Тема 4. Личность в мире культуры



  План изложения
  1. Личность как творение и творец культуры.
  2. Инкультурация и социализация.
  3. Культурная идентичность.
   

 

 

1.Личность как творение и творец культуры.  Следует различать понятия «человек» и «личность». Понятие «человек» - это родовое понятие, которое отражает общие признаки, присущие всему человеческому роду. В качестве главных признаков человека выступают: наличие сознания и самосознания, членораздельной речи, способность к трудовой деятельности. Понятие «личность» отражает социальные свойства, которые формируются в процессе общественной жизни человека. Они позволяют человеку жить в обществе, контактировать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности, в том числе заниматься и культурным творчеством. Личность является носителем культуры. Как правило, в процессе своей жизнедеятельности человек становится личностью, но бывают и такие случаи, когда по тем или иным причинам он настолько деградирует, что теряет все свои личностные качества и ведет чисто физиологический образ жизни.

       Культура и личность неразрывно связаны между собой. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Традиционно каждый индивид выступает по отношению к культуре в четырех ипостасях:

 

  1. как «продукт» культуры, который она создает путем введения человека в мир своих норм и ценностей, обучения его технологиям деятельности и этике взаимоотношений с другими людьми. В результате полученной информации человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу;

 

  1. как «потребитель» культуры, который использует нормы и правила освоенной им культуры в личной социальной практике и взаимоотношениях с другими людьми, с целью личной самоидентификации и самореализации в данном сообществе;

 

  1. как «производитель» культуры, который в процессе творчества рождает новые культурные формы, или воссоздает и оценивает уже существующие формы;

 

  1. как «транслятор» культуры, поскольку, воссоздавая какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

 

2.Инкультурация и социализация. Влияние культуры на личность происходит в процессах социализации и инкультурации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, которые необходимы ему для жизни в обществе и конкретной культуре.

Социализация – это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм поведения и культурных ценностей, которые позволяют ему существовать в качестве полноценного члена общества, т.е. стать личностью. Вместе с тем социализация не только формирует личность, но и обеспечивает  сохранение самого общества, его структуры, сформировавшихся в нем форм жизни. «Персональный состав» любого общества постоянно обновляется (кто-то пополняет его ряды, а кто-то их покидает), однако благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту, сохраняя, таким образом, его фундаментальные основы. Если же общество оказывается, в силу тех или иных причин, в кризисном положении, то процесс социализации начинает давать сбой. В этом случае неэффективность социализации может привести к негативным последствиям, как например, в современном обществе – разгулу криминалитета, процветанию наркобизнеса, проституции, коррупции, бессмысленной жестокости.  

Социализация начинается с раннего детства, когда закладываются фундаментальные мотивационные установки личности, и продолжается на протяжении всей жизни человека.  Условиями и средствами социализации выступают семья, школа и другие учебные заведения, трудовой коллектив, неформальные группы, средства массовой информации.

Как правило, социализация происходит путем воспитания, т.е. целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения должному поведению. Этнологи, и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных стиля – японский и английский.

 

В Японии малышам ничего не запрещают. Взрослые здесь не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Японцы чаще обращаются к поощрению, а не к наказанию, считая, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат. Первые ограничения в японской системе воспитания начинаются в школьные годы, однако при этом вводятся они постепенно. В этот период подросток учиться подавлять в себе эмоции, вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах: приучение к дисциплине здесь начинается с самого раннего возраста. Наказывать детей в Англии – право и обязанность родителей. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит ребенку только вред. Баловать детей – значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив водительские права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

 

В отличие от социализации, которая помогает человеку вписаться в данное общество, инкультурация – это обучение человека традициям и нормам в конкретной культуре. В ходе инкультурации формируются основополагающие человеческие навыки, например, типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и своих эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочные отношения к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации сложнее, чем процесс социализации. Социальные законы жизни усваиваются гораздо быстрее, чем культурные нормы, ценности, традиции и обычаи.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации протекает в повседневном общении с родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями данной культуры. В результате таких контактов человек постигает разговорный язык данной культуры, учиться, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать те или иные события, встречать гостей, реагировать на различные знаки внимания. Иначе говоря, через общение с другими представителями данной культуры, человек учиться , что, когда и как следует делать. Возьмем, к примеру, такой факт, как прием пищи. В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а вот у англичан и испанцев – во второй половине дня. Англичане обедают в 7-8 часов, а испанцы – даже в 10 часов вечера. Европейцы едят вилкой и в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку. Представители же восточных культур многие блюда едят руками. Другой пример: восточная культура ценит глубокомысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (медитация). Восточные мудрецы завоевывают признание не столько блестящими проповедями или учеными трактатами, сколько примером личной жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для восточного человека даже чрезмерно болтлива, в ней от мыслителя, мудреца, учителя требуется, прежде всего, владение даром слова, ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать.

 

    

3.Культурная идентичность. Человек нуждается в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром – и эта потребность реализуется путем отождествления индивидом себя с теми или иными идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода отождествление называется понятием «идентичность». В широком смысле «идентичность» означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе. Каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей. В зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас, прежде всего, представляет интерес культурная идентичность как принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе. Сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, которые приняты в данном обществе, в его отождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

 

В культурологии стало аксиомой утверждение: каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Правда, в повседневной жизни сам человек обычно этого не замечает, воспринимая специфические особенности своей культуры как данность. Однако при встречах с представителями других культур люди начинают сознавать, что существуют и другие виды поведения, формы переживания, способы мышления, которые значительно отличаются от тех, которые уже известны и привычны для них. Столкновение с представителями других культур,  когда человек обнаруживает, что привычные для него модели поведения непонятны для других, вызывает у него целую гамму переживаний – от простого удивления до активного негодования и протеста.  В результате возникает представление о «чужом» - нездешнем, незнакомом и необычном. Таким образом, происходит деление людей на «своих» и «чужих», то есть тех, кто принадлежит к твоей культуре и тех, кто исповедует иные культурные ценности.  

Понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

  • как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
  • как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
  • как незнакомый, неизвестный, недоступный для понимания;
  • как сверхъестественный, всемогущий;
  • как зловещий, несущий угрозу жизни.

Представленные варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся привычных и известных явлений и представлений. И наоборот, противоположное понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

 

Таким образом, только через осознание «чужого» происходит формирование представлений о «своем». Если такого противопоставления нет, у человека не возникает необходимости в осознании себя и формировании собственной идентичности. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно ярко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности.

 

                   Часть II. Типология культуры


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!