;

    б) основных видов метра и размера;

    в) построение от данного звука интервалов и аккордов;

    г) знание мажорных и минорных тональностей до 7 знаков включительно,   квинтовый круг тональностей; параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности и родственные тональности;       

    д) интервалов на ступенях натурального мажора и минора (чистых, малых, больших, диатонических тритонов) и увеличенных в гармоничных ладах (ув2, ум7, ув4, ум5, ув5, ум4) с разрешением вверх и вниз; интервалов, построенных от звука вверх и вниз; энгармонизма интервалов;

    е) аккордов от звука (вверх и вниз): трезвучия 4- х видов, обращение мажорных и минорных трезвучий, доминантсепткакорд с обращениями, вводные септаккорды, а также в тональности главные трезвучия и их обращения, септаккорд V ступени с обращениями, септаккорды VII и II ступени;

     ж) построение хроматических мажорных  и минорных гамм.

На устном экзамене предполагается проверка приобретенных практических навыков относительно выше обозначенного теоретического материала, а именно: построение и разрешение интервалов, аккордов, определение, перечисление или игра гамм, ладов, тональностей, интервалов, аккордов и др. (на фортепиано или устно).

 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абитуриент должен:

- продемонстрировать знание: по предмету музыкальной литературы в объеме программы ДМШ всех лет изучения (жизненный и творческий путь композитора, анализ музыкальных произведений);

- продемонстрировать умение анализировать музыкальное произведение, определить образное содержание главных тем;

- продемонстрировать знание главных особенностей музыкальных жанров и музыкальных форм, которые встречаются в программных произведениях;

- продемонстрировать знание музыковедческих терминов;

- продемонстрировать знание народно-песенного творчества;

- продемонстрировать навыки владения музыкальным инструментом;

- продемонстрировать общий уровень культуры, знание важнейших явлений истории общества, литературы, живописи.

 

Критерии оценивания

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

 

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

навыки и умения абитуриента на элементарном уровне. Устный ответ абитуриента демонстрирует слабо сформированное музыкальное мышление, отсутствие развитого ладового и гармоничного слуха, чувства метроритма. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков, развитого ладового и гармоничного слуха, чувство метроритма.
2 абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала, обнаруживает небольшое количество умений и навыков; владеет частью специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне, который свидетельствует об отсутствии знаний большей части объема материала и определенных навыков. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о слабо развитом ладовом и гармоничном слухе, чувстве метроритма и о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЭВ.
3 абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, демонстрируя определенную осведомленность, но необходимый объем материала неусвоенный. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132   абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг форм работы обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии на практике удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок.
5 133-141 абитуриент владеет определенными привычками и умениями. Не всегда способен выполнить задачи, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии; словарный запас небогатый. Выполняет все предложенные задания на посредственном уровне. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют.
6 142-149 абитуриент способен воссоздавать значительную часть музыкально - теоретического материала, но имеет слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях и дополнительных вопросах. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы с посредственным уровнем качества. Отдельные формы работы может продемонстрировать на хорошем уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить, но слабо развитый ладовый, гармоничный слух и чувство метроритма предопределяют посредственный уровень работы.
     

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания и умение на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент делает интонационные и ритмические ошибки, допускает терминологические ошибки, который свидетельствует о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками.
8 159-167 абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении заданий были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки.
9 168-175 абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, но допускает несущественные неточности в ответах и письменных роботах, которые нуждаются в замечаниях или корректировании. Абитуриент выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка.

«отлично»

 

10 176-184 абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировании и специальной музыкальной терминологии. Ответ свидетельствует о целостном усвоении материала, о высоком уровне знаний и привычек, но в ответе встречаются неточности, которые абитуриент исправляет самостоятельно. Письменная работа свидетельствует о высоком музыкальном уровне абитуриента, но в работе есть незначительная ошибка.
11 185-193 абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических заданиях; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять приобретенные знания в практической деятельности. Ответ без ошибок, но не имеет мгновенного темпа. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.
12 194-200 абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Уровень восприятия и ощущения художественного мышления достаточно высокий. Ответ блестящий, в хорошем темпе, свидетельствует об активном и инициативном мышлениях, высоком художественном и слуховом уровне. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении абитуриента, высоком уровне знаний и умений. Абитуриент самостоятельно использует приобретенные знания, умения и способности в музыкальной деятельности.

ІІ сессия

 проверка и оценивание способностей абитуриента
по фортепиано

«ФОРТЕПИАНО»

1. Полифоническое произведение (по программе выпускного класса школы эстетичного воспитания - И.С.Бах 3-голосная инвенция, прелюдия и фуга ХТК, или др.);

2. Произведение крупной формы (желательно венских классиков);

3. Инструктивный этюд;

4. Пьеса.

 

 

Критерии оценивания

5-балльная 12- балльная 200- балльная   Критерии учебных достижений абитуриентов    
1 2 3 4

 

«неудовлетворительно»

 

 

1

 

 

100-123

знание абитуриента на элементарном уровне. Письменная работа выполнена не полностью, с большим количеством ошибок, которая свидетельствует об отсутствии обязательных элементарных навыков. Абитуриент демонстрирует навыыки и умение владения фортепиано на элементарном уровне, отсутствие склонности к исполнению музыки. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
2 абитуриент владеет незначительной частью теоретического материала и специальной музыкальной терминологии. Задания выполняются частично и на низком уровне. Письменная работа - с большим количеством ошибок, которые свидетельствуют о неудовлетворительном усвоении материала в объеме программы ШЕВ. Абитуриент обнаруживает непонимание содержания музыкальных произведений, слабый уровень профессиональной подготовки по фортепиано. Перспектива к профессиональному обучению не наблюдается.
3 абитуриент знает часть теоретического материала, применяет ограниченный терминологический и словарный запас, выполняет задания частично, необходимый объем материала не усвоен. Письменная работа выполнена полностью, но с большим количеством ошибок; вместе с тем, в ней присутствуют логические фрагменты. Абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на примитивном уровне, не раскрывает художественно-образную сферу программы, которую исполняет; демонстрирует слабое владение исполнительскими приемами.

«удовлетворительно»

 

 

4 124-132   абитуриент выполняет основные формы работы со средним уровнем качества, но при этом несомненно круг задач обрабатывается удовлетворительно, а другие - ниже удовлетворительного уровня. Применение знаний и специальной музыкальной терминологии удовлетворительное. Письменная работа выполнена полностью, но со значительным количеством ошибок. Абитуриент воспринимает и исполняет музыкальные произведения на формальном и поверхностном уровне, не согласовывает исполнительские приемы с музыкальным языком, уровень технической подготовки имеет существенные недостатки.
5 133-141 абитуриент владеет определенными знаниями, навыками и умениями. Не всегда способен выполнить задания, которые нуждаются в самостоятельном мышлении; обнаруживает недостаточное знание специальной музыкальной терминологии. Письменная работа выполнена с ошибками, но есть удачные фрагменты, которые свидетельствуют о потенциальных возможностях абитуриента; вместе с тем крепкие знания и навыки отсутствуют. Абитуриент способен воспринимать и исполнять музыкальные произведения на репродуктивном уровне, не обнаруживает индивидуального отношения к произведениям, которое исполняет; владеет техническими навыками на среднем уровне.
6 142-149 абитуриент имеет неустойчивые знания, слабо сформированное музыкальное мышление; его изложение материала нуждается в уточнениях. Абитуриент может выполнять все предложенные формы работы на посредственном уровне. Отдельные формы работы может выполнить на достаточном уровне, но это явление - не постоянное. Письменная работа свидетельствует об умении логически мыслить. Абитуриент имеет достаточную подготовку, демонстрирует склонности к музицированию, имеет перспективу в профессиональном обучении, но исполнительские навыки нуждаются в определенной коррекции.

«хорошо»

 

7 150-158 абитуриент способен воссоздавать музыкально-теоретический материал в полном объеме, но демонстрировать полученные знания на достаточном уровне может не каждый раз. Абитуриент допускает терминологические ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном усвоении материала. Письменная работа выполнена довольно грамотно, но со значительными содержательными ошибками. Абитуриент стабильно исполнил программу, продемонстрировал достаточное владение нужными для дальнейшего профессионального обучения навыками, но при исполнении музыкальных произведений случаются некоторые недостатки.
8 159-167 абитуриент воссоздает музыкально-теоретический материал в полном объеме, но имеет стандартное мышление, может лишь репродуцировать полученные знания. Недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией. Ответ абитуриента свидетельствует о достаточном усвоении материала, но в выполнении задач были ошибки, которые абитуриент не замечал. В письменной работе есть 2-3 содержательные ошибки. Абитуриент продемонстрировал понимание музыкального языка и художественного содержания произведений, сформированный комплекс исполнительских приемов, но при исполнении программы случались несущественные ошибки.
9 168-175 абитуриент обнаруживает глубокое усвоение материала, выполняет все формы работы на довольно высоком уровне, но в ответе встречаются ошибки. Письменная работа выполнена хорошо, логически, но в ней есть одна содержательная ошибка или несколько несущественных неточностей, которые нуждаются в замечаниях или корректировании.  Абитуриент проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие собственные способности и достаточный уровень предыдущей подготовки, овладел комплексом исполнительских навыков соответственно уровню художественных и учебных задач программы.

«отлично»

 

10 176-184 абитуриент имеет крепкие знания, но допускает неточности в формулировках и специальной музыкальной терминологии. Письменная работа свидетельствует о целостном усвоении материала, высокий уровень знаний и навыков, но встречаются неточности или незначительная ошибка. Абитуриент проявил значительные способности к профессиональному обучению, достаточные исполнительские качества, сознательное владение составными исполнительскими навыками, достаточным уровнем технического развития и художественного мышления.
11 185-193 абитуриент владеет музыкально-теоретическим материалом в пределах программы, умеет использовать приобретенные знания, умения и способности в новых практических задачах; демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, ее осознание, умение систематизировать, обобщать, анализировать музыкальные явления; применять добытые знания в практической деятельности. Письменная работа выполнена на высоком уровне без ошибок, но с одной неточностью.  Абитуриент владеет достаточным уровнем использования исполнительских приемов, проявил понимание образно-художественного содержания произведения, продемонстрировал хорошие собственные способности, имеет хороший уровень технического развития и художественного мышления.
12 194-200 абитуриент имеет сознательные знания в пределах программы, способен выполнять задания творчески; свободно и сознательно использует специальную музыкальную терминологию в выводах и обобщениях. Письменная работа свидетельствует о нестандартном мышлении студента, высокий уровень знаний и умений. Абитуриент проявил высокий уровень профессиональной подготовки, выполнил программу повышенной сложности, продемонстрировал  понимание художественного содержания, жанра и стиля, имеет значительную техническую подготовку.

 

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!