Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения)



ТЕМА 7. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Вопрос 1. Основные направления учения о праве. Общая характеристика правовых доктрин.

Вопрос 2. Понятие и сущность права. Его социальная ценность.

Вопрос 3. Соотношение экономики, политики и права.

Вопрос 4. Принципы права.

Вопрос 5. Функции права.

Вопрос 6. Понятие и виды правовых систем. Соотношение права и правовой системы. Общая характеристика основных правовых систем современности.

Вопрос 7. Правосознание и правовая культура.

 

Ответ 1.

Основные методологические подходы к правопониманию.

Изучение феномена права носит название правопознания. Это философия права. В зависимости от мировоззренческих установок исследователя различают несколько типов правопонимания, соответствующих основным направлениям философской мысли.

На правопонимание оказывают влияние также:

1. исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;

2. философская, нравственная, религиозная, идеологическая позиция познающего его субъекта;

3. основа той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), а именно, что понимается под источником права (человек, бог, космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека);

4. устойчивость концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.

Что значит понимать право?

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающие в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему, как целостному социальному явлению.

Субъект правопонимания - конкретный человек

o гражданин,

o юрист,

o ученый.

Объект правопонимания - право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт.

Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях.

* В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника образования права - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теорию права.

 

Естественно-правовая теория берет начало в Древней Греции и Древнем Риме, сложный путь развития, расцвет VII-VIII вв. Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев.

 Кроме позитивного права, которое создается государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения. Естественное право, как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле слова, а представляют ближайшую и необходимую предпосылку естественного права.

Естественный тип правопознания характеризуют следующие основные положения:

Теоретическое и практическое различение права и закона наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует «высшее», «настоящее», т. е. естественное право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, свободу, право собственности и др.

Естественно-правовая методология исходит из того, что «право – это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, имманентный человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон, ибо право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от «производного», «несовершенного», а иногда, даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.».

Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» - человеческим, божественным, общественным, природным и другим нормам: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.

Среди сторонников естественно-правовой доктрины нет единства взглядов на вопрос: кто и как должен оценивать соответствие политического права естественному праву?

3. Отождествление права и морали. Право и мораль концептуально едины. Сам термин «правовое» означает содержательное, соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной доминантой права.

Источник прав человека находится либо в божественном промысле, либо в человеческой природе (с момента рождения).

Ее преимущества, достоинства:

1. Утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.

2. Различает право и закон, естественное и позитивное право.

3. Отмечает, что закон может быть неправовым.

4. Сыграла большую роль в критике феодализма, послужив теоретической базой революций VII-VIII вв.

Недостатки:

1. Такое понимание права снижает его формально-юридическое свойство. Представление о справедливости различно.

2. Такое понимание права связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

 

Позитивистская теория оппозиционна естественно-правовой.

Позитивистская теория основывается на позитивизме.

     Основные положения позитивизма:

1. В отличие от естественно-правовой доктрины позитивизм отождествляет право и закон, изданный государственной властью.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!