Список сокращений и список символических обозначений. 43 страница



И. т. используется также в психотерапии детского аутизма.Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивнуюи недирективнуюИ. т., индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты И. т. В И. т. используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. И. т. — один из эффективных методов детской психотерапии.

ИДЕАЛЬНОЕ(от греч. idea — вид, образ) — философская категория, противопоставляющая материальному (т. е. от человека и его деятельности не зависящему бытию природы и общества) созданные трудом людей, только для людей существующие формы (образы) этого бытия и всю совокупность их общественных значений,образующих цели и мотивы сознательной деятельности человека (см. Артефакт).

Естественные условия своей жизни,ее средства и предметы человек производит только из веществ и сил природы, вступая при этом в необходимые, от воли и сознания людей не зависящие производственные отношения с др. людьми. И именно труд человека придает природным объектам новые, предметные формы, меняя вид, образ, организацию самих объектов. Объектв предметной форме, приданной ему исторической деятельностью людей, несет в себе поэтому не только материал и силу природных процессов, использованных при ее создании: в форме предмета людям представлены их же собственные способы и навыки деятельности и общения.Общественная формаприродных объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко-культурной жизнедеятельности человека — ее предметно закрепленный образи образец.

Так, создавая свое первое орудие, наши далекие предки использовали физические свойства кремня, но орудием этот кремень был только в их целенаправленных действиях,предметно закрепленных в устойчивых формах общения (см. Антропогенез).Безотносительно к целям первобытного человека, он, несмотря на свою «орудийную форму», — просто камень, вещество природы, разрушающееся от взаимодействия с др. ее веществами. Свойства камня, использованные человеком в общезначимой форме орудия, как и первозданная природа видимых звезд, «объединенных» древними скотоводами и мореплавателями в созвездия и ориентирующих в пространстве общественную жизнедеятельность своих «создателей» благодаря человеческому значениюформы созвездия, как и природные свойства благородных металлов, объективные условия их добычи, сыгравшие свою роль в превращении золота во всеобщую меру стоимости, как и внутриатомные и внутриядерные силы, ставшие апокалипсическим символом гибели цивилизации, раздираемой антагонистическими противоречиями, — все эти и др. бесконечные свойства веществ и сил природы есть, конечно, не что иное, как материальное, существующее вне и независимо от человека и его деятельности бытие. Но не оно само по себе определяет «семантику» магического значенияпервобытного орудия, мифологическую символику созвездий, как не определяет оно и то, что за золото иные люди продавали совесть и честь, шли на преступления и т. д. Даже угроза атомной смерти человечества никак не предопределена внутриатомной энергией. Только общественные отношения, опредмеченные в общественной форме природного объекта, придают ему всеобщее (понятное для др. и только поэтому для меня самого) значение.

Общественный, или культурный, образ любого предмета человеческой жизнедеятельности — это образ общественного способажизни людей, представший перед ними во всем своем чувственно-наглядном виде. Этот образ — только для человека существующий образецспособа его же собственной жизнедеятельности, овладевая которым в онтогенезе,он овладевает и своими собственными способностями.Каждый родившийся человек вступает в мир образов-образцов,и именно они, точнее — в общении реализуемое общественное их значение (значение и смысл),определяют и направляют жизненную активность индивида, формируя ее мотивационную сферу. Овладение «видом», образом предмета (как образцом целенаправленной и лишь в общении совершаемой жизнедеятельности) есть одновременно и овладение тем, что реально предстает перед человеком в качестве предмета и средств его жизнедеятельности. Тем самым это и процесс образования его психики, образования всех его представлений и чувств,мотивирующих его поступки.К тому же каждым предметом культуры он овладевает как образцом всех подобных предметов, и именно в его образе он видит то, что значат они для человечества и каждого отдельного индивида. Этот образ и его общественное значение реально являются всеобщим началом, исходным пунктом и определением как дальнейшей деятельности человека с подобными предметами, так и их общественной значимости, отражающей сущность природных процессов, использованных при производстве данного предмета. Именно общественная,самой природе не присущая форма предмета есть форма природногосодержания человеческой жизни. Одновременно она служит средством репрезентации природных процессов самому человеку.

Ведь все предметные средства человеческой жизнедеятельности являются и средствами общениялюдей: они всегда что-то значат для др. и только поэтому и для меня самого. Только их природное первородство полностью сохраняется и в идеальной формеобщественного предмета: и в этой форме они все же играют лишь ту роль, которая соответствует их объективной сущности. Именно она предстает перед человеком в образе и значении его собственных средств и способов общения и деятельности.

И не индивид вносит в мир предметов общезначимый порядок, созерцая эти предметы, обозначая их понятными ему именами и т. п. Как раз наоборот, индивид получает способность что-либо видеть, слышать, созерцать и воспринимать по-человечески, только овладеваявыработанными в предметной деятельности поколений образами действия,зависимыми от др. людей, от их умений и навыков. Т. о., содержание всех психических процессов у человека идеальноне потому, что оно субстанционально есть нечто иное, чем бытие т. н. внешнего мира. Как раз содержанием всех психических процессов всегда оказывается вполне реальная, исторически сформировавшаяся способность, закрепленная в органическом, телесно-предметном умении индивида действовать с вполне материальными (т. е. вне и независимо от его психики существующими) веществами и силами природы. И рефлексивное отношение индивида к каждой из своих способностей также есть чувственное телесно-деятельное отношение. Идеальнымже содержание психических процессов является потому, что сам материальный мир предстает перед человеком (дан ему в представлении) только своими общезначимыми, идеальными формами(образами) и сами деятельные и рефлексивные способностииндивида есть культурно-исторические способыдействия именно с такими образами.

И. — одна из форм исторической культуры предметного мира человеческой деятельности, в которой людям предъявляется вне и независимо от них существующая действительность. В процессе целесообразного осуществления образа происходит выявление и познание законов материального мира. Преобразование объективной действительности в процессе труда, отражение ее и выражение в голове человека с помощью общественно значимых форм культуры создает и саму его голову, его психику, его сознание. (Ф. Т. Михайлов.)

ИДЕАЦИЯ(англ. ideation)произвольное оперирование образами (представлениями)актуально невоспринимаемых, отсутствующих стимулов. У животных, даже человекообразных обезьян, нет И. Такого понимания И. придерживался, напр., Л. С. Выготский.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ(от лат. identificare — отождествлять).

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации.Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры.

2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. ПервичнаяИ. — это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). ВторичнаяИ. — это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).

4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.(См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа).

5. И. групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой илиобщностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации),осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация,самоидентификация.

6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание наосновании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная).(Д. А. Леонтьев.)

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная)(англ. perceptual identification)один из видов перцептивного действия;является промежуточным звеном между актом различения и опознанием;состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти,и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам,в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. Ср. Узнавание.(Т. П. Зинченко.)

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ —см. Половая идентичность.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ— см. Эриксон Э.

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ —см. Социальная идентичность.

ИДЕОГРАММА(англ. ideogram)письменный знак, равноценный слову в фонетической письменности, обозначающий (передающий, замещающий) понятие,а не звуковой состав названия. Многие И. возникли в результате схематизации иконических знаков (изображений, символов). Напр., китайская И., означающая «счастливый», состоит из элементов, изображающих женщину и сына, поскольку отношения между матерью и сыном нормативно ассоциируются с состоянием счастья. И. являются и цифровые символы (арабские и римские); напр., цифра 3 непосредственно обозначает понятие данного числа, а не звуковой (фонемный) состав слова «три»; причем в генезисе многих римских цифр совершенно ясно лежит изобразительный принцип. (Б. М.)

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ —относящийся к идеографии.

ИДЕОГРАФИЯ(от греч. idea — понятие + grapho — пишу) — система письменных знаков, являющихся идеограммами.

ИДЕОМОТОРИКА(англ. ideomotor act) — представление о движении,как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче).(А. И. Назаров.)

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД(англ. idiographic;от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений (нарушений, болезней, личностей, событий и т. п.). Против. номотетический. См. Дильтей В., Индивидуальность, Клиническая психология.

ИДИОСИНКРАЗИЯ(от греч. idios — своеобразный + synkrasis — смешение).

1. Необычная субъективная реакция отвращения по отношению к некоторым стимулам (напр., непереносимость запаха некоторых цветов, отвращение к к.-л. роду пищи; Гете признавался, что его раздражают люди в очках).

2. Измененная реактивность человеческого организма к некоторым пищевым продуктам (рыба, молоко, земляника), медикаментам (йод, бром, хинин) и др.; проявляется, напр., сыпью на коже и общим недомоганием. (Б. М.)

ИДИОТИЯ(от греч. idioteia — невежество) — самая тяжелая форма умственной отсталости.

ИДОЛИЗМ —см. Фетишизм.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity)— свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».

В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор.В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении,фактуре — в осязании,тембру — в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача,установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений,т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихотическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струпа.

ИЗМЕНЕНИЕ АТТИТЮДА —см. Аттитюда изменение.

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ— см. Гипноз, Психотерапия интерактивная, Ребёфинг, Холотропическая терапия.

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ(англ. measurements in psychology)— процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр., моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов,установок и поступков личности, ее статуса в группе. В послесловии к книге амер. психолога Джеймса Кеттела (Cattell J. Mental Test and Measurements, 1890) основатель биометрии Ф. Гальтон (1822-1911) уверенно предрек: «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении». Сам Гальтон со страстной одержимостью внедрял измерения и в др. науки, буквально следуя афоризму Г. Галилея: «Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таким все, не поддающееся измерению».

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление— это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями. Шкала— это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест). Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер. психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала(или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая(или ранговая) шкалаотображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала,помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование). Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См. также Аддитивная шкала.

Шкала отношений(пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина. Иногда в качестве синонима «шкалы отношений» используется термин «абсолютная шкала»,поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется «абсолютным нулем». Однако термин «абсолютная шкала» имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество «неделимых» и «однородных» (дискретных) объектов, напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту,а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер).Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивенс). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в бихевиоральных науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов. Из признания этого факта не следует необходимость отказа от существующих методов измерения и методов обработки исходных данных, поскольку их ценность определяется не столько предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать наблюдаемые факты, в т. ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!