Краткие сведения пo работе с программой



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Движение тела, брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту

Цель работы: исследовать зависимости кинематических характеристик от времени для тела, брошенного с некоторой высоты под углом к горизонту, и провести их сравнительный анализ.

Приборы и оборудование:компьютерная модель движения тела в поле тяжести Земли.

                        

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основные понятия кинематики материальной точки

Кинематика - это раздел механики, описывающий движение тел без выяснения причин, обусловивших это движение. Рассмотрим основные понятия, которыми оперирует кинематика, и взаимосвязь между ними.

Материальная точка - тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Система отсчета - тело, по отношению к которому рассматривается движение, связанная с ним система координат и прибор для отсчета времени.

Положение материальной точки в данной системе отсчета в любой момент времени задается радиусом- вектором , проекции которого на оси декартовой сис­темы координат называются координатами материальной точки х, у, z.

                                                                                    (1)

где  - орты декартовых осей координат.

Линия, которую описывает конец радиус-вектора при движении материальной точки, называ­ется траекторией (рис.1).

Расстояние между точками 1 и 2, отсчитанное вдоль траектории, называется путем, пройденным материальной точкой. Вектор , проведенный из начального положения в конечное, называется пе­ремещением.

Тогда

Рис. 1
                                                 (2)

               (3)

Очевидно, что при криволинейном движении  

                                                                                                                           (4)

Скорость - кинематическая характеристика, показывающая быстроту движения тела (точки). Различают несколько видов скоростей.

1 .Средняя по модулю скорость (или просто «средняя скорость») - величина, равная отношению пройденного пути ко времени, за которое этот путь пройден:

                                                                                                                         (5)

Это скалярная величина.

2.Средний вектор скорости - величина, равная отношению перемещения тела  к промежутку времени  за который это перемещение произошло.

                                        (6)

Как видно  - вектор, совпадающий по нап­равлению с    (рис. 2). Очевидно, что

                                 (7)

3. Мгновенная скорость (или просто "скорость") равна пределу, к которому стремится средний вектор скорости, когда промежуток вре­мени  стремится к нулю.

                      (8)

Таким образом, скорость есть производная радиуса - вектора по времени. При этом скорость характеризует не только быстроту движения тела по траектории, но и направление, в котором оно движется в каждый момент времени. В соответствии с (8) скорость направлена по касательной к траектории в каждой ее точке (рис. 2). При этом, так как , то модуль мгновенной скорости может быть найден как                                                                                                                  (9)

Ускорение - векторная величина, характеризующая быстроту изменения ско­рости и равная изменению скорости в единицу времени:

                                                                                               (10)

При криволинейном движении скорость изменяется как по величине, так и по направлению. Для того чтобы характеризовать эти изменения отдельно, ускорение разделяют на две составляющие (рис. 3):

1. тангенциальное ускорение - составляющая ускорения, направленная по касательной к траектории и равная изменению модуля скорости в единицу времени:

                                (11)

2.

R
нормальное ускорение - составляющая ускорения, направленная по нормали к траектории к центру ее кривизны и показывающая изменение  направления ско­рости в единицу времени:                                                                        (12)

где R - радиус кривизны траектории в данной точке,  - единич­ный вектор нормали. При этом   и так как , то

                                       (13)

Основной задачей кинематики является нахождение закона движения матери­альной точки, т.е. зависимость ее радиуса- вектора от времени:

                                              

Зная зависимость от времени ускорения  и начальные условия (радиус-вектор  и скорость точки  внекоторый момент времени ), можно решить эту задачу. Из (10) следует, что

                                            

Интегрируя это выражение, получаем

                                                                                                          (14)

Из (8) получаем:

Интегрируя это равенство, с учетом (14), получим

                                               (15)

К вычислению этого интеграла и сводится основная задача кинематики.

1.2. Движение тела в поле силы тяже­сти

В лабораторной работе 1-12 проводится модельный эксперимент по исследованию зависимости дальности полета тела в поле силы тяжести от угла бросания в случае, когда точка бросания находится на некоторой высоте над поверхностью Земли.

Рассмотрим движение тела в поле силы тяже­сти. Как известно, если пренебречь сопротивлением воздуха и вращением Земли, это равноускоренное движение: . Если принять  = 0, то интегрирование равенства (15) даёт следующее выражение:

а интегрирование равенства (14) приводит к выражению:

Таким образом, параметры состояния материальной точки при таком движе­нии - радиус-вектор  и скорость  - задаются уравнениями:   

                                                                                                         (16)

Это уравнения движения в векторной форме.

Известно, что рассматриваемое движение является плоским (траектория лежит в вертикальной плоскости), поэтому для его описания достаточно системы отсчета с двумя координатными осями х и у. Начало системы отсчета и направление координатных осей выбираются из соображений удобства решения конкретной задачи.

Начальный радиус – вектор  задают с помощью начальных координат и  в момент временя t=0; начальный вектор скорости  задаётся его модулем  и углом α между вектором  и осью координат х.

B работе № 2 точка броска находится на некоторой высоте  по отношению к точке падения, поэтому систему отсчета и направление координатных осей рациональнее всего выбрать, как показано на рис. 4. Тогда  и первое из уравнений (16) в проекциях на оси х и у будет иметь вид

        (17)                                   

                      

Поскольку в точке падения , то

    , отсюда

    

 

 Решение этого уравнения будет таким:

                                                                    (18)

И подставляя (19) в (18), получим:

                                              (19)  

Kaк видно, формула (19) достаточно сложна для анализа, и получить простое вы­ражение для угла , соответствующего максимальной дальности броска, не пред­ставляется возможным. Поэтому целью работы 2 является экспериментальное иссле­дование зависимости S( ) при постоянных    и  и определение угла, при котором дальность полета максимальна.


Экспериментальная часть

Краткие сведения пo работе с программой

 Программа выполнена со стандартным для системы Windows интерфейсом и реализует многооконный режим работы. Каждое окно имеет заголовок, позволяющий ориентироваться в программе. Если возникнет необходимость переместить окно в пределах рабочего стола Windows, следует щелкнуть левой кнопкой мыши на строке заголовка и, удерживая нажатой кнопку мыши, переместить окно.   

При одновременной работе с графиком, панелью «Управление движением» и таблицами рекомендуется сворачивать те окна, которые не нужны в данный момент. При этом окно минимизируется в кнопку, расположенную над панелью задач Windows (внизу рабочего стола Windows).

При выполнении лабораторной работы в окне «Центр контроля» («Управление движением») задаются скорость (в метрах в секунду); угол бросания (в градусах); высоты, с которой бросают тело над углом к горизонту; направление вертикальной оси у и начала отсчета по этой оси в соответствующих строках. При нажатии кнопки «Построить график» на экране появляется траектория движения тела при указанных значениях скорости и угла. После изменения угла и скорости графическое представление информации изменяется.

Если выделить указателем мыши при нажатой кнопке участок траектории, заключив его в рамку, проведенную из левого верхнего угла в правый нижний угол, то можно развернуть данный участок траектории на весь экран. Если после этого обвести указателем мышки рамку произвольной площади в произвольном месте графика из правого нижнего угла в левый верхний, то первоначальный вид графика будет восстановлен. При увеличенном изображении участка траектории на весь экран перемещение указателя мыши при нажатой правой кнопке приводит к перемещению экрана по графику в соответствующем направлении.

При задании режима «Стробоскоп» на графике появляются составляющие векторов скорости для точек траектории, нанесенных на нее через равные интервалы времени.

Моменты времени с соответствующими значениями кинематических характеристик указаны в таблице, которая появляется после нажатия кнопки “Таблица”. Нажав кнопку «Движение», можно на графике наблюдать вектора, указные в правом верхнем углу графика, и характер их изменения в процессе движения тела. Скроллер, расположенный в окне "Управление движением", позволяет масштабировать во времени процесс движения тела. Остановить движение, получив мгновенный «снимок» векторов, позволяет кнопка «Стоп». Повторное нажатие этой кнопки возвращает режим движения тела. 

 

Ход работы

1. В эксперименте моделируется движение реального тела при заданных программно значениях начальной скорости V0 и угла бросания α. При этом на экране отображается траектория движения в ко­ординатных осях y(x). Начало отсчета и направление оси у зада­ётся в соответствии с выбранной системой координат.

 

2. Нажмите кнопку "Построить график" для проведения эксперимента, моделирующего движение тела. Пронаблюдайте составляющие вектора скорости  и   в различных точках траектории тела, установив в центре «Управление движением» режим «Стробоскоп».

 

3. Отмените режим «Стробоскоп» и, нажав кнопку "Движение", пронаблюдайте изменение составляющих скорости и ускорения тела. Для удобства наблюдения можно изменять временной масштаб, перемещая движок на линейке, располо­женной надкнопкой «Движение». Используя центр «Управление движением», можно отклю­чать изображения векторов составляющих ипронаблюдать их изменения с тече­нием времени для любой комбинации векторов путем нажатия кнопки «Движение». Все векторы будут обозначены соответствующим цветом.

 

4. Значения кинематических характеристик будут представлены в Таблице 1.

Таблица 1

t, с X, м Y, м Vx, м/с Vy, м/с aτ, м/с2 an, м/с2
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              

 

 

5. Нажимая кнопку "Построить график" в центре «Управление движением», для заданного значения начальной скорости необходимо провести по 5 опытов для 10 разных значений угла бросания при постоянной начальной скорости. Шаг угла бросания автоматически устанавливается 200.

 

6. При нажатии кнопки "Построить график" в центре «Управление движением» будет появляться значение дальности полета в каждом опыте, а на эк­ране - соответствующая траектория движения. После пяти первых бросаний поя­вится Таблица 2, которую для удобства наблюдения траектории можно времен­но свернуть или переместить.

 

                                                                                                             Таблица 2

Угол α -90 -70 -50 -30

-10

10 30 50 70 90
S1        

 

         
S2        

 

         
S3        

 

         
S4        

 

         
S5        

 

         
<S>        

 

         
ΔSi        

 

         
Sтеор        

 

         

V0 =     м/с

α =     º

                       

 

7. Сверните таблицы и пронаблюдайте теоретическую зависимость дальности полета от уг­ла бросания Sтеор(α) с нанесенными экспериментальными точками.

8. Нажмите кнопку «Отчет» и перепишите или распечатайте полученные результаты.

9. Для окончания работы закройте все окна и выйдите из программы.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!