Информационный блок к практической работе № 2



Рекомендации по работе с журналом мод

1. Определите свой размер. Вы выбрали модель на страницах журнала. Теперь снимите свои мерки и сравните с теми, что приведены в таблице размеров. Определите в соответствии с ними свой размер.

2. Каждая модель имеет свой размер. Под этим же номером в приложении помещена инструкция по изготовлению модели, в которую входят: рисунок модели, уменьшенный чертеж выкройки, может быть план раскладки и т.д.

3. Что показывает рисунок модели? На рисунке модель изображена спереди и сзади так, чтобы были четко видны все детали, например, воротник, кокетка, карманы, а также швы, вытачки, пуговицы и т.д.

4. Расход материала. Расход ткани дается применительно к модели. Расход может увеличиться, если вы выбрали ткань меньшей ширины или с крупным рисунком, в клетку, полоску, с ворсом.

5. Уменьшенный чертеж выкройки. Детали уменьшенного чертежа полностью соответствуют оригиналам на листе выкроек. Каждая деталь имеет свой номер, на ней нанесены линии, цифры и условные обозначения. Вытачки, стрелки, указывающие направление долевой нити, линии сгиба и отстрочки нанесены тонкими линиями.

6. Лист выкроек. Лист выкроек отпечатан с обеих сторон, каждая из которых обозначена соответствующей буквой (А, Б, В,…). Найдите нужную вам выкройку на той стороне, которая указана в тексте инструкции.

7. Контурные линии. Детали нанесены на лист выкроек различных цветов контурными линиями различной конфигурации. В инструкции приведен образец контура для данной модели. Например: зеленый контур ------------------

8. Как найти деталь на листе выкроек? Обратите внимание на номера деталей уменьшенного чертежа выкройки. Затем найдите те же  номера на листе выкроек – они расположены на полях. Проведя мысленно вертикальную линию от найденного номера вверх или вниз, вы быстро найдете нужную деталь.

9. Как пользоваться листом выкроек? Для наглядности обведите контуры деталей на листе выкроек. Отметьте также все нанесенные на деталях линии и условные обозначения, сверяя их с уменьшенным чертежом выкройки.

· Сгиб ткани обозначен штриховой линией. Это означает, что на листе дана лишь половина детали. Учтите это при раскрое.

· Карманы, мешковины, подборта и т.д. нанесены на выкройках тонкими линиями. Их следует переснимать как отдельные детали.

· Если контурная линия заканчивается стрелкой, это означает, что деталь выкройки необходимо удлинить, т.е. продлить прямую линию от острия стрелки на указанное рядом количество сантиметров.

· Очень крупные детали выкройки на листе могут быть разделены на две части. Пересняв обе детали на кальку, склейте их по линии соединения, совместив точки, обозначенные одинаковыми линиями.

10. Как переснять выкройку? Положите на лист выкроек кальку или прозрачную пленку, зафиксируйте ее, чтобы она не сдвигалась, и обведите контур переснимаемой детали, все условные обозначения надписи. Вы можете переснять выкройку с помощью специального зубчатого колесика. Прежде чем вырезать переснятую деталь, сравните ее с уменьшенным чертежом.

 

Рекомендации по раскрою изделия

1. Подготовить ткань для раскроя:

· хлопчатобумажную, льняную и шелковую ткани прогладить с изнанки; если ткань перекошена – увлажнить ее и потянуть;

· шерстяную ткань и ткань из искусственного волокна подвергнуть декатировке;

· определить лицевую сторону ткани;

· осмотреть ткань, выявить дефекты, отметить мелом, чтобы при раскрое их обойти;

· у обрезного края ткани выдернуть поперечную нитку и по ней обрезать край ткани;

· определить группировку ткани по сложности раскроя и учесть требования к раскрою тканей с ворсом, начесом, направленным рисунком; на таких тканях все детали выкройки, кроме обтачек, пояса, манжет, раскладывать в одном направлении; в ткани с начесом надо установить направление начеса и выкройки разложить так, чтобы начес в готовом изделии был направлен сверху вниз; если ткань с ворсом, то в изделии ворс должен быть направлен снизу вверх.

2. Настелить ткань. Разложить ее на столе для раскроя изнанкой вверх или сложить вдвое кромку с кромкой, лицевой стороной внутрь (настилание в разворот или в сгиб).

3. Разложить выкройки на ткань:

· Следить за соответствием направлений долевых нитей ткани с направлением, указанным на выкройках;

· Соблюдать норму прибавки на швы, подшивки, припуски, складки, раздвижки;

· Располагать выкройки симметричных деталей, не имеющих шва или застежки, по сгибу ткани;

· Экономно расходовать ткань. Неизбежные выпады ткани сосредоточить в одних местах, чтобы отходы ее можно было использовать при обработке изделия;

· Разложить на ткани выкройки крупных деталей, мелкие разместить в промежутках между ними

4. Обмелить выкройки. Обмеловку производить двумя линиями: по контурам выкроек и с учетом припусков на швы.

5. Разрезать ткань. Детали вырезать по второй меловой линии.

 

    Раскраивают изделия по лекалам (выкройкам), учитывая следующее: долевое направление нитей основы, направление ворса, рисунка, симметричность расположения рисунка на деталях.

    На тканях, не имеющих ворса или оттенка, на гладкоокрашенных, полосатых и клетчатых с симметричным расположением полосок в рисунке лекала деталей изделия можно раскладывать в любом направлении.

    На тканях с рисунком, расположенным несимметрично (в одну сторону), а также на тканях с направленным ткацким рисунком ворсовых, с начесом все лекала изделия раскладывают в одном направлении.

    На тканях со слабо выраженным начесом детали одного изделия раскладывают также в одном направлении.

    На тканях в полоску и клетку лекала раскладывают с учетом последующей подгонки полоски или клетки в срезах отдельных деталей: на полочках – по краю бортов, подбортах – по внешним краям лацканов, спинке – по средним срезам, воротнике – по верхнему и нижнему срезам, на кокетках спинок и полочек – до складок или вытачек спинки.

    Для подгонки рисунка ткани при выкраивании перечисленных деталей в раскладках предусматривают припуски в размере ½, ¾ или полного раппорта рисунка.

    Направление ворса определяют движением руки или щетки вдоль ткани (по нити основы). На таких ворсовых тканях как бархат, полубархат, вельвет ворс должен быть направлен снизу  вверх изделия, чтобы ткань имела матовый оттенок. На ворсовых тканях с ярко выраженным начесом (типа байки), хлопчатобумажных тканях (замша, вельветон), направление ворса должно быть сверху вниз изделия, чтобы он лучше лежал во время носки.

    Правильное расположение лекал по отношению к направлению нити основы и утка ткани имеет большое значение. При несоблюдении направления нитей основы в деталях искажается их форма, линии и швы изделия, что осложняет соединение деталей при шитье.

    К раскрою готовят саму ткань и выкройку (лекала). Подготовка выкроек заключается в том, что на каждой детали намечают направление долевой нити, указывают количество одинаковых деталей, помечают центральные линии (середины спинки, переда и т.д.) и контрольные линии (линии талии, груди, бедер, локтя на рукаве). Еще раз проверяют сопряжения линий (плавность контуров деталей на лекалах).

    Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и первоначальную форму, ткань перед раскроем необходимо продекатировать, т.е. провести влажно-тепловую обработку для уменьшения усадки при дальнейшей обработке.

    Шерстяные плательные ткани декатируют через влажный проутюжильник в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать более жесткой. Затем просушивают ткань.

    Односторонние шерстяные и креповые ткани сбрызгивают водой, заворачивают в простыню и оставляют на несколько часов, после чего проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

    Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат такую ткань влажной с изнаночной стороны не очень горячим утюгом.

    Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

    Следует помнить, что некоторые ткани (ряд шерстяных, синтетических, бархат) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому, прежде чем декатировать ткань, надо проверить, как она реагирует на увлажнение.

    Вельвет и бархат не декатируют, так как при утюжке заминается ворс. При пошиве изделий из не декатированных тканей увеличивают прибавку на швы.

    После декатирования ткань внимательно осматривают с лицевой стороны и на свет. Замеченные пороки, дыры, утолщения, не прокрашенные места и др. отмечают ниткой, булавками или мылом, чтобы при раскрое их можно было расположить на детали, находящейся на скрытых местах изделия (на нижних частях рукавов или полочках, недалеко от боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах).

    Затем у обрезного края ткани выдергивают поперечную (уточную) нить и по ней выравнивают край ткани. Если ткань перекошена, следует увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем проутюжить по долевой нити.

    Как правило, кромки в тканях (шириной 1-1,5см) перед раскроем срезают. Но в тканях, требующих подгонки рисунка, срезать их не рекомендуется. Очень часто при раскрое прямых полотнищ юбок кромка входит в ширину шва. В любом случае необходимо просмотреть, не будет ли кромка подтягивать или утолщать шов.

    При подготовке ткани к раскрою, особое внимание следует уделить определению расхода ткани на изделие.

    При раскрое необходимо учитывать следующее: скользящие ткани скалывать булавками; в сыпучих увеличивать припуски на швы, предусматривая обметывание обрезных краев изделия; из мнущихся тканей не шить плотно прилегающие изделия.

    Прежде чем раскладывать на столе ткань, следует определить лицевую и изнаночную стороны материала, направление нитей основы и утка, а также выбрать способ раскроя.

    В зависимости от переплетения нитей и рисунка ткани могут быть с ярко или слабо выраженным рисунком на лицевой стороне. Особенно трудно бывает определить лицевую сторону в тканях полотняного переплетения. Текстильные дефекты на лицевой стороне таких тканей менее выражены, чем на изнаночной, блестящая или глянцевая сторона обычно бывает лицевой.

    Ткани жаккардового переплетения имеют на лицевой стороне наиболее выраженный рисунок, легко отличимый от рисунка на изнаночной стороне.

    В тканях диагонального переплетения (саржа, бостон и др.) полоски идут снизу вверх и слева направо, если смотреть на ткань по лицевой стороне и нити основы.

    Изделия из двусторонних тканей (одинаковая лицевая и изнаночная стороны) можно кроить по любой стороне. Нить основы в таких тканях находят по следующим признакам:

· если отрез ткани имеет ткацкую кромку, то нить основы проходит параллельно кромке;

· если кромки нет, то нить основы можно определить следующим образом: ткань в направлении основы растягивается меньше, чем в поперечном и косом направлениях;

· если ткань имеет рисунок в полоску, то направление полосок чаще всего совпадает с направлением нитей основы;

· если смотреть ткань на свет, то нити основы выглядят более прямолинейными и лежат на одинаковом расстоянии одна от другой; нити утка слегка изогнуты и лежат на разном расстоянии друг от друга.

    Подготовленную к раскрою ткань складывают лицевой стороной внутрь сгибом к себе и выравнивают края, чтобы не было перекоса.

    Существуют такие способы раскроя – «лицом к лицу», «лицом вниз», комбинированный вид раскладки. При раскрое «лицом вниз» ткань развертывают на столе на всю длину и ширину лицевой стороной вниз. Этот способ приемлем при раскрое ткани с направленным рисунком и ворсом, а также при раскрое ассиметричных изделий. При раскрое способом «лицом к лицу» хорошо выкраивать парные ассиметричные детали. Варианты раскладки изделия см. Приложение

    Ткани с направленным рисунком и ворсом по этому способу кроить нельзя, так как в парных деталях ворс или рисунок будет иметь противоположное направление. Если ткань с крупным рисунком, то детали изделия располагают так, чтобы рисунок для правой и левой половин изделия был симметричным.

    При раскрое ткани в полоску и клетку парные детали выкраивают, совмещая рисунки на обеих деталях. В боковых швах рисунок должен также совпадать. При раскрое рукава рисунок по окату подгоняют с рисунком переда и спинки.

    На ткани сначала раскладывают крупные детали, а между ними мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на материале и деталях выкройки.

    Разместив все лекала, прикалывают их булавками к ткани, обводят контуры деталей тонкой пластинкой портновского мела или куском сухого мыла. При раскрое нужно предусмотреть припуски на обработку: по горловине спинки и переда 0,7 – 1,0см, пройме и окату рукава – 1,0-1,5см, боковым, плечевым и срезам рукава – 1,5-2,0см, линии низа – 3-5см, срезам воротника – 0,7-1,0.

Величина припусков зависит от вида ткани, от способа соединения деталей (стачной, настрочный шов и т.д.), от точности самой выкройки (для неопробованной выкройки припуски дают несколько завышенными).

Вытачки на ткани не разрезают, контуры отмечают двумя продольными и одной- двумя поперечными линиями, ограничивающими ее длину.

    Раскраивают ткань специальными ножницами. Резать следует средней частью лезвия, не сдвигая ткани. Левой рукой придерживают выкройку и ткань, а правой разрезают ткань с учетом припусков на обработку (по линиям обмеловки). Резать нужно от себя влево или от себя прямо.

 

    Продолжая работу над творческим проектом, выполняется практическая работа № 3.

 

 

Практическая работа № 3

Тема: Проект изготовления изделия. Обработка изделия.

 

Цель: закрепление полученных знаний по применению различных способов обработки швейных изделий.

 

Ход работы

1. Подготовить детали кроя к шитью.

2. Начальная обработка деталей кроя.

3. Подготовить и провести примерки.

4. Выбрать рациональные способы и составить схему сборки, ТП обработки конкретного изделия.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите ТУ на выполнение машинных и утюжильных работ при обработке узлов швейного изделия.

2. Из каких этапов состоит обработка швейных изделий (поясного, плечевого)?

3. Какова цель проведения 1 и 2 примерки?

4. Перечислите формы соединения рукавов с проймой изделия.

5. Какие операции составляют подготовку кроя деталей к пошиву?

6. От чего зависит выбор способов обработки нижнего среза изделия, среза горловины в изделиях без воротника?

7. От чего зависит выбор способа переноса линий кроя. Какой способ переноса линий использовали вы и почему?

8. От чего зависит величина припуска на шов?

9. Что входит в начальную обработку деталей кроя?

10. Какие швы в изделиях выполняются двойной строчкой (строчка в строчку)?

11. Правила присоединения клеевых прокладок.

12. Детали кроя и участки изделия, подлежащие дублированию в плечевых и поясных изделиях.

 

    В ходе практической работы при подготовке деталей кроя к обработке необходимо перенести линии кроя на симметричную сторону.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 789; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!