Д) Компьютерные технологии и Интернет



ВВЕДЕНИЕ

 

Наглядное пособие – эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики.

Значение наглядности в обучении детей подчеркивали такие педагоги, как Л. М. Толстой, В. А. Сухомлинский, К. Ушинский, А. С. Макаренко. Они утверждали, что у детей ведущей деятельностью в младшем возрасте в психическом развитии является игра и наглядность.

  Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшим развит И. Г. Песталоцци,  К. Д. Ушинским, Л. В. Занковым и  другими педагогами.

  Я. А. Каменский в своем известном «золотом правиле дидактики» дал четкую формулировку принципа наглядности. «Наглядность – это все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением;

слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусом – вкусу; допустимое осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, - представить несколькими чувствами».

  В музыкальном воспитании детей применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее воспитания требуют привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные советские педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.

   Как сказал Б. Астафьев, «музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма и т. д. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.

Именно об этом пойдет речь в курсовой работе.

Объектом моего исследования является применения дидактической наглядности на уроке музыки.

Предметом исследования – роль наглядности в процессе обучения музыке.

Цель курсовой работы – определить роль наглядных материалов в процессе обучения на уроках музыки.

 

Задачи: 1) изучить педагогическую и методическую литературу по использованию

                       наглядности в процессе обучения;

                  2) выявить условия эффективного применения наглядности и требования к

                      выбору наглядных пособий;

                  3) описать практическое применение наглядных материалов на уроке

                      музыки.

Для того чтобы у ребенка сложились наглядные представления, необходимо создавать их, обеспечивая наглядные опоры, широко привлекая средства наглядности. Из этого следует гипотеза – использование дидактических наглядностей способствует оптимальному усвоению учебного материала на уроке музыки.

Основные методы исследования: - метод-эксперимент;

                                                            - педагогическое наблюдение;

                                                            - диагностическая беседа;

                                                            - анализ результатов творческой деятельности

                                                              учащихся;

                                                            - изучение литературы

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения применения наглядности в процессе обучения 

Наглядные методы обучения и их классификация

 

Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой не похожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания.

Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели?

Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одними из этих способов являются наглядные методы обучения.

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.

В наше время возросло число средств наглядности (когда-то это были главным образом доска, картинки да речь самого учителя). Теперь же учитель располагает, кроме того, большим арсеналом технических средств обучения: грамзапись, магнитофонная запись произведений и речи дикторов, диа-, видио- и кинофильмы, таблицы, схемы, диски, DVD, компьютер и т. д.

Однако еще не все учителя осознают важность использования этих пособий. Одни считают их применение слишком большой роскошью, требующей дополнительного времени, другие не владеют техникой их использования. А между тем учитель должен идти в ногу со временем, и не только сполна использовать то, что ему дается, но и изыскивать возможности для разработки новых средств наглядности.

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, педагогов отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия. Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания.

В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается.

Среди наглядных методов обучения выделяют иллюстрацию,демонстрацию, видеометод и т. д. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. Видеометод максимально активизирует наглядно-чувственное восприятие, обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.

 

А) Метод иллюстрации

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

 Функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Метод иллюстрации в одних случаях носит иллюстрированный характер, в других случаях – облегчает процесс формирования абстракций. Этот метод помогает систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.

Эффективность иллюстрированного метода зависит от методики показа. Учитель должен продумать дидактическое значение, место и роль на уроке иллюстрации. Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от сущности явлений. Иллюстрации говорят заранее, но показывают только в определенный момент урока. В некоторых случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, схемы, таблицы...). Злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

Б) Метод демонстрации

Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.).
Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: “Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.”
Тем не менее, метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
Эффективность метода достигается:
1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску “скрытого”, “нового” содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.
2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением  учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.
3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

- все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;

- все учащиеся могли воспринимать его по-возможности всеми органами чувств;

- предоставит возможность детям самостоятельно изучать качество объекта.

 

В) Видеометод

Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся: экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.

Г) Метод работы с книгой

Книга – величайшее изобретение человека. Работа с ней – важный метод обучения и, пожалуй, основной. Его можно применять как метод получения новых знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, восприятие; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой – дело достаточно сложное. И для этого учащимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки. В своей учебной работе детям приходится много и постоянно работать с разнообразной по назначению литературой.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному), составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска), составление формальнологической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного), составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Работа с книгой не должна рассматриваться как чисто самостоятельный метод. Она может обеспечивать высокие результаты обучения, развития и воспитания только в сочетании с другими методами.

д) Компьютерные технологии и Интернет

XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Мы очень незаметно для себя переступили этот рубеж. Многим учителям кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и десять — пятнадцать лет назад. Увы, но это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения. Делать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую учитель должен передать детям, увеличивается с каждым годом в несколько раз, следовательно, репродуктивными методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, поддержать их в этот сложный момент, скоординировать действия. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии и Интернет.

Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или SMART доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников. Ученики с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. На уроках учителей, у которых на рабочем месте есть необходимая современная техника, вы не увидите скучных лиц или отвлеченных глаз. Откуда им взяться, если на уроке идет речь об искусстве, высказываются свои мнения, дети фантазируют. А помогает им в этом компьютер. Почти на каждом уроке можно использовать презентацию, включающую необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Ученики узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.

Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности — раскрытие внутренней сущности педагогического процесса.

Поэтому к выбору методов и средств обучения следует подходить очень внимательно. И методы наглядности при этом играют далеко не последнюю роль, т. к. наглядность кроме визуальности предполагает раскрытие внутренней сущности педагогического процесса. Наглядные методы обучения требуют глубокого понимания соотношения образного и логического, конкретного и абстрагированного, чувственного и рационального в познавательной деятельности школьников. 

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 702; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!