Тема 2. Информационно-знаковое понимание культуры



Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Артемовский индустриальный техникум Дон НТУ

Т.Н.Чепурина

Конспект лекций по культурологии

Для студентов специальностей: 5.03050401 «Экономика производства», 5.03050801 «Финансы и кредит», 5.05130109 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»

                                                                  Одобрено:

                                                     На заседании цикловой комиссии

                                                        гуманитарных дисциплин

                                                        Протокол № 1 от __________2011

                                                        Председатель комиссии:

                                                        ___________   Самусенко Т.Л.

                           

Артемовск 2011

Содержание

Часть I. Теория культуры.

Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина ………. 3

 

Тема 2. Информационно-знаковое понимание культуры ……….  20

 

Тема 3. Динамика культуры ……………………………………… 25

 

Тема 4. Личность в мире культуры ……………………………… 38

 

Часть II. Типология культуры

 

Тема 5. Региональная типология культуры …………………….. 44

 

Тема 6. Историческая типология культуры …………………….. 46

 

 

                 Часть I. Теория культуры

Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина

 

План изложения
  1. Культурология как наука.
  2. Проблема определения понятия «культура».
  3. Морфология культуры.
  4. Функции культуры.

 

 

1. Культурология как наука.   Чаще всего изложение той или иной науки в учебном курсе вуза начинается с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин «культурология» состоит из соединения двух слов: латинского «cultura» (культура) и греческого «logos» (наука, знание), что в буквальном смысле означает «наука о культуре». Происхождение термина «культурология» связано с именем Лесли Уайта – американского антрополога и культуролога, который в книге «Наука о культуре» (1949) осуществил попытку обоснования общей теории культуры и ввел в широкий оборот понятие «культурология».

 

Культуру как специфическое социальное явление изучают многочисленные социально-гуманитарные науки, такие, например, как философия, социология, история, психология, искусствознание, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается её своеобразие по отношению к другим наукам о культуре? Дело в том, что культурология – это интегративная научная дисциплина, которая аккумулирует в себе все знания о культуре, накопленные другими науками. При этом заметим, что ни одна из перечисленных наук не изучает культуру всесторонне, а лишь рассматривает её отдельные аспекты, т. е. воссоздает образ культуры исключительно в соответствии со своими задачами. Культурология же обеспечивает всестороннее, системное изучение культуры, рассматривая её как целостный социальный феномен. Исходя из этого, основными задачами культурологии как науки являются:

    • теоретическое пояснение культуры, а именно изучение понятия и сущности культуры, её структуры и законов функционирования, её роли в жизни человека и общества (теория культуры);
    • изучение истории культуры;
    • исследование содержания и форм феноменов культуры (феноменология культуры);
    • построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология);
    • воспитание почтительного и заботливого отношения к национальной и мировой культуре.

 

 Таким образом, культурология – это наука, которая интегрирует в себе все знания про культуру, накопленные другими науками, в единое целое и исследует культуру комплексно: её сущность и структуру, законы функционирования и динамики, формы проявления, историю развития и перспективы на будущее, роль культуры в жизни человека и общества.Одна из наиболее характерных черт культурологии - её гуманистическая направленность, так как она обращена к внутреннему миру личности, способствуя её духовному совершенствованию.

 

В последние два десятилетия многие ученые, настаивая на безусловной актуальности культурологии, активизировали свои усилия по изучению культуры, считая её определяющим вектором развития общества. Именно недооценка культуры, гипертрофия экономических, социально-классовых, технократических подходов в огромной (возможно, решающей) степени явилось причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной Украины. Вот почему культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. В связи с этим в 2003 году на смену курсу «Украинская и зарубежная культура», который ограничивался рамками изучения истории культуры, в перечень предметов, изучаемых в высших учебных заведениях, была введена культурология как базовая учебная дисциплина. Предметом культурологии, как учебнойдисциплины, является изучение содержания, структуры и функций культуры, её типологии и феноменов, её истории и перспектив развития. Задача культурологии, как учебной дисциплины, формировать у студентов гуманистическое мировоззрение, готовить их к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур.

 

2. Проблема определения понятия «культура».   Ключевой термин культурологии – понятие «культура». Оно происходит от латинского «cultio» (обработка), которое в Древнем Риме употреблялось со словом «agra» (земля) в родительном падеже – «cultio agra» (обработка земли). В середине 1 в. до н.э. римский оратор, философ и политик Цицерон впервые использовал слово «cultio» применительно к духовной сфере жизнедеятельности человека. В своем философском трактате «Тустуланские письма» он употребил словосочетание «cultio animi» (обработка души), имея в виду духовное совершенствование человека, в частности, развитие его интеллектуальных способностей. В эпоху Средневековья от слова «cultio» возникло слово «cultus» (культ) – почитание. В этот период христианская религия получает распространение на всей европейской территории и утверждает культ Бога, а все остальные сферы социальной жизни общества стали подчиняться этому культу. В 17 ст. от «cultio» образовывается слово «cultura» (культура). Впервые это слово употребил немецкий юрист С.Пуфендорфф, использовавший слово «культура» для обозначения всего того, что создал человек, а не природа. В качестве научного термина в историко-философской литературе слово «культура» стало употребляться в 18 ст. в эпоху Просвещения, когда в мировоззрении европейского общества произошли существенные изменения, в частности изменились взгляды на человека и природу. В это время человечество начинает осознавать себя силой, способной противостоять природе, а «культурный» европейский человек наделяется такими качествами как просвещенность, образованность, воспитанность, которые заметно отличали его от «природного» человека первобытности. Таким образом, в эпоху Просвещения культура стала пониматься как противостояние человека дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. Культурным человеком стал считаться тот, кто был образован и воспитан, кто умел контролировать свои природные инстинкты. Известные французские просветители Вольтер, А.Тюрго, М.Кондорсе считали, что источником развития и исходным критерием культуры является разум. В отличие от них основоположник немецкой классической философии И.Кант считал основой культуры не столько разум, сколько нравственность. В его понимании культура – это способность человека жить и поступать в различных ситуациях в соответствии с требованиями морального долга. Подводя итоги экскурса в историю становления и развития представлений о культуре, отметим, что понятие культуры прошло сложную эволюцию, постепенно обогащаясь по содержанию.

 

Разнообразие взглядов на сущность и содержание культуры имеет место и сегодня, что говорит о наличии в современной культурологии проблемы определения понятия «культура». По подсчетам американских культорологов  А.Кребера и К.Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры. С 1920 по 1950 годы появилось еще 157 определений этого понятия. В настоящее время, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а по другим, эта цифра приближается к тысячи.  Чем объяснить такое разнообразие определений? Прежде всего, тем, что культура представляет все аспекты человеческого бытия. Кроме того, культуру изучают многие науки (философия, история, социология, этнография, антропология, искусствознание, психология и др.) и каждая из них формирует свой взгляд на культуру, исследуя какие-то её отдельные аспекты.

 

Из множества подходов к истолкованию сущности культуры в современной культурологии можно выделить два основных – антропологический и аксиологический. Антропологический (от греч. anthropos - человек) подход акцентирует внимание на деятельности человека. Согласно антропологическому пониманию, культура – это все, что создал человек, а не природа, что отличает  его жизнь от жизни природы. С этой точки зрения культура не есть безусловное благо, потому что несет в себе не только позитивные, но и негативные проявления человеческой деятельности такие, например, как орудия массового уничтожения, душегубки Освенцима, наркотики, преступность, терроризм  и многое другое. Аксиологический (ценностный) подход к истолкованию понятия «культура» исходит из того, что культура призвана быть ареной духовного совершенствования людей. С этой точки зрения, не всякий результат человеческой деятельности заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры, а только тот, который создан во благо человека. Иными словами, в аксиологическом понимании культура – это совокупность лучших творений человека, высших непреходящих духовных ценностей.  Однако сведение культуры только к ценностям ведет к исключению из неё таких явлений, как преступность, работорговля, алкоголизм, проституция, наркомания и многое другое, потому что их нельзя считать ценностью. Но ведь из песни слов не выкинешь: подобные явления постоянно сопровождают человеческое бытие и, к сожалению, играют в нем немаловажную роль. Невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать их существование. Кроме того, вопрос о том, что можно и что нельзя считать ценностью, всегда решается в большей или меньшей мере субъективно. Восхищаясь ценностями, выработанными в своей культуре, люди нередко склонны не замечать или принижать ценности, которые имеются в других культурах. Одним из результатов этого является, например, европоцентризм, который предполагает, что ценности европейской культуры – это высшие достижения культурного развития человечества, а все остальные культуры находятся по сравнению с ней на более низком уровне этого развития.

Итак, обе рассмотренные трактовки культуры – как антропологическая, так и аксиологическая – существуют в настоящее время, как в житейском словоупотреблении, так и в научных работах, фиксируя, по сути, различные проявления и стороны культуры.

 

3.Морфология культуры. Морфология культуры – это раздел культурологии, который изучает внутреннее строение культуры, её структуру. Существует множество концепций, делящих культуру по разным признакам. Остановимся на основных структурных подразделениях культуры.

Чаще всего культуру структурируют по основным видам человеческойдеятельности, соответственно которым культура подразделяется на материальную и духовную культуры. Материальная культура - это сфера материально-производственной деятельности человека, направленная на преобразование окружающей среды, и её результаты (орудия труда и технологии производства, здания и сооружения, предметы повседневного обихода, одежда, пища, транспортные средства и пути сообщения, средства связи, лекарства и т.п.).  Основой существования материальной культуры являются вещи, которые человек использует непосредственно для своей защиты и обеспечения своей жизнедеятельности. Вот почему по своей сути материальная культура утилитарна. Отсюда вытекают и её главные черты – целесообразность и полезность.

 

Духовная культура- это сфера духовной деятельности человека и её результаты (идеи, знания, верования, нравственные и художественные ценности, отношения между людьми).  Она направлена на духовное совершенствование человека. В отличие от материальной культуры, духовная культура по своей сути бескорыстна. Её содержание составляет не корысть, не выгода, а такие понятия, как красота, знания, мудрость, добро, которые не несут в себе утилитарной нагрузки. Духовная культура представляет собой многослойное образование и подразделяется на формы, так называемые «феномены культуры»  - религию, мораль, науку,  искусство.

 

Следует отметить, что разделение культуры на материальную и духовную является в определенной степени условным, поскольку обе эти культуры всегда неразрывно связаны между собой и не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Дело в том, что материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры (сначала появляется идея, а потом создается её материальное воплощение). Но, с другой стороны, и духовная культура не может существовать без материального воплощения, ведь любая книга, картина, музыкальное произведение, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе – бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

 

Если рассматривать культуру по признаку её принадлежности, то она может быть мировой (общечеловеческой) и национальной. Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, проживающих на нашей Земле, которые создавались на протяжении всей истории человечества и получили распространение в большинстве регионов нашей планеты. В основе современной мировой культуры лежит европейская культура, а достижения других народов входят в неё как отдельные составные части.

 

  Национальная культура есть совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоев соответствующего народа, нации. Обязательные признаки любой национальной культуры, которые составляют её своеобразие, - это неповторимость и оригинальность, которые проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. Национальной называют культуру, носители которой, прежде всего, связаны единством происхождения, четко осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом.

На формирование национальной культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад нации, т. е. национальное самосознание. Так, например, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделывания сельскохозяйственных культур, средства транспорта. Географическая среда оказывает также определенное влияние на формирование духовной культуры народа и его психический склад, что выражается в стереотипах поведения, привычках, обычаях и обрядах.  Язык способствует формированию чувства групповой идентичности.  Очень важную роль в формировании национальной культуры играет и религия. Так,  например, сербы и хорваты, говорящие на одном языке, тем не менее, являются разными народами. Причина в том, что хорваты – католики, а сербы – православные. Отсюда разные культуры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов – на Россию, отсюда и давняя вражда между сербами и хорватами. И, наконец, процесс формирования национальной культуры завершается появлением самосознаниянарода. Ведь имя нации становится нужным тогда, когда она прошла уже определенный путь, а её члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов. Это и называется национальным самосознанием.

 

Сегодня в мире почти не осталось чистых национальных культур, поэтому любая культура складывается из общемировых и национально окрашенных черт культуры. Сочетание национальных и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одной нации. Кроме того сочетание разнится также и в зависимости от сферы культуры. Так, например, намного больше национальных элементов в художественной культуре, религии, морали и гораздо меньше их в науке, праве, экономике. Разница в сочетании национальных и общемировых элементов особенно заметна в деревне и в городе. Носителями мировой культуры в большей степени является городское население, в то время как представители сельской местности более сохраняют национальные элементы своей культуры.

 

С точки зрения потребителя культура подразделяется на элитарную и массовую культуру. Культура потребляется всеми членами общества. Однако поскольку общество по своему составу неоднородно и всегда делится на привилегированные и непривилегированные слои населения, то характер культуры, которую они потребляют духовно, различен. Современное общество все более поляризуется по линии элита-массы, что в свою очередь делит культуру на элитарную и массовую.

 

Массовая культура является порождением научно-технического прогресса и тесно связана с развитиемсистем информации и коммуникации (массовая пресса и книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио, кино и телевидение, спутниковая связь, интернет и другие компьютерные технологии). Считается, что термин «массовая культура» впервые использовал в 1941г. немецкий философ и социолог М.Горкгаймер в работе «Искусство и массовая культура». В самом общем значении «массовая культура» означает культурную жизнедеятельность масс. На сегодняшний день понятие «масса» используется в таких основных смыслах:

  • как огромная группа людей, в рамках которой отдельные индивиды под влиянием психологических факторов в определенной степени утрачивают свою индивидуальность;
  • как толпа, оказавшись в которой даже хорошо воспитанный и образованный человек попадает под влияние примитивных страстей и чувства стадности и становится неспособным разумно рассуждать;
  • как группа людей, которые отличаются невежеством и необразованностью;
  • как множество «усредненных» людей, обывателей;
  • как множество людей с похожими или общими вкусами, ценностями, ментальностью, которые сформированы единым информационным пространством.

Таким образом, понятие массы складывается вариативно, и ее оценка колеблется от нейтрального значения до полностью негативного.

Культура, которая обслуживает потребности массы, называется массовой культурой. С помощью прессы, бульварной литературы, кино и телевидения, эстрадных шоу, спорта (в его чисто зрительской части) массовая культура собирает огромные аудитории, которые стремятся только к одному – получить психологическое расслабление. Чтобы выполнить эту задачу массовая культура должна носить развлекательный характер. Именно поэтому в ней преобладают такие темы, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения и т.п. При этом массовая культура остается жизнелюбивой, она чурается по-настоящему неприятных и удручающих аудиторию сюжетов, а все её произведения, как правило, завершаются счастливым концом. Массовая культура является одной из самых прибыльных отраслей экономики.  Она превращает все – искусство, науку, религию, политику, мораль в товар, отношение к которому подчинено экономическим соображениям (спрос рождает предложение). Вот почему массовая культура носит коммерческий характер. Превратившись в товар для рынка, массовая культура получила еще одну характерную черту – простоту, упрощенность, которая часто граничит с примитивностью, потому что продукция массовой культуры рассчитана на «человека с улицы», т.е. на человека с усредненным уровнем развития. Именно поэтому произведения массовой культуры легки для восприятия, не требуют никаких умственных затрат. Характеризуя массовую культуру, необходимо отметить и тот факт, что её продукция, как правило, носит кратковременный характер, потому что она призвана удовлетворять сиюминутные запросы потребителя, оперативно реагировать на все новшества, отражать любые изменения, при этом глубоко их не оценивая.

 Таким образом, массовая культура это культура, которая апеллирует ко всем и рассчитана на массового потребителя с усредненным уровнем развития. Её характерные черты: развлекательность, упрощенность, иногда доходящая до примитивности, коммерческая направленность и кратковременность существования её продукции.

 

Противоположностью массовой культуры является элитарная культура. Слово «элита» (от франц. Elite – лучшее, избранное) близко по своему значению словам: «аристократия», «человек-гений», «сверхчеловек» (супермен). Любое общество состоит из элиты и масс. Существуют разные определения элиты. Так, А.Шопенгауэр элитой называл «людей гения». Согласно его теории, люди делятся на два типа: «людей гения» и «людей пользы». Если «люди гения» имеют особую способность к эстетическому мировосприятию и художественно-творческой деятельности, то «люди пользы» ориентированы на практическую, утилитарную деятельность. Немецкий мыслитель К.Магейм потенциальную элиту видел в творческой интеллигенции, которая, по его мнению, единственная способна к беспристрастному познанию общества и поддержанию демократии в условиях «социальной демагогии» массовой культуры. Свое понимание элитарной и массовой культуры предложил и испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. В ряде своих работ («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») он обосновал противопоставление духовной элиты массам. Понятие массы философ трактует как толпу. Человек массы – это средний человек, который ничем не отличается от других и повторяет общий тип. Элита же, согласно Ортеге-и-Гассету, - это не родовая аристократия и даже не привилегированная часть общества, а те люди, которые выделяются из массы своими талантами, творческой деятельностью, устремленностью к цели. Они призваны быть в меньшинстве и бороться с большинством (массой) ради прогресса общества и культуры в целом. Своеобразное понимание элиты и массы было предложено российским философом и этнологом Л.Гумилевым. Как и Ортега-и-Гассет, он делил общество на большинство (массу) и меньшинство (элиту). Большинство, согласно Гумилеву, состоит из обывателей, а меньшинство он называл «пассионариями». Пассионарии - это люди, которые  рождаются в момент, когда происходят космические энергетические выбросы. Они отличаются высокой направленностью своей жизненной цели (реальной или иллюзорной), способностью во имя этой цели пожертвовать даже жизнью (как своей, так и чужой). Как отмечал Гумилев, пассионарии не могут жить повседневными заботами, потому что имеют непреодолимое желание к целенаправленной деятельности. У этих людей интересы коллектива всегда превалируют над инстинктом самосохранения и заботой о собственных детях.  Обыватели же «… забывают прошлое и не хотят знать будущее. Они хотят жить сейчас и для себя». Они также могут быть мужественными, энергичными и талантливыми, однако то, что они делают, они делают для себя.

Таким образом, исходя из предложенных выше теорий, можно сделать вывод, что элита это высшая и часто привилегированная часть общества, которая осуществляет функцию управления, развития науки и искусства; она имеет повышенный уровень культурной и социальной активности. В современной науке получила распространение теория множества элит, согласно которой существуют различные виды элит – политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная и культурная элиты.

Запросы и интересы элиты призвана обслуживать элитарная культура. Элитарная (высокая) культура это культура, имеющая высокий уровень сложности, который доступен немногим, а лишь высокообразованной части общества. Она создается высокими профессионалами, формируется столетиями и включает изобразительное искусство, классическую музыку и литературу. Характерные черты элитарной культуры: высокий уровень мастерства, глубина тематики, обращение к человеческой душе, художественная свобода и коммерческая независимость. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

 

С точки зрения доминирующих ценностей культура подразделяется на официальную культуру, контркультуру и субкультуры. Официальная культура это базовая культура, которая поддерживается властью и признается большинством общества в качестве определенного стандарта. Официальная культура существует в любом обществе, но наряду с ней могут существовать еще и субкультуры и контркультура.

В силу того, что любое общество неизбежно распадается на множество различных социальных групп, внутри официальной культуры могут существовать различные субкультуры. Субкультура это культура определенной группы людей, которая отличается от общепринятых норм своим стилем жизни, ценностными ориентациями, мышлением, при этом субкультура не вступает в конфликт с официальной культурой, а по-своему приспосабливается к ней. Формирование субкультур происходит по различным признакам – профессиональному, возрастному, этническому, сословному, религиозному и т.д.  Например, субкультура казачества создана по профессиональному признаку, потому что специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны, а различные молодежные субкультуры – по возрастному признаку. На протяжении своей жизни, а в некоторые периоды – одновременно, человек включается в несколько субкультур, что обеспечивает его культурную многогранность.

 

Наряду с официальной культурой и субкультурами в обществе может возникнуть и контркультура. В широком смысле контркультура – это культура, которая активно противостоит официальной культуре, её общепринятым нормам и ценностям. В более узком и конкретном значении термин «контркультура» применяется для обозначения формы протеста против культуры «отцов», которая распространилась среди западной молодежи в 60-х – начале 70-х годов 20 ст. Это, прежде всего, относится к «хиппи». Для культуры «хиппи» был характерен отказ от способа жизни «отцов», основными ценностями которого были респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Однако при этом данная молодежная контркультура проявляла себя в негативном отношении к общепризнанным культурным достижениям человечества, экстравагантности мышления, поведения, внешнего вида. Отличительными чертами сторонников западной контркультуры были: неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым «тусовкам», беспорядочные интимные связи (сексуальная революция), применение наркотиков, интерес к оккультизму и религиозной мистике.   

 

В 20 ст. появилось такое понятие, как антикультура. Сначала она поразила Запад, а после 1991г. активно внедряется в украинскую действительность.   Основные черты антикультуры:

· культивирование темы смерти и насилия в СМИ: бесконечные фильмы ужасов, катастроф, триллеры, боевики и т.п.;

· пропаганда анормального в различных его видах: театр абсурда, наркотическая антикультура, романтизация преступления (когда преступники изображаются как герои), чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении (садизму, мазохизму, гомосексуализму), пристрастие к изображению психопатологии;

· нигилизм относительно старой культуры, полный разрыв с нею или попытки «осовременивания» до неузнаваемости, одним словом, нарушение баланса между традициями и новаторством в пользу последнего; новаторство ради новаторства, т.е. соревнование за то, кто своим «новаторством» сильнее поразит воображение зрителя, читателя, слушателя;

Антикультура – болезнь современного общества. Она проявляется в деятельности преступных группировок, различных тоталитарных сект, молодежных организациях фашистского толка. К сожалению, и многие деятели культуры становятся все больше её приверженцами. Вместо того чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», они культивируют в своих произведениях насилие, убийства, преступное поведение в целом, хамство и  цинизм. Фундаментальные человеческие ценности такие, как истина, добро и красота их не интересуют. Они поклоняются «золотому тельцу», ради которого, не задумываясь над последствиями, разрушают культуру, разрушают человека изнутри, поражая его душу, сознание, тело.

Таким образом, антикультура – это такая форма существования человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, духовности и культуры.

  

 

4.Функции культуры.  Культура представляет собой многофункциональную систему. Сам термин функция с латинского языка буквально переводится как обязанность, круг деятельности. В культурологии функциями культуры обозначаются способы действия культуры в обществе. Коротко охарактеризуем основные функции культуры.

 

  1. Гуманистическая (человекотворческая) функцияглавная функция культуры. Цицерон говорил о ней – «cultura animi» - возделывание, взращивание духа. Данное выражение передает главную истину о том, что «душой культуры» является культура души. С древности люди видели главную задачу культуры в духовном совершенствовании человечества. В настоящее время гуманистическая функция приобрела не просто важное, а решающее значение для человеческой цивилизации. Потому что забвение этой функции обрекает культуру на крах, а человечество на вымирание, ибо какого человека культура воспитает, такую культуру он и создаст. Сегодня же от благоговейного преклонения перед миром и человеком современное общество все более склоняется к технократическому господству, политическому тоталитаризму и ценностной «всеядности», что в конечном итоге может привести его к гибели. Правда, эти пессимистические прогнозы на будущее уравновешиваются оптимистическими надеждами на то, что распад культуры не может быть окончательным, пока живет человек, как носитель культуры. В этой связи можно допустить, что за распадом традиционной культуры начнет создаваться новая культура на основе пока что непостижимых для нашего понимания ценностей.

 

  1. Адаптивная функцияобеспечивает приспособление человека к окружающей природной среде. Если другие живые организмы, благодаря биологической эволюции, приспосабливаются к природной среде, то есть изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования, то адаптация человека совершается иначе – он приспосабливает окружающую среду к себе, то есть изменяет её в соответствии со своими потребностями. Почему это происходит? Да потому, что биологическая организация человека не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. На протяжении всей истории человечества людям постоянно приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, от дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных врагов – начиная с огромных хищников и кончая крошечными смертоносными бактериями. Развитие культуры дало людям защиту, которой не снабдила их природа: возможность создавать и использовать одежду, жилье, оружие, лекарства, разнообразные продукты питания.
  1. Познавательная функция. С помощью этой функции культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего познания и освоения. Наиболее полно познавательная функция проявляет себя в науке и научном познании. Долгое время наука оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, в то время как другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, например, на Востоке используются такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и многое другое.

 

  1. Функция трансляции осуществляет передачу социального опыта. Её называют также функцией исторической преемственности или информационной. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, который она кодирует в знаковых системах. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким другим механизмом трансляции всего богатства опыта, накопленного человечеством на протяжении своего существования. Поэтому культуру и называют социальной памятью человечества. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями.  Так, например, сбой в работе функции трансляции ведет национальные культуры к катастрофе. «Иваны, не помнящие родства» обрекают себя не просто на повторение ошибок прошлого. С каждым новым витком холостого хода истории поколение за поколением впустую растрачивает свой творческий потенциал и рано или поздно попадает в зависимость от более энергичных и, как правило, более агрессивных культур.

 

 

  1. Регулятивная (нормативная) функция.  Любая человеческая общность нуждается в регулировании поведения составляющих её индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Обеспечение стабильности в обществе выполняет регулятивная функция культуры, которая проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности – труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Нормы могут быть как разрешительные, так и запретительные. В каждой культуре приняты свои нормы поведения, посредством которых культура регулирует, координирует действия отдельных людей и социальных групп, находит оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.
  1. Аксиологическая (оценочная) функция культуры  связана с ценностными ориентациями людей. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинакова, в обществе формируется определенная система ценностей. Ценность – это выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с его полезностью для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного. Именно ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем неважно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценностей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Условно можно разделить основные ценности на:

 

    • витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.;
    • социальные – положение в обществе, статус, труд, профессия, семья;
    • политические – свобода слова, гражданские свободы, законность, равенство и др.;
    • моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, верность, порядочность, совесть и др.;
    • эстетические – красота, гармония, идеал, стиль, мода и др.

      Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средневекового Китая аристократки должны были обладать крохотной ножкой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтования ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего многие из этих женщин становились калеками. С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, определяют свои поступки, свое отношение к окружающим. Мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира, опираясь на собственные представления о добре и зле.

 

  Представленная нами классификация основных функций культуры – одна из возможных. Однако в любой классификации разграничение функций культуры будет достаточно условным. Ведь в реальной жизни все функции тесно переплетены и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурную динамику.

 

Тема 2. Информационно-знаковое понимание культуры

  План изложения
  1. Культура как мир артефактов.
  2. Культура как мир смыслов.
  3. Культура как мир знаков.
 

 

Чтобы лучше понять сущность культуры рассмотрим информационно-знаковую концепцию культуры. Согласно данной концепции, культура предстает как информационная система, которая существует в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. В качестве информационной системы культура представляет собой совокупность всевозможных знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация. Информационно-знаковое понимание культуры позволяет рассматривать её с трех сторон: как мир артефактов, как мир смыслов и как мир знаков.

 

1.Культура как мир артефактов.    В отличие от природы, существующей до и независимо от человека, культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности. В природе все предметы и явления возникают естественным путем, а в культуре создаются искусственно, являясь делом человеческого ума и человеческих рук. Деятельность – это способ существования человека. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления называются артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий – все это артефакты. Создавая их, люди строят для себя «сверхприродную», искусственно созданную культурную среду обитания.

Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта «сверхприродная» среда – пеленки и игрушки, одежда и мебель, дома и дороги, электрический свет, бытовая техника, транспортные средства, речь и музыка… Следы человеческого воздействия несет в себе то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров: существующего независимо от него мира природы и созданного им мира культуры (мира артефактов). В ходе исторического развития человеческого общества мир природы все больше заслоняется миром артефактов.

Итак, культура есть мир артефактов. Такова её первая важнейшая характеристика. Но одной её еще недостаточно для понимания сущности культуры.

 

2.Культура как мир смыслов.     Человек – порождение природы, и все её законы сохраняют свою силу в его деятельности так же, как и в любых природных процессах. В чем же тогда разница между предметами культуры и предметами природы? Видимо в том, что человек вносит в свои творения некую «человечность», т.е. что-то специфически человеческое, которое принципиально не может возникнуть без него. Именно эта «человечность» и превращает продукты человеческой деятельности в предметы культуры.

     Явления природы обладают своими собственными объективными характеристиками. Эти характеристики составляют их объективную определенность, и, кроме неё, никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами как предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и природных явлений, тоже есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но с другой стороны, артефакты имеют еще и субъективную определенность, так как в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Иными словами, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них свою «человечность», то есть то, объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество – способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа.

Смысл имеет все, что делает человек и что составляет его культурную среду обитания: слова и высказывания, произведения искусства и правила поведения, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, предметы домашнего обихода и т.д. Смысл любого предмета, с которым имеет дело человек, прежде всего, выражается в его предназначении, его функциях. Так, смысл автомобиля заключается в том, что он используется как средство передвижения. Однако помимо смысла своего предназначение артефакты могут иметь еще и другие смыслы. Например, главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «Мерседеса» может быть престижность данной марки. Поэтому он покупает не просто автомобиль, а автомобиль марки «Мерседес».

Мир смыслов – это мир продуктов человеческой мысли. Смыслы образуются в голове человека, когда он познает мир, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы. Существуют три основных видасмыслов: знания (то, что дается познанием), ценности (то, что устанавливается с помощью оценки) и регулятивы  (то, чем регулируются действия).

Знания это информация о свойствах объекта. Знание – важнейшая часть культуры. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Однако далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось, что они были заблуждениями. Есть и такие знания, которые в одной культуре или культурах признаются как истинные, а в другой – как ложные. Но, конечно, главную роль в любой культуре играют не заблуждения, а достоверные, оправданные практикой знания. Средоточием таких достоверных знаний является наука.

Ценности это характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека. Понятие «ценность» в культурологии не следует путать с экономическим понятием «стоимость». Стоимость является лишь денежным выражением ценности, и при этом величина стоимости совсем не обязательно соответствует ценности объекта. Для человека, например, может представлять большую ценность его старая детская игрушка или фотография, хотя их денежная стоимость равна нулю. Ценность вообще далеко не всегда может быть выражена в деньгах. Например, такие ценности как воспоминания или радость творчества нельзя ни продать, ни купить.

Обычно ценности разделяют на два вида - материальные и духовные. К первому виду ценностей относятся «материальные блага» - это жилище, одежда, продукты питания и т.д., а ко второму – «духовные блага» , к которым относятся известные триады «истина, добро, красота» и «вера, надежда, любовь», а также художественные ценности, научные, философские и религиозные идеи и пр. 

Регулятивы – это правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют понятные в данной культуре нормы поведения и деятельности, т.е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие – нет. Если действия животного подчиняются природным законам, от которых оно не может отступить, то действия человека, кроме этого, регулируются еще нормами и правилами, которые он устанавливает сам для себя (например, правила поведения в обществе, нормы закона, правила дорожного движения и т.д.). Он может по собственному желанию соблюдать или не соблюдать их, действовать «по правилам» или «против правил», но, приняв их, он сам накладывает на себя какие-то обязанности и ограничения. Культурные нормы чрезвычайно разнообразны. Они в большей или меньшей степени регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду и одежду, отношения между мужчинами и женщинами, развлечения и труд.

 

Итак, культура – это не просто мир артефактом, но и мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

 

3.Культура как мир знаков.   Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах и используется для её приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

В культуре существуют разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки - русский, украинский, английский и др. и искусственные языки(например,язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т.д. ). К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации (например, азбука Морзе), нотная система в музыке, правила этикета, религиозные символы и обряды, геральдические знаки и вообще множество предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Так, например, меч – это оружие, и когда он применяется для защиты или нападения, он используется как предмет, а не знак. Но вместе с тем меч, прикрепленный к поясу, становится знаком, символом, означающим, что его носитель – воин, рыцарь, человек благородного происхождения. В романе Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин стыдится дырявых подошв и даже изобретает особую походку, чтобы их не было видно. Дырявая подошва как реальная вещь может причинить много неприятностей: промоченные ноги, охлаждение организма, простуду. Но Макар Девушкин страдает не от того, что ему холодно, а от того, что ему стыдно. Для него страшнее всего, что дыры в подметке, потому что это знак бедности.

Символами иногда становятся и сами люди. Это происходит тогда, когда они выступают друг для друга не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии. Например, бездарный и мстительный человек, провозглашенный монархом, становится могущественным лидером нации, потому что он является символом власти. Но если же его свергают, то его могущество, социальное положение и личность коренным образом изменяются: из «величества» он превращается в презренного и ненавистного изгнанника, потому что теперь он уже не является символом власти.  

 

Итак, с информационно-знаковой точки зрения культура предстает в трех аспектах – как мир артефактов, мир символов и мир знаков.

 

 

Тема 3. Динамика культуры

                  План изложения
  1. Формы (модели) динамики культуры.
  2. Типы культурных изменений
3.   Источники (механизмы) культурной динамики  

 

Динамика культуры – это те изменения, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Чтобы стать достоянием и ценностью человеческого бытия, им требуется определенное время. Термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Развитие культуры – это поступательное движение культуры, переходы от одного состояния к другому, возникновение качественно новых форм культуры. Рассмотрим модели культурной динамики, её механизмы и типы культурных изменений.

 

1.Формы (модели) динамики культуры.  Культурная динамика характеризуется следующими формами развития:

  • фазовая, или этапная;
  • циклическая;
  • инверсионная.

 

Фазовая (этапная) модель культурной динамики является наиболее простой формой культурного развития. В её основе лежит теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного развития культуры, которое понимается в духе эволюционизма – от простого к сложному, от низшего к высшему. Фазовая модель культурной динамики может принимать самые различные варианты, в зависимости от того, что признается главным критерием развития общества и культуры. Рассмотрим некоторые из них

В 70-х годах 20 ст. получила свое развитие теория постиндустриального общества. Наиболее видные её представители – американские социологи и политики Д.Белл, З.Бжезинский, А.Тоффлер. Согласно этой теории, человечество в своем поступательном  развитии проходит три основные фазы:

1. доиндустриальная (аграрная);

2. индустриальная;

3. постиндустриальная

Критерием создания данной концепции культурного развития является прохождение обществом определенных стадий (фаз) на основе технических и технологических нововведений.

В качестве второго примера фазовой модели культурной динамики остановимся на теории революционного преобразования общества, основоположником которой был К.Маркс. Согласно этой теории, человечество проходит пять основных стадий развития:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит на основе социальной революции. Критерием для создания данного варианта культурной динамики является развитие производительных сил и соответствующих им производственных отношений

 

Фазовой модели культурной динамики придерживались также известные просветители А.Кондорсе и И.Гердер, представители немецкой     классической философии И.Кант и Г.Гегель, представители эволюционизма Э.Тейлор и А.Морган.

 

Фундаментом фазовой модели культурной динамики является социокультурное преобразование. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию.

Реформой  называется изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни общества, которое, однако, не уничтожает основ существующего порядка. К реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, которые представляют собой шаг к лучшему.

Под трансформацией  понимают совокупность явлений и процессов, которые поэтапно и ненасильственным образом приводят социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революция – это коренное, как правило, насильственное ниспровержение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления); это смена идеологий, крутой поворот государственной политики в области культуры.

 

Циклическая модель культурной динамики.   Циклическая форма динамики культуры отличается от фазовой. Она основана на том, что культура периодически исчерпывает свой потенциал и возвращается к началу своего процесса, иными словами, развитие культуры идет по кругу. Как сказано в библейской книге Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Циклическая модель культурной динамики опирается на широко известные явления нашей жизни:

  • астрономические циклы (смена дня и ночи, смена времен года);
  • биологические циклы (рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть);
  • циклы нашей повседневной жизни (например, недельный ритм рабочих и выходных дней, годовой ритм праздников и т.д.)

В философии идея цикличности развития общества и культуры восходит к Древней Греции, и нашла свое отражение в трудах Аристотеля, Геродота, Полибия.

 

В основе данной формы динамики культурылежит идея о том, что все изменения в мире, как природные (например, смена времен года, чередование света и тьмы, биологические жизненные циклы), так и социокультурные, починены закону повторяемости, круговорота. Согласно циклической модели культурной динамики, любая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения к смерти, двигаясь по замкнутому кругу к первоначальному состоянию хаоса. Подобные взгляды нашли свое отражение в 5-4 ст . до н.э. в древнегреческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии. Так, древнегреческий историк Полибий выделял в развитии любой социокультурной системы 6 сменяющих друг друга политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия («власть толпы»). Идея циклического развития культуры нашла отражение и в концепциях многих мыслителей 19 – начала 20 ст., в частности в теории культурно-исторических типов Н.Данилевского, в концепции круговорота «локальных цивилизаций» А.Тойнби, в концепции культурных организмов О.Шпенглера.

 

В своей работе «Закат Европы» немецкий мыслитель О.Шпенглер развивает идею аналогии культуры с живыми организмами. Как и все природные организмы культура проходит определенные стадии развития, которые представляют законченный цикл: «детство» («весна») - период зарождения; «юность» («лето») - накопление сил; «зрелость» («осень») - период, когда культура реализует все свои потенциальные возможности; «старость» («зима») – период цивилизации, которую Шпенглер воспринимает как гибель культуры. Таким образом, пройдя все ступени развития, культура гибнет. Цикл её жизни оказывается завершенным.

 

Инверсионная модель культурной динамики. Еще одной моделью динамики культуры является инверсия, при которой изменения происходят в виде маятниковых (волнообразных) движений – от одного полюса культурного развития к другому и назад.  Инверсия приводит к разрушению накопленного ранее социокультурного опыта, однако, рано или поздно, он возрождается вновь. Так, например, культурное наследие античной эпохи стало отвергаться в последующую за ней эпоху Средневековья. Однако когда на смену Средневековью пришло Возрождение, традиции античной культуры обрели вторую жизнь.

 

Теорию волнообразной (инверсионной) модели культурной динамики предложил американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Согласно его концепции развития культурно-исторического процесса происходит последовательная смена определенных типов культуры, которые выделяются на основе доминирующих ценностей. В качестве ценностей может выступать, как чувственное, так и сверхчувственное начало, а также синтез того и другого. В зависимости от этого Сорокин выделил три типа культуры:

  • Идеационная (сверхчувственная) культура.  Для данного типа культуры характерно мироощущение, направленное на сверхчувственное и сверхразумное восприятие мира. Высшей ценностью здесь признается Бог, Абсолют, который является сверхчувственным началом. По своей сути данный тип культуры религиозен. Среди человеческих ценностей и потребностей на первом месте находятся духовные. Способ их удовлетворения – трансформация личности, добровольная минимизация человеческих нужд, аскетизм.
  • Сенсативная (чувственная) культура. Культура данного типа постигает окружающий мир с помощью органов чувств. Она ориентирует людей на достижение благополучия в этом мире, а не на мечтания о райской жизни в мире ином. Потребности и стремления людей носят, главным образом, материальный, физический характер.
  • Идеалистическая культура. Данный тип культуры сочетает в себе идеационные и сенсативные элементы. Идеалистическая культура считает, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворять как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются в качестве высших по сравнению с материальными. Способ удовлетворения потребностей заключается, с одной стороны, в целесообразном преобразовании окружающей среды, а с другой – в совершенствовании внутреннего духовного мира личности.

 

Развитие основных типов культуры (идеационного и сенсативного) происходит до предела, затем начинается откат «волны». Чередование идеационной и сенсативной культур связано с прохождением через промежуточный тип культуры – идеалистический.

 

2.Типы культурных изменений.Культурная динамика связана с понятием «культурные изменения». Изменение – это взаимодействие, движение. Способность к изменению является одним из общих свойств всех форм бытия. Так как культура есть одной из форм бытия, то ей также присущи изменения. Существуют несколько типов культурных изменений: обогащение культуры, культурный застой, культурный упадок, культурный кризис. Рассмотрим данные типы культурных изменений более подробно.

 

Обогащение культуры это процесс углубления дифференциации структуры культуры при сохранении её фундаментальных. К изменениям, которые ведут к обогащению культуры, относятся: формирование новых жанров и стилей в искусстве (например, вся история западноевропейского искусства представлена в виде смены художественных стилей); создание новых научных направлений; внедрение новых технологий; появление новых культурных центров; рождение гениев и т.д. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных её сферах или в ряде сфер при сохранении фундаментальных основ культуры в целом. Так, научные и философские открытия Нового времени и последовавшая за ними промышленная революция почти не затронули роли церкви в обществе, её авторитета среди народных масс. Точно также и появление новых жанров в искусстве никак не облегчило жизнь бедняка, не поменяло традиционных верований.

 

Культурный застой это такое состояние культуры, при котором длительное время не происходит никаких изменений. Для культурного застоя характерна консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация искусства; отторжение нововведений и заимствований. Все это приводит к длительной стагнации общества в целом. Как правило, состояние застоя присуще небольшим этническим культурам, которые жестко адаптированы к природной среде и неспособны в силу исключительной зависимости от неё выработать ничего нового. Сегодня подобные состояния демонстрируют нам аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы севера Евразии, которые сохраняют свой образ жизни и уровень культуры на протяжении многих столетий и даже тысячелетий.

Однако застой может стать уделом и высокоразвитых цивилизаций, которые решили, что они достигли пика своего развития, идеального состояния своего общества и культуры, и стремятся сохранить это состояние. Таковой, например, была цивилизация Древнего Египта, просуществовавшая в общей сложности около четырех тысяч лет на основе консервирования экономических, социальных и культурных структур.

 

Культурный упадок (культурная деградация) имеет место тогда, когда мышление устойчивых социальных групп (сословное мышление) с их определенными ценностными ориентациями подменяется примитивным сознанием негрупповых типов человеческого общества.  В этих условиях, как правило, активны низшие слои общества, так называемые люмпены (деклассированные, опустившиеся люди), которые объединены в толпу. «Эффект толпы» исследовали многие мыслители и психологи, и все они отмечают примитивный и даже патологический уровень психики всякой толпы и массы. Толпа заряжена, прежде всего, разрушительной энергией против кого-либо, в ней преобладают примитивные реакции подражания и психического заражения. Данная подражательная реакция, как показал Б.Ф.Поршнев, присуща в первую очередь стадным животным, а у человека она воспринимается как атавизм. В истории развития человеческого общества можно привести достаточное множество примеров культурной деградации. В нашем современном обществе примером упадка культуры может служить примитивизация образа жизни структур преступного мира. Культурная деградация, к сожалению, присуща и определенной части современной молодежи, особенно когда речь идет о её общекультурном уровне (частое использование нецензурной лексики, пренебрежение к правилам общественного поведения и пр.).

 

Культурный кризис – это нарушение баланса между важнейшими элементами и институтами культуры,  что в конечном итоге приводит к снижению уровня интеграции и консолидации общества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры. Кризис может привести к краху культуры в её прежнем виде. Однако кризис может быть связан и с самопознанием культуры, с возможностями её внутреннего развития. Вот почему, как свидетельствует мировая практика, достаточно часто кризисные явления рождают новую культуру. 

Культурный кризис может быть вызван причинами как внутреннего, так и внешнего происхождения. Внешние причины культурного кризиса:

  • значительные изменения природноклиматических условий в зоне проживания населения и неспособность общества адаптироваться к таким условиям;
  • агрессия и завоевание одного народа другим, при котором завоеватель стремиться не только к установлению своего политического господства, но и к разрушению традиционного уклада жизни, религиозных и ценностных ориентаций покоренного народа.

В этих случаях изменяются условия существования общества, что приводит к серьёзным изменениям в сознании и поведении людей, девальвации традиционных норм и правил, нравственных ценностей; в сознании людей начинает доминировать принцип «каждый сам за себя», т. е. наступает кризис консолидирующих общество связей и норм. В этих условиях общество начинает превращаться в хаотическую массу самостоятельно выживающих индивидов, все меньше придерживаясь общепринятых норм поведения.

 

Внутренние причины культурного кризиса:

· политический кризис в обществе и падение эффективности работыинститутов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных и других негативных форм поведения населения (включая и революционные); деградации консолидирующей идеологии;

· социально-экономический кризис, который ведет к серьёзным изменениям в характере социальных интересов и потребностей людей, в результате чего перестают действовать существующие нормы и ценности, падает эффективность институтов социальной регуляции;

· кризис господствующей идеологии, которая ранее консолидировала и мобилизовала общество, в результате чего утрачивается эффективность влияния на сознание масс;

· неэффективность прохождения процессов социокультурной модернизации, когда общество «застревает» в состоянии, при котором предыдущие нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали, а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать.

 

Сложность изменений, которые происходят в современной Украине, ставят в разряд наиболее актуальных проблему культурного кризиса. Понятно, что кризис является необходимым и закономерным процессов в развитии культуры как таковой, потому что динамика культуры – это непрерывный процесс дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, архаизации и обновления, хаоса и гармонизации социального и культурного миров. Однако сегодня, как отмечают культурологи, в современную культуру пришла «эра кризисов». Это связано с ускорением социального и культурного развития, дифференциацией различных сфер жизни, что вызывает у человека ощущение чуждости и абсурдности происходящих событий. Человек словно оставляет свой дом, где все привычно и знакомо, и оказывается в чужой «культурной стране». С одной стороны, это заставляет его вспоминать привычную старую культуру, которая была настолько естественной, что он воспринимал её нормы и ценности, не осознавая этого. С другой стороны, столкновение двух ценностных систем – старой и новой – ведет к возникновению явления, которое в культурологи называют «культурным шоком». Его сущность заключается в том, что на уровне индивидуального сознания происходит острый конфликт между старыми и новыми ценностями, идеалами, нормами поведения, в результате чего человек утрачивает ориентиры своей жизни. Как следствие культурного шока огромные массы населения оказываются выкинутыми из активной деятельности. Со стороны человека на данную ситуацию возможны разные реакции. Во-первых, добровольное отстранение от процессов, которые происходят в обществе, уход в так называемую внутреннюю эмиграцию, где он живет по законам старых культурных норма и ценностей. Во-вторых, частичное приспособление к новой культурной среде, в результате которого происходит своеобразный разрыв жизненных сфер индивида: на работе – новая система норм, дома – настоящее Я. В третьих, возможно полное приспособление, полная ассимиляция, когда человек полностью воспринимает новые правила игры, отказываясь от прошлого. В любом случае возникает проблема «жизни в кризисе», отношения к кризису как к естественному элементу обновления обществ, человека и культуры.

 

История человечества предлагает несколько вариантов выхода из кризиса. Первый вариант предлагает реставрацию, воссоздание в первоначальном идеальном виде старой социокультурной системы. Делается это с помощью усиления порядка, контролирующих и репрессивных действий. Таким образом, для гармонизации общественной жизни используется элемент репрессивности. Предложенный вариант имеет давнюю традицию. Еще Платон в своих диалогах «Законы» и «Государство» предложил репрессивный путь возобновления идеального общественного устройства и преодоления социокультурного кризиса через реализацию контролирующих мероприятий и разнообразных наказаний. Второй вариант связан с попытками преодолеть кризис путем уничтожения внешнего мира, который не воспринимается сознанием человека. В данном случае страдающий человек уверен, что все его неурядицы связаны не с несовершенством человеческой природы, а с деградацией внешних форм жизни. Поэтому, чтобы выйти из состояния кризиса, необходимо разрушить существующие политические, экономические и социальные институты, которые мешают его самореализации. Данный принцип преодоления кризиса был выдвинут в 18 ст. мыслителями эпохи Просвещения и впоследствии стал той базой, на которой сформировалась идея революционного переустройства общества, которая была использована во многих странах в 19-20 ст., и, как показывают события современного мира, используется до сих пор. Третий вариант связан с идеей культурной аномии. Аномия – это распад прочной системы нравственных ценностей. Как писал Э.Дюркгейм, который ввел в конце 19 в. данное понятие: «Аномия – это нарушение единства культуры, распад системы моральных, религиозных и семейных ценностей». По мнению многих современных культорологов стремительный рост преступности, числа самоубийств и разводов, который мы сегодня наблюдает, является следствием того, что в нашем обществе имеет место тенденция к разрушению системы нравственных, религиозных и семейных ценностей. Поэтому решение проблемы преодоления кризиса не в разрушении старого мира, а в самосовершенствовании личности.  По этому поводу Ф.Достоевский писал: «Не нужно делать прыжка, а нужно восстановить в себе человека». Об этом же писал и С.Булгаков. Ошибку российской интеллигенции он видел в том, что в её сознании господствовал революционный способ выхода их кризиса: «И вместо того, чтобы начать с воспитания народа (и прежде всего с себя, как его самой активной части) в духе внутренней свободы, начали с попытки преобразования внешних условий существования народа – т.е. опять же с политической революции – в тщетной надежде, что таким путем будет достигнуто его освобождение».

 

3. Источники (механизмы) культурной динамики.   В процессе культурных изменений рождаются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение и распространение этих элементов во многом зависит от источника их возникновения. В культурологии принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, синтез и симбиоз. Все они дают один результат – переход от прошлого к настоящему и будущему.

  Инновации – это новые элементы культуры или новые их комбинации. К категории инноваций относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире или обеспечивают новые способы взаимодействия с ним посредством новых технологий. Носителями новаций, как правило, выступают творческие личности (пророки, гении, ученые и т.д.) или новаторские группы, которые выдвигают новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от того, что принято в данном обществе.

Большую роль в реализации новаций играет степень готовности общества воспринимать их. Если общество не готово к принятию новых идей, если отсутствует спрос, заинтересованность в новом типе деятельности, любое новшество обречено на забвение. История знает множество примеров, когда открытия и нововведения отторгались и предавались забвению, если они не соответствовали уровню развития данного общества. Так, паровая машина была почти одновременно изобретена И.Ползуновым в России и Д.Уаттом в Англии. Однако машина Ползунова после его смерти была сломана и забыта, а в Англии паровая машина Уатта стала началом промышленного переворота.

Обращение к культурному наследию. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт. В культурном наследии сохраняется все, что на том или ином этапе было создано, включая и то, что на время было отвергнуто и не привилось, но позднее может вновь найти свое место в обществе. В культуре есть сфера, где наследие живет вечной жизнью. Это её «опредмеченная» сфера (памятники, рукописи, картины, здания, изобретения), то есть все то, что может быть собрано и сохранено. Однако наследие недостаточно только сохранить, его необходимо освоить, сделать его смысл доступным новым поколениям, потому что в противном случае оно будет просто бесполезным.

Частью культурного наследия является традиция – механизм воспроизведения культуры прошлого, когда отдельные элементы культурного наследия передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.  Главное свойство традиции состоит в том, что через устранение или ограничение новаций она сохраняет смыслы, нормы и ценности, которые сложились в обществе в прошлом. Именно те элементы культурного наследия, которые становятся традициями и обеспечивают самобытность любой культуры.  

Однако, сохраняя результаты культурной деятельности прошлого, следует учитывать опасность принять их за живой, современный процесс культурной динамики, отвергнуть настоящее во имя прошлого, представить культуру в виде музея, где экспонаты нельзя трогать руками и тем более переделывать. Особенно часто этот соблазн возникает в сфере искусства и религии.

Культурное заимствование – самый распространенный источник культурных изменений. Заимствования могут носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Культурные заимствования происходят в виде диффузии и аккультурации.

Диффузия – это стихийное распространение культуры в географическом пространстве посредством взаимопроникновения отдельных элементов разных культур. Культурная диффузия может пройти бесследно, может привести к сильному изменению обеих взаимодействующих культур либо одностороннему влиянию одной культуры на другую.

Аккультурация – целенаправленное заимствование и освоение культурных элементов одного общества другим. Аккультурация может осуществляться прямым образом через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или иметь косвенный характер, т.е. осуществляться через приток товаров, воздействие моды, средств информации.

Синтез и симбиоз. Синтез (в переводе с греч. – соединение, сочетание)– это соединение разнородных элементов культуры, в результате чего возникает новое культурное явление, которое отличается от исходных компонентов и имеет собственное качество. Синтез происходит тогда, когда культура осваивает достижения иных культур в сферах, которые в ней самой недостаточно развиты, но при этом она сохраняет свою исходную основу. Примером плодотворного синтеза античной и иудео-христианской культур стала европейская культура, а синтезом индейской и испано-партугальской культур – латиноамериканская культура. В качестве примера можно привести и плодотворное соединение собственных национальных и модернизирующих компонентов в культуре современной Японии.

Симбиоз (в переводе с греч. – сожительство) - это взаимодействие разных культур, при котором собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, сохраняя между собой дистанцию. При этом нередки взаимное недоверие и конфликты. Культурный симбиоз чаще всего возникает стихийно в ходе завоеваний одного народа другим. Примером культурного симбиоза можно назвать культуру эллинизма, которая образовалась в результате завоеваний Александра Македонского.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!