Биография Т. Гоббса и исторические предпосылки его «Левиафана»



Правительство Российской Федерации   Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования   "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"  

Факультет права

Дисциплина история политических и правовых учений

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Томас Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»

 

 

Студентка группы № 5ГП

Кониева Ф.И.

 

Проверил:

к.ю.н., Белькович Р.Ю.

 

Москва, 2013г.

 

Оглавление

Введение. 3

Основная часть: 4

Биография Т. Гоббса и исторические предпосылки его «Левиафана». 4

Основные положения «Левиафана». 7

Заключение. 12

Список источников: 14

 


 

Введение

…Истины, не сталкивающиеся

С человеческой выгодой

И с человеческими удовольствиями,

Приветствуются всеми людьми (с)

Смерть Генриха VIII и последовавшая за ней Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели прошедшая за несколько десятилетий до нее нидерландская (голландская) революция.

Недовольство существующим политическим режимом, желания воспринять прогрессивные идеи демократии и всеобщего равенства рождали в умах мыслителей и писателей того времени различные идеи о реформировании государственной «машины». Однако помимо сторонников революции, свои предложения вносили также и противники. Они, выступали не столько за сохранение старых порядков, сколько за сохранения монархии как таковой.

Например, теорию патриархального происхождения государства изложил Роберт Фильмер в сочинении «Патриархия, или Естественная власть короля». Он доказывал, будто власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого – Адама. Поэтому государство появляется вовсе не в результате общественного договора, заключаемого свободными и равными людьми, который ими же при определенных условиях может быть расторгнут. Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они – его дети. Происходя (через Адама) от бога, монархическая власть, согласно Фильмеру, вообще не подчинена человеческим законам.

Напротив, великий английский поэт Джон Мильтон принял активнейшее участие в революции на стороне демократических сил. В его трактатах «О власти королей и должностных лиц», «Защита английского народа против Салмазия», «Иконокласт» обосновывается то положение, что люди по природе своей свободны и должны оставаться такими при всех без исключения условиях общественной жизни. Народ - единственный источник и носитель власти, суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю, магистратам не для того, чтобы поставить над собой господ, а чтобы иметь уполномоченных, которые бы четко выполняли его поручения. Правители обязаны действовать в интересах и на благо народа, подчиняясь гражданским законам. Если они от этого уклоняются, народ вправе призвать их к ответу и подвергнуть наказаниям, вплоть до самых суровых[1]. При этом Мильтон допускал как установление республики, так и сохранение монархической формы правления.

Краеугольным камнем практически всех политических программ того времени был принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. Также важным вопросом оставались права и свободы индивиды. В частности, в программе левеллеров, по крайней мере, свобода личности и право собственности, свобода совести и печати, свобода промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом объявлялись прирожденными и неотъемлемыми. Однако в этом случае, ни о какой монархии речи идти не могло. Их идеал – это республика.

Эти и многие другие политические мысли  наполняли Англию XVII века. Именно в таких условиях и формировались идеи одного из самых видных деятелей того времени – Томаса Гоббса. Стоит отметить, что у одного из выдающихся английских мыслителей было весьма своеобразное отношение к революции. На определенных этапах жизни он был близок к роялистам, также известны его боязнь революционных перетрубаций и приверженность к абсолютной политической власти. Из его работ ярко прослеживается идея абсолютной монархии как идеальной формы государственного устройства. Главный работа Гоббса, а по совместительству вместилище его политико-юридической доктрины содержится в труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Цель данной работы, дать краткий анализ основным положениям «Левиафана», а конкретнее, его второй части, посвященной государству.

Основная часть:

Биография Т. Гоббса и исторические предпосылки его «Левиафана»

Томас Гоббс (1588–1679) – классик политической и правовой мысли, выдающийся английский философ. В своем основном произведении «Левиафан» впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве и праве. Оно оказало серьезное влияние на развитие общественной мысли Европы и до сих пор остается источником оригинальных социальных идей.

Гоббс родился в семье приходского священника, окончил Оксфордский университет и долгое время был с семьей Кавендиша, герцога Девонширского в качестве воспитателя. Предпринимал длительные путешествия с этой семьей по Европе, что способствовало установлению близких связей с видными европейскими учеными. Его мировоззрение сложилось под влиянием идей английской буржуазной революции и отражало развитие взглядов и интересов обуржуазившегося дворянства и крупной английской буржуазии. Особое влияние на Гоббса оказали встречи и беседы с Бэконом. Первая работа Гоббса «Элементы законов» выходит в 1640 году. В последующем издается философская трилогия «Основ философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине»[2].

Стоит отметить, что по своей сути данная трилогия стала основой для дальнейшего написания «Левиафана». В частности первая и вторая книги вошли в первую часть трактата «О человека», а третья книга стала черновиком для второй части «Левиафана» - «О государстве».

Как уже было сказано выше, на Гоббса определенное влияние оказало общение с Бэконом. Восприняв от него идеи эмпиризма, он начал развивать их дальше. Главной целью философии и науки он видел в практической выгоде.

В трактате «О теле» Гоббс показывает, что «философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из познанных нами причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий»[3]. Здесь причинная связь явлений, их возникновение раскрывается с помощью соединения и разделения. Суждения, умозаключения, выводы совершаются благодаря использованию математических методов. Эти методы Гоббс использует в качестве прообразов научного мышления, универсализирует их и распространяет на все научное познание. Вся философия природы Гоббса опирается на достижения математики и механики ХУII века.

На мой взгляд, трактат «О теле» является довольно сложным для восприятия. В этой работе присутствует по большей части философия, нежели право. Гоббс рассуждает о сущности человеческого тела, применяя к нему природные законы. Также он пытается определить место человека в этом мире, не с религиозной точки зрения, а с чисто научной.

Отсюда еще один из важнейших постулатов идей Гоббса – уход от божественного. Отвержение церковного авторитета, являющееся негативной характерной чертой новой эры, начинается раньше, чем принятие авторитета науки, составляющее ее позитивную характерную черту. В итальянском Возрождении наука играла весьма небольшую роль; оппозиция церкви связывалась в умах людей с античностью и искала себе опоры неизменно в прошлом, но в прошлой более далеком, чем времена ранней церкви и средних веков. Первым серьезным вторжением науки явилось опубликование теории Коперника в 1543 году: однако влияние эта теория приобрела лишь с того времени, когда она была подхвачена и усовершенствована Кеплером и Галилеем в XVII веке. Это было началом длительной войны между наукой и догмой, в которой традиционалисты вели безнадежную борьбу против нового знания[4]. Тесное общение с Галилеем в свою очередь, не могло не отразится и на трудах Гоббса.

Выступая против подчинения философии теологии, Гоббс отстаивал необходимость подчинения церкви государству и, по словам Маркса, «уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма». Вместе с тем, он ценил религию как орудие упрочения государственной власти и обуздания недовольства народа.

В связи со своими взглядами Гоббсу пришлось покинуть Англию (в которой к тому времени установилась диктатура Кромвеля) и переселиться в более дружественную Францию.

В Париже его приветствовали многие ведущие математики и представители науки. Он был одним из тех, кто видел «Метафизические размышления» Декарта до выхода их в свет и написал против них возражения, которые были опубликованы Декартом с ответами на них. Вскоре вокруг Гоббса образовалась большая группа английских эмигрантов-роялистов, с которыми он общался. Некоторое время, а именно с 1646 по 1648 год, он обучал математике будущего короля Карла II. Однако опубликование им «Левиафана» в 1651 году вызвало недовольство им. Его рационализм оскорбил большинство эмигрантов, а его резкие нападки на католическую церковь оскорбили французское правительство. Поэтому Гоббс тайно бежал в Лондон, где подчинился Кромвелю и воздерживался от всякой политической деятельности.

Однако он не оставался праздным ни в этот, ни в какой-либо другой период своей долгой жизни. У него была полемика с епископом Брэмхоллом по вопросу о свободе воли; сам он был убежденным детерминистом.

При Реставрации Гоббсу покровительствовали наименее искренние из друзей короля и сам король, который не только держал портрет Гоббса на стене, но и наградил его пенсией в 100 фунтов стерлингов в год, которую, однако, его величество забывал выплачивать. Лорда-Канцлера Кларендона оскорбляла благосклонность, оказываемая человеку, подозреваемому в атеизме; такого же мнения был и парламент. После чумы и большого пожара, когда суеверные страхи народа возросли, палата общин назначила комитет, чтобы исследовать атеистические работы, особо упомянув работы Гоббса[5].

Здесь уместно будет упомянуть, социально - политические взгляды Гоббса изложенные в трактате «Левиафан, или материя, форма и власть, государства церковного и гражданского» были также враждебно приняты со стороны духовенства и в 1682 году публично сожжен в Оксфордском университете[6].

Начиная с этого времени, он не мог добиться разрешения печатать в Англии что-либо по дискуссионным вопросам. Даже свою историю Долгого парламента, которую он называл «Бегемот» (хотя она излагала самую ортодоксальную доктрину), пришлось напечатать за границей (1668). А собрание его сочинений появилось в 1688 году в Амстердаме. В старости его слава была значительно шире за границей, чем в Англии. Для того чтобы заполнить свой досуг, в возрасте 84 лет он написал латинскими стихами автобиографию, а в 87 лет опубликовал перевод Гомера[7].

Обратимся теперь к доктринам «Левиафана», на которых в основном и покоится слава Гоббса.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!