Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ



Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих столетий. Особую роль в этой эволюции сыграл советский период, когда в качестве обязательных предметов в учебные планы общеобразовательных школ были включены изобразительное искусство, музыка, а в самом конце 80-х годов мировая художественная культура. Был создан единый учебно-воспитательный цикл «Искусство», что позволяло обеспечивать элементарное приобщение школьников к эстетическим ценностям на протяжении всего периода обучения: с 1 по 11 класс. В 90-е годы на волне либерализации всех сфер общественной жизни в несколько раз по сравнению с советским периодом увеличилось число школ с художественными уклонами. За два неполных десятилетия сложилась мощная традиция художественного образования и эстетического воспитания в таких школах, сформировался штат умелых опытных преподавателей, были разработаны оригинальные учебные планы, программы преподавания спецдисциплин. Таким образом, школы с художественными уклонами стали обеспечивать не просто общее эстетическое воспитание учащихся, но глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных школьников, организованную на принципах академической системы обучения. Прежде, в советский период, академизм художественного образования был свойственен лишь художественным и музыкальным школам, действовавшим в системе Министерства культуры, и таким уникальным учебным заведениям, как школа-интернат им. Ахремчика для художественно одаренных детей.

В связи свышеизложенным, представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой форм организации учебного процесса (см. таблицу). Академические предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования и дающий право на работу или продолжение образования определенного профиля. Досуговые более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования носят весьма свободный характер (например, вместо зачетов и экзаменов – концерты, выставки), либо имеют стимулирующие формы (вместо юридически правомерных аттестатов почетные дипломы, грамоты и т.п.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (кружки, студии) работали в школах, внешкольных и клубных учреждениях. Причем уже к началу 2000-х гг. было ясно, что уровень профессионализма педагогов и подготовки учащихся в досуговых формах обучения как правило отстает от академических аналогов, где объем учебного времени, дифференциация занятий по предметам, внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагоги, родители, администрация школ) к поддержанию дисциплины обеспечивали качество овладения основами художественного творчества. Неслучайно, выпускники школ и классов с художественным уклоном составляли около половины абитуриентов вузов культуры и искусств, наряду с выпускниками школ искусств, находящихся в ведении Министерства культуры.

В 2008 году в процессе отмены планировавшегося перехода на 12-летнее общее образование были внесены изменения в базовый учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате по формировавшейся на протяжении полувека системе эстетического воспитания и художественного образования школьников был нанесен чувствительный удар. Потери можно рассмотреть по двум направлениям.

Первый и наиболее болезненный пробел состоит в том, что общеобразовательные школы Республики Беларусь лишились системы первичного приобщения учеников к миру эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются теперь лишь до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» переведен в разряд факультатива и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. К тому же, уровень преподавания даже тех предметов, которые остались в учебных планах, невысок, поскольку специалисты, получившие художественно-педагогическое образование уходят из школ, не имеющих возможности обеспечить учителя достаточным объемом педагогической нагрузки. В сущности, школы скатываются на уровень художественного образования, характерный для 50-х годов минувшего века.

Необходимо признать, что накопившийся к ХХI веку опыт преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах был далеко не всегда продуктивным. Это во многом объясняется уровнем подготовки преподавательских кадров и программно-методических материалов по указанным предметам. Стремление преподавать искусство не как погружение в сферу особой, связанной с досугово-рекреационными задачами деятельности, а как науку об искусстве, привело к тому, что предметы «музыка», «изо» и «МХК» оказались в самом конце школьного рейтинга. Знаниецентристский подход, с которым давно и не слишком успешно борются в системе Министерства образования, и здесь взял верх. Между тем, кадры квалифицированных преподавателей искусства, подготовленные в учебных заведениях Министерства культуры, нередко не находили работы в школе, поскольку представителя школьной администрации привыкли «догружать» предметами эстетического цикла учителей иных предметов.

Второй аспект проблемы состоит в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась на протяжении более чем 20 лет, в считанные месяцы была уничтожена. Перевод специальных творческих дисциплин в положение факультативов привел к сокращению отпущенных на их изучение часов, утрате форм контроля и возможности документального подтверждения освоения определенных объемов содержания образования. Это негативно повлияло на мотивацию учебной деятельности и дисциплину учеников. Академизм исчез, а вместе с ним из школ стремительно стали исчезать лучшие достижения в предпрофессиональном освоении искусства. С 1 сентября 2011 года эти, утраченные общеобразовательными школами черты академизма, обрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: появилась возможность хотя бы отчасти использовать накопленный опыт и кадры, умеющие работать с художественно одаренными детьми, в иных, подотчетных Министерству образования структурах. Но тут возникает другая несообразность. В новом статусе учреждения дополнительного образования составляют непродуктивную конкуренцию школам искусств, подотчетным Министерству культуры.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!