Правило сотрудничества психолога и заказчика



Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

 

3.Примеры упражнений.

Упражнения, направленные на принятие ответственности на себя, помогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл «дырами в личности». Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и подготавливая к принятию ответственности за свои действия.

«Три фразы». Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность.

Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнения необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, - в группе.

Часть 1. Начало фраз: «Я должен...» продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы «Я должен...» на «Я предпочитаю...» (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: «Я не могу...». Замена - «Я не хочу...».

Часть 3. Начало фраз: «Мне надо...». Замена - «Я хочу...».

Часть 4. Начало фраз: «Я боюсь, что...». Замена - «Я хотел бы...».

Преодолению психологического внутреннего сопротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный прием, называемый осознанием фантомов. Под фантомами имеются в виду психологические представления и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психолог старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: «Слышишь ли ты сейчас свой голос?» и выясняя, какие чувства стоят за этим.

ражнение «Фигуры»

 

Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.

 

Размер группы: 6–20 человек

 

Время: 10–15 минут

 

Ресурсы: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

 

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

 

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

 

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

 

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

 

Подводим итоги упражнения:

 

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Упражнение «Интеллектуальный футбол»

 

Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.

 

Размер группы: 8–20 человек

 

Время: 20–25 минут

 

Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.

 

Итоги упражнения:

 

Как вы себя чувствуете?

О чем это упражнение?

Что вам помогало?

Что мешало?

Какие выводы можно сделать на будущее?

Задания для "разогрева" группы и развития опыта контакта

1.Группа делится пополам, две шеренги встают друг напротив друга . В парах, напротив друг друга, участники толкают друг друга, уперев ладонь в ладонь. Затем стараются перетянуть второго на свою сторону. Постараться сшибить другого с ног. Затянуть второго на свое место (поменяться с ним местами). После каждой смены заданий участники перемещаются в шеренге на одного человека, чтобы создать новые пары. Обсудить – каик действия были более успешны, какие стратегии были в разных заданиях.

2.В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и невербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.

3.В двух шеренгах. По команде ведущего "поконтактируйте" разными частями тела". Первый раз встречаются руки, во второй- спины, в третьей – ноги, в четвертой – носы, так далее… После каждого контакта пары меняются.

4.Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пуст ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются. Всего задание занимает 5 –7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.

5.Встаньте напротив друг друга в паре . Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, сделайте несколько проб контакта. Первая проба контакта: Вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движений не делает (как воск). Вторая проба контакта – вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями. Третья проба контакта: вы активны, партнер проявляет активность, делает движения, противоборствуя любому вашему движению. Четвертая проба: Партнер активен, вы противодействуете любому его движению. Пятая проба: вы пассивны, партнер активен. Обсудите чувства, какая из ролей была более сложная, какая роль показалась привычной.

6.В паре встаньте, протянув руки ладонь к ладони, но не сводя их, оставьте между ладонями промежуток 5 мм. Ваш партнер начинает двигаться. Старайтесь двигаться следом за ним, не меняя расстояние между ладонями.

7. "Зеркало - 1". Расположитесь напротив вашего партнера. В течение 5 минут копируйте точно позу и ритм дыхания партнера. Затем партнер начинает говорить в течение 5 минут, Вы слушаете и продолжаете копировать. Затем садитесь на его место и продолжаете говорить, копируя позу и манеру речи.

8."Зеркало - 3". В паре один из партнеров свободно двигается в течение 5 минут. Вы наблюдаете за ним, а затем показываете ему его самого. Повторяя основные этапы и формы его движения. Обсудить чувства, которые возникают при наблюдении такого "сокращенного" воспроизведения.

9."Зеркало в движении" Два человека становятся один за другим на расстоянии трех шагов. Первый начинает свободно двигаться, исследует пространство. Второй следует за ним, повторяя все его движения, в течение 15 минут. Поменяться ролями. Это задание желательно выполнять в пространстве, где есть интересные предметы или сложный ландшафт . Например, на открытом воздухе.

10. "Движение и звук". Участники двигаются свободно в помещении и начинают каждый звучать на свой собственный лад. Затем находят пару, и не переставая "звучать", настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 чел. В итоге вся группа стоит в кругу и "звучит" без слов. ( По Вадиму Каневскому)

11."Скульптор и глина –1". Кажется, этот эксперимент придумал Перлз, но возможно, что он просто переработал одно из упражнений тренинга Шарлотты Силвер. Скульптор и глина. Один из партнеров становится глиной, то есть он абсолютно пассивен, молчит и позволяет делать со своим телом все, что приходит в голову второму. "Скульптор" начинает формировать из "глины" руками портрет того человека, который перед ним, и сообщает ему об этом словами (вариант – лепит что-то отвлеченное). "Человек-глина молча слушает, отмечая свои переживания и фантазии"; после завершения эксперимента обсуждается опыт, и в том числе характер взаимоотношений между скульптором и глиной.

12."Скульптор и глина-2". (А) Это подготовительй этап: 3 минуты наблюдать друг за другом, исследование и подготовка. (Б) "Скульптор" лепит из второго то, что он хочет, чтобы тот второй стал, например, чтобы тому стало хорошо, или какое-то другое пожелание и намерение. (В) Получившаяся поза – человек стоит или двигается. Осознает себя. Обсуждение опыта во время работы и опыта пребывания в построенной позе, выражение чувств, и сообщение о своем понимании получившихся поз, то, что ассоциируется с жизнью.

Пусть "А" сделает руками из "В" свой страх, как скульптуру, в соответствии с эскизом, не используя при этом головы. Это потребует фантазии и находчивости. Как, например, пантомимой изобразить щупальца. Запрещается использовать для иллюстрации вспомогательные предметы – все качества этого существа должны быть показаны телом. После построения скульптуры, которая может двигаться, "А" описывает "Б", как надо действовать, чтобы наносить вред человечеству, прорепетирует. Пусть "В" из роли ужасного существа слегка наметит свои действия по отношению к "А", прикоснется к нему, но не в полную силу (начало раскрытие ретрофлексии), и "А" начнет проигрывать свой опыт жертвы. После этого пусть "А" сам сыграет роль своего ужасного существа, начав копировать пантомимой то, что делал "Б", по отношению к какому-то предмету – желательно поддерживать интенсивность и поощрять к разнообразию именно двигательных и иррациональных (странных и неприемлемых в обычной жизни) способов контакта, доделывая в воображении невозможное (например, разрывая до атомов...) , до тех пор, когда появится чувство тепла и силы. Пусть "А" проживет в воображении свою судьбу, которая предназначена ему после контакта (соприкосновения) с устрашающей фигурой ( "Б" может запустить фантазию, прикоснувшись точно в соответствующих местах. Следить, чтобы не было дополнительных инициатив со стороны "Б"). Результатом этого действия может быть релаксация , наступающая после контакта со своей собственной ужасной проекцией.( Например, ужасный инопланетянин съел до кусочка нашего героя…) Общее время эксперимента – 5-7 минут.

Эксперимент повторяется в той же паре, со сменой ролей.

После исследования в паре делается следующее действие: "Встреча инопланетян на межпланетной станции". Это завершающая часть. Сначала каждый остается в своей паре. "А" и "Б" в роли своих страшных фигур контактируют друг с другом только теми средствами, которые есть в распоряжении этих фигур. Взаимодействуют свободно, с телесным контактом. Возможно в этом контакте на время поменяться ролями (познакомиться). Эта часть постепенно превращается в пантомиму-игру по типу воинственного танца. После этого все вступают в контакт со всеми. Завершение в кругу – показать свое движение, то, которое вы нашли благодаря этой проекции. Заключение – обсуждение в парах опыта, в том числе опыта необычных форм контакта, которые стали доступны благодаря проекции. Вернитесь в своим устрашающим фигурам, осознайте движение, поэкспериментируйте с этим движением как с новой метафорой "движения по жизни". В обсуждении стоит обратить внимание, что можно отказаться от "атрибуции" первоначальной проекции и сосредоточиться на новых телесных и двигательные ощущениях и опыте, без оценки смысла "мистических ассоциаций" Нацеленность – присвоение витальной энергии иррациональных проекций и проработка интроектов, ограничивающих физическую активность. (Елена Петрова).

Работа с предметами-метафорами в группе

Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов, которые обычно играют бытовую роль. Участникам предлагается выбрать предмет из числа лежащих перед ними в центре группы. "Этот предмет должен символизировать в каком-то смысле ваше состояние и ваш опыт в данный момент". Те, кто выбрал один и тот же предмет, объединяются в малые группы.

В малой группе расскажите о том, какие именно материальные свойства данного объекта иллюстрируют или по аналогии передают эти особенности вашего личного опыта, "почему он - это вы" . Следите за точностью описания. Следите за тем, чтобы именно целостность, то есть все качества и свойства предмета нашли свое отражение в психической реальности. Обязательно отметьте не только "позитивные" черты предмета, но и "негативное". Другие участники группы отмечают и сообщают свои наблюдения о том, как выполнено это задание, что было говорить легко и что сложно.

В обсуждении обратить внимание на различия проекций. После этого сделайте следующий круг обсуждения. "Что вы узнали нового о себе благодаря пользованию метафорой-предметом, какие материальные, функциональные свойства метафоры позволили вам осознать в себе это" (Елена Петрова).

"Метафоры чувств"

Вариант 1. Участникам группы предлагается описать себя в качестве растения. Опишите, где оно растет, какая обстановка вокруг, какая почва, какой вид, есть ли цветки, как взаимодействует с солнцем, с стихиями.

Вариант 2. Опишите себя в качестве природной стихии, какого-то явления.

Работа с иррациональными проекциями (проекции страха)

Известно, что дети и иногда взрослые описывают свои переживания "страха" в форме ужасных фигур, которые мало похожи на реальность. Само содержание этих образов отражает нечто витальное, до-рациональное. Они похожи на персонажей детских страшных сновидений. В то же время эти образы "заряжены энергией". Эксперимент позволяет вступить в контакт с "витальными" компонентами иррациональных "ужасных" фантазий.

а). Нарисуйте самое ужасное инопланетное существо, какое только можно себе представить - как если бы вы были дизайнером фильма ужасов в Голливуде

б). (в круге). Расскажите, какая она, эта самая ужасная фигура инопланетянина, что она делает особенно опасного для человека. В рассказе сосредоточить внимание на том, как движется и что конкретно делает эта фигура (плюется ядом, разрушает когтями и так далее, спросите – а что еще он умеет делать)

в). После этого выберите себе пару, где будут участники "А" и "Б".

13."Звучащая скульптура".

В парах с незнакомым партнером. Выбрать роль пассивную или исследователя. Исследователь становиться со спины, пассивный – это среда, на движения исследователя отвечает любыми звуками без слов.

14. "Зеркало-группа".

В кругу один человек показывает движение. Вся группа синхронно двигается за ним, повторяя движение, не отставая. (Это упражнение может быть использовано для утреннего разогрева группы, в форме игры с физическими упражнениями).

15."Контакт в пространстве".

Для всей группы, освоение пространства, материального и группового. "В этом эксперименте осознавайте все, что с вами происходит, эмоции, желания, как вы с ними поступаете, желания реализовываете или нет…" (А). В группе, закрыть глаза, двигаться, осознавая, с чем вы в контакте, как вы ощущаете себя, как взаимодействуете с окружающим миром, какие фантазии вы начинает контактировать, как возвращаетесь к контакту здесь и сейчас.(Б). Открыть глаза. Двигаться, взаимодействовать только с объектным миром, не вступая в контакты с людьми, что привлекает Вас, как вы можете контактировать с объектами или избегать контакта. (В). С открытыми глазами, молча взаимодействовать с людьми, вступая в контакт, если есть желания, и выходя из контакта. (Г). С закрытыми глазами, продолжая двигаться, вступать в контакт или уходить от контакта, как вы взаимодействуете с самим собой и с другими людьми в этой ситуации…(Д). Остановиться, с закрытыми глазами, побыть в контакте с тем, с кем вы сейчас оказались в паре, молча, если пары нет найти ее. (Е). Открыть глаза, молча постоять, сохраняя позу, продолжить контакт с этим человеком с открытыми глазами. Отметить изменения, которые произойдут в вашем контакте, когда вы увидели, кто ваш партнер. (Ж). С тем, с кем вы оказались в паре, поделиться впечатлениями. После этого найти еще одну пару – и в группах по 4 человека обсудить весь ход эксперимента.

16. "Групповая проекция - 1".

Группа вся целиком строит из себя групповую скульптуру: транспортное средство. Каждый человек, по очереди, выходит на середину, называет, какая он "деталь автомобиля". Затем пристраивается к уже существующим деталям. Конечно, автомобиль может выйти без колес и с тремя рулями, это вполне возможно. Пусть получившаяся фигура (транспортное средство) попробует двигаться, существовать в пространстве. После завершения эксперимента обсудить, кто какую функцию взял на себя, какие функции остались "невостребованными". Как это проявляется в жизни группы.

(Вариант инструкции: вместо транспортного средства создается животное. При обсуждении можно обратить внимание, что умеет делать это животное, какие условия нужны для его существования и так далее).

17. "Африка".

 Участники группы представляют, что все они волшебным образом переместились в Африку, причем каждый стал либо животным, либо растением, либо элементом ландшафта. Далее система может спонтанно организоваться, и каждому участнику стоит попробовать в своей роли устроить свою жизнь наиболее подходящим образом. Задание выполняется без слов, в течение 5-7 минут.

18. "Разговор телом".

 Работа в группе 3-4 человека. Выбрать часть своего тела, которая кажется самой привлекательной, которая самому себе нравится. Сделать презентацию (по аналогии с тем, как делается презентация новых товаров) для этой части тела. Слушатели задают вопросы и высказывают пожелания. Затем то же самое сделать по отношению к части тела, которая не нравится в самом себе более всего (представляется проблемной).

19. (вариант).

В паре с партнером сделать презентацию части своего тела ( отвергаемой или одобряемой). Затем партнер делает презентацию вашей части тела публике, в то время как Вы просто демонстрируете ее.

20. "Диалог между двумя частями тела".

Работа в парах. Выберете две части своего тела – любимую и нелюбимую, организуйте диалог между этими частями.

21."Боюсь-хочу".

В паре с партнером. 10 мин говорить фразы, каждая из которых начинаются со слов "Я боюсь..". Не стоит развивать тему. Партнер поддерживает темп выполнения и не позволяет говорить более одной фразы на каждую тему. После этого продолжить в течении 10 минут монолог, каждая фраза начинается с "Я хочу…". После завершения поменяться ролями.

 


Заключение

В процессе прохождения практикипо получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности была выполнена ее цель и решены поставленные задачи.Практика началась со знакомства с руководством центра, ознакомления с санитарно-гигиеническими нормами и безопасностью работы. Далее осуществлялось знакомство с направлением деятельности психологическогоцентра «Youcanlive».

В ходе практики я ознакомилась с работой психологов-тренеров групп психологической помощи. В процессе работы были получены навыки общения с клиентом, осознания роли терапевта, его цели и методы работы.

В процессе прохождения практики в гостинице я сумела закрепить знания о теоретической составляющей психологического консультирования и применить их на практике, мне удалось приобрести навыки работы в как в группе, так и в рамках индивидуального консультирования.

За время прохождения практики я побывала в роли терапевта под руководством квалифицированных специалистов, исследовала собственные личностные ресурсы, ознакомилась с принципами и механизмами работы и оформления документации, изучила этические нормы работы психолога-практика.

Таким образом, мною были изучены и проработаны на практике все вопросы индивидуального задания.

Программа практики выполнена в полном объеме.

 


Список литературы

1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 336 с

2. Винникот Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 288 с.

3. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. – М.: Когито-Центр, 2008. — 176 с.

4. Джонсон Роберт. Она: глубинные аспекты женской психологии. – М.: Когито-Центр, 2005. — 112 с.

5. Джонсон Роберт. Мы: Глубинные аспекты романтической любви. – М.: Когито-Центр, 2009. — 320 с.

6. ЛоуэнА. Депрессия и тело. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 384 с.

7. ПерлзФ. Гештальт-семинары. – М.: Академический проект, 2008. —325 с.

8. Перлз Фредерик. Эго, голод и агрессия

9. Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2009. — 224 с.

10.  Юнг К. Человек и его символы. –М.: Серебряные нити, 2006.—352 с.

11.  Юнг К. Тавистокские лекции. – СПб.: Кентавр, 1994. — 41 с.

12. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2009. — 352 с.

13. Ялом Ирвин. Когда Ницше плакал. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 416 с.

14. Ялом Ирвин. Лжец на кушетке. – М.: Эксмо, 2004. — 480 с.

15. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 288 с.

16. Ялом Ирвин. Шопенгауэр как лекарство. – М.: Эксмо, 2006. — 544 с.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!