Московское царство в конце ХVІ ст. – начале ХVІІ ст



На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен. Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей.  В. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Искусство Донецкого региона на рубеже веков (А.И. Куинджи, А. Касаткин).

 

А.И. Куинджи (1842-1910) Особняком в культурной жиз­ни 2-ой половины XIX века стоит громкое имя Архипа Ивановича Куинджи. Он родился в январе 1841 г. в предместье Мариуполя Карасу-Базар (Карасевке) в греческой семье, но фамилию имел турецкую, в первоначальном звучании — Куюнджи. В переводе — ювелир, золотых дел мастер. И такая фами­лия как нельзя лучше соответствовала сверкающему та­ланту ее владельца. Картины «Украинская ночь» , «Березовая роща» и особенно «Ночь на Днепре» сразу по­ ставили его в первые ряды русских живописцев. Популярность после­ дней картины была так велика, что она одной из первых русских картин была воспроизведена посредством олеографии (олеография — способ многокрасочной литографии для воспроизведения масляной живопи­си, применявшийся в XIX в.) и про­ славила Куинджи по всей России. Картина поразила современников, многим не верилось, что можно так правдиво воспроизвести сияние луны, показать бездонную глубину неба, величавое течение Днепра.

     С удивительным мастерством сумел Куинджи достигнуть нужного впечатления, предельно обобщил формы деревь­ев и мазанок, скрытых в полумраке ночи, отбросил все де­ тали на первом плане и выбрал только самое основное — лунный свет, освещающий небосвод и озаряющий          зеленоватым блеском виды Днепра. Неискушенные любители ис­кусства сочли иллюзию столь полной, что стали искать за картиной спрятанный второй источник света. С огромным увлечением Куинджи самоотверженно занимался педаго­гической деятельностью в реформированной Академии   ху­дожеств, приняв на себя руководство пейзажным классом. Из его мастерской вышли замечательные художники: Н. Н. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский и др.

   Цикл картин, посвященных шахтерскому труду в Дон­бассе, написал известный русский художник Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930 гг.), с 1892 г. в течение 9 лет изучавший жизнь и быт рабочих Донбасса. Его кар­тины «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и «Уг­лекопы — смена», «Шахтеры-зарубщики», «Шахтерка», «Шахтер», «Шахтер-тягальщик» показывают не только невыносимо тяжелые условия труда шахтеров, но и их ду­ховную красоту, величие человека труда и внутреннее благородство.

 

                                                

                                              Билет № 4

1. Культура России в ХVІ ст.

Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны. Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей. Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени.

Архитектура Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня. Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани. Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие. Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах. Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.

 Живопись Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней. Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая» За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь. Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ.

Наука В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители. Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг. Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению. В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг. Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей. Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий. Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью. Отмечается в данный период создание медицинских трудовс описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.

Литература Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых. В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран. Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов. В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси. Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время. Музыка Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль. Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений. Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри. Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события. Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.

Театральное искусство Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания - балаганы. Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью. Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке. Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

 

2. Система     образования в Донецком крае. Выдающиеся просветители Донбасса (Корф Н.А., Алчевская Х.Д.).

     

 На рубеже ХІХ-ХХ вв. в общественно-педагогическом движении России значительный вес приобрели вопросы внешкольного образования взрослых, т.к. очень высоким был процент неграмотности взрослого населения. Еще в канун падения крепостного права усилиями демократической интеллигенции были организованы первые воскресные школы, бесплатные народные библиотеки и читальни, народные чтения. Идеи школьного образования поддерживали и развивали Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф,      Н. В. Чехов и другие деятели просвещения. Заботу об организации внешкольного образования взяли на себя не государственные, а общественные организации и частные лица. Формы земской деятельности в этой области были разнообразны. В условиях культурной отсталости важную просветительную роль играли народные чтения популярных книг, брошюр, газетных и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях для неграмотного и малограмотного населения. Большое распространение получила такая форма просветительской деятельности как организация воскресных школ для взрослого населения. Первые воскресные школы возникли в 70-х годах. Они устраивались при детских народных школах для неграмотных взрослых, не получивших начального образования.

Н. А. Корф (1834 - 1883)

    Николай Александрович Корф родился в 1834 году в городе Харькове. В 1854 году окончил Александровский лицей ,поступил на службу в департамент министерства юстиции ,но через полтора года уехал в деревню ,жениться ,стал заниматься сельским хозяйством. Он был депутатом (гласным) Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей ,председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась главным образом на постановке школьного дела в уезде.

    Н. А. Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. Ушинский назвал эту школу зачатком новой народной школы с её более жизненной программой элементарного образования. За шесть лет (1867 - 1873 гг) Н. А. Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу", "Русская начальная школа", "Наш друг", "Малютка", "Наше школьное дело". В 1870 г. Он избирается членом Санкт-Петербургского педагогического общества ,а в 1871 г. - Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училища Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных школ, в том числе в селах Великоновоселковского района - Времьевке ,Майорском, Комаре, Улаклы, Константинополе , Больше - Янисоли, Андреевке и других, организована мастерская по изготовлению наглядных пособий.

    Два раза в год - осенью и весной - Корф объезжал школы ,анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследования школ в присутствии родителей учащихся.

    В Нескучное приезжали учителя из многих губерний России. В доме Корфа и в школе села Нескучного проводились многочисленные собрания , обсуждались злободневные вопросы деятельности народных школ.

    Осенью 1873 г. Н. А. Корф выехал за границу и прожил в Женеве 8 лет. Он не прекращал своей педагогической деятельности ,писал что статьи в журналы ,перевёл "Руководство к наглядному обучению" А. Гардера и написал "Историю Востока ,Греции и Рима" для обучения и самообразования,составленную на основании чтения автора в им же основанной русской школе в Женеве. Женевская академия наук избирает его своим почетным членом.

     В 1880 г. Н. А. Корф возвратиться в своё имение и вновь занялся общественно - педагогической и просветительской деятельностью, пропагандируя идею всеобщего обязательного обучения.

    Земским собранием он единогласно был избран попечителем Майорской и Времьевской школ. Обследование уровня знаний более 300 крестьян Мариупольского уезда, ранее окончивших начальную школу, привели Н. А. Корфа к мысли о необходимости создать целую сеть повторительных воскресных школ для тех ,кто когда-то окончил начальную школу и не прошёл полного курса обучения.

     Умер Н. А. Корф в 1883 г., оставив большое теоретическое наследование в области педагогических наук.

X. Д. Алчевская

(1841-1920)

   Большой вклад в дело просвещения народа внесла Христина Даниловна

Алчевская. Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке наиболее эффективных методов обучения взрослых , всестороннего изучения

интересов читателей из трудовых слоев населения. Свою педагогическую деятельность X. Д. Алчевская начала в 1862 г. в Харьковской воскресной школе для взрослых. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, школа Алчевской продолжала работать у нее на дому. В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для

взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. Созданное совместно с учителями Харьковской воскресной школы и изданное под редакцией X. Д. Алчевской трехтомное пособие «Что читать народу» было высоко оценено л. Н. Толстым, Г. Успенским, А. Чеховым, Н. Булгаковым, В. Вахтеровым и др. В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили' «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий. В отличии от многих других педагогов X. Д. Алчевская вела литературные беседы по тщательно разработанной программе как обязательное учебное занятие. Такая программа бесед в школе периодически обновлялась и обсуждалась на общем собрании учительниц.

      До начала 80-х гг. Харьковская женская воскресная школа была в России единственной школой такого типа. X. Д. Алчевская пропагандировала школу и ее идеи на московских выставках и в Нижнем Новгороде в 1896 г., и в Париже в 1890 г. и 1900 г.  Она была лично знакома и переписывалась с выдающимися представителями литературы того времени- Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым и др., дружила с Софьей Ковалевской. О своих встречах она написала книгу «Передуманное и пережитое». Книга имела огромный успех и получила на Парижской выставке высшую награду. Христина Даниловна была замужем за Алексеем Кирилловичем Алчевским, крупнейшим предпринимателем Юга России. Семья Алчевских любила музыку. Дети Христины и Алексея Алчевских также знамениты: композитор Григорий Алчевский, певец Иван Алчевский , поэтесса Христина Алексеевна Алчевская.

Таким образом, формы просветительной деятельности: народные чтения, воскресные школы, повторительные классы, народные библиотеки имели большое значение в распространении элементарных общеобразовательных знаний среди взрослого населения и в решении одной из важнейших проблем конца XIX — начала XX века — ликвидации неграмотности взрослого населения.

 

Билет № 5                   

1. Смута в Российском государстве: причины, участники, последствия.

События рубежа XVI-XVII вв. получили название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность.

Причины

1.Пресечение династии Рюриковичей.

2.Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые — ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти»

 

3.Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.

 

4.Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей

5.Последствия опричнины.

Участники

Почти все слои общества, в той или иной степени затронуло "смутное время" Высшее боярство целью которого было установить своего ставленника на престоле и влиять на него, избежать сильной власти царя. Среднее боярство, дворяне и служилые люди вступают при В. Шуйском с целью закрепить привилегии и ограничить власть царя. Провинциальное дворянство и служилые люди желали укрепления своих позиций и привилегий. Простонародье, казачество, беглые крестьяне и холопы ставят себе цель – улучшение своего социального статуса, имущественного положения, для некоторых – борьба с высшими слоями.

Последствия

Экономические:

1. Страшное разорение и запустение страны: хозяйственная разруха, большие людские потери, финансовые проблемы, обнищание народа.

2. Усиление бегства населения страны из центра на окраины .

Внутриполитические:

1. Сохранение национальной независимости и российской государственности

2. Положено начало новой династии – Романовых (1613 - 1917 гг.)

3. Временное усиление роли сословно-представительных органов (Земского собора)

4. Ослабление политических позиций родовитого боярства и усиление позиций служилого дворянства

5. Падение авторитета церкви (не смогла предотвратить Смуту)

6. В России восстановилось самодержавие и усилилось крепостное право

7. Подъем национального самосознания

Внешнеполитические:

1. Потеря ряда территорий (Смоленские и Чернигово-Северские земли отошли к Польше) и выхода к Балтийскому морю.

2. Ослабление военного потенциала страны.

Вывод: Смута в отличие от многих других гражданских войн во всеобщей истории завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Она очень сложна и несет в себе несколько кризисов:династический, государственный, социальный, нравственный.

В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!