Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера



Мясищев считал, что личность это система отношений человека. Отношения – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами окружающей действительности. Три уровня отношений:

 1. Отношение к самому себе.

 2. Отношения к окружающим людям

 3. Отношение к окружающему миру в целом (к вещам, культуре, ценностям) С точки зрения Мясищева у ребенка до 2-х – 3-х лет выделяется отношение, оно характеризуется неосознаваемой мотивацией поведения и отсутствием сознательного компонента в переработке опыта. В отношении Месяцев выделял следующие компоненты: эмоциональный аффективный этот компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к себе, окружающим людям и миру. Может выражаться негативными(неприязнь, ненависть) и позитивными(любовь, дружба) эмоциями. Познавательный компонент(когнитивный) способствует восприятию и оценке(осознание, объяснения и понимание). Выражается в моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах.  Могут быть как позитивные так и негативные. Поведенческий – компонент(конативный), он способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к самому себе, окружающим людям и миру в целом. Выражается компонент через потребностную сферу личности.


 


История развития характерологии

Характерология — учение, изучающее характер и процессы его самоформирования. Термин введён в конце XIX — начале XX вв., однако изучению характеров уделялось внимание и в более раннее время. История развития Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры». Трактат Теофраста содержал описание 31 типа, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты. С XIX в. начинаются систематичные попытки подвести научную базу под различия человеческих характеров, появляются различные классификации характеров и психологических типов — Л.Клагеса, К. Г. Юнга, Э.Кречмера, А. Ф. Лазурского и др. Большинство этих (и более ранних) классификаций строились по различным основаниям. В СССР в 1920—1930 гг. учение о характерах развивалось в основном в рамках педологии. В конце 1930-х гг. все эти исследования были свёрнуты. В советской психологии получило распространение вульгарное толкование тезиса Выготского о раскрытии индивидуальных особенностей через взаимодействие с обществом: было принято считать, что характер есть результат воздействия общества, тогда как врождёнными можно считать только различия на уровне темперамента. В неоднократно переиздававшемся учебнике Ковалёва и Мясищева характерология объявляется «буржуазной лженаукой». В 1960-е гг., по мере возрождения интереса к индивидуальным особенностям человека, в том числе конституциональным, смещается и акцент в их исследовании. Речь уже идёт не о «характерологии», а о дифференциальной психологии, в которой проводится различие между психическими свойствами, состояниями и процессами.


23. Проблема типологии характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере.Проблема распределения людей по типам характера с древних времен интересовала мыслителей. Возникло учение о характерах - характерология. Решение этой проблемы открывало возможность предсказания их поведения в той или иной ситуации и, следовательно, подбора исполнителей для производства ответственных работ. Известно, что Платон (427— 347 до н. э.) в своей работе «Государство» выделил три начала, или типа, человеческой души: вожделение, пыл и рассудительность. Этим типам он поставил в соответствие три класса в государстве (ремесленники, воины, стражи) и три добродетели (воздержанность, мужество, мудрость). Впоследствии он даже выстроил иерархию типов души в такой последовательности: души богов, мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана, души животных. Древнегреческий философ Теофраст в 318 г. до н. э. написал книгу «Нравственные характеры», где дал 30 описаний разных характерологических типов, отклоняющихся от норм поведения («болтун», «хвастун», «льстец» и др.). Конечно, с позиций настоящего времени эти труды представляются наивными, рожденными раздумьями в тишине и одиночестве. Много времени потребовалось, чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научно обоснованных требований. Основными из них являются:  - личностные черты должны иметь приемлемую степень коррелированности с тем или иным типом характера;  - основная масса людей по характеру может быть отнесена к определенной типологии;  - характер должен быть достаточно устойчивым психическим образованием на протяжении всей жизни конкретного человека;  - характер человека должен отражаться во внутренних и внешних аспектах его жизнедеятельности. Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а также индивидуальные научные предпочтения исследователей породили большое число типов характеров, в основу которых положены различные основания (критерии, или объединительные признаки). Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!) , так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.


24. Типология характеров А.Ф. Лазурского. Этот ученый подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров бывают, когда интересы и профессиональная деятельность человека, его знания, навыки, миросозерцание (назовем это экзопсихикой) развиваются именно в том направлении, какое продиктовано прирожденными особенностями его нервно-психической организации (эндопсихикой), т. е. экзо- и эндопсихика обусловливают друг друга. А. Ф. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде. Низший уровень — это плохо приспособленные люди; среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями. Средний — обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях. Высший — уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.тС учетом данных уровней, показывающих степень приспособления и преобладание мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров: 1. Низший уровень: 1) Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен. 2) Аффективный, среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам); ❖ чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений; ❖ мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире. 3) Активный, разновидности которого: ❖ импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду); ❖ покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне); упрямый (добивается исполнения принятых им решений). 2. Средний уровень: 1) Теоретик-идеалист (непрактичный): ❖ ученый (последовательность мышления, научные интересы); художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством); религиозный созерцатель (развитое воображение). 2) Практик-реалист: ❖ альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии); ❖ общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах); ❖ властный (твердая воля, способность влиять на окружающих); ❖ хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера). 3. Высший уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы). Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям: ❖ альтруизм;❖ знание индуктивное/дедуктивное; ❖ красота; ❖ религия; общество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, организация;❖ власть, борьба.


 

25. Типология характеров Э. Фромма.С именем Э. Фромма связана разработка понятия «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Социальный характер присущ всем классам и группам, существующим в обществе. Фромм выделил пять устойчивых типов характера. 1. Рецептивный тип. Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью. 2. Эксплуатирующий тип. Человек с эксплуататорской ориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои. Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм, объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальные вещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, только если она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительной чертой является "кусающийся" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других и предпринимает максимум возможного в целях присвоения. 3. Накопительный тип. Скряга основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувство опасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, сколько возможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимности обычно являются сопутствующими чертами. 4. Рыночный тип. Люди этой категории относятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своей судьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночная ориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. У таких людей, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должно сохраниться индивидуальности. 5. Продуктивный тип. Четыре предыдущих ориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивность определяется как "способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал". Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2004; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!