ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К вступительным



Испытаниям

1. Культура: термин и определения. Многозначность понятия культуры. Культура как феномен. Специфика культурологического знания.

2. Культура и человек. Тело и разум человека как феномен «второй природы».

3. Культурогенез в период становления человеческого рода. Природа и культура: единство или противостояние. Понятие «коэволюции».

4. Память и язык в системе культуры.

5. Архаические культуры каменного века. Миф как древнейшая форма самосознания человека и его историко-культурное значение. Миф и ритуал. С. Эйзенштейн о синкретизме первобытной культуры и языке кино.

6. Культура и цивилизация. Неолитическая «культурная» революция. Признаки и типы цивилизации. Роль земледелия в формировании древнейших институтов культуры.

7. Космологическая мифология как почва и арсенал земледельческих культов и магических ритуалов (мистерий), древнейших форм письменности и счета, астрономических наблюдений и искусства музыки

8. Пространство и время в системе культуры.

9. Культура древнейших городских цивилизаций (Месопотамии, Египта, Китая, Индии, Эгеиды, Мезоамерики), их достижения и причины гибели.

10. Культуры классической древности. Миф и эпос. Проблема «совершенного человека» и создание культурных парадигм (образцов). Создание новых институтов культуры – философии и риторики – в древнем Китае, древней Индии, древней Греции. Их историко-культурное значение.

11. Причины заката и гибели классических культур Древнего мира. Формирование культурной традиции и ее роль в формировании средневековых цивилизаций Востока и Запада. Историко-культурное значение классического наследия.

12. Европейская культура V-XVIII вв., ее традиционно-рефлекторный характер. Античная традиция в христианской культуре Средневековья и римской культуры humanitas в культуре итальянского Возрождения.

13. Основные институты европейской христианской культуры: храмовое действо как синтез искусств и основа формирования у индивида нравственных обязанностей и университет как синтез знания и христианского вероучения, основной институт формирования у индивида «культуры разума».

14. Академия – основной институт ренессансной культуры Европы. Формирование у индивида «культуры призвания». Понимание человека как «божественного мастера».

15. Сущностные явления Нового времени (М. Хайдеггер «Время картины мира»)

16. Культура XVII века. Европейская система образования. Картезианская революция. Введение искусства в горизонт эстетики. Культура и право.

17. Культура XVIII века. Культура и свобода. Различие в понятиях «образованный» и «просвещенный» человек. Проблема историзма. Формирование антропологии и философии культуры (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, Э. Кант)

18. Романтизм как переходная форма от классического к современному состоянию культуры. Формирование нового типа личности.

19. Культура и личность. Развитие антропологии культуры (Э. Тайлор, Г. Морган, Ф.Энгельс, Дж. Фрезер, П. Флоренский, Б. Малиновский, В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Л. Уайт, К. Леви-Стросс)

20. Культура и техника. Культура в условиях техногенной цивилизации. Современная наука и культурная традиция. (М. Хайдеггер)

21.Социодинамика культуры. Культура в системе информационного общества.

22. Культура в системе рыночной экономики. Культиндустрия, искусство и индустриальное производство. Культура и мода.

23. Медиакультура. Новые искусства: фотография, кино, современная архитектура, дизайн, инструментальная музыка в системе масс-медиа и массовой информации.

24. Диалог культур в системе современной культуры. Религия и культура.

25. Системный кризис современной культуры: причины, признаки и формы.

26. Проблемы кризиса культуры в философии культуры XIX-XX веков (Ф. Ницше, Н.Бердяев, О. Шпенглер, М. Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, Й.Хейзинга, Т. Адорно, М. Маклюэн, Ж.Ф.Лиотар, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрийяр).

 

Литература для подготовки

 

Аспекты культуры: классика и современность. М., ВГИК, 2001.

История и философия культуры. Учебное пособие. М. , ВГИК, 1996.

Гуревич П. Культурология. М., 1999.

Гуревич П. Философия культуры. М., 2001.

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. Учебное пособие. СПб., 1998.

Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. А.И. Шаповалова. – М., 2003.

Петрухинцев Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

Теория литературы: Учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2010.

 

***

Антология исследований культуры. Т. I. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х тт. М., 1973. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

История русской культуры. М., 1990.

Культурология XX век. Антология. М., Юрист, 1995. (Лики культуры)

Культурология XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культура, человек, картина мира. М., 1984.

Лики культуры: Альманах. Том первый. – М., Юрист, 1995. (Лики культуры)

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1977.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1987.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980.

Наука и культура. М., 1984.

Новая технологическая волна на Западе. Сб. текстов. М., 1986, 1987.

Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М., Юрист, 1995. (Лики культуры)

Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

Самосознания европейской культуры XX века. Мыслители и писате­ли Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Техника. Культура. Человек. М., 1986.

Типология и взаимосвязь литера­тур древнего мира. М., 1971.

Философия, религия, культура. М., 1987.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

***

Августин.

О порядке. Книга первая. Предисловие, (114), 1, 2. Книга вторая. 5(151), 11, (165), 12-16, (176), 18, (179), (181).// История средневековой философии. Хрестоматия. В 2-х частях. Часть 1. Патристика. Минск, 2002.

Исповедь. Кн. 1-4, 10, 13, 19. М., 1991.

О христианском учении. Кн. 2. Главы XV-X. Кн. 3. Гл.V // Антология средневековой мысли. Теология и философия средневековой мысли. Т. 1 СПб., 2008.

Аверинцев С.

Древнегреческая поэтика и мировая литература // По­этика древнегреческой литературы. М., 1981, с. 3-11.

Как нить Ариадны // Юность, 1981, № 12.

Крещение Руси и путь русской культуры// Контекст. М., 1990.

Византия и Русь: два типа духовности // Аверинцев С. Другой Рим. СПб., 2005.

Красота как святость. Курьер ЮНЕСКО, июль 1988.

Ажеж К. Возможности языка // Курьер ЮНЕСКО, апрель 1986, с.18-23.

Алексеев В. Становление человечества. М., 1984.

Антисери Д. и Реале Дж.

Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2)/ В пер. и под ред. С. Мальцевой. С.-Петербург, Пневма, 2003.

 

Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ В пер. и под ред. С. Мальцевой. С.-Петербург, Пневма, 2002.

Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней/ В пер. и под ред. С. Мальцевой. ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997.

Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. М., 1976-1984. Метафизика. Гл. 1-7. Т.1. Политика. Кн. 7 -8. Т .4. Никомахова этика. Кн. 2(В), кн.З(Г). Т.4. Риторика. Кн. .1 , кн. 2 (1-18), кн. З. (13-17)// Античные риторики. М., 1978.

Базен А. Что такое кино? М., 1972.

Барт P.

Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

Мифологии. М., 2000.

Бахтин М.

Вопросы литературы и эстетики. М., 1977, с. 5, 24-25, 234-235.

Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне­вековья и Ренессанса. М., 1965.

Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 24, 81, 344.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994, с.18-25, 106-129, 238-243, 244-255, 260-311.

Белл Д. Массовая культура и современное общество // "Америка", № 103.

Бердяев Н.

Воля к жизни и воля к культуре// Бердяев Н.Смысл истории. М., 1990.

Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989, с. 222-228, 246-250, 366-382, 498-501, 515-517, 518-580.

Судьба России. М., 1990, с. 59-99, 91-99, 113-123, 238-252, 271-281, 320-327.

Русский выбор// Человек. 1990, № 1.

Беньямин В. Произведение искусства в век его технической воспро­изводимости// Киноведческие записки. Вып. 2. М., 1988.

Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Бодрийяр Ж.

Соблазн. М., 2000.

Общество потребления. М., 2006.

Америка. СПб., 2000.

Бонгард-Левин Г. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Бруно Д.

О бесконечности вселенной и мирах// Антология мировой

философии. Т. 2, с. 166-173.

О героическом энтузиазме. М., 1953.

Булгаков С. Из философии культуры. Размышления о нацио­нальности// Булгаков С. Героизм и подвиж­ничество. М., 1992.

Бэкон Ф. Новый Органон// Антология мировой философии. Т. 2, с. 193 -218.

Вернадский В. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991, с. 148-158, 191-242.

Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций (1725). Мо­сква-Киев, 1994. (Кн. 1, 4 - Три типа времен).

Витгенштейн Л. Культура и ценность. Человек, 1991, № 5-6.

Вольтер М.

Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народа// Антология мировой философии. Т. 2, с. 545-558.

Метафизический трактат. Философский словарь// Вольтер. Философские сочинения. М., 1996, с. 95-130, 132-186, 240, 247, 451-527.

Гадамер Г.-Г. Человек и язык // От Я к другому. Сб. переводов. Минск, 1997.

Гадамер Г.Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991.

Гвардини Р. Конец Нового времени. Вопросы философии. 1990, № 4.

Гегель Г.

Определение культуры// Гегель Г. Энциклопедия философских

наук. Философия духа. М., 1977, с. 343.

О традиционных классических и современных формах культуры// Лекции по эстетике. М., 1969. Т. 2, с. 13-22, 34-87, 305-319.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гете о мировой поэзии и литературе// Эккерман И. Разговоры с Гете. М., 1986, с. 214.

Гете И. Простое подражание природе, манера, стиль// Гете И. Собр. соч. в 10 тт. Т. 10. М., 1975-1980.

Гете И. Природа// Антология мировой философии. Т. З, с. 65-67.

Гоббс Т. Левиафан. 4. 1. О человеке. Человеческая природа. Основы философии. 4.1 // Антология мировой философии. Т. 2, с. 309-348.

Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1995.

Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Дали С. Фотография - свободное творчество духа. Поэзия стандар­та// Называть вещи своими именами. М., 1986.

Декарт Р. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе// Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. T. I. M., 1989, с. 256-273.

Дильтей В.

Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и тео­рия литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии, 1988, № 4.

Зиммель Г. Избранное. В 2-х тт. М., 1996. Т. 1. Философия культуры. С. 445-516. Т. 2. Женская культура. Мода. С. 234-291.

Зонтаг С.

Мысль как страсть. М., 1997.

Взгляд на фотографию// Мир фотографии. М., 1989.

Иванов Вяч. Культурная антропология и история культуры // Одис­сей. М., 1989, с. 10-16.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Йегер В. Пайдейя. Т. 2 М., 1997.

Йегер В. Пайдейя Т. 1. М., 2001.

Кант И.

Критика способности суждения// Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5, с. 462-467, 377-379.

Идея всемирной истории во всемирно-гражданском пла­не // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4, с. 11-13.

Антропология с прагматической точки зрения// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 479-480.

Ответ на вопрос о том, что такое просвещение// Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 6, с. 27-35.

Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Часть вторая. Человек и культура. VI. Определение человека в терминах культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, с. 514-722.

Клягин Н.. Происхождение цивилизации. М., 1996.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Коперник Н. Очерк нового механизма мира// Антология мировой философии. Т. 2, с. 54 -73.

Кузанский Н. Об ученом незнании// Антология мировой филосо­фии. Т. 2, с. 118-122.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Гл. 9. Культура как живая система. М., 1998.

Ламсден Ч., Гушурст А. Генокультурная коэволюция. Человеческий род в становлении // Человек, 1991, № 3.

Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.

Леонардо да Винчи. Трактат о свете, зрении и глазе. Фрагменты// Анто­логия мировой философии. В 4-х т. Т. 2, с. 87 -88.

Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. Репринт изда­ния 1935 г. М., 1995, с. 178-193, 204-215.

Трактат о живописи. Ч. 1. Фрагменты // Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М., 1981.

Лосев А. Миф //Лосев А. История античной эстетики. (Ранняя классика.) М., 1963, с. 193-194, 501-550.

Лосев А. Философия. Мифология. Культура. Мыслители ХХ века. М., 1991.

Лосев А. История античной эстетики. Итоги тыся­челетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 347-376.

Лосев А. Философия культуры // Лосев А. Дерзание духа. М., 1988.

Ляудис В. Память как хронотипическая основа самоорганизации лич­ности // Вестник Московского Университета. Серия "Психология". 1991, № 14.

Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005.

Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. М., 2008.

Кракауэр 3. Природа фильма. М., 1974.

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., 2003.

Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Маньковская Н. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодер­низма. М., 1995.

Массон В. Первые цивилизации. М., 1989.

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Неретина С., Огурцов А. Время культуры. М., СПб., 2000.

Несбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000. М., 1992.

Ницше Ф.

Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х т. T. I, M., 1990. Разделы 3-5, 18-19, 20-21, 23-24.

Так говорил Заратустра. О стране культуры// Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2, с. 85.

Человеческое, слишком человеческое// Ницше Ф. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1.

Ортега-и-Гассет X.

Тема нашего времени// Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.

Дегуманизация искусства. Восстание масс. В по­исках Гете// Ортега-и-Гассет X. Эстетика, филосо­фия, культура. М., 1991.

Паскаль Б. Мысли // Антология мировой философии. Т. 2, с. 302-307.

Перро Ш. Параллель между древними и новыми// Спор о древних и новых. Под ред. В. Бахмутского. М., 1985.

Платон. Соч. в 3-х тт. М., 1968-1972. Протагор 31 8 а – 334 с . Т. 1. Тимей 27 а- 41 д., 50 а-50 д , 47 с- 50 д. , 88 а - 92. Т. З. , ч. 1 . Го­сударство. Кн. 7 . Т. З. , ч. 1. Законы. Кн.. 1 , 2, 7, 8, 10 (889 д – 889 ). Т. З. , кн. 2.

Пондопуло Г. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М., 2006

Пондопуло Г.Формирование культурной традиции. М., 2001.

Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М., 1997.

Раянов Б. Массовая культура. М., 1984.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Розанов В. Опавшие листья. Соч. Т. 2. Уединенное. М., 1990.

Руссо Ж. Рассуждения о науках и искусствах. Рассуждение о проис­хождении и основах нравственности между людьми. Об общественном договоре и принципах политическо­го права// Антология мировой философии. Т. 2, с. 558-574.

Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев В. Соч. В 2-х т. T.I. M., 1988.

Соловьев Э. От обязанностей к призванию. От призвания к пра­ву//Одиссей. М., 1990.

Тайлор Э. Первобытная культура. Введение. М., 1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.

Токарев С. Ранние формы религии. М., 1990.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2001.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1988, с. 5 - 17, 221-235, 356-369.

Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе. М., 2010.

Флоренский П.А. Соч. в 4-х тт. Т. 3/1. М., 1999, с. 373-449.

Флоренский П. Термин // Флоренский П. У водоразделов мысли. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художест­венно-изобразительных произведениях. М., 1993.

Флоренский П. Соч. в 4-х тт. Т. 3/2. М., 1999, с. 10, 18, 113, 500, 501.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой// Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Тотем и та­бу// Фрейд 3. Труды разных лет. В 2-х т. T.I. M., 1991.

Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1989.

Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х кн. М., 1993-94.

Черняк И. Термин "humanitas" у Марсилио Фичино// Культура эпо­хи Возрождения. М., 1986.

Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. 1 (1-4)// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 384-386.

Цицерон. О природе богов// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 434-446.

Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

Швейцер А. Философия культуры. Ч. 1, 2. С. 44-71. Культура и эти­ка. С. 83-229// Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Кн. 3, § 36-52// Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 тт. T. I. M., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы. Кн. 1. М., 1993.

Эко У. Из заметок к роману "Имя Розы". Постмодернизм, ирония, удовольствие// Называть вещи своими именами. М., 1986.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. I. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2001.

Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006.

Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 54-65, 93-120.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель// Ясперс К. Смысл и назначе­ние истории. М., 1994.

 

Иностранный язык

Изучение иностранных языков в вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, которые в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

    Окончившие курс обучения по данной программе должны владеть орфографической, орфоэпической, лексической, грамматической и стилистической нормами изучаемого языка в пределах программных требований и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения.

1. Цели и задачи

    Основной целью изучения английского языка аспирантами (соискателями) по специальностям 17.00.03 «кино-, теле- и другие экранные искусства» и 08.00.05 «экономика управления народным хозяйством (непроизводственная сфера)» является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе.

Практическое владение английским языком в рамках данного курса предполагает наличие таких умений в различных видах речевой коммуникации, которые дают возможность:

свободно читать оригинальную литературу на английском языке по различным аспектам кинематографа, телевидения и других экранных искусств;

оформлять извлеченную из англоязычных источников информацию в виде перевода или резюме;

делать сообщения и доклады на английском языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя), и вести беседу по специальности.

2. Структура вступительного экзамена

 

 

1. Чтение перевод оригинального текста по специальности. Объем текста - 2000-2500 печатных знаков (время подготовки - 45 мин.).

 

2. Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности. Объем – 1000–1500 печатных знаков. Время выполнения – 2–3 минуты. Форма проверки – передача извлеченной информации на английском языке.

 

3. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке о себе и научных интересах.

 

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной шкале.

(см. Приложение 1)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!