Настольные музыкально-дидактические игры



Музыкально-дидактические игры – эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.

Настольные музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с задачами музыкально-сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста. В основу классификации игр положены задачи формирования воспитания четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

 В связи с этим даны четыре вида игр:

   1.Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.

«Цирковые собачки»

Цель. Упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Знать песню «Цирковые собачки» Е. Тиличеевой.

Описание. Две большие карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начинается снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек таких же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями: 1) нарисовать полный звукоряд; 2) последовательность из пяти звуков, идущих вверх: до – соль; 3) последовательность из пяти звуков, идущих вниз: соль – до; 4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до – ми – соль; 5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль – ми – до; 6) два звука разной высоты: до1 – до2. Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.

Ход игры. В игре участвуют трое детей, один из них ведущий. Он раздает играющим большие карточки и соответствующие им маленькие карточки, которые они прячут за ширму. Карточки с заданиями и металлофон находятся у ведущего за ширмой. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуков, указанные в карточках. Затем берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети за ширмой кладут маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. Затем поднимают ширму, и все смотрят, как выполнено задание. За правильное действие ребенок получает поощрительный жетон. Игра закачивается, когда дети выполнят все шесть заданий. Победителем считается тот, кто набрал большее количество жетонов.

 

2.Игры, развивающие ритмическое чувство.

 

«Веселые дудочки»

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания:

а)                          б)                                 в)

 

 

а) трубы (играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в) свирели (играет мышонок). Требуется знание песни «Веселые дудочки» Г. Левкодимова.

Описание. Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе – медведь; на дудочке – лиса; на свирели – мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Ход игры. Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздает трем играющим по одной цветной карте. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

 

3.Игры, развивающие тембровый слух.

 

«Узнай свой инструмент»

Цель. Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Описание. Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

Ход игры. Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

 

4.Игры, развивающие динамический слух.

 

«Громко - тихо»

Цель. Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко – тихо» Г. Левкодимова.

Описание. Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

Ход игры. В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «Как играл инструмент: громко или тихо?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшей динамике инструмента. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

 

  

Наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.

  

  В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховой метод, или метод слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, пропевание отдельных тем—мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображаемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.

Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский) особо выделяли метод наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.

Наблюдать искусство, по словам Б. В.Асафьева, значит, прежде всего, уметь воспринимать его. Это в первую очередь означает, что любая форма исполнительской деятельности, сочинение музыки детьми приобретает прочувствованный и осознанный характер. «Наблюдение ее (музыки) ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, как «отдельности», а на взаимозависимость и сопряженность явлений, — как это обычно происходит при наблюдении за свойствами явлений только ощутимых, но невидимых». Только в этом случае, считает Б. В. Асафьев, музыка оказывает на детей воспитывающее воздействие, на основе которого обогащается их жизненный опыт, пробуждаются «социально-ценные психические состояния», развиваются «инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение», учащиеся приучаются делать выводы и обобщения.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительный метод, или метод зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке, и под музыку.

По мнению известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, применение наглядности должно учитывать два момента: конкретную роль наглядного материала в усвоении и отношение его предметного содержания к предмету, подлежащему усвоению. Исходя из этого, необходимо использовать такую наглядность, которая обусловлена самой сущностью музыки как самостоятельного слухового интонационно-временного искусства, содержательной интонационно-звуковой формой произведения и собственно музыкальной деятельностью детей.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!