Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры



  Основными подсистемами хозяйственного механизма организа­ций культуры являются:

- планирование;

- финансирование;

- ценообразование;

- стимулирование.

    Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество

вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системыхозяйствования.

Планирование.

Планы могут:

- разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

- разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;

-  разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

 

9.5.2. Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

- бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются засчет средств соответствующего бюджета);

- смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собствен­ных источников);

-  самофинансирование (расходы организаций покрываются за счёт собственных источников).

                                                        - 4 -

9.5.3. Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

 - регулируемымиорганами власти;

 - свободно устанавливаемыми;

 - договорными.

7.5.4. Стимулирование.

Стимулирование бывает:

- материальное и моральное;

-  индивидуальное и коллективное и т. д.

9.6. Эволюция системы хозяйствования организаций куль­туры.

  Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением политической, экономической и соци­ально-культурной ситуации страны, а также общего и специально­го законодательства.

  Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного меха­низма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.

  Годы военного коммунизма (1917—1921)— начало огосударст­вления культуры и искусства, формирования системы прямого го­сударственного руководства, централизованного управления орга­низациями культуры.

   Годы нэпа (1922—1927)— разгосударствление, децентрализа­ция системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупае­мость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

   Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление иутверждение системы централизованного управления. Идеологиче­ский диктат. Железная регламентация творческой и производствен­но-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры пар­тийно-государственным аппаратом.

  Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — «глоток свободы», попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968), о парке культуры иотдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. Приэтом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ста­вится рост количественных показателей деятельности (экстенсив­ный путь).

     Конец 80-х — 90-е годы XX века — стремление к переходу на экономические методы управления.

     1987—1988 годы— театральный эксперимент как полигон для отработки новых экономических инструментов управления.

    С 1989 года — перевод государственных организации культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны.

                                                                 - 5 -

 

Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций,

культурно-просветительных учреждений, Появление частных организаций культуры.

     Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение финансово-хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальных учреждения культуры рассматривают как проводников культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Им предоставляется гарантированное бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические в обмен на хозяйственную «несвободу».

  Вторая половина первого десятилетия  2000-х годов — сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры. Происходит дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений в свете внесения поправок в БК РФ (апрель 2007г.).

   Предпринимаются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы.   Принятие ФЗ «Об автономных учреждениях» (2006 г.),  и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающие перевод значительной части учреждений в  статус автономных. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам.

  Причины, сдерживающие переход бюджетных учреждений культуры в автономные:

- дефицит бюджетов подавляющего большинства территорий;

- слабость материально-технической базы учреждений культуры;

- недостаточность управленческой компетентности руководящих кадров;

- неразработанность нормативных правовых актов, необходи­мых для перехода на региональном и муниципальном уровнях, а также соответствующих экономических инструментов управления (плановых заданий, нормативов финансирования и др.);

-  недоверие к органам власти, проявляющееся в ожидании уменьшения или снятия бюджетного финансирования АУ.

Следующим шагом становится принятие ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (2010). Согласно этому закону БУ, не перешедшие с статус АУ, становятся либо казёнными, либо бюджетными учреждениями нового типа. Таким образом, условия функционирования БУ культуры изменяются в обязательном порядке. По многим характеристикам БУ нового типа сходны с АУ.

 

      Внедрение  новых типов государственных (муниципальных) учреждений культуры не означает формирование полноценного рынка культурных услуг в России. Сохраняется слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственным (муниципальным) учреждениям.

                                                           - 6 -

    Отсутствуют адекватные формы поддержки частных некоммерческих организаций культуры со стороны органов власти.

 

    Возможные формы подобной поддержки:

- выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

- целевое бюджетное финансирование проектов;

- расширение налоговых и иных экономических льгот;

- предоставление льготных кредитов;

-  оказание помощи в подготовке кадров;

- обеспечение доступа к соответствующей информации и др.

 

 

                                                                 - 7 -


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1090; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!