Позитивизм жестко разграничивает право и мораль



Источник прав человека в законодательстве.

Предметом изучения права должны быть только положительные нормы, записанные в законах, а не некие абстрактные принципы добра и справедливости.

Таким образом, позитивизм отрицает естественное право и понимает под явлением права только юридические акты - результаты правотворческой деятельности государства.

 

* В рамках позитивистского понимания сложилось несколько самостоятельных, отличных друг от друга концепций права: нормативизм, психологическая, социологическая, историческая школы права.

Крайнее проявление формализма в теории права – нормативизм.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

Представители: Рудольф Штаммлер, Павел Иванович Новгородцев, Ганс Кельзен и др.

Основные идеи:

1. исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая  низшая норма черпает свою закон­ность в норме более значительной  юридической силы;

2. по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила  зависит от логичности и строй­ности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3. восновании пирамиды норм находятся индивидуальные ак­ты – решения судов, договоры, предписания администрации, ко­торые тоже включаются в понятие права и должны соответство­вать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

1. Подчеркивается нормативность, соподчиненность правовых норм.

2. Нормативность связана с формальной определенностью права.

3. Государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

1. Игнорируется содержательная сторона права (крен к формальной стороне).

2. Отрицается связь права с социально-экономическими факторами.

3. Преувеличивается роль государства в установлении эффективных правовых норм (основную норму принимает законодатель).

 

Другим течением позитивизма является психологическая теория права Л.И. Петражицкого (как и иные позитивистские доктрины определяет понятие права эмпирическими конкретными положительными признаками).

Представители: Лев Иосифович Петражицкий, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд и др.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в.

В теории Петражицкого понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а на основе придания методологического статуса психологическим переживаниям - правовым эмоциям людей. Эти эмоции, – по мнению Петражицкого, - носят так называемый императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания, чувства, правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-либо (императивная норма). В эмоции они (эти чувства) неразрывно связаны.

Существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей по поводу их прав и обязанностей и официальное право – совокупность норм, принятых гарантированных и санкционированных государством.

Основные идеи:

1. психика людей – фактор, определяющий развитие общест­ва, в том числе его мораль, право, государство;

2. понятие и сущность права выводится, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обя­занности сделать что-то (императивная норма);

3. все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как «действительное» право. Так, разновидностью пережи­ваний интуитивного права считаются переживания по поводу кар­точного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «дет­ское право» и т. д.

Его специфическим признаком Петражицкий считал двусторонние активно-пассивные человеческие переживания – эмоции, которые им предполагались в качестве элементарных частиц права. Так, разновидностью переживаний интуитивного права данная доктрина считает переживания по поводу карточного долга.

В теории Петражицкого в понятие права включается психологический процесс, сопровождающий поведение людей.

По его мнению, признание правом норм, установленных государственной властью, неоправданно сужает круг явлений, представляющих право. Психологическая доктрина права по исходным методологическим принципам примыкает к позитивизму: для права безразлично содержание правовых переживаний, описание последних ставится на место исследования сущности и аксиологических аспектов права.

Достоинства:

1. Обращено внимание на психологические процессы (законы издаются с учетом психологии).

2. Подчеркивается роль правосознания в правовой системе России.

Недостатки:

1. Кроме психологических, не учитываются другие факторы – социально-экономические, от которых зависит природа права.

2. Отсутствуют критерии правомерности-неправомерности, законности-незаконности. (т.е. «подлинное» право оторвано от государства).

    

Другой разновидностью юридического позитивизма является социологическая школа права.

     Право - система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX в.

Представители: ЕвгенийЭрлих, Сергей Андреевич Муромцев и др.

Основные идеи:

1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2. под правом, следовательно, понимаются юридические дей­ствия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотноше­ний – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины теория «живого» права;

3. формулируют такое «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» зако­ны правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

1. Ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление.

2. Отмечается приоритет общественных отношений над правовой формой.

Недостатки:

1. Нет четких критериев правомерного и неправомерного (право – реализация законов).

2. Правотворческая деятельность переносится на судей, увеличивается опасность некомпетентности.

  

Историческая школа права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII–начале XIX вв.

Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося подобно языку, постепенно и в силу этого независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм.

В соответствии с позитивистским направлением познания права эта школа по своей методологической установке была направлена против теории естественного права, т.е. вечного, неизменного права, утверждавшего произвольность и случайность установлений позитивного права.

Представители: Фридрих Карл фон Савиньи, Георг Фридрих Пухта и др.

Для исторической школы права характерны следующие черты:

1. Право есть продукт и проявление народного, национального духа, так же как язык, и так же как язык право постепенно и незаметно развивается независимо от чьего бы то ни было желания и идеала. Следовательно,

2. Сущность права коренится в основах так называемой «национальной» души или национального духа.

В народной душе заложены начала национального права, и последние в истории постепенно раскрываются в виде соответствующих «общих убеждений». Право это общее убеждение, общая воля членов данного народа.

3. Историческая школа первостепенное значение в содержании права придает юридическому фактору, приписывая ему натуралистические черты организма, развивающегося по «естественным» закономерностям от низших форм к высшим. Поэтому историческая школа как бы соприкасается с естественно-правовой доктриной и с последующей формационной логикой марксисткой исторической концепции.

Историческая школа привлекла внимание к весьма важному измерению права – национальной специфичности, как ведущему фактору конструирования его реальной жизненной «позитивности». В этом смысле,  она верно подметила недостатки естественно-правовой доктрины с её элиминацией культурно-исторического своеобразия. Эта характерная черта исторической школы права нуждается в преемственности в современном правосознании.

Однако, в своем первоначальном виде историческая теория далеко не во всем может быть принята современной методологией права. Прежде всего, по причине слишком прямолинейного позитивизма в своих непосредственных выводах. Эта прямолинейность проявилась в том, что историческая школа рассматривала законодателя как главного «представителя народного духа».

    

Во второй половине XIX столетия в Германии наибольшую значимость получает теория права Рудольфа фон Иеринга, согласно которой сущность и смысл права состоят в борьбе за защиту личных интересов. Право, согласно Иерингу, есть защищенный государством интерес. Основным средством обеспечения интересов в праве Иеринг рассматривал судебную форму, через предъявление индивидуальных исков.

Р. Иеринг подверг критике абстрактные идеалы естественно-правовой теории, «романтизм» исторической школы права, а также догматическую юриспруденцию, сторонники которой видели основную задачу правовой науки в формально-логических опера­циях с юридическими понятиями. В своих работах он призывал ученых «спуститься с неба на землю», сосредоточить усилия на исследовании права в связи с реальной жизнью, потребностями и интересами людей.

Основное назначение права он видит в обеспечении благоприятных условий существования отдельных индивидов и общества в целом. Сущность права, утверждал Иеринг, заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда не реализуется практически, не может считаться правовой.

Опираясь на принудительную силу государства, право служит, с одной стороны, охране жизни, здоровья, чести, имущества граждан, с другой –   ограничению пределов самой государственной власти, особенно ее вмешательству в сферу частной собственности.

Свои представления о праве Р. Иеринг связывал с такими факторами, как сознание, воля, интересы, цели, мотивы, чувства человека. Важным понятием, позволяющим объяснить право, по его мнению, является также понятие борьбы. Всякое право есть результат борьбы нового, прогрессивного с устаревшим, отживающим. Каждое новое правовое положение утверждается через такую борьбу. Право общества в целом и право отдельного индивида нуждаются в постоянной работе по его отстаиванию и защите. Жизнь права есть непрерывная работа и государственной власти и народа, и каждой отдельной личности.

Борьба за право характеризуется Иерингом как обязанность управомоченного лица и по отношению к самому себе, и по отноше­нию к обществу. Каждый на своем месте обязан соблюдать и защи­щать закон. В этой связи он придавал важное значение воспита­нию граждан с целью развития у них «правового чувства», от силы которого зависит уровень законности в обществе.

Следует заметить также, что некоторые идеи Иеринга учитываются и современными российскими учеными, представляющими различные направления правопонимания.

Достоинства:

1. Обращение внимания на культурно - исторические и национальные особенности права.

2. Законодатель не может творить право по своему усмотрению.

3. Правовые обычаи - основное правила поведения.

Недостатки:

1. Реакция на естественно-правовую доктрину - идеология феодализма.

2. Переоценивается роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

 

Марксистская теория права.

Данная теория наиболее логически завершенную форму полу­чила в XIX–XX в.

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин и др.

Основные идеи:

1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2. содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

4. право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительно самостоятельностью, как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую.

5. со сменой производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы, прежде всего, того класса, который получает экономическую и политическую власть.

6. с исчезновением классов в рамках коммунистической формации право отомрет.

Достоинства:

1. Связь с государством, которое обеспечивает и устанавливает право.

2. Право понимается как формально-определенный нормативный акт, выделяются четкие критерии правомерного и противоправного.

3. Показана зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него.

Недостатки:

1. Преувеличивается роль классовых начал в ущерб началам общечеловеческим.

2. Слишком жестко право связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

 

* Таким образом, в типах правопознания находят выражение различные методологические установки исследователей на проблему сущности права.

Между точками зрения на понятие права, несмотря на различия исходных гносеологических предпосылок, нет жестких границ. Например, в вопросе природы прав человека естественно-правовая школа во многом предвосхитила марксизм, который признает дозаконодательное происхождение права личности, но в отличие от естественного права толкует права человека не идеалистически, а конкретно-исторически и материалистически как продукт общественных отношений, в которых действует личность. Обе доктрины отрицают дарованность прав человеку государством. Много точек соприкосновения у естественно-правовой школы и позитивизма, позитивизма и марксизма и т. д. Всё это свидетельствует о цельности и преемственности правового познания.

Естественно-правовая доктрина, юридический позитивизм, историческая школа, марксистский взгляд на государство и право, другие концепции сущности права XIX–XX вв., будучи фундаментальными направлениями правопознания, сохраняют и охраняют в будущем свой методологический статус в науке. Однако, в современных исследованиях эти теории требуют, как правило, познавательной реконструкции, своеобразного нового прочтения. Так, взгляды на право, как естественное явление (человеческое, божественное), как на тривиальное изобретение законодателя, либо как апофеоз народной воли в современной методологии права интегрируется в изучение права в качестве феномена мировой и национальной культуры, где правовое регулирование рассматривается не в виде произвольного продукта власти, априорных принципов справедливости или некоего мистического народного духа, а в контексте правокультурной ментальности общества, традиций права, выработанных в рамках мировых цивилизаций.

В этой связи, необходим интеграционный подход к пониманию права. Есть в подходах много ценного, хочется все это объединить, но где гарантия, что наш подход не будет субъективным, и мы не объединим все недостатки.

 

Ответ 2.

Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразия значений слова «права» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки.

Первое значение – право в общесоциальном смысле. Оно предстает в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиций нравственности, религии и иных социальных норм (например, моральное право, религиозное право, право народов и т. п.). В данном случае человек наделяется правом, возможностью поступить определенным образом на основе обычаев, устава той или иной общественной организации, норм морали независимо от того, предусмотрена соответствующая возможность официальным правом (законом) или нет. Подобное право, как правило, не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его предоставлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом и т. д.

Второе значение – право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушений государством. При этом поведение человека оценивается с позиций законно-незаконно, правомерно-про­тивоправно. Право в указанном значении выражается в первую очередь в виде законов, указов, постановлений различных госу­дарственных органов. Юридическая возможность поступить оп­ределенным образом содержится в законе, предоставляется и за­щищается государством (например, право граждан на участие в выборах, право собственности, право обращения в суд за защи­той и т. д.).

Далее термин «право» преимущественно будет использоваться во втором значении. Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юриди­ческих норм, выражающих общественную, классовую волю (конк­ретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Отличительные признаки права:

1.волевой характер права – оно есть результат осознанной, волевой деятельности людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от большинства членов общества и государства в целом);

2. неразрывная связь права с государством – не может возникнуть и функционировать без государства, так и государство немыслимо без права (с одной стороны, именно от государства или с его разрешения от иных организаций исходят нормы права, и только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права, а с другой - именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности);

3. общеобязательность права– только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, их объединений, должностных лиц, государственных органов и других участников общественных отношений;

4. нормативность права – право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальное жизни;

5. формальная определенность права – правовые предписа­ния и (нормы) имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например, правовые предписания за­крепляются в законах, указах, постановлениях и т. д.);

6. системность права – оно представляет собой не простую, разрозненную совокупность норм, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.

 

Также, следует отметить, в юридической науке и практике традиционно различают пра­во в объективном и субъективном смыслах. Данное подразделение термина «право» осуществлялось юристами еще в Древнем Риме, затем получило свое дальнейшее название и развитие в Европе, особенно в немецкой юриспруденции.

При этом необходимо не смешивать вопрос о понятиях «объективное право» и «субъективное право» с проблемой объективного и субъективного в праве. Следует отметить, что указанные вопросы являются тесно взаимосвязанными, но все же – не тождественными. Проблема объективного и субъективного в праве раскрывается посредством изучения  объективных и субъективных факторов, причин и условий, влияющих  на процесс образования и действия права.

В данном случае нас интересует, прежде всего, выделение двух срезов правовой жизни: 1) право как совокупность исходящих от государства норм и 2) право как конкретные возможности, требования, притязания  и законные интересы индивида, возникающие у него на основе этих норм.

Объективное право (или собственное право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Под сущностью права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:

1)то, что любое право есть, прежде всего регулятор (формальная сторона);

* Наряду с правом в обществе существуют и иные регуляторы общественных отношений – мораль, обычаи, традиции религиозные нормы и т. д. Важнейшим признаком, отличающим право от других социальных регуляторов, является его тесная связь с государством.

Право есть особый, государственный регулятор общественных отношений. Формирование и  реализация права невозможны без деятельности государственных органов, только слаженная работа всех звеньев государственного аппарата в состоянии обеспечить беспрепятственное действие права. В случае возможного нарушения право защищается всей силой  механизма государственного принуждения.

Особенности права как государственного регулятора общественных отношений заключаются в следующем:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает, его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения спо­ров, наказания виновных и т. п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) государство обладает монополией на правотворческую дея­тельность, нормы права издаются либо непосредственно государ­ством в лице его органов, либо с их санкции (разрешения) общест­венными организациями;

4) право имеет общеобязательный характер, который придает­ся ему силой государства. Именно государство обязывает своих граждан соблюдать правовые предписания, но при этом сами госу­дарственные органы и должностные лица не вправе нарушать нормы права;

5) право содержит государственную оценку того или иного ва­рианта поведения людей с позиций правомерного и противоправ­ного, законного и незаконного;

6) право имеет строго определенные государством формы своего выражения – законы, подзаконные акты, судебные прецеденты и т. д.

2)то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права.

Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государ­ственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения глав­ным образом интересов господствующего класса). Социально-классовая сущность права раскрывается через его понимание как мощной социально-политическом силы, как инструмента классо­вого и политического господства. Тем самым сущность права обус­ловливает следующие его свойства: общеобязательность, стро­гую формальную определенность, гарантированность в случае на­рушения силой государственного принуждения, защищенность, прежде всего интересов господствующего класса.

Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения, прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.). Сущность права заключена в его способности, выступать инструментом по согласованию интересов отдельных личностей, определенных социальных групп, противоположных классов. Хотя в различные исторические периоды право устанавливало баланс интересов по разному – то с перевесом в пользу отдельных классов, то в пользу государства, а порой и в угоду удовлетворению потребностей определенных экономических корпораций, но при этом оно всегда выступало необходимым, средством обеспечения нормального функционирования всего общества, инструментом поддержания объективно складывающегося порядка в социальной жизни.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности, права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

*Право как социальная ценность

Ценность какого-либо явления или предмета определяется его способностью выступать средством удовлетворения тех или иных потребностей отдельного человека или общества в целом. Катего­рия «ценность права» позволяет полнее раскрыть значение права в обществе и конкретизировать его сущность.

Социальная ценность права проявляется в трех аспектах:

1)право обладает определенной ценностью, будучи составным элементом духовной культуры общества (культурная ценностьправа);

2)право является средством удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (общесоциальная, надындивидуальная ценность права);

3) право имеет определенную ценность для реализации интересов отдельной личности, закрепляет и гарантирует права и свободы человека и устанавливает режим благоприятствования для его всестороннего развития (индивидуальная ценность права).

В юридической литературе под ценностью права, в первую очередь, понимают его способность выступать средством удовлетворения основных потребностей индивида и общества, т. е. рассматривают преимущественно в качестве инструментальной ценности.

Инструментальная ценность права выражается в следующем:

— оно является важнейшим средством регулирования общест­венных отношений, придает действиям людей согласованность и упорядоченность;

— выступает инструментом защиты и охраны существующего общественного и государственного строя;

— есть способ предотвращения и разрешения социальных конфликтов;

— содействует дальнейшему прогрессу общества, стимулирует развитие социально полезных связей и одновременно ограничивает социально опасные варианты поведения людей;

— является средством ограничения государственной власти и контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества;

— устанавливает меру свободы личности в обществе и способ­ствует ее всестороннему развитию;

— выступает формой закрепления и передачи важнейших культурных достижений цивилизации;

— служит средством укрепления нравственных начал в со­циальное жизни.

*Типы права: различные подходы

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием высту­пают социально-экономические признаки (общественно-экономи­ческая формация). Именно базис (тип производственных отноше­ний) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистиче­ский типы права.

В рамках другого подхода типология права производится на ос­нове конкретно-географических, национально-исторических, ре­лигиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответ­ствии с названными критериями выделяют такие типы права, как:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историче­ская совокупность права, юридической практики и господствую­щей правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выде­ленная на основе общности источников, структуры права и исто­рического пути его формирования). Различают следующие право­вые семьи: общего права, романо-германскую, славянскую, му­сульманскую, индусскую и др.

 

Ответ 3.

 Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика– это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.

Право – это система общеобязательных, формально опреде­ленных юридических норм, выражающих общественную, классо­вую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), уста­навливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существуют два основных подхода к соотношению данных по­нятий.

Согласно первому подходу среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования, общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию, прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и, соответственно, понятиями.

Согласно второму подходу экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зави­сят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Рыночная экономика представляет собой сложноорганизованное социальное явление с развитыми элементами саморегуляции. Но самостоятельность и внутренние возможности экономических отношений к самоупорядочиванию все же ограничены. Конечно же, современный рыночный механизм в случае наступления воз­можных экономических кризисов, существенного роста противо­речий в системе требует соответствующего внешнего управленческого вмешательства со стороны государства и политики в целом. Кроме того, в последнее время значительно возросла роль права в организации и контроле важнейших процессов и отношений в экономике в связи с необходимостью обеспечения экономической и политической безопасности страны.

 

Таким образом, с одной стороны, экономика определяет во многом состояние политической системы и уровень развития права, а с другой – политика и право оказывают все более ощутимое обратное регулятивное воздействие на производственные отношения.

Политика здесь тоже выступает в виде своеобразного «посредника» между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой и правом проявляются двояко:

1) когда определяющим фактором выступает политика;

2) когда определяющим фактором выступает право.

Ответ 4.

Принцип чего-либо есть определенное основополагающее представление о явлении или процессе, в основании которого он заложен. Принципы присутствуют во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека – от науки до производства. В юридической жизни деятельность субъектов права также основывается на определенных принципах, руководящих началах.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального peгулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Характерные черты принципов права:

1) представляют собой исходные, фундаментальные положения и идеи, на основе которых создаются и реализуются нормы права, строится вся система права;

2) отражают объективные закономерности функционирования и развития права и общества, показывают особенности системы права того или иного государства;

3) преимущественно закрепляются в конституциях и важней­ших законах;

4) выступают в виде общеобязательных требований системы права;

5) обеспечивают устойчивую связь между различными норма­ми, институтами и отраслями права;

6) имеют достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд взаимосвязанных требований и императивов;

7) служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают определяющее влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохра­нительной деятельности;

8) являются инструментом преодоления пробелов в праве (на их основе возможно разрешение конкретного юридического дела даже при отсутствии соответствующей нормы права)

Необходимо отличать принципы права, представляющего собой единую систему издаваемых государством норм, от принципов иных юридических явлений – от принципов правосознания, правотворчества, юридической ответственности и правовой системы в целом. Различного рода идеи и положения только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно сформулированы в нормативных правовых актах или иных официальных источниках.

Основное назначение принципов права состоит в том, что они обеспечивают единообразное формирование и применение юридических норм, выступая системообразующим фактором.

В зависимости от сферы действия принципы права подразделяются на три большие группы:

1. общеправовые;

2. межотраслевые;

3. отраслевые.

Общеправовые принципы распространяют свое действие на все отрасли права, отражают объективные закономерности функцио­нирования и развития права в целом. К их числу относятся:

1) принцип справедливости – означает соответствие между социальной ролью лица и его правовым положением; право устанавливает соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. д.;

2) принцип равенства граждан перед законом и судом – провозглашает равный правовой статус всех участников обществен­ных отношений; гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств; запрещает любые формы ограничении прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конститу­ции РФ);

3) принцип гуманизма – предполагает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ); право должно быть инструментом создания режима наибольшего благоприятствования для всестороннего развития личности; дос­тоинство личности охраняется государством, и никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство, обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ);

4) принцип демократизма – означает закрепление посред­ством права механизмов и институтов непосредственного (путем референдума) и представительного народовластия (через выбор­ных представителей в органах государственной власти), с по­мощью которых граждане могут активно участвовать в управле­нии государственными и общественными делами;

5) принцип законности – представляет собой систему тре­бований по строгому и неуклонному соблюдению законов и иных нормативных правовых актов на всей территории Российской Федерации всеми без исключения гражданами, их объединения­ми, организациями, предприятиями, учреждениями, государ­ственными органами и должностными лицами (ст. 15 Конститу­ции РФ);

6) принцип федерализма – устанавливает равноправие во взаимоотношениях всех субъектов Российской Федерации между собой и с федеральным центром; предполагает действие двух сис­тем законодательства - общефедеральной и региональной, при этом законодательство субъекта Федерации не должно противо­речить Конституции РФ и федеральным законам;

7) принцип единства прав и обязанностей – выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязан­ностей участников правоотношений (нет прав без обязанностей и обязанностей без прав); то или иное право лица является реаль­ным и обеспеченным, если ему корреспондирует соответствую­щая обязанность другого лица содействовать осуществлению дан­ного права;

8) принцип сочетания убеждения и принуждения в праве – требует установления оптимального соотношения мер убеждения и принуждении в правовых нормах; основное место отводится средствам убеждения и праве, а принуждение признается второ­степенным, вспомогательным методом юридического воздействия.

Наряду с общеправовыми немалую роль в праве играют и межотраслевые принципы. Под межотраслевыми принципами пони­мают основополагающие идеи, руководящие начала, которые объединяют несколько родственных отраслей права. Среди них можно выделить, например, принцип неотвратимости ответствен­ности – в уголовном и административном праве, принцип состя­зательности и гласности судопроизводства – в процессуальных отраслях права и т. д.

Наиболее узкой сферой действия обладают отраслевые прин­ципы. Они представляют собой такие отправные начала и положе­ния, на которых строится отдельно взятая отрасль права. Например, гражданское право базируется на таком принципе, какпринцип равенства сторон в имущественных отношениях; уголовное право строится на принципе презумпции невиновности; трудовое право – на принципе свободы труда и т. п.

Ответ 5.

Функции права– это основные направлении правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие. Основная задача права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в предоставлении и охране основных прав и свобод человека и гражданина. В наиболее полной реализации данной задачи заинтересованы и отдельная личность, и государство, и общество в целом. Функции как раз и призваны решать указанную основную и многие иные дополнительные задачи, стоящие перед правом.

Функции  права характеризуются наличием следующих свойств:

1) содержание и набор функций права определяются его сущностью и уровнем развития данного общества;

2) представляют собой наиболее общие направления воздействия права на общественные отношения, способствуют реализа­ции приоритетных задач, стоящих перед правом в определенных исторических условиях;

3) обладают относительным постоянством и устойчивостью, но при этом подвержены изменению вслед за меняющейся социальной обстановкой (с появлением новых задач перед правом возникают, и соответствующие новые функции или видоизменяются старые);

4) носят комплексный характер и реализуются посредством функционирования всей совокупности юридических явлений (например, для реализации охранительной функции необходимы действие соответствующих норм, вынесение правоприменитель­ных актов, возникновение охранительных правоотношений и т. д.);

5) образуют собой единую взаимосогласованную систему, в ко­торой одна функция права не может существовать изолированно от другой, именно посредством их взаимодействия достигается нормальное функционирование и развитие права в обществе, реа­лизуется его социальное назначение.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимо­сти от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).

* Общесоциальныефункции права

Право является важнейшей составной частью общества, которая находится в тесном взаимодействии с другими его элементами – политикой, экономикой, системой образования, культурой и др. При этом право оказывает на указанные социальные институты существенное управленческое воздействие, что позволяет вести речь о соответствующих его общесоциальных функциях.

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить следующие:

1) экономическую функцию – право оказывает регулирующее воздействие на экономику посредством принятия и реализации соответствующих законов, путем юридического закрепления различных форм собственности и установления механизма рас­пределения материальных ресурсов;

2) политическую функцию – право в своих нормах определя­ет основные «правила игры» в сфере политики; закрепляет основы политического строя страны, институты представительной и непосредственной демократии, избирательной системы; устанавли­вает меры ответственности участников политической борьбы;

3) культурно историческую функцию – именно в нормах пра­ва сосредоточиваются, закрепляются и развиваются основные ду­ховные ценности и достижения национальной и мировой культуры;

4) воспитательную функцию – право, отражая определен­ную идеологию, оказывает соответствующее воздействие на со­знание людей, формирует их правосознание, убеждает в необхо­димости и целесообразности правомерного поведения;

5) функцию социального контроля – в праве устанавливается система мер по контролю за поведением людей; наиболее социаль­но полезные варианты поведения с точки зрения права оно стиму­лирует, поощряет, а наиболее вредные – наоборот, ограничивает, наказывает;

6) коммуникативная функция – в связи с тем, что право есть не что иное, как система норм и соответственно информационная система, оно служит средством связи между субъектом и объек­том управления, играет рель специфического «посредника» меж­ду законодателем (субъектом управления) и населением (объек­том управления).

* Специально-юридические функции права

На специально-юридическом уровне право выполняет две ос­новные функции – регулятивную(развитие общественных отно­шений) и охранительную.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее цепных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предпри­имчивости.

Формами осуществления регулятивной функции являются: определение юридическихобстоятельств вступления норм права в действие; установление основ правового статуса личности; закрепление в законодательстве различных льгот, поощрение привилегий и иных дозволений; определение прав и обязанностей участников правоотношений и т. д.

Кроме того, регулятивную функцию, как правило, подразделяют на две подфункции – статистическую и динамическую. Регулятивная статистическая функция заключается в воздействии на общественные отношения посредством закрепления их моделив соответствующих нормах права. Регулятивная динамическая функция реализуется путем активного стимулирования правом дальнейшего развития наиболее важных общественных отношений, а также путем поощрения перевыполнения требований юри­дических норм.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостанов­лений – и имеет вторичный характер. Она производна от регуля­тивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный про­цесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препят­ствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Охранительная функция характеризуется следующими осо­бенностями: связана с применением мер государственного при­нуждения; выражается преимущественно в виде запретов и нега­тивной юридической ответственности за их нарушение'; информи­рует участников общественных отношений о том, какие ценности взяты правом под свою охрану.

В литературе выделяют и иные, дополнительные специально-юридические функции права – например, компенсационную (возмещение ущерба или вреда, причиненного общественным от­ношениям), ограничительную (связана с установлением дополни­тельных ограничений для субъектов права) и восстановительную (имеет своей целью восстановление нарушенного права).

 

Ответ 6.

Понятие «правовая система общества» («национальная правовая система») является одним из наиболее широких по содержанию понятий юридической науки.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!