Пример: Создание новой HTML страницы



Следующий пример может показаться на первый взгляд сложным, но все что он делает, это пишет некоторую информацию в файл.

В связи с тем, что мы создаем web-страницу файл содержит тэги HTML вместе с обычным текстом. Помните, что \n просто вставляет перевод строки в текст для удобства последующего просмотра созданного файла.

Все входные данные из формы содержатся в переменных $input{field_name}. При печати такие переменные должны выноситься за кавычки и отделяться запятыми.

# Определяем переменную, содержащую путь к записываемому файлу$newfile = "c:\webserver\htdocs\mynewpage.html";# Открываем файл, используя идентефикатор USERINFOopen (USERINFO, ">$newfile");# Формируем содержимоеprint USERINFO "<html>\n<head>\n";print USERINFO "<title>Информация о регистрации</title>\n</head>\n";print USERINFO "\n<body>\n<h3>Данные регистрации:</h3>";print USERINFO "<p><hr></p>\n<p>\n";print USERINFO "Имя: ", $input{'user_name'},"\n<br>";print USERINFO "Компания: ", $input{'co_name'},"\n<br>";print USERINFO "Телефон: ", $input{'phone'},"\n</p>\n<p><hr></p>\n";print USERINFO "<!-- NEW INSERTS GO HERE -->\n\n</body>\n</html>";# Закрываем файлclose (USERINFO);

Пример: Добавление в конец файла

Запись в существующий файл проста, когда вы хотите добавить новую информацию в конец файла. Например, для добавления данных о новом пользователе в созданный выше файл вам потребуется следующий скрипт:

# Определяем переменную, содержащую путь к записываемому файлу$targetfile = "c:\webserver\htdocs\mynewpage.html";# Открываем файл, используя идентификатор NEWINFOopen (NEWINFO, ">>$targetfile");# Добавляем новые данные в файл:print NEWINFO "\n\n";print NEWINFO "Имя: ", $input{'user_name'},"\n<br>";print NEWINFO "Компания: ", $input{'co_name'},"\n<br>";print NEWINFO "Телефон: ", $input{'phone'},"\n</p>\n<p><hr></p>\n";close (NEWINFO);

Пример: Добавление в середину существующего файла

Более сложной задачей является вставка новых данных в середину файла. Обратите внимание, что в первом примере мы вставили в файл линию комментария, выглядящую следующим образом:

<!-- NEW INSERTS GO HERE -->

 

Этот комментарий будет служить нам меткой места, в которое нужно вставлять новые данные. Данный пример содержит не совсем изящное решение, но прост в реализации и понимании. Он использует временный файл, хотя можно обойтись и без него:

# Определяем переменную, содержащую путь к исходному файлу$origfile = "/pathname/originalfile.htm";# Определяем переменную, содержащую путь к временному файлу$newfile = "/pathname/newfile.htm";open(INFILE, "<$origfile");open(OUTFILE, ">$newfile");while ($line = <INFILE>) { printf OUTFILE $line; if ($line =~ /<!-- NEW INSERTS GO HERE -->/i) { # Добавляем новые данные в файл: print OUTFILE "\n\n"; print OUTFILE "Имя: ", $input{'user_name'},"\n<br>"; print OUTFILE "Компания: ", $input{'co_name'},"\n<br>"; print OUTFILE "Телефон: ", $input{'phone'},"\n</p>\n<p><hr></p>\n"; }}# Закрываем файлыclose(INFILE);close(OUTFILE);# Удаляем исходный файл и переименовываем новый в исходныйunlink($origfile);rename($newfile, $origfile);

Пример: Отправка данных по e-mail

Иногда вам может потребоваться, чтобы данные введенные в форму были посланы по некоторому адресу электронной почты.

Для этого вам потребуется программа посылки почты с интерфейсом командной строки. Под UNIX это может быть sendmail или mail. В данном примере данные посылаются с помощью программы sendmail. Вместо записи в файл мы используем запись в специально открытый канал (pipe):

# Адрес e-mail$sendto = "webmaster\@telesputnik.ru";# Открываем каналopen (MAIL, "| /usr/bin/sendmail $sendto")# Печатаем в канал в специальном форматеprint MAIL "From: Web-сервер\n";print MAIL "To: $sendto\n";print MAIL "Subject: Ввод новых данных";print MAIL "Кто-то воспользовался формой для ввода новых данных";print MAIL "Вот что он ввел:";print MAIL "Имя: ", $input{'user_name'},"\n";print MAIL "Компания: ", $input{'co_name'},"\n";print MAIL "Телефон: ", $input{'phone'},"\n ";# Посылаем письмо, закрывая каналclose (MAIL);

Обсуждение: Создание web-страниц "на лету"

Последней важной частью Perl скрипта является посылка результата обратно пользователю. Это достигается тем же print, но без идентификатора файла или канала. Все, что печатается на стандартный выход формирует текущий документ в окне браузера. Например:

print "Content-Type: text/html\n\n"; print "<html>\n<head>\n<title>Спасибо</title>\n</head>";print "<body>\n<h1>Спасибо за заполнение формы</h1>";print "Мы получили ваше имя, место работы и телефон,";print " которые вы видите ниже:<br>\n";print "Имя: ", $input{'user_name'},"\n<br>";print "Компания: ", $input{'co_name'},"\n<br>";print "Телефон: ", $input{'phone'},"\n</p>\n<p><hr></p>\n";print "</body>\n</html>";

Обратите внимание на первую строку. Эта строка содержит информацию о типе возвращаемых данных. Двойной перевод стоки при этом обязателен. Эта страница будет возвращена пользователю почти сразу после нажатия им кнопки Submit.

Учтите, что это всего лишь один из многих примеров того, какой может быть страница "на лету". В принципе вы можете формировать HTML документ любой формы и содержания.

Встроенные переменные Перл.

Описанные в данной главе переменныые имеют в Перл специальные значения. Они обозначаются несколько непривычно для "глаза" программистов т.к. состоят обычно только из дву символов причем первый это '$' символо с которого начинаются имена всех переменных и произвольный часто не буквенно-цифровой символ. Если вы хотите пользоваться их "нормальными" буквенными синонимами то вам нужно указать в начале программы:

use English;

Точно так же если вы захотите пользоваться переменными и методами текущего указателя файлов вы можете написать:

use FileHandle;

после этого можно просто писать:

метод указатель выражение

или

указатель -> метод(выражение)

Ниже приводятся имена как в короткой так и в длинной (словесной) форме. Некоторые из встроенных переменных имеют доступ тоько на чтение поэтому изменить их значение просто не возможно.

$_$ARG

Переменная - по умолчанию для операторов ввода и поиска. То есть если в качестве аргумента не указана никакая переменная то используется именно эта.

$цифра

Содержит найденные подстроку в последнем поиске, когда шаблон содержит метасимволы в круглых скобках. Цифра в данном случае это номер скобок. Первая подстрока имеет номер 1.

$&$MATCH

Найденная подстрока в последнем поиске по шаблону.

$`

Подстрока предшевствующая найденной подстроке.

$'$POSTMATCH

Подстрока последующая за найденной подстрокой.

$+$LAST_PAREN_MATCH

Подстрока найденная в поиске с выбором по "или".

$*$MULTILINE_MATCHING

Если значение этой переменной установить равным 1 то переменная в которой осуществляется поиск будет считаться многосторочной т.е. содержащей символы '\n' - перевод строки. Если значеие равно 0 то переменная считается однострочной. В Перл версии 5 и выше не рекомендуестя использовать эту переменную.

$.$INPUT_LINE_NUMBER$NR

Номер прочитанной строки последнего оператора ввода. Закрытие файла вызывает очистку значения этой переменной.

$/$RS$INPUT_RECORD_SEPARATOR

Символ - признак конца входной строки. По умолчанию это '\n'

$|$OUTPUT_AUTOFLUSH

Если присвоить этой переменной не нулевое значение то будет сброс буфера вывода после каждой операции вывода. Значение по умолчанию -0

$,$OFS$OUTPUT_FIELD_SEPARATOR

Символ добавляемый оператором print после каждого элемента из списка параметров.

$\$ORS$OUTPUT_RECORD_SEPARATOR

Символ добавляемый print после вывода всех параметров.

$"$LIST_SEPARATOR

Анологичен "$," но добавляется после каждого элемента массива указаноого в "....".

$;$SUBSEP$SUBSCRIPT_SEPARATOR

Символ - разделитель для эмуляции многомерных массивов в хеш массивах. По умолчанию '\034'.

$#$OFMT

Формат по умолчанию для вывода чисел.

$%$FORMAT_PAGE_NUMBER

Формат по умолчанию для вывода номеров страниц.

$=$FORMAT_LINES_PER_PAGE

Длина одной страницы. По умолчанию 60 строк.

$-$FORMAT_LINES_LEFT

Количество оставшихся строк на странице.

$~$FORMAT_NAME

Имя формата текущего вывода. По умолчанию имя указателя.

$^$FORMAT_TOP_NAME

Имя текущего формата для заголовка страницы.

$:$FORMAT_LINE_BREAK_CHARACTERS

Символы переноса строки для многострочных полей. В строке формата такие поля начинаются символом '^'. По умолчанию '\n-'.

$^L$FORMAT_FORMFEED

Символ перевода формата ( смены листа). По умолчанию '\f'.

$^A$ACCUMULATOR

Текущее значение аккумулятора функции write() для format(). Значение этой переменной можно увидеть только при использовании функции formline() т.к. write() очищает ее после каждого вывода.

$?$CHILD_ERROR

Данная перменная содержит статус завершения таких процессов, как: закрытие pipe, завершение функций system(), wait() и `...`.

$!$ERRNO$OS_ERROR

В числовом контексте возвращает код ошибки errno. В строковом - строку сообщения об ошибке. Можно принудительно присвоить этой перменной код ошибки что бы получить системное сообщение для данного кода или установить код завершения для функции die().

$@$EVAL_ERROR

Сообщение об ошибке последней команды eval().

$$$PID$PROCESS_ID

Номер текущего процесса.

$<$UID$REAL_USER_ID

Реальный UID текущего процесса.

$>$EUID$EFFECTIVE_USER_ID

Эффективный UID текущего процесса.

$($GID$REAL_GROUP_ID

Реальный GID текущего процесса.

$)$EGID$EFFECTIVE_GROUP_ID

Эффективный GID текущего процесса.

$O$PROGRAM_NAME

Имя файла программы. Если этой переменной присвоить какое нибудь значение то его можно видеть в команде ps, что удобно для контроля за состоянием программы.

$[

Номер первого элемента массива или символа строки. Значение по умолчанию - 0.

$]$PERL_VERSION

Строка сообщение версии Перл. Печатается по команде perl -v Применяется в программе для определения рабочей версии Перл. В числовом контексте это номер версии плюс номер модификации / 1000.

$^D$DEBUGGING

Текущее значение ключа отладки '-D'.

$^F$SYSTEM_FD_MAX

Номер максимального системного описателя файлов (system file descriptor). Обычно это 2.

$^I$INPLACE_EDIT

Текущее значение inplace-edit возможности. Для отключения используйте undef.

$^P$PERLDB

Внутренний флаг отладки. Применяется для того что бы отладчик не отслеживал самого себя.

$^T$BASETIME

Время в секундах с начала 1970 года старта текущей программы.

$^W$WARNING

Значение флага '-w'. true -если включено и false - выключено.

$^X$EXECUTABLE_NAME

Команда запуска Перл. Аналогично argv[0] в С.

$ARGV

Имя текущего файла читаемого оператором '<>'.

@ARGV

Массив параметров строки запуска программы. Внимание! @#ARGV - меньше количества параметров на 1 т.к. $ARGV[0] это первый параметр (не имя программы).

@INC

Список директорий диска которые просматривает Перл для выполнения команд do, require или use.

%INC

Этот хеш содержит имена директорий для имен использованных файлов командами do или require. Ключ - имя файла, а значение - директория.

$ENV{выражение}

Хеш %ENV содержит значения переменных окружения. Изменение этих значений вызывает изменение окружения для процессов потомков.

$SIG{выражение}

Хеш %SIG содержит имена подпрограмм для системных сигналов таких как INT, QUIT, PIPE, ... Значение 'DEFAULT' - для системной обработки. 'IGNORE' - игнорировать данный сигнал.

 

 

Модули (packages)

В Перл реализован механизм модулей. Модуль это группа подпрограмм и переменных обычно включенных в один файл. Внутри одного модуля можно определить другой модуль. Начало модуля определяется директивой:

packages имя_модуля;

Конец модуля это конец блока или файла. Головной модуль имеет по умолчанию имя main. На имя внутри модуля можно ссылаться добавляя '::' после имени модуля.

Например:

$main::var1 - переменная в головном модуле::var1 - то же самое. Имя main можно опускать$модуль1::var1 - переменная в модуле 'модуль1'$модуль1::модуль2::var1 - Модуль2 содержится в модуле 1

Только идентификаторы начинающиеся с буквы или символа '_' хранятся в пространтсве имен текущего модуля. Остальные хранятся в пространстве головного модуля main.

Кроме этого имена STDIN, STDOUT, STDERR, ARGV, ARGVOUT, ENV, INC и SIG так же хранятся в головном модуле.

Таблицы имен

Все имена модуля хранятся в ассоциативном массиве (хеше) с именем модуля к которому добавлены символы "::". Таким образом имена головного модуля хранятся в %main:: , модуля 'mod1' в %mod1:: и т.д. Выражение вида *имя указывает значение элемента хеша 'имя' это удобно для определения констант.

Например:

*pi = \3.14159;

Здесь переменная $pi - это константа пи которую уже нельзя изменить.

Конструкторы и деструкторы

Конструктор - это подпрограмма которая выполняется в момент создания объекта, а деструктор - удаления объекта. Для модуля это подпрограммы с именами BEGIN и END. При определении этих подпрограмм слово sub можно опускать.

Конструктор BEGIN выполняется сразу как только возможно, т.е. как только он определен даже не завершая дальнейший разбор программы. Можно указать несколько блоков BEGIN. Они будут выполняться один за другим в порядке определения.

Деструктор END выполняется последним как только возможно, т.е. при завершении работы интерпрератора. Можно указать несолько блоков END при этом они будут выполняться в обратном определению порядке.

Классы

В Перл нет специального синтаксиса для классов. Но функционально полноценными классами могут быть модули. При этом подпрограммы модуля становятся методами, а с помощью массива @ISA можно реализовать механизм наследования в классах. Более подробно классы описаны отдельно.

Создание библиотеки

Если вы хотоите создать модуль отдельным файлом и использовать как библиотеку подпрограмм, при этом вызывать подпрограммы библиотеки не указывая имени модуля, вам необходимо оформить модуль следующим образом:

package имя_модуля; # Такое же как и имя этого файла без                # расширения '.pm'require Exporter; # Обязательная строка для экспорта имен@ISA = qw(Exporter); # -//-@EXPORT = qw(func1 func2) # Перечисляем имена функций.                     # Внимание ! нет запятой!@EXPORT_OK = qw( $переменная @массив ); # Указать публичные           # переменные, массивы и т.д. если необходимо{ # Начало блока модуля..... sub func1........sub func2........1;}

Данный файл с расширением ".pm" должен храниться в одной из библиотечных директорий Перл. Они перечислены в массиве @INC одно из них обычно "/usr/local/lib/perl/".

В головной программе вы указываете:

use имя_модуля;

и вам становятся доступны имена подпрограмм данного модуля.

Стандартные Перл библиотеки

Стандартный набор библиотек обычно поставляется с дистрибутивом Перл они разделяются на pragma библиотеки (работают как директивы компилятору) и стандартные библиотеки.

Pragma библиототеки

Данные библиотеки используют как:

use имя;

когда хотят включить действие и

no имя;

когда выключить.

В стандартный набор входят следующие pragma:

diagnostics Включить режим расширенной диагностики
integer Использовать целочисленную арифметику
less Режим минимальной загрузки компилятора
overload Режим переопределения операторов
sigtrap Режим слежения за прерываниями
strict Режим ограниченного использования "опасных" операторов
subs Режим обязательного декларирования подпрограмм

 

Стандартные библиотеки

 

AnyDBM_File Возможность работы с разными типами баз данных
AutoLoader Загрузка в память функций только во время вызова
AutoSplit Разделить модуль для автозагрузки
Benchmark Анализ скорости исполнения программы
Carp Предупреждения об ошибках
Config Доступ к конфигурации Перл
Cwd Получить имя текущей рабочей директории
DB_File Работа с базой данных формата Berkley DB
Devel::SelfStubber Режим отладки автозагрузки
DynaLoader Динамическая загрузка библиотек C
English Использовать длинные имена встроенных переменных
Env Импортировать имена переменных окружения
Exporter Обеспечивает экспорт/импорт для модулей
ExtUtils::LibList Определяет используемые библиотеки
ExtUtils::MakeMaker Создает файл проекта Makefile
ExtUtils::Manifest Программы для создания и проверки файла MANIFEST
ExtUtils::Mkbootstrap Применение файла начальной загрузки для DynaLoader
Fcntl Определения как и в С Fcntl.h
File::Basename Синтаксический разбор спецификации файла
File::CheckTree Быстрый проход по директориям диска
File::Find Быстрый поиск файлов по директориям
FileHandle Обеспечивает объектный метод доступа к указателям файлов
File::Path Создание/удаление директорий
Getopt::Long Расширенная обработка опций
Getopt::Std Стандартная обработка опций
I18N::Collate Сравнение символов локалбной кодировки
IPC::Open2 Межпроцессорный обмен по чтению и записи
IPC::Open3 Межпроцессорный обмен по чтению, записи, и обрабоки ошибок
Net::Ping Тест доступа к хосту
POSIX Стандартный интерфейс по IEEE Std 1003.1
SelfLoader Загрузка функций только по вызову
Socket Определение структур и констант как и в С socket.h
Test::Harness Стандартный тест с статистикой
Text::Abbrev Создание таблицы сокращений по списку
   
   
   

Подробное описание каждой библиотеки записано в самом файле.

CPAN

Програмисты всего мира работающие с Перл создали общедоступную библиотеку модулей CPAN. Она доступна через Интернет и содержит огромное количество различных по назначению модулей. К ним относятся документаторы, системные интерфесы, интерфейсы работы с базами данных, работа в сети, с файлами, Интернет-броузеры, системы поиска, огрмоное количество CGI скриптов для Web серверов и многое многое другое. Список некоторых CPAN серверов вы можете найти в приложении.

Операторы и приоритеты.

В Перл ассоциативность и приоритетность операторов аналогична язык Ниже перечислены все операторы в порядке уменьшения приоритета, в начале строки указана ассоциативность.

ассоц. операторы
левая термы и левосторонные списковые операторы
левая ->
- ++ --
правая **
правая ! ~ \ унарные + и -
левая =~ !~
левая * / % x
левая + - .
левая << >>
- именованные унарные операторы
- < > <= >= lt gt le ge
- == != <=> eq ne cmp
левая &
левая | ^
левая &&
левая ||
- ..
правая ?:
правая = += -= *= и т.д.
левая , =>
- правосторонние списковые операторы
левая not
левая and
левая or
левая xor

 

Термы и левосторонние списковые операторы

 

Любой терм имеет самый высокий приоритет. К терму относятся переменные, кавычки и их операторы, арифметические и логические выражения в скобках, любые функции с параметрами в скобках. Фактически таких функций нет так как это просто унарные и списковые операторы просто они ведут себя подобно функциям с параметрами в скобках.

Если после любого спикового оператора ( print(), и т.д.) или унарного оператора (chdir(), и т.д.) следует левая круглая скобка, то операторы внутри скобок имеют наивысший приоритет. Так же как и обычные функции.

Если скобки отсутсвуют то приоритет списковых операторов или наивысший или наименьший в отношении операторов справа или слева от него.

Например:

@i = ('a ','b ', print 'c ', 'd ');print "\n",@i,"\n";

Результат:

c da b 1

Здесь мы имеем списковый оператор print. Для запятых слева от него он имеет наименьший приоритет, но повышает приоритет правой запятой. Поэтому правая запятая воспринимается как параметр для print и печатается 'c d' а левая просто записывает код завершения операции в массив @i и последний print показывает это.

Оператор '->'

 

Так же как в С или С++ это инфиксный оператор переадрессации. Если справа от него стоит [...] или {...} выражение, то правая часть может быть непосредственной или символической ссылкой на массив или хеш. В противном случае правая сторона это метод или простой скаляр содержащий имя метода, а правая или объект или имя класса.

Операторы ++ (инкремент) и -- (декремент)

 

Эти операторы работают так же как и в С. Если оператор стоит перед переменной то значение переменной изменяется на 1 и полученной значение используется. Если после переменной то ее величина изменяется после применения.

Употребление инкремента к строковым переменным в Перл имеет одну особенность. Каждый символ остается в своем классе (большие, малые, цифры) и учитывается перенос предыдущего символа. Таким образом строковые переменные с цифрами работают как числовые переменные.

Пример:

print ++($i = "09"); # Результат "10"print ++($i = "a9"); # "b0"print ++($i = "az"); # "ba"print ++($i = "aZ"); # "bA"
Оператор ** (возведение в степень)

 

Пример:

print 4**2 # Результат 16print -4**2 # Результат -16 т.е. -(4**2)
Унарные операторы

 

'!' - логическое отрицание
'-' - арифметический минус
'~' - побитная инверсия (дополнение до 1)
'+' - арифметический плюс
'\' - получение ссылки на переменную (как & в С)

Операторы "привязки" =~ и !=

 

Эти "необычные" я бы даже сказал оригинальные операторы имеют очень широкое применение в Перл. Можно даже назвать их "оригинальным" решением. Оператор =~ логически связывает левую часть выражения с патерном (pattern - образец, шаблон, модель) в правой. По умолчанию поиск или изменение по патерну выполняется в переменной $_ Операторы привязки позволяют делать это с любой переменной указанной в левой части. Логическим результатом будет успех операции. Если в правой части вместо патерна присутсвует выражение, то результат этого выражения воспринимается как патерн. Однако это не очень эффективно т.к. патерн будет компилироваться во время исполнения программы что заметно снизит быстродействие. Оператор != аналогичен =~ только результат совпадения инвентируется логическое "нет").

Мультипликативные операторы

 

'*' - арифметическое умножение
'/' - арифметическое деление
'%' - арифметический модуль
'x' - оператор повторения

В скалярном контексте возвращает строку левой части повторенную величиной указанной в правой части. В списковом контексте, если в левой части список в круглых скобках - повторенный список.

Пример:

print '*' x 5; # Результат '*****'print (1,2) x 3; # Результат 121212
Аддитивные операторы

 

'+' - арифметический плюс
'-' - арифметический минус
'.' - конкатенация (объединение) строк

Операторы сдвига

 

'<<' - сдвигает побитно влево значение выражения в левой части на количество бит указанное в правой.

'>>' - сдвигает побитно вправо значение выражения в левой части на количество бит указанное в правой.

Именованные унарные операторы

 

Фактически это функции с одним аргументом. Круглые скобки можно опускать.

Операторы отношений

 

'<' - арифметическое меньше
'>' - арифметическое больше
'<=' - арифметическое меньше или равно
'>=' - арифметическое больше или равно
'lt' - строковое меньше
'gt' - строковое больше
'le' - строковое меньше или равно
'ge' - строковое больше или равно

Операторы равенства

 

'==' - результат true если левая часть равна правой (равно)
'!=' - не равно
'<=>' - -1 если левая часть меньше правой, 0 если равна, 1 если больше.
'eq' - строковое равно
'ne' - строковое не равно
'cmp' - как и '<=>' применительно к строкам

Операторы работы с битами

 

'&' - побитное AND
'|' - побитное OR
'^' - побитное XOR

Логические операторы && (AND) и || (OR)

 

'&&' - если левое выражение возвращает false, правое не выполняется.
'||' - если левое выражение возвращает true, правое не выполняется.

Отличие от подобных операторов в С заключается в том, что в С возращаемое значение либо 0 либо 1. Тогда как в Перл возвращается результат выражения.

Оператор диаппазона '..'

 

Результат работы данного оператора зависит от контекста. В списковом контексте результат есть список с элементами. Первый элемент которого это левое выражение и последнее - правое. Значение каждого элемента внутри списка увеличивается на 1. Данный оператор удобен для небольших циклов т.к. память отводится для всего списка целиком. Поэтому будьте внимательны и не задавайте слишком большой диаппазон.

Пример:

for $i (1..4) { print "$i "; }

Результат: 1 2 3 4

В скалярном контексте результат - логическое значение. Каждая '..' операция устанавливает свое собственное состояние. Это false до тех пор пока левый операнд false. Как только левый операнд стал true результат - true до тех пока правый true, после чего результат опять - false. Если вы не хотите проверять правый операнд то используйте оператор '...'.

Правый операнд не вычисляется пока результат false и левый операнд не вычисляется пока пока результат true. Приоритетность оператора '..' немного ниже чем '&&' и '||'. Возвращаемое значение если flase - нулевая строка, если true - порядковый номер начиная с 1. Порядковый номер обнуляется для каждого нового диаппазона. Последний порядковый номер добавляется строкой "E0" которая не изменяет его значение но позволяет фиксировать последнее значение.

Пример:

@алфавит = ('a'..'z'); # Массив малых букв латинского алфавита@цифры = (0..9);  # Массив цифр
Условный оператор '?:'

 

Этот оператор работает так же как и в С. Если выражение перед '?' истинно то выполняется аргумент перед ':' - иначе после ':'.

Пример:

$i = 1;$i > 1 ? print "больше" : print "меньше";

Результат: меньше

Операторы присваивания

 

'=' - обычный оператор "присвоить" правое значение переменной слева.

Вся эта группа операторов подобна операторам С т.е.

$i += 2;

эквивалентно

$i = $i + 2;

Остальные операторы этой группы работают аналогично. Допустимы следующие операторы:

**=+= -= .=*= /= %= x=&= |= ^=<<= >>=&&= ||=

Приоритет всей этой группы операторов равен приоритету '='.

Оператор ',' (запятая)

 

В скалярном контексте выполняется левый аргумент, результат игнорируется затем правый и его результат есть результат действия оператора. В списковом контексте это разделитель элементов списка который включает указанные элементы в список.

Оператор логическое not (орицание)

 

Унарный not возвращает противоположное значение полученное выражением справа. Он эквивалентен '!' но имеет очень низкий приоритет.

Оператор логическое and (И)

 

Выполняет логическую конъюнкцию двух выражений. Эквивалентен '&&' но имеет очень низкий приоритет и "краткость" действия. т.е если левое выражение равно false - левое не выполняется.

Логическое or (ИЛИ)

 

Выполняет логическую дизъюнкцию двух выражений. Эквивалентен '||' но имеет очень низкий приоритет и "краткость" действия. т.е если левое выражение равно true - левое не выполняется.

Логическое xor (исключающее ИЛИ)

 

Выполняет логическое исключающие или. Всегда выполняются оба правое и левое выражение.

С операторы, отсутсвующие в Перл

 

В Перл отсутсвуют операторы следующие языка С:
унарное & - получить адрес. Для этого применяется '\'.
унарный * - переадресация.
(TYPE) - совмещение типов.

Операторы ограничители строк

 

Обычно ограничители строк мы считаем литералами, но в Перл это операторы выполняющие разного рода интерполяцию и поиск по шаблону. Вы можете сами задавать удобные для вас ограничители. В следующей таблице приведен полный перечень вариантов. Фигурные скобки '{}' обозначают любой символ используемый для ограничителя. В случае использования скобок (круглых '()', квадратных '[]', фигурных '{}', угловых '<>') в начале ставится открывающаяся скобка а в конце закрывающая.

По умолчанию Полное Функция Интерполяция ---------- ------ ------------ ---- '' q{} Literal    нет "" qq{} Литерал    да `` qx{} Команда    да         qw{} Список слов нет // m{} Шаблон     да         s{}{} Подстановка да         tr{}{} Трансляция нет

В строках допускающих интерполяцию имена переменных начинающиеся с символов '$' или '@' - интерполируются т.е. в строку вставляется значение строки или массива.

Данные последовательности символов имеют специальное значение:

\t символ табуляции
\n символ новой строки
\r возврат
\f перевод формата
\v вертикальная табуляция
\b backspace (забой)
\a звонок
\e escape
\034 восьмеричный символ
\x1a шестьнадцатеричный символ
\c[ символ управления
\l нижний регистр следующего символа
\u верхний регистр следующего символа
\L нижний регистр для всех символов до \E
\U верхний регистр для всех символов до \E
\E ограничитель смены регистра
\Q отмена действия метасимволов до \E

Шаблоны интерполируются как регулярные выражения. Это выполняется вторым проходом после интерполяции переменных поэтому в шаблоны можно вставлять переменные. Для отмены интерполяции используйте '\Q'. Если вы применяете вложенные ограничители то внутренние ограничители работать не будут.

?PATERN?

Действие этого оператора аналогично /шаблон/ но выполняется до первого совпадения. Это удобно для поиска наличия какой нибудь строки в одном или множестве файлов. Это не очень удачный оператор поэтому в следующих версиях Перл его возможно не будет.

m/PATERN/gimosx
/PATERN/gimosx

Поиск в строке по патерну (шаблону). В скалярном контексте возвращает логическое значение true (1) или false (''). Если строка не указана с помощью операторов '=~' или '!~' поиск ведется в строке $_

Опции:

g - Глобальный поиск. Поиск всех вхождений.
i - Сравнение не зависит от регистра (верхний или нижний)
m - Строка многострочна
o - однопроходная компиляция
s - однострочная строка
x - используеются расширенные регулярные выражения

Если '/' - ограничитель то начальное 'm' можно опустить. С помощью него в качестве ограничителя может быть любой символ кроме пробела.

PATTERN может содержать переменные которые будут интерполироваться (перекомпилироваться) каждый раз в момент вычисления. Переменные $) и $| не интерполируются. Если вы хотите что бы такой шаблон интерполировался один раз - добавьте /o. Это необходимо делать в циклах поиска для увеличения быстродействия однако если вы измените значение переменной Перл этого даже не заметит.

Если PATERN - нулевая строка то используется последнее регулярное выражение.

В скалярном контексте возвращается список элементы которого результаты выполнения выражений в скобках патерна ($1, $2, $3...). Обратите внимание что первый елемент $1.

Пример:

$a = "/usr/local/perl/perl.bin"; # Анализируемая строка

Цель: Создать массив @dirs с именами директорий.

Решение: Самый простой способ воспользоваться split('\/') но в качестве примера используем скобки.

@dirs =~ m[/(\w*)/(\w*)/(\w*)/(\w*)]

Здесь 'm[' - использовать квадратные скобки как ограничители. (\w*) - шаблон алфавитноцифровой последовательности.

В результате @dirs равен ('usr', 'local', 'perl')

q/строка/
'строка'

Строка литералов. Не интерполируется. Внутри строки разрешается использовать \' или \\ для обозначения символов ' и \ .

Пример:

print q#Привет.#;  # Результат Привет.print 'O\'K';      # O'K

qq/строка/
"строка"

Интерполируемая строка.

Пример:

$var = 13;print "\$var = $var";

Результат: $var = 13

qx/строка/
`строка`

Сначало строка интерполируется а потом выполняется как системная команда.

Пример:

print `date`;

Результат: Thu Nov 14 13:36:49 MSK 1996

qw/строка/

Возвращает список элементы которого - слова строки разделенные пробелами.

Пример:

print qw/Построемся и спасемся!/; # ('Построемся','и','спасемся!')

Результат: Построемсяиспасемся!

Часто применяется как:

use POSIX qw( setlocale localeconv )@EXPORT = qw( proc1 var );

S/шаблон/подстрока/egimosx

Поиск по шаблону и в случае успеха замена подстрокой. Возвращает количество произведенных подстановок иначе false (0).

Если строка в которой ведестя поиск не указана (операторы =~ или != ) то используется переменная $_ .

Если в качестве раделителя '/' исрользовать одинарную кавычку (') то интерполяции не будет иначе можно применять переменные в шаблоне или подстроке.

Опции:
e - Расмматривать правую часть как выражение
g - Глобальный поиск
i - Без различия регистра букв
m - многосточная переменная
o - компилировать шаблон один раз
s - однострочная переменная
x - расширенное регулярное выражение

Разделитель '/' можно заменить на любой алфавитно-цифровой символ кроме пробела.

Пример:

$var = "12345"; # исходная строка$var =~ s/1/0/; # Заменить '1' на '0'. Результат 02345$var =~ s(5)(.); # Заменить '5' на '.' Результат 0234.

Здесь в качестве разделителя применены скобки поэтому подстрока взята в две скобки.

$var =~ s/\d*/каламбур/; Заменить все цифры. Результат 'каламбур.'$var =~ s/а/о/g; # Заменить все 'а' на 'о'. Результат 'коломбур.'$var = "12 34"; # Новое значение$var =~ s/(\d\d) (\d\d)/$2 $1/; # Поменять местами числа.                           # Результат '34 12'.

tr/таблица1/таблица2/cds
y/таблица1/таблица2/cds

Замена всех символов из "таблица1" на соответсвующий символ из "таблица2". Результат - количество замен или стираний. Без оператора =~ или != операция выполняется с строкой $_. Для совместимости с программой sed вместо tr можно писать 'y'.

Опции: c - дополнение "таблица1"
d - стереть найденные но не замененные символы
s - "сжать" повторяющиеся замененные символы.

Если указана опция /d таблица2 всегда интерпретируется как положено. Другими словами если таблица2 короче чем таблица1 то символ из таблицы1 интерпретируется всегда. Если таблица2 - null то все символы строки остаются не изменненные. Это удобно для подсчета количества сиволов в строке определенного класса или для сжатия повторяющихся символов например пробелов.

Пример:

$s = "hello"; # Исходная строка$s =~ tr/a-z/A-Z/; # Заменить малые буквы на большие. Результат                   # 'HELLO'$s = 'Hel....lo';$s =~ tr/a-zA-z/_/c; # Заменить все не буквы на '_'                   # Результат 'Hel____lo'$s =~ tr/_/ /s;    # Заменить '_' на ' ' и сжать.                         # Результат 'Hel lo'$s =~ tr/a-zA-Z /a-zA-Z/d; # Удалить все не буквы. Результат 'Hello'

Если один и тот же символ несколько раз указан в таблице1 то применяется только первая замена.

Операторы ввода-вывода

 

В Перл существует несколько операторов ввода-вывода. Первый это скобки из символа '`' - акцента. Строка в этих скобках воспринимается как системная команда и результат ее действия возвращается как "псевдо" литерал. В скалярном контексте это строка содержащая весь результат, а в списковом - список элементы которого - строки результата. Статус выполненой команды хранится в переменной $? .

Следующая команда ввода вывода выглядит как '<файл>'. Вычисление <файл> приводит к чтению строки из файла. Обратите внимание что 'файл' здесь не имя файла а указатель файла который создается функцией open(). В скалярном контексте читается одна строка вместе с символом '\n' - перевода строки, а в списковом весь файл читается в список элементы которого суть строки файла.

В случае обнаружения конца файла результат оператора не определен и воспринимается как false. Если не указана переменная результата то по умолчанию это $_. Указатель файла по умолчанию STDIN - стандартный ввод.

Пример:

while(<>) { print; }; # Прочитать и вывести весь файл STDIN

У оператора '<>' есть одна отличительная особенность. Если в командной строке нет никаких аргументов то читается стандартный ввод, если есть аргументы то они считаются именами файлов которые последовательно читаются.

Если в угловых скобках записана переменная то содержимое этой переменной считается именем указателя файла или ссылкой на указатель файла. Если такого указателя не существует то содержимое переменной воспринимается как шаблон имен файлов и результат - имена файлов на диске подходящих по шаблону.

Пример:

while(<*.pl>) { print;}; # То же что и ls *.pl@files = <*>; # Массив @files содержит имена файлов в директории

но лучше сделать: @files = glob("*"); т.к. внутри скобок можно использовать переменные.

Слияние констант

 

Как и С Перл выполняет возможные вычисления в период компиляции. Так подстановка символов после '\' , операция конкатенации строк, арифметические выражения содержащие только одни константы, все это делается в момент компиляции что существенно увеличивает скорость выполнения программы.

Целочисленная арифметика

 

По умолчанию Перл выполняет арифметику с плавающей запятой, но если вы укажете:

use integer;

то компилятор будет использовать целочисленную арифметику до конца текущего блока, хотя вложенный блок может это и отменить в своих пределах с помощью:

no integer;

От простого к сложному.

Прежде чем приступить к последовательному ознакомлению с не знакомым для вас языком, должен оговориться и сказать, что все примеры да и сам язык описанию которого посвящена эта книга это Perl версии 5.003 для операционной системы FreeBSD версии 2.01. Существуют реализации этого языка для операционных систем OS/2 , MS-DOS и Windows NT но они немного отстают по возможностям от оригинала, рожденного в недрах Юникса.

Пример 1. Введите в файл test1.pl следующие строки:

#!/usr/local/bin/perl

# Содержимое файла test1.pl

print "Наше Вам с кисточкой!\n";

А теперь подробно разберем каждую строку.

#!/usr/local/bin/perl

Данная строка должна быть первой в любой Перл-программе. Она указыванет системному интерпретатору что данный файл - это Перл-программа, а Веб-серверу - где искать интерпретатор Перл.

# Содержимое файла test1.pl

Эта строка называется комментарием. Она всегда начинается символом '#' и заканчивается таким объяснением, что как говорил великий Ходжа Насреддин "это тонкий филосовский вопрос", а говоря простым языком здесь можно писать все что угодно. Даже пожелание руководству. Уж здесь оно точно до него не дойдет.

print "Наше Вам с кисточкой!\n";

Самая последняя ну и конечно главная. Она просто выводит на экран надпись "Наше Вам с кисточкой!".

Здесь слово print - это команда "вывести". Все что в кавычках - это символы, \n - перевод строки и ';' - признак конца команды. Он обязателен. В одной строке может быть несколько команд и все они должны завершаться символом ';'. После него может быть символ '#' - это значит остаток строки считается комментарием.

Над этой строкой автору пришлось больше всего поломать голову так как в нее постоянно лезли какие то странные "hello", "hello all", "Построемся и спасемся", "Строй наше спасение" и т.д и т.п.

Если вы никогда не работали с Перл, то бъюсь на спор в 10$, что данная программа сразу у вас не заработает! Не потому что она не верна, а потому что "Нельзя объять необъятное". Сразу, потом можно, да и то частями. Сначала сделайте ваш файл test1.pl исполняемым. Для этого введите команду:

chmod +x test1.pl

Затем проверьте где у вас Перл. Для этого введите:

which perl

Система вам выдаст что то вроде: /usr/bin/perl

Если:

perl: Command not found.

То тогда закройте браузер и ложитесь спать. У вас просто нет Перл или он не установлен. А мне остается послать вас к системному администратору или к man (для переводчиков- man сокращение от manual а не то что вы подумали). Теперь проверьте, чтобы строка 01 содержала то, что выдала команда which. Если совпало то введите:

test1.pl

и бьюсь на 50$ что и теперь программа не заработает, так как правильней ввести:

./test1.pl

Если я проиграл, то не радуйтесь. Даже если вам удалось запустить программу как test1.pl это значит, что у вас будут неприятности в будущем.

Пример 2. Данная программа выводит на экран все ваши секреты. А именно файл /etc/passwd.

#!/usr/local/bin/perl

open(PASS, "</etc/passwd") || die "Файл не найден!";

while(<PASS>)

{

print;

}

close(PASS);

Пояснения:

open(PASS, "</etc/passwd") || die "Файл не найден!";

"Открыть" файл, т.е. создать указатель файла PASS, а в случае ошибки выдать "Файл не найден!" и закончить программу.

while(<PASS>)

Читать по одной строке файла в переменную по умолчанию $_

{

Открыть блок операторов.

print;

Вывести на экран переменную по умолчанию $_

}

Конец блока.

close(PASS);

Закрыть файл. Этого можно и не делать так-как файл автоматически закроется после окончания программы.

Результат работы этой программы тот же что и команды cat /etc/passwd. По экрану пробежали непонятные строки, но зато теперь перед вами открыты горизонты Перл программирования!

Все последующие примеры будут развитием этой программы и она превратится из гадкого утенка в прекрасного лебедя (не генерала).

Пример 3. Разделенеие полей.

#!/usr/local/bin/perl

open(PASS, "</etc/passwd") || die "Файл не найден!";

while(<PASS>)

{

($login, $pass, $uid, $gid, $name, $home_dir, $shell) = split(':');

print "$login \t $name\n";

}

close(PASS);

Пояснение:

($login, $pass, $uid, $gid, $name, $home_dir, $shell) = split(':');

Присвоить указанным переменным поля входной строки, считая разделителем символ ':'.

print "$login \t $name\n";

Вывести login - имя пользователя и его описание. Поля разделены символом '\t' - табуляции.

Пример 4. Вывести имена пользователей, отсортированных по группам.

#!/usr/local/bin/perl

open(PASS, "sort -n -t : +3 -4 +0 /etc/passwd|") || die "Файл не найден!";

while(<PASS>)

{

($login, $pass, $uid, $gid, $name, $home_dir, $shell) = split(':');

print "$login \t $gid \t $name\n";

}

close(PASS);

Пояснения:

open(PASS, "sort -n -t : +3 -4 +0 /etc/passwd|") || die "Файл не найден!";

В данной строке весь фокус! Входным файлом для нашей программы стал выход команды sort, которая и отсортирует входные данные.

Форматированный вывод. Ну а теперь напечатаем на экране все наши данные в удобной форме.

#!/usr/local/bin/perl

open(PASS, "sort -n -t : +3 -4 +0 /etc/passwd|") || die "Файл не найден!";

while(<PASS>)

{

($login, $pass, $uid, $gid, $name, $home_dir, $shell) = split(':');

write(); # Форматированный вывод данных.

}

close(PASS);

exit 0;    # Завершение программы

 

############ Описание формы вывода ##################

 

format STDOUT =

 

Пользователь: ^<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

                           $name

         ^<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

                           $name

         ^<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

                           $name

----------------------------------------------------------------------

Login:@<<<<<<<< Uid:@<<< Gid:@<<< Home dir:@<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

$login,    $uid, $gid,     $home_dir

----------------------------------------------------------------------

 

.  # Это последняя строка программы

Фрагмент результата:

Пользователь: Калужский ликеро-водочный завод. Лучшие водки и

         настойки. Звонить только перед праздником Кострикову

         Анатолию т. 2-23-06,,,

----------------------------------------------------------------------

Login:uucryst Uid:1055 Gid:66 Home dir:/var/spool/uucppublic/

----------------------------------------------------------------------

 

 

Пользователь: Торговый Дом Дилен,,,

 

 

----------------------------------------------------------------------

Login:uudilen Uid:1075 Gid:66 Home dir:/var/spool/uucppublic

----------------------------------------------------------------------

Если вам интересно узнать как работает эта программа, то переверните страницу и начините свое путешествие в мире Перл. Желаю удачи!

Переменные

В Перл существует три типа структур данных: скаляры, массивы скаляров и хеши (hashes) - ассоциативные массивы скаляров. Обычно элементы массивов индексируются целыми числами, первый элемент - нулевой. Отрицательное значение индекса обозначает номер позиции элемента с конца. Хеши индексируются строками символов.

Имена скалярных переменных всегда начинаются с символа '$' даже когда обозначают элемент массива.

Пример:

$var1      # Простой скаляр 'var1'$var1[0]   # Первый элемент массива 'var1'$var1{'first'} # Элемент с индексом 'first'

В случае использования имени массива "целиком" или его "среза" перед именем массива ставится символ '@'.

Пример:

@var1 # Все элементы массива var1 ( $var1[0], $var1[1], ... $var1[n])@var1[1,3,10] # Элементы $var1[1], $var1[3], $var1[10]@var1{'first','last'} # то же что и ( $var1{'first'}, $var1{'last'} )

Хеш "целиком" начинается с символа '%'.

Пример:

%var, %key, %years

Имена подпрограмм начинаются символом '&' если из контекста не видно, что это подпрограмма.

Пример:

&sub1, &test_prog, test(12)

Имена таблиц символов всегда начинаются символом '*'.

Каждый тип переменных имеет свою область памяти поэтому $var1 и $var1[0] совершенно разные переменные, хотя $var1[0] часть массива @var1. Так же @var1 и %var1 - разные массивы переменных.

Имена переменных могут содержать любые буквенно-цифровы символы за исключением пробела и табуляции. Эти смволы используются в качестве разделителей. Большие и малые буквы различаются поэтому $var1 и $Var1 - разные переменные. В Перл по умолчанию имена меток и указателей файлов пишут большими буквами.

 

 

Контекст Большое значение для правильного употребления встроенных функций имеет контекст использования результата этих функций т.к. в противном случае они возвращают совершенно "непонятный" результат. В Перл имеется два главных контекста: скалярный и список (list). Проще говоря если в левой части выражения имеется ввиду одно единственное значение - то это скалярный контекст. Если множество значений - список. Пример: $var1 = <>; # Прочитать одну строку файла @var1 = <>; # Прочитать все строки файла в массив @var1 $var1 = (1,2,3); # $var = 3 - количество элементов @var1 = (1,2,3); # Создание массива @var1 с элементами 1,2,3

Скалярные значения

Все данные в Перл это скаляры, массивы скаляров и хеши скаляров. Скалярные переменные могут содержать числа, строки и ссылки. Преобразования числа - строки происходят автоматически по умолчанию. Скаляр может иметь только одно единственное значение, хотя это может быть ссылка на массив скаляров. Так -как Перл сам преобразовывает числа в строки и наоборот то программисту нет необходимости думать о том что возвращает функция.

В Перл не существует типов "строка" или "число" или "файл" или что то еще. Это контекстно зависимый полиморфный язык для работы с текстами.

Скаляр имеет логическое значение "TRUE" (истина) если это не нулевая строка или число не равное 0.

В Перл существует два типа нулевых (null) скаляров - определенные (defined) и не определенные (undefined). Не определенное значение возвращается когда что-то не существует. Например не известная переменная, конец файла или ошибка. С помощью функции defined() вы можете заранее обнаружить подобное состояние.

Количество элементов массива так же является скаляром и начинается символами $# подобно интерпретатору csh. Фактически $#var1 - это индекс последнего элемента массива. Нужно помнить что первый элемент имеет индкес 0 поэтому количество элементов определяется как $#var1+1 . Присвоение значения $#var1 - изменит длину массива и разрушит "оставленные" значения. Присвоение значения элементу массива с индексом больше чем $#var1 - увеличит размер массива, а присвоение ему нулевого списка - обнулит.

В скалярном контексте имя массива возвращает его длину (для списка возвращается последний елемент).

Пример:

@var1 = (4, 3, 2, 1); # Присвоение значения элементам массива$i = @var1;        # Использование скалярного контекстаprint $i;          # Печать результата 4 - кол-во элементовprint @var1;       # Списковый контекст, печать всех элементов.

Для принудительного получения скалярного значения удобно применять функцию scalar().

Пример:

print scalar(@var1); # Вывод длины массива а не его значений

Хеш в скалярном контексте возвращает "true" если существует хотя бы одна пара "ключ-значение". Фактически возвращается строка типа 2/8 где 8 - количество выделенных "ячеек" памяти а 2 - количество использованных.

Конструкторы скаляров

Числа пишутся стандартно:

123123.1230.12.12E-100xABCD     # Шестнадцетиричная запись0377       # Если 0 в начале - восьмеричная123_456_123 # Так тоже можно для удобства чтения.

Строки ограничиваются одинарными (') или двойными (") кавычками:

'Ровняйсь, смирно!'"Построемся и спасемся."

Способов обозначения строк очень много. Подробно смотрите описание оператора qq.

В хеше можно опускать кавычки если индекс не содержит пробелов.

Пример:

$var1{first} то же что и $var1{'first'}

Обратите внимание на то что перед первой одинарной кавычкой должен стоять пробел иначе строка воспримется как имя переменной так-как в именах разрешено использование одинарных кавычек.

Запрещается в кавычках применять зарезервированные литералы __LINE__ (номер текущей строки программы), __FILE__ (текущий файл).

Для обозначения конца программы можно применять литерал __END__. Весь последующий текст игнорируется, но его можно прочитать, используя указатель файла DATA.

Слова в программе не поддающиеся ни какой интепретации воспринимаются, как строки в кавычках поэтому рекомендуется имена меток и указателей файлов писать большими буквами для избежания возможного "конфликта" с зарезервированными словами.

В Перл есть возможность вставлять текст документа прямо в программу. Так называемый "here-doc" (здесь текст) метод. Обозначается символами << за которым идет слово-ограничитель.

Пример:

print <<EOF; # Все строки до EOF - текст для печати. Эй вы трое, идите двое сюда! Полковник Савонькин.EOF

Конструкторы списков

Список - множество значений перечисленных через запятую и заключенных в круглые скобки. В списковом контексте список возвращает последний элемент списка.

Пример:

@var1 = (1, 2, 'привет', 1.2); # Присвоить значение элементам.

где

$var1[0] = 1,$var1[1] = 2,$var1[2] = 'привет'$var1[3] = 1.2$var1 = (1, 2, 'привет', 1.2);

а здесь $var1 = 1.2 т.е. последнее значение списка.

Допускается применять в списке другие списки, но в полученном списке уже невозможно различить начало и конец включенных списков.

Пример:

@s1 = (1, 2, 3); # Первый список@s2 = (6, 7, 8);   # Второй@s = (0, @s1, 4, 5, @s2, 9, 10); # Включаем списки @s1 и @s2print @s;  # Результат: 012345678910 - значения без пробелов.

Список без элементов обозначаестя как () и называется нуль-списком. Списковое выражение можно употреблять как имя массива, но при этом его нужно брать в круглые скобки.

Пример:

print ('январь','февраль','март')[1];

Результат: февраль

Список может быть присвоен списку только если каждый элемент в списке в левой части выражения допустим по типу списку в правой части.

Пример:

($a, $b, $c) = (1, 2, 3); # $a = 1, $b = 2, $c = 3

Присваивание списков в скалярном контексте возвращает количество присвоенных элементов.

Пример:

$x = (($a, $b, $c) = (1,2)); # Результат $x=2

В случае присваивания списка хешу список разсматривается как пары: ключ-значение.

Пример:

%дни_месяца = ('январь', 31, 'февраль', 30);

Результат: $дни_месяца{январь} = 31, $дни_месяца{февраль} = 30

Для удобства записи можно использовать выражение с => .

Пример:

%дни_месяца = (          январь => 31,          февраль => 30,);

Тип typeglobs

В Перл используется специальный внутренний тип typeglog для записи массива всех переменных. Такие массивы начинаются с символа '*'. Их удобно применять для передачи ссылок на массивы и хеши, но в данной версии Перл уже есть возможность применять ссылки поэтому это делается очень редко.

Единственно где это необходимо, так это для работы со ссылками на файлы. Например если вам нужно создать локальную ссылку на файл в процедуре то это лучше сделать так:


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!