Международные контакты в области хореоргафического искусства



Понятие хореография (в современном значении – искусство танца в целом) применимо как к фольклорным явлениям, так и к сценическому искусству. Любой хореографический номер – это художественное произведение, раскрывающее свой содержание через сценическое действие, осуществляемое с помощью творчества хореографа-постановщика, исполнения танцовщиков, искусства художника, осветителя, костюмера. Танец в сфере пространственно-временных измерений сцены приобретает новое эстетическое качество.

Хореографическое искусство Беларуси развивается в рамках профессионального и самодеятельного творчества. Среди ведущих профессиональных коллективов – заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственный хореографический ансамбль «Харошкі», созданный в 1974 г. (художественный руководитель и главный балетмейстер – народная артистка Республики Беларусь В. Гаевая),и заслуженный колелктив Государственный ансамбль танца Беларуси, созданный в 1959г. (художественный руководитель – народный артист Республики Беларусь В. Дудкевич). Плодотворно работают также ансамбль танца, песни и музыки «Талака» Витебской областной филармонии (художественный руководитель Н. Подоляк), ансамбль песни, музыки и танца «Белыя розы» Гродненской областной филармонии (художественный руководитель В. Чичина) и др. все названные коллективы работают в жанре народно-сценической хореографии.

Любительское, или самодеятельное, хореографическое творчество «во все времена являлось особой формой выражения искусства танца, своеобразной экспериментальной площадкой, предоставляющей хореографам богатейшие возможности для выявления и развития одаренных индивидуальностей, условия для воплощения творческих поисков в любом из направлений искусства танца». Самодеятельное хореографическое искусство Беларуси сегодня – многожанровая область художественной культуры, включающая фольклорно-этнографические ансамбли и ансамбли народного танца, ансамбли и студии классического, бального, эстрадного и современного танца, относящиеся к системе Министерства культуры, Министерства образования и Федерации профсоюзов Беларуси. Параллельно работают клубы спортивного и многочисленных разновидностей современного танца, белли-данса, которые осуществляют свою деятельность исключительно на платной основе и имеют объединения и федерации, регламентирующие их деятельность.

Характерной чертой настоящего периода явлется плодотворное развитие детской самодеятельности, что, в первую очередь, связано с открытием в стране большого количества детских хореографических школ и школ искусств.

Качественно новые формы принял интерес к танцевальному фольклору. Многие и взрослые коллективы при формировании своего концертного репертуара часто обращаются к народному танцевальному творчеству как богатейшему источнику для создания оригинальных хореографических композиций. Главными задачами хореографов в этом случае являются серьезное изучение образцов фольклорного наследия и их умелая сценическая обработка, позволяющая сохранить своеобразный местный колорит с целью создания оригинального, самобытного, тематически разнообразного репертуара с учетом специфики выразительных средств танца и исполнительских возможностей участников коллектива. Происходит активный поиск новых форм и приемов для создания оригинальных авторских произведений.

Основными чертами самодеятельности всегда являлись массовость и организованность. Вместе с тем в советский период эта сфера художественного творчества имела планомерную государственную поддержку и профессиональную помощь и. как следствие, массовую аудиторию. Сегодня же, несмотря на то, что ситуация с финансирование изменилась (оно осуществляется уже не в полном обземе, как это было ранее), самодеятельность должна демонстрировать высокий художественный уровень, способный удовлетворить возросшие запросы зрителей. Часто именно в художественной самодеятельности формируются оригинальные идеи, раскрываются созвучные времени темы, создаются новые образы и формы их художественного воплощения, многие из которых впоследствии переходят на профессиональную сцену.

Сегодня в Беларуси существует стройная система подготовки профессиональных кадров в области хореографического искусства.

1-я ступень – хореографические школы, детские школы и искусств;

2-я ступень – хореграфический колледж, колледжи искусств (отделения хореографии) и училища культура;

3-я ступень – творческие вузы.

Популяризации танцевального искусства, выявлению самобытных коллективов, отдельных исполнителей и ярких балетмейстеров, повышению художественного уровня репертуара ансамблей содействуют фестивали и конкурсы в области хореографического искусства, которые стимулируют развитие существующих и создание новых коллективов разных жанров, например Международный фестиваль современной хореографии в г. Витебске (IFMC), Международный фестиваль хореографического искусства «Cожскі карагод” в г. Гомеле, Международный фестиваль детского творчества «Барысаўскі прыстанак” в г. Борисове, Всебелорусский фестиваль национальных культур и областной фестиваль «Свята танца» в г. Гродно и др. смотры самодеятельных коллективов регулярно происходят в рамках самых разнообразных форумов, посвященных народному творчеству. Профессиональные и любительские танцевальные коллективы республики активно участвуют в фестивалях за рубежом.

Современные межкультурные коммуникации представляют большие возможности для творчества в области балетмейстерской деятельности. Международные конкурсы, фестивали, гастрольные поездки, мастер-классы, семинары различных уровней, летние образовательные программы, участие в них студентов и молодых отечественных хореографов – все это благоприятная почва для развития неординарного творческого мышления.

Хореографического искусство Беларуси на современном этапе представлена во всем многообразии форм, видов и жанров, развивается в рамках как профессионального искусства. Так и самодеятельного творчества и характеризуется их активным взаимодействием.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!