Древнекитайские философские школы



Список известных философских школ и философов — перечень известных (то есть регулярно включаемых в популярную и учебную литературу общего профиля) философских школ и философов разных эпох и течений.

Содержание

· 1 Философские школы

o 1.1 Древнегреческие философские школы

o 1.2 Эллинистические философские школы

o 1.3 Древнеиндийские философские школы

o 1.4 Древнекитайские философские школы

· 2 Философы

o 2.1 Древний период

§ 2.1.1 Известные раннегреческие философы

o 2.2 Период Средневековья

§ 2.2.1 Христианские философы

§ 2.2.2 Известные философы Ближнего Востока

§ 2.2.3 Философы эпохи Возрождения

o 2.3 Новое время

o 2.4 Современная философия

§ 2.4.1 Известные философы континентальной традиции

§ 2.4.2 Известные философы аналитической традиции

§ 2.4.3 Известные философы России

· 3 Примечания

· 4 Литература

o 4.1 Справочная литература

o 4.2 Вводная литература

o 4.3 Тематическая литература по философским школам

§ 4.3.1 Ранняя греческая философия

§ 4.3.2 Греческая классическая философия

§ 4.3.3 Древнеиндийская философия

§ 4.3.4 Древнекитайская философия

§ 4.3.5 Средневековая философия Европы

§ 4.3.6 Средневековая философия Ближнего Востока

§ 4.3.7 Средневековая философия Индии и Дальнего Востока

§ 4.3.8 Философия Возрождения

§ 4.3.9 Философия Нового времени

§ 4.3.10 Континентальная философия

§ 4.3.11 Аналитическая философия

§ 4.3.12 Философия трансгуманизма и космизма

§ 4.3.13 Русская философия

Философские школы

Древнегреческие философские школы

Эллинистические философские школы

Древнеиндийские философские школы

  Религия Название Описание
  Атеисты Локаята (или «чарвака», санскр. चार्वाक, Cārvāka IAST) — одна из самых древних философских школ Индии. Придерживались материализма, выше всего ценили красоту рассуждения, чем были очень сходны с древне-греческими софистами. У истоков локаяты мог находитьсяАджитаКесакамбала.
Индуизм Санхья (санскр. संख्या, saṃkhyā IAST — «перечисление») Старейшая школа в индуизме, первоначально была вероятно объединена с йога. По-видимому, основана АларойКаламой (англ.)русск., одним из учителей Будды. Благодаря развитым учительским традициям, Санхья была одной самых влиятельных философских школ в Индии.
Индуизм йога (санскр. योग) В Бхагавадгите санкхья и йога представлены как два метода достижения высшего духовного блага — «метод познания» и «метод действия», причем указывается, что они «суть одно». Впоследствии, однако, йога выделилась в качестве отдельной школы. Сама практика йоги в современном понимании — более древняя традиция, и те или иные варианты йоги были связаны со многими школами и течениями.
Индуизм Ньяя (санскр. न्याय, nyāya IAST — «закон, правило») Школа ньяи наиболее глубоко проработала вопросы логики и теории познания. В философской традиции ньяя наметилось различие между диспутом и доказательством.
Индуизм Вайшешика (санскр. वैशेषिक, vaiśeṣika IAST — «отличный, выделяющийся») Разрабатывала натурфилософию, материалистические атомические теории. По-видимому, долгое время Вайшешика развивалась вместе с ньяя, но потом отделилась от неё.
Индуизм Миманса (санскр. मीमांसा, Mīmāṃsā IAST — «интенсивное размышление») Миманса сначала не представляла собой философскую школу, а только занималась совершенствованием обрядов индуизма. Впоследствии, однако, по-видимому, в результате интенсивных дискуссий с представителями Веданты, в Мимансе сформировалось философское ядро.
Индуизм Веданта (санскр. वेदान्त, vedānta IAST — «окончание Вед») Как и Миманса изначально занималась нефилософской деятельностью — составляла ритуальные тексты, которые завершали чтение Вед. Однако, впоследствии включилась в философские обсуждения и быстро разделилась на несколько более мелких школ.
Джайнизм Школа джайнизма (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST — «победитель») — философское течение, переросшее в одноимённую религию, основанное легендарным Махавирой, старшим современником Будды. Выступали за автономность человеческого выбора, приближаясь, таким образом, к идее свободы воли, изучали результативность человеческих действий.
Буддизм Тхеравада (или «Стхавиравада», санскр. थेरवाद, theravāda IAST — «учение старцев») Вероятно, старейшая из буддийских школ, самая авторитетная. Тхеравада сохранила наибольшее число философских текстов. Занимала оборонительную позицию по отношению к более новым школам.
Буддизм Махишасака (Mahīśāsaka IAST — «управление землёй») Вероятно, старейшая из буддийских школ, отделившаяся от первоначального течения в V в до н. э. Впоследствии от Махишасаки в конце III в. до н. э. откололась школа Дхармагуптака.
Буддизм Сарвастивада (санскр. सर्वास्तिवाद, sarvāstivāda IAST — «учение о том, что всё есть») Школа выделилась в середине III в. до н. э. и получила большое влияние в буддизме. Известна всесторонней разработкой «теории дхарм» — одной из центральных концепций классического буддизма.
Буддизм Махасангхика (санскр. महासांघिक, mahāsāṃghika IAST — «великое собрание») Эта школа отделилась от «буддийских старцев» на Втором буддийском соборе, настаивая на сверхъестественности Будды. Впоследствии породила целое семейство школ буддизма, включаяЛокоттараваду, Экавьявахарику и др.

Примечание: Представлена выборка наиболее значимых школ периода V в. до н. э. — II в. н. э. согласно источнику: Шохин, 2004, с. 81—280

Древнекитайские философские школы

Название Основатель Представители Описание
конфуцианство Конфуций Цзэн-цзы, ЦзыСы, ЮЖо,Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.
даосизм Лао-цзы Ле-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу,Вэнь-цзы, Инь Си Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.
Легизм   Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци,Шан Ян, ХаньФэйцзы, Шэнь Дао. занималась проблемами социальной теории и государственного управления.
моизм   Мо-Цзы, ЦиньХуали, Мэн Шэн, ТяньСян-цзы, Фу Дунь смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе.
школа имён   Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.
школа «инь-ян»   Цзы-вэй, ЦзоуЯнь, ЧжанЦан. натурфилософы

Примечание: Составлено по источникам: Бурова, Титаренко, 1972 и Oxford, 2005, pp. 137—138.

Философы

Древний период


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!