Б-5.1 Структура органов государственного управления в сфере культуры



Соц-культурн сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой специфическую область деятельности ОГУ, характеризующуюся следующими чертами:1) это преимущественно духовная, а не материальная по характеру область 2) в нее входят особые объекты управления (музеи, театры, научные учреждения) 3) осуществляемая в этой сфере деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности 4) осуществление в этой сфере государственной деятельности выражается в создании, использовании и охране духовных ценностей.

Рассматриваемая сфера включает: образование, культуру, науку, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту Социально-культурной сферы активно влияет на все сферы жизни, в том числе и на развитие экономики.

Структура управления в области культуры:республиканский уровень

Основным республиканским отраслевым органом управления в данной сфере является министерство культуры.Компетенция: -охрана историко-культурных ценностей;-изучение историко-культурного наследия; -контроль за исполнением законодательства в сфере культуры и др.

В сфере культуры определенная часть управленческой деятельности осуществляется и другим республиканским органом – министерством информации. Его основное направление деятельности – госуправление в области издательского дела, печати, СМИ.
2) местный уровень
• управление культуры облисполкомов
• отделы культуры горисполкомов и райисполкомов
Низовым звеном системы управления в области культуры является администрацияучреждений культуры (администрациятеатров,музеев и т.д.)

 

5.2 (26). Международные культурные связи белорусских земель в период Киевской Руси.

В 988 году белорусские земли были вместе со всей Киевской Русью крещены по византийскому обряду. В 992 году была основана Полоцкая епархия, а в 1005 году — Туровская.

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственные образования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Колыбелью белорусской культуры является Полоцкая земля. Уже в XI–XII вв. здесь интенсивно развивались ремесла, торговля, складывалась городская культура, строились первые каменные храмы и укрепленные замки-дворцы, происходило становление просвещения и искусства. Из Полоцка, Турова, Смоленска вышли крупные деятели христианского просвещения. Полочане имели широкие торговые, политические и культурные связи с европейскими странами.

Все эти процессы получили дальнейшее развитие в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, сложившемся в конце XIII – первой половине XIV в. Здесь формировались белорусская народность и ее язык, зарождались формы национальной идентичности граждан.

Отделившись от корней, которые связывали его с Киевской Русью, население западнорусских земель уже не могло довольствоваться только общим духовным наследием. Локальная самобытность искала выход. Сохранив связь с культурным сообществом Киевской Руси, новая народность сумела создать национально своеобразную культуру, отличавшую ее от соседних народностей и племен. В новой культуре органично соединились базовые элементы восточнославянской лингвокультурной общности с особенностями и традициями, характерными для зарождавшейся народности.

Возникнув преимущественно на основе бывших восточнославянских племен – дреговичей, полоцких и смоленских кривичей, радимичей, формировавшаяся белорусская народность еще долго испытывала влияние культур балтских и финно-угорских племен, участвовавших в этногенезе белорусов. Определенное воздействие на язык, культуру и религиозные верования белорусов оказали также и другие этнические общности: западнославянские, южнославянские и тюркские, главным образом поляки, болгары и татары.

Важнейшим событием эпохи Средневековья стала замена языческой религии христианской, распространение православия и католичества. Новая религия, возникшая на территории Белой Руси на рубеже X–XI вв., изменила мировоззрение ее носителей, ускорила развитие собственной культуры, укрепила связи с культурами европейских народов. Христианство на белорусских землях распространялось постепенно, гуманными методами и трансформировало некоторые языческие культы, испытав их долговременное воздействие. Следует также подчеркнуть, что дальнейший переход от культуры средневекового типа к культуре возрожденческого типа происходил в Беларуси плавно и отличался ярко выраженной преемственностью накопленных материальных и духовных ценностей, созданных художественных стилей, сформировавшихся просветительских установок. На всем протяжении становления белорусского этноса и его перерастания в титульную нацию укреплялись уходящие в пласты самобытного народного творчества демократические корни отечественной культуры, формообразуемой бытоприземленным национальным характером и менталитетом.

Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства - Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. Это государство непрерывно возрастало с 9 по 11 столетие. Признание христианства государственной религией подкрепляло высшей религиозной санкцией авторитет княжеской власти в феодальной иерархии Киевской державы.
Задолго до Крещения, Русь имела торговые и дипломатические отношения с Византией, но в противовес роскошным уборам византийцев, русские князья всегда поражали иноземцев скромностью и невзыскательностью нарядов. Но уже преемники Святослава отказались от скромности. В дворцовой роскоши, в размахе монументального строительства, в богатстве и блеске церковного убранства киевская держава пожелала соперничать с Византией.

Многое было заимствовано славянами из Византии, но русское народное начало внесло в древнюю традицию добрые, жизнелюбивые устремления. По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские люди сумели прозреть их греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением русского народа.
Едва ли в какой-либо другой стране средневекового мира можно встретить так много перекрестных культурных влияний, как на Руси. Византия, народы Востока и Кавказа, Западная Европа и Скандинавия кольцом окружали Русь. Персидские ткани, арабское серебро, китайские материи, сирийские изделия, египетская посуда, византийская парча, франкские мечи шли на Русь и, конечно, служили не только предметом потребления, но и образцами для художественного творчества. Иностранные путешественники называли Киев вторым Царьградом. А некоторые полагали его "соперником Константинополя, блестящим украшением Греции". Красотой Киева был поражен внук самого Батыя, когда тот со своими полчищами подошел к стенам города, чтобы разграбить его сокровища.
Всер. 11 в., во время правления Ярослава Мудрого (ок. 978-1054), Киевская Русь достигла особого расцвета. О "славном граде" Киеве - "матери городов русских" - в сер. 11 столетия митрополит Илларион писал так: "Виждь и град величеством сияющ, виждь церкви цветущи, виждь христианство растуще, виждь град иконами святых освещаем блистающеся и фимиамом благоухающий, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И си видев, возрадуйся, и взвеселися, и похвали … всем сим строителя".
Самым значительным храмовым сооружением Киева стал собор Св. Софии (1037). Хотя его облик в последующие времена претерпел значительные изменения, все же он и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византии, ни в других государствах средневекового Востока и Запада.
Первоначально он представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Центральный, самый большой, купол выражал идею учения Христа, а остальные, поменьше, символизировали 12 его учеников. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи 2 этажа, завершающиеся полукружиями (так называемые закомары). Стены храма были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем (плинфой), чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало фасаду собора нарядный вид. Не менее величественны были и внутренние помещения собора. В главной, алтарной, апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь возводили на престол князей, звучали проповеди. Боковы нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры, предназначавшиеся для князя и его семьи и придворной знати. Они как бы возвышали и отделяли их от общей массы присутствующих в храме. Наличие хоров стало отличительной чертой древнерусских соборов.
Вслед за Киевской Софией возникла Новгородская София (1045-1050). Но при всей схожести, она имела и свои особенности. Вместо 13 глав здесь было только 5, по форме они напоминали шлемы русских богатырей, стены были лишены каких-либо украшений, а в целом внешний облик собора отличался простотой и строгостью.
При Софийском соборе была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи. В Киеве зародилось летописное дело. Искусство Киевской державы - это не только искусство Киева. Великолепен более строгий, более компактный, чем Киевская София, но не уступавший ей никогда по роскоши внутреннего убранства собор Спаса в Чернигове, построенный при князе Мстиславе, брате и сопернике Ярослава. И в Полоцке, и в Смоленске, и в других городах Киевской Руси возникали свои архитектурные и живописные школы, оказывавшие влияние и на архитектуру самого Киева.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!