Прокомментируйте каждый из выводов и выразите свое мнение по ним



 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

Автохтоны – (греч. аutos – сам + chthön - земля) – первоначальное, исконное население страны.

Агностицизм – абсолютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире.

Анархия – (греч. αναρχία — безвластие) — общество, построенное исключительно на началах самоуправления, в котором все вопросы решаются народными собраниями.

Аномия– (греч. a-nomos) – отсутствие закона.

Антропоцентризм - (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

Аристократия (от греч. aristokratíа, буквально — власть лучших, знатнейших), форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии.

Бабувизм – революционное движение во Франции 18 в. за «Республику равных» - единую, управляемую из единого центра, общенациональную коммуну, названное по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика - Гракха Бабёфа (1780-97) и означавшее разрыв сложившегося в период революции конца 18 в. союза эксплуатируемых, плебеев с буржуазией.

Варварство – период первобытной истории, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации; в переносном смысле — грубое, дикое, бескультурное, нецивилизованное поведение.

Волюнтаризм – (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Тённисом в 1883 г.), идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Гедонизм – философская доктрина, провозглашающая удовольствие целью жизни.

Гипотетический императив – правило, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели.

Даосизм – китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ, ей присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Цель адептов даосизма – достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

Деизм - (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.

Демократия -(греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Деспотия - (от греч. despotéia — неограниченная власть), форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

Индивидуализм - особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.

Интериоризация - (от лат. Interior - внутренний) – переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

Категорический императив – правило должного поведения, которое никак не связано с достижением конкретной цели.

Конвенциональные нормы – (от лат. conventio – соглашение ) – социальные нормы, выработанные на основе добровольного соглашения сторон.

Конгениальность – совпадение по духу или по образу мыслей.

Концепция «Москва – Третий Рим» — идеологическая (религиозная и политическая) концепция, зародившаяся в XV — начале XVI века. Обосновывала всемирное значение Москвы как религиозно-политического центра, ставшего преемником  Рима и Константинополя, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».

Концепция экономического базиса- концепция К.Маркса, сформулированная в 1859 г. в работе “К критике политической экономии”, провозглашающая, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -- производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Кооперативный социализм – реформистская теория, рассматривающая кооперацию как одно из основных средств мирной и постепенной «трансформации» капитализма в социализм.

Космополитизм - (от греч. кosmopolítes) космополит, гражданин мира), идеология т. н. "мирового гражданства"; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н.э.). Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие, что включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Легальность - признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения существующими на законных основаниях.

Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников», основной идеей которой было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легитимность- (лат. legitimus законный, надлежащий, правильный) – признание или подтверждение законности какого-либо права.   

Макиавеллизм- политика, направленная на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. Происходит от имени Macchiavelli (1469 — 1527), итальянского политика эпохи Возрождения.

Меритократия - (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и греч. κρατος — власть, правление) — принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и экономического происхождения.

Моизм – философское течение, основанное Мо-цзы и распространившееся в Китае в 5-3 вв.до н.э., пропагандировавшее идею принадлежности народу верховной власти, мудрости как основы управления учета интересов простого народа в процессе управления государством.

Монархия -(лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.

Мютюэлизм (мутуализм) - взаимовыгодные отношения между организмами. Более общим понятием является симбиоз, который представляет собой сосуществование различных биологических видов. Но в отличие от мутуализма, симбиоз может быть и не выгоден одному из партнеров, например, в случае паразитизма.

Неокантианство– развитие теории познания и теории морали Иммануила Канта, утверждавшее, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и рассудка (категории) являются главной функцией познающего субъекта, а главной ошибкой признается объективность «вещи в себе».

Неотомизм - официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи – как соединение материи и формы, процессы – как переход потенции в актуальность. Название восходит к имени Фомы Аквинского.

Октроированное право – (фр. оctroi – пожалование) – дарованное право.

Олигархия -(греч. oligarchía – власть немногих, от olígos – немногий и archē — власть), форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных (отсюда термин — финансовая олигархия). О. называют также саму правящую группу.

Пантеизм– (греч. παν,"всё, всякий" и греч. θεός, «бог, божество») – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.

Плюрализм - (от лат. pluralis – множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения.

Плутократия - (греч. plutokratía, от plútos — богатство и krátos — сила, власть), власть богатых, господство денег. Чаще всего под П. понимается разновидность государственного строя, при котором формально (с помощью узаконенных высоких имущественных цензов) и фактически либо только фактически (независимо от декларированных демократических норм) политическая власть принадлежит наиболее состоятельным кругам.

Полития - (греч. πολιτεία) как понятие имеет два основных значения:1. Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. 2. Это понятие также используется (по аналогии с английским polity) для обозначения политической единицы любого уровня, то есть оно используется в качестве родового для таких понятий как «независимая община», «вождество», «племя», «государство».

Правовой позитивизм - признание в качестве правовых только нормы позитивного права и сведение любого права к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Принцепс - (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров.

Производственные коммуны – большие семьи как ячейки коллективного производства.

Протофиларх - (транибор) – должностное лицо, стоящее во главе 10 филархов с их семействами. Избираются на 1 год, без веских оснований не сменяются. Протофилархов всего - 20 чел.

Рационализм - (от лат. rationalisразумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Секуляризация – обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.

Синдикализм –(от греч. syndikos — защищающий, действующий сообща). Мелкобуржуазное оппортунистическое течение в рабочем движении, возникшее в конце 19 в. под влиянием анархистских элементов, отрицающее необходимость политической партии пролетариата и политической борьбы с капитализмом и признающее только методы экономической борьбы рабочих, объединенных в профсоюзы (синдикаты).

Социократия - (от лат, societas - общество и греч. kratos - власть) - сила, власть, влияние социальных наук, идей, которые должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ.

Схоластика - (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Имеет своей задачей объяснить разумом то, что предполагает вера.

Телеология - (от греч. telos – цель и logos - слово) – учение о целесообразности человеческой деятельности.

Теоцентризм- концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение ему выступает, согласно Т., фундаментом морали.

Тимократия– (греч. timokratía, от time — цена, честь и krátos — власть, сила), у древних авторов обозначение правления, при котором государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Т. — вариант олигархии.

Тирания - (греч. tyrannís), 1) в Древней Греции форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. 2) Форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии. В нарицательном значении Т. — синоним правления, основанного на деспотизме.

Утилитаризм - (от лат. utilitas – польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Филарх - (сифогрант) (новое и старое название должности) – должностное лицо на о. Утопия (Т.Мор), стоящий во главе каждых 30 семейств. Избираются на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел.

Эгалитаризм – доктрина, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни.

Экзистенциализм – философская доктрина, предмет которой – человеческое существование в его конкретной реальности.

 

 

Список использованной литературы:

Учебники

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учеб. – М.: Проспект, 2005.

2. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 480 с.

3. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учеб. – М.: Норма, 2005. – 704 с.

Словари

1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. – М., 1995.

2. Жюлиа Д. Философский словарь. М.: Международные отношения. 2000.

3. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.

 

 

Правильные ответы к заданиям:

Семинар № 1

1.Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

2.1+; 2-(предмет политологии); 3- (предмет политологии);  4+; 5-; 6+; 7+; 8 +; 9-(предмет политологии).

3.1 и 3 – теоретический метод; 2 и 5 – метод историзма; 4 – конкретно-исторический метод.

Семинар № 2

1.1, 4, 7, 8, 10 – брахманизм

2, 3, 5, 6, 9 – буддизм

11 – идея «Артхашастры»

2.Даосизм – Лао-цзы – принцип недеяния

  Конфуцианство – Конфуций – власть императора – власть отца

  Моизм – Мо-цзы – верховная власть принадлежит народу

Легизм – Шан Ян – управление должно опираться на законы и суровые наказания

3.1=2; 2=3; 3=4; 4=1.

Семинар № 3

2.1 – неправильно, т.к. церковники должны заниматься духовной сферой людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической жизни монарха.

2 – неправильно, т.к. настоящий источник власть народ – от него исходит власть светская и духовная.

3 – неправильно, т.к. должно быть различие. Власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти.

4 - неправильно, т.к. М. Падуанский выделял 2 категории людей: высшую и низшую. Высшая (чиновники, священнослужители, военные) служат общему благу, низшая (торговцы, землевладельцы, ремесленники) заботятся о частных интересах.


3.

Рецепированное право Каноническое  право Обычное право  
легисты Монах Грациан Г. Брэкстон, союзники королевской власти, Ф. де Бамануар Представители
Приспособить право к экономическим изменениям Регулирование отношений внутри… Тезис кодекса Грациана… Сбор, изучение, систематизация… Идея
Изъятие из рук правосудия… Сосредоточение правосудия в руках… Попытка выстроить единый правовой комплекс… Протест против сохранения… Поддержка идея правовой консолидации Пример

 

4. 1- 4; 2- 1; 3- 8; 4-2; 5- 3; 6- 5; 7- 6; 8- 9; 9- 11; 10- 7; 11 -10

5. Шариат состоит из:

* религиозной догматики (совокупность теоретических положений религиозного учения)

* исламской этики (правила поведения для мусульман)

* практических норм, которые делятся на культовые предписания (установленный порядок исполнения религиозных обязанностей) и нормы (регулирование мирских сторон жизни мусульман)

 

Семинар № 4

1.1. Н. Макиавелли

2. Ж.Боден

3. Б.Спиноза

4. Т.Мор

2.

Государство состоит из Сословий                                                                  Граждан+
Частная собственность Запрещена+ поддерживается
Институт семьи Сохраняется+ Не поддерживается
Государственные должности замещаются По назначению На основе выборов+
Образ жизни Аскетический+ Стремящийся к роскоши
Количество законов Мало+ Много
Статус раба Обязательная прослойка общества Временный статус лиц, совершивших преступление+
Принцип коллективной собственности Отсутствует Действует по справедливости и поровну+
Принцип всеобщей обязательности труда Работают все+ Работают все, кроме праздных сословий: монахов, воинов, священников, женщин

 

3.Финансовая реформа. Цель: создание общегосударственной казны. Средства: отказ от института местничества; реализация на практике принципа подконтрольности действий чиновников, находящихся на государственном жаловании, вышестоящими чиновниками.

Военная реформа. Цель: повышение боеспособности армии. Средства: замена боярского ополчения на регулярную армию; выплата жалования солдатам из государственной казны.

Судебная реформа. Цель: Искоренение «беззакония» и «неправды». Средства: выведение суда из-под юрисдикции наместников, пренебрегающих законом; направленность судебной пошлины только в государственную казну.

4.Способы замещения государственных должностей: жребий, выборы, очередность, непотизм, партийная преданность. Недостатки меритократии: дефицит профессионально подготовленных сотрудников; отчуждение профессионалов-управляющих от населения.

Семинар № 5

1.1, 3

2.1. (2 – Томас Джефферсон «Проект Декларации независимости США 1776 г.»)

3.1, 2

4.3

5.2

6.3

7.1, 2, 3

Семинар № 6

1.1 – гипотетический императив

2 – категорический императив

3 – государство

4 – право

2.Субстанциональное – дворяне, крестьяне. это сословие составляет основу общества. Непосредственная связь с землей делает главное, поэтому роль трудолюбия и разума представителей этого сословия вторична.

Промышленное – фабриканты, торговцы, ремесленники. Для этого сословия главное – разум и расчет. Оно не может рассчитывать на природу, чтобы достичь результатов в своей деятельности.

Всеобщее – чиновники. Представитель этого сословия как особенный индивидуум сознательно работает для всеобщего блага и в этом находит удовлетворение.

3.

Кант + 1. Договор о вечном мире должны заключать республики 2. Результатом договора должна стать федерация свободных государств 3. Должно быть обеспечено всеобщее гостеприимство государства 4. Правители должны советоваться с философами
Гегель - 1. Путем войн решаются споры между государствами 2. Без войн человечество было бы болотом 3. Человеческая история движется в борьбе противоположностей 4. Во время войны люди понимают, что они для государства 5. Удачные войны укрепляли государственную власть

 

Семинар № 7

1.Социология (наука об обществе, занимает верх иерархии 6 позитивных наук).

Социальная статика:

- семья (является школой социальной жизни и самым маленьким обществом)

- общество (более широкий союз, чем семья)

- светская власть (обладает материальными средствами воздействия)

- духовная власть (обладает нравственными средствами воздействия)

Социальная динамика:

1. Теологический этап (до 1300 г.): все события объясняются ссылками на духов. Носители духовной власти – жрецы и священники, носители светской власти – военные вожди.

2. Метафизический этап (1300-1800 г.г.): мышление становится отвлеченным. Духовная власть принадлежит метафизикам и литераторам, светскую осуществляют законодатели.

3. Научный этап: постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Духовная власть принадлежит ученым, светская власть – промышленникам, банкирам, предпринимателям.

Социократия – позитивистская республика, существующая согласно формуле «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Различала два класса: класс капиталистов(концентрированная сила богатств) и класс пролетариата (рассеянная сила числа).

2. Признаки военного общества: государственный централизм (государственная власть выступает центром системы, контролировавшем всю жизнь); иерархия индивидов (обуславливает юридическое неравенство); повсеместное принуждение (обеспечивает действие объективного права как системы запретов приказов).

Признаки промышленного общества: занятость промышленной деятельностью, а не войнами; право как формальное равенство (за каждым индивидом признается равная правоспособность и осуществляется принцип равенства всех перед законом); формирование отношений на основе добровольно заключаемых договоров, а не в силу отдаваемых государственной властью приказов.

3. Субъективное частное право – притязание индивида к другим индивидам и способность распоряжаться этим притязанием.

Субъективное публичное право – притязание индивида к государству на предмет предоставления ему благ, которые он сам добыть не может.

Политическая свобода – права личности на свободу от произвола со стороны государства (неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, совести, слова и т.п.).

Права личности на положительные действия в ее интересах со стороны государства – право на охрану законных интересов личности государством, которое выражено прежде всего в процессуальном праве.

Права личности на участии в управлении государством осуществляется посредством избирательного права.

Социальные гарантии – мораль, религия, общественные нравы.

Политические гарантии – разделение властей.

Правовые гарантии – административная юстиция.

 

Семинар № 8

1.Политическая власть

Государственная власть

Государство

2.1. (2 – Г. Спенсер, 3 – О. Конт)

3.1 +; 2 +; 3 -; 4 +; 5 +; 6 -.

4.1; 2; 4; 7; 8; 10 – идеи западников. 3; 5; 6; 9 – идеи славянофилов.

5.М.А. Бакунин предлагал создать вольную «организацию снизу вверх» на основе добровольных союзов, куда входили бы «организация разнузданной чернорабочей черни», где Бакунин признавал значимость в социальной жизни люмпен-пролетариата (пролетариат в лохмотьях), поскольку «дух и сила грядущего социального переворота за ними …, а не за той прослойкой рабочего класса, которая стала сродни буржуазии»; организация «всего освобожденного человечества», т.е. федеральная организация снизу вверх рабочих групп, общин, волостей, областей и народов; «новый общечеловеческий мир».

 

Семинар № 9

1.1, 7, 13 – фашизм

3, 9 – теория естественного права

6, 12 – теория элит

8, 11, 14 – теория бюрократии

2, 4, 5, 10 – теория технократии

2.1. Психологическое определение права

2. Нормативное

3. Государственно-повелительное

4. Социологическое

 

 

Учебное пособие

 

 

Здунова Диана Ильдаровна

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!