Список сокращений и список символических обозначений. 48 страница



ИНТРОЕКЦИЯ(англ. introjection)присвоение человеком внешних норм,правил, установок, способов мышления,стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности,он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов — достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации).Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов. См. Гештальт-терапия, Зеркальное Я.(А. А. Корнеев.)

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ(англ. introspective psychology)общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания,недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т. зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср. Антропоморфизм).

Истоки И. п. прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка.К И. п. относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано,концепцию Вюрцбургской школы,частично гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения).В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К. Д. Кавелин,Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.

Представители И. п., критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). И. п. была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — нач. XX в. Напр., в школе Л. С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и «сущности» в сознании (т. е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление И. п. в настоящее время не существует. (Е. Е. Соколова.)

ИНТРОСПЕКЦИЯ(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию 2 типов опыта: внутреннего, или рефлексии,который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В конце XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта).Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.

1. АналитическаяИ. в школе ученика Вундта Э. Титченера,процедура которой требовала полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула».

2. Метод «систематическойИ.» в Вюрцбургской школе,направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.

3. Метод феноменологическогосамонаблюдения в гештальт-психологии,который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Последний метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано,который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной психологии В. Дильтея, гуманистической психологии и др.

Метод И. и интроспективная психология были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный; в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного,недоступного И.; И. М. Сеченов,предложив свою концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного (внешнего) наблюдения.В сов. психологии принято было проводить различие между методом И. и методом самонаблюдения,хотя часто слова «И.» и «самонаблюдение» используются как синонимы. (Е. Е. Соколова.)

ИНТУИЦИЯ(англ. intuition от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения,а также недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).

И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции(пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта,называемое «хорошей И.».

Термином «И.» могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы И., не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые м. б. как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом «шаге») может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см. Мышление дискурсивное).Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.

Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в т. ч. формальные, включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе недостаточными для получения решения, в сочетании с др. информационными связями определяют направление поиска. Основную роль в И. играют семантические обобщения,относящиеся к данной области задач. Такова И. врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или геометрическая И., также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т. д. Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие И. связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.

ИНТУИЦИЯ СОВЕСТИ(англ. intuition of conscience)понятие, введенное А. А. Ухтомским.Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в т. ч. и совесть. Вместе с тем последнюю он рассматривал и как относительно самостоятельный аппарат (функциональный орган),включающий в себя интуицию. Отсюда замечательное словосочетание — «И. с». И. с. — это конкретнейший аппарат познавания-предвидения, дальнодействующий «рецептор на расстоянии» (совесть), аппарат цельного знания, который руководит нами обыденно — и в мелочах и в крупном. И. с. — это «таинственный судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается перед нами» (Ухтомский А. А. Интуиция совести. — СПб., 1996. — С. 458). Ухтомский связывал этику с И. с. и признавал за ней права на проектирование действительности. И. с. (или душевные интегралы) в подсознательной жизнедеятельности человека позволяют предвидеть ситуации, когда нарушение законов бытия, вносимое проектами действительности, превращает эти законы в законы возмездия. К сожалению, чем дальше прогрессирует (а не развивается) человечество, тем легче искать примеры возмездия за нарушения законов бытия. И. с. лишено технократическое мышление,постоянно нарушающее законы бытия. (В. П. Зинченко.)

ИНФАНТИЛИЗМ(от лат. infantilis — детский) — задержка в развитии организма. Характерный признак И. — сочетание физического и психического недоразвития. У ребенка задерживается рост, сохраняются детские пропорции тела, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены. Психическое развитие ниже возрастного уровня. Особенность И. — обратимость симптомов и полная компенсация психического развития детей в дальнейшем. Некоторые формы И. имеют генотипическую обусловленность. Причинами И. м. б. перенесенные в раннем детстве инфекционные заболевания, интоксикации, длительные кишечные расстройства, авитаминозы. В ряде случаев И. обусловлен повреждением плода, патологией его внутриутробного развития или родовой травмой. См. Дети с отклонениями в психическом развитии.(В. В. Лебединский.)

ИНФЕРНАЛЬНЫЙ(от лат. inferna — преисподняя) — адский, жуткий.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ(англ. information model)— система упорядоченных по определенным правилам сигналов и знаков,генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления (см. Индикатор, Пульт управления).На основе восприятия И. м. у оператора формируется образ (оперативная концептуальная модель)реальной обстановки. Концепцию И. м. выдвинули В. П. Зинченко и Д. Ю. Панов (1962), термин «И. м.» введен ими в 1964 г.

По содержанию И. м. должна адекватно и с необходимой полнотой отображать состояние объектов управления (контроля) и окружающей среды; по количеству информации — обеспечивать оптимальный баланс информации, циркулирующей в системе управления (исключать дефицит или избыток информации); наконец, по форме и композиции — соответствовать задачам и возможностям оператора. И. м., построенные с учетом этих требований, позволяют человеку оперативно перерабатывать информацию, принимать решения, осуществлять управляющие воздействия и, в конечном счете, обеспечивать оперативное и точное выполнение системой предписанных ей функций.

Классы, виды и разновидности И. м. весьма разнообразны; в соответствии с этим процесс приема и переработки информации имеет в каждом случае свои специфические черты, которые нужно учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную И. м.

И. м. различаются: по виду используемых элементов (способу кодирования информации), способу их организации, отношению к объекту отображения. Основными классами И. м. являются: наглядные (картинные) модели-изображения (фотография, кино, телеизображение), абстрактныезнаковые модели (печатный текст, знаковое табло, формуляр), графическиемодели (график, диаграмма, чертеж, блок-схема) и комбинированныемодели (мнемосхема,карта). См. Инженерная психология, Информационный поиск, Кодирование оптимальное, Переработка информации оператором, Прием информации.(В. П. Зинченко.)

ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА— совокупность информационного языка, правил перевода на этот язык и общих правил логической переработки информации. Иногда в элементы И.-л. с. включаются также технические средства ее практической реализации (информационно-логические устройства). Теория И.-л. с. не рассматривает технические средства реализации как элемент этих систем, в практической же информационной работе речь идет о реальных системах. И.-л. с. предназначена для логического преобразования информации и/или для получения логического вывода с целью извлечения новой информации, в явном виде не содержащейся в исходной.

Реализация И.-л. с. зависит, в частности, от разработки полностью формализованных информационных языков и прикладных логик отдельных наук, уровень развития которых, как известно, неодинаков. Так, если в математической логике с помощью И.-л. с. уже проведено доказательство новых теорем, то во многих др. науках это — дело будущего. Поэтому в настоящее время рано говорить о построении универсальной И.-л. с, однако потребности развития науки и техники обусловили широкую разработку частного вида И.-л. с. — информационно-поисковых систем. Они являются логическими системами нахождения и выдачи информации (в документальном или ином виде), ранее введенной в систему.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ —см. Взаимодействие человек—компьютер, Инженерная психология.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ РАБОЧЕГО МЕСТА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА —пространство рабочего места человека-оператора с размещенными на нем средствами изображения информации и др. источниками сведений, используемых им в процессе деятельности.См. Индикатор, Инженерная психология, Информационная модель, Пульт управления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ(англ. information needs).В системе ценностей человека И. п. занимают одно из приоритетных мест; возможно, они входят в число базисных мотиваций. В то же время легкость «перетекания» И. п. от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики.

Стремление к восприятию нового, любопытство и любознательность представляют собой сильные мотивации, проявляющиеся у высокоразвитых видов животных. Для объяснения этих явлений выдвигается биохимическая гипотеза, которая придает большое значение тому факту, что одним из компонентов ориентировочной реакции на новизну является активация в мозге эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов, по данным ряда исследователей, связано не только с блокированием боли за счет их связи с опиатными рецепторами нейронов мозговой ткани, но и с проявлением спектра положительных эмоций от удовольствия до эйфории.

Понятие «эндогенные опиаты» возникло не так давно. Впервые 2 пептида с морфиноподобным действием были выделены в 1975 г. из мозга свиньи и получили название «энкефалины», что в буквальном переводе означает «находящиеся в голове». Несколько позднее из гипофиза и др. отделов мозга были выделены более длинные пептиды, названные эндорфинами, что имеет смысл «собственный опий организма». Их функции заключаются в регулировании восприятия различных аспектов боли и настроения.

Можно полагать, что эндорфины, как и др. внутренние нейропептиды, оказываются включенными в замкнутый контур «самоподкрепляющейся» ориентировочной реакции у животных: нахождение нового раздражителя — выделение эндорфинов — положительные эмоции — мотивации к поиску новых раздражителей. Эндорфины связываются с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики, но в отличие от последних эндорфины не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания (см. Наркозависимость).

Вполне вероятно, что у человека на основе описанного выше базисного механизма ориентировочной реакции может сформироваться др., намного более сложный механизм, определяющий потребности в получении знаний (в т. ч. потребности в учении). Такой механизм м. б. назван «неодолимой знаниевой зависимостью»; соответствующий ему замкнутый контур «обучения с самоподкреплением» можно представить так: понимание нового — выделение эндорфинов — положительные эмоции — мотивации к исследовательской деятельности, в т. ч. к обучению. При этом 1-й элемент этой цепи — «понимание нового», конечно, надо понимать не столько как получение новой информации, но как установление причинно-следственных связей, улавливание скрытых закономерностей, решение долго остававшегося интригующим и загадочным вопроса. Т. о., мы приходим к связи между обучением, исследованием и творчеством или, др. словами, к объяснению принципиально творческого характера дидактически правильно построенного педагогического процесса.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!