Уйсуны территория и памятники



Каратальский период (III—I вв. до н. э.) Каратал, Каргалы, Капчагай, Унгиркора, Кызыл-еспе, Бесшатыр, Утеген, Калкан, Акшокы, Бетагаш, Сарытогай, Кенесай, Бурака, Шелпек

Семиречинский период (I—III вв. н. э.) Талгар, Бастау, Актас, Сарытау, Узынбулак, Кызылкайнар, Курты, Караша, Шошкалы

Илийский период (IV—V вв. н. э.)          Актас, Унгир-кора, Шолак-жиде

Билет 10.

Педагог-просветитель казахского народа ЫбрайАлтынсарин.

ЫбрайАлтынсарин (1841-1889) – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор. В 1857 г. окончил школу с золотой медалью при оренбургской пограничной комиссии. Показав в школе отличные результаты по русскому, арабскому, татарскому и персидскому языками и ряда др. предметов. После окончания школы в 1857 г. он работает писарем у своего деда, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 г. Ыбрай назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды. В 1879 г. он был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения и грамотности проходили отбор у губернатора. Одно из ярких направлений его деятельности – организация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Алтансарин является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Он также занимался организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Слабое развитие педагогического дела в казахском ауле, недостаток специальных учебных руководств подтолкнули Алтынсарина широко использовать опыт русской демократической учебной системы. Для русско-казахских школ он написал два учебных пособия. «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку» предназначались для казахских детей, обучающихся в то время на русском языке. Ыбрай был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученного этнографа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученный педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения. Алтынсарин известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть.

Охарактеризуйте основные причины ограничений на кочевье казахов по берегам Урал и Иртыша в 18 веке.

Из рапорта генерал-поручика в коммерц-коллегии кавалера И.И.Шпрингера. 4 декабря 1756 г.

... 16 июля 1756 г. через средние киргиз-кайсацкие улусы с одним старшиной ИчиномУтемисовым приезжал к нему из города Туркестана бухарец Бердыбаев, который по приказа­нию своего Абулмамбет хана понеже знатных старшин и бухарского купечества находящихся объявил и просил, дабы, минуя приказаниям сих великих способностей в Семипалатин­скую и Ямышевскую крепости выходить и тут большими караванами производить торг.

Из "Экстрактов о киргиз-кайсацком народе” П.И.Рычкова

1) Чтобы они (т.е. казахи) имели у себя то правление, какое оно ныне есть, чтобы они, степные и многочисленные народы, в одно согласие и намерение, т.е. в один корпус согласиться не могли;

2) оренбургским командирам предостерегать всегда дабы отныне не отдалились на те места..., где прежде зенгорцы (джунгары. — Ж. К.) располагались, а еще больше, чтобы они не подвергнули себя китайцам, которые уже и покушались переменять их в свою протекцию, отлучая от российского подданства;

3) стараться, чтобы казахи не прошли к Волге и не соединились с калмыками, кубанцами и другими народами с целью вторжения в русские границы... .


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1056; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!