Особенности творческого мышления



Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилфорд. Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

 

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

 

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

 

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

 

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

 

Основные мыслительные операции

Мыслительные операции составляют взаимосвязанные и взаимопереходящие стороны мыслительного пр-са.

К ним относятся сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – это сопоставление предметов, явлений, их св-в и обнаружение сходства и различия между ними.

 Анализ– мысленное расчленение предмета или явления и выявление составляющих его элементов. Анализ вычленяет познаваемые явления из тех случайных несущественных связей, в которых они даны нам в восприятии.

Синтез - мысленное воссоединение элементов в целостную стр-ру. Восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения его элементов. Абстракция – это выделение и вычленение какой-нибудь одной стороны или св-ва предмета и явления (существенной) и отвлечение от остальных. Примитивная чувственная абстракция существует уже в пр-се восприятия (выделить форму, отвлекшись от цвета, выделить цвет, отвлекшись от формы).

Обобщение (генерализация) – объединение предметов и явлений в единое целое на основе их общих существенных связей и закономерностей. Обобщение осуществляется в понятиях, в значениях слов. Обобщения могут носить простейший хар-р, когда объекты группируются на основе отдельного, случайного признака (синкретические обобщения). Конкретизация – операция, обратная абстракции и обобщению. Это возврат к индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

 

 

Воображения, его виды

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе преобразования образов прошлого опыта, т.е. процесспреобразующего отражения действительности. Воображение выражается в: 1) построении образа,средств и конечного результата предметной д-ти субъекта; 2) создании программы поведения в неопределенной проблемной ситуации; 3) создании образов, заменяющих д-ть (грезы); 4) создании образов, соответствующих описанию объекта. Воображение сходно с мышлением тем, что оба возникают в проблемной ситуации, и их результатом яваляются новые решения. Но в отличие от мышления, оперирующего понятиями, воображение оперирует образами. проблемная ситуация в случае воображения имеет более неопределенные исходные данные, чем в случае мышления.

Виды воображения. Различают непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное (пассивное) воображение означает, что трансформация образов происходит независимо от сознательного вмешательства субъекта. Целенаправленного оперирования образами здесь нет, они появляются сами собой. Движущими силами таких образов являются аффективные стороны неосознаваемых потребностей, влечений. Такая форма воображения встречается(сновидения, галлюцинации, грезы)

 на низших уровнях сознания – в дремотных состояниях, в сновидениях, галлюцинациях. Произвольное (активное) воображение–создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Активное воображение включает в себя репродуктивное и творческое воображение. Воспроизводящее (репродуктивное) воображение оперирует образами, пассивно воссоздающими реально существующие объекты, скрытые от прямого отображения в сенсорно-перцептивных образах. Строится по описанию. Эти объекты не могут быть восприняты, например из-за того, что относятся к прошлым историческим периодам. Творческое воображение создает образы несуществующих еще объектов или фантастические образы. Строит образы посредством умственных усилий, которые не восстанавливают, а перерабатывают сенсорно-перцептивный опыт. Ценность творческого воображения зависит от того, насколько его образы являются: а) объективно значимыми и осмысленными, б) оригинальными, отличными от непосредственно данного.(фантазии, мечты)

 

 

Способы создания образов

анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах.

 

1. Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) – соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон – сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).

 

2. Гиперболизация (гипербола – увеличить объект, литола - уменьшить) – увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

 

3. Подчеркивание – заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

 

4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).

 

5.Типизация – используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.

 

 

38-39 Понятие о способностях.

Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.

Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

 

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер. Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности, они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой. Виды способностей. Способности делятся на общие и специальные.

Выделяют следующие виды способностей: умственные и специальные, учебные и творческие, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, физические способности.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!