Что такое цель образования? Какой она должна быть? Какой она была в разные периоды развития человека и общества?



В истории развития образование происходил постепенный переход от образования как воспитания к образованию как социально-экономической подготовке, от личностно-ориентированнного образования к массовому.

 Коллективистский принцип возобладал особенно в ХХ в.При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, они не отражают главного - личностнойценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированногоотношениячеловека к собственному образованию, его уровню и качеству. Тем самым человеческая личность низводилась до уровня примитивного "винтика" государственно-общественного механизма со всеми вытекающими отсюда разрушительными и для человека, и для общества последствиями...

Философско-методологическое обоснование целей образования, естественно, должно предшествовать структуризации и собственно методической аранжировке этих целей, их конкретизации. Но именно в процессе конкретизации и диагностированияцелей, оценки возможностей практической реализации выдвигаемых целей можно преодолеть еще далеко не изжитые декларативность и лозунговость целеполагания в образовании, когда вместо глубинных общечеловеческих и специфических (для народа данной страны) образовательных ценностей и целей, выдвигаются абстрактные, трудно технологизируемые призывы типа "формирования гармоничной, всесторонне развитой личности"...

Технология целеполагания еще ждет своей междисциплинарной, системной разработки. В ней должны быть синтезированы подходы к обоснованию механизмов включения в собственно образовательную сферу таких материально-духовных, ментальных ориентиров, которые способствовали бы единствузнаний и духовных, нравственных ценностей, придавали бы движению к достижению целей образования равнодействующую целенаправленность при всех естественных различиях индивидуально-личностных траекторий обучения, воспитания и развития человека.

В любом случае, однако, личностным ценностям образования должен принадлежать приоритет во всей междисциплинарной процедуре исследований, связанных с философско-методологическим осмыслением проблемы "Образование как ценность",ибо и государственные, и общественные ценности образования не могут лишь дедуктивно распространяться на личностные образовательные ценности, ограничивая их заданными пределами и рамками.

Общечеловеческие ценности и общечеловеческие проблемы: социокультурный феномен образования.

Философия образования как отрасль философского знания пытается исследовать образование как социокультурный феномен, выявить смысл образования и особенность проявления этого смысла в ту или иную историческую эпохи, определить специфику исторических типов образования, выяснить роль мировоззренческих установок в образовании.

Образование как социокультурный феномен – это признание того, что образование может и должно быть рассмотренотолько в контексте общечеловеческой культуры. Смысл образования – трансляция (передача) знаний, опыта и ценностей человеческого сообщества каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для полноценной и приносящей удовольствие жизни. В каждую историческую эпоху формы передачи этого опыта (методы, технологии), объем и качество знаний, ценностные ориентиры меняются, но смысл образования (во всех имеющихся определениях) в целом остается прежним.

Философская аксиология образования

Консерватизм. Ценности консерватизма в образовании

Культурный консерватизм (от лат. «conservatio» — сохраняю) — вероятно, самая древняя идео­логия образования. Идеи, лежащие в основе этого направления, по структуре довольно просты: образование есть передача культурных достижений, составляющих ткань цивилизации; долг учителя — со­хранять и передавать достойные традиции прошлого. Уважение к тра­дициям, стремление к ревностной их охране свойственно, в частнос­ти, всем религиям. Очень мощно представлено это умонастроение в любом гражданском обществе, существующем достаточно долгое время, чтобы пройти через различные острые кризисы. Консерваторы твердо и неуклонно противостоят всякого рода революционерам, го­товым смести с дороги надежно устоявшееся прошлое и заменить его некими абстрактными, не вполне ясными идеалами.

Появление альтернативных образовательных систем стимулирова­ло сторонников старой традиции осознать свои важнейшие ценности. Речь вовсе не идет о каких-то темных силах, обскурантах от образо­вания: просто консерваторы вполне определенно полагают, что не дело школы возглавлять преобразовательные движения; по их глубо­кому убеждению, школа должна отстаивать ясные, определенные и, главное, стабильные ценности.

Цель образования, как полагают консерваторы, в приспособлении не к жизни, а к нормам, непреходящим стандартам, вечным истинам. Это происходит в процессе изучения вполне традиционных дисцип­лин: литературы, истории, предметов естественно-научного цикла. Дисциплину в широком смысле этого слова они глубоко почитают, понимая под ней не жесткое принуждение, не бессмысленную при­верженность рутине, но упорядоченность мышления, поиски цели и связности жизни. Общее образование, считают они, с необходимо­стью традиционно, оно направлено на сохранение цивилизации. Это великая, святая по сути задача — сохранять и распространять сово­купность известных истин, сохранять связь и суть человеческого существования, которая называется культурой.

Классический реализм

Одно из консервативных течений в филосо­фии образования называется классическим реализмом. Центральным принципом этого направления является то, что формы, идеи вещей имеют наиболее важное значение для их познания. Чтобы понять ка­кой-то объект, надо постичь его форму. Классический реализм убежден, что формы— не плод воображения и не продукт культуры, они не изо­бретены познающими субъектами, а существуют объективно, т.е. бук­вально содержатся в самих объектах.

Классический реалист начинает размышления об образовании с вопроса: какие способности являются общими для всего человечест­ва? И отвечает: способностями приобретать знания, использовать их и наслаждаться ими обладает каждый человек, они составляют часть человеческой природы. Поэтому общее образование должно быть на­правлено на формирование привычек приобретения знаний, исполь­зования их и наслаждения ими. При всем разнообразии дарований и интересов учеников у всех у них должны быть сформированы именно эти привычки.

«Образование — искусство передачи истины» (Джон Уайлд).

Эссенциализм

Одно из крайних консервативных течений, назы­ваемое эссенциализмом (от лат. «essentia» — сущность), упорно отста­ивает необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, которые характеризовали культуру в прошлом. Ны­нешняя культура, как полагают приверженцы этого направления, слишком далеко отошла от верной дороги. Чтобы человечество могло снова обрести веру в себя, необходимо сначала вернуться на эту доро­гу, а потом уже надежно и стабильно двигаться вперед.

Эссенциализм решительно восстает против концепций, ставящих во главу угла учение путем проб и ошибок, гибкость преподавания, активную самостоятельную деятельность учащихся; он, хотя и при­знает некоторую ценность всего этого, считает гораздо более необхо­димыми для образования упорядоченность и глубокое содержание, последовательность и дисциплину.

К этому направлению принадлежат очень разные люди, верующие и неверующие, материалисты и идеалисты, но роднит их всех глубоко прочувствованное благоговение перед культурой прошлого.

Эссенциалисты возводят свою генеалогию к Платону и Аристоте­лю, числят в своих предшественниках многих мыслителей Возрожде­ния и Нового времени. В их представление о реальности входит кон­цепция мира, который управляется нерушимым порядком, властвую­щим над человеком и через человека. Человек как микрокосм уни­версума (космоса, вселенной) «знает» универсум в той мере, в какой его мозг способен это отразить, т.е. воспроизвести содержание этого знания как некоего приближения к объективно существующему. Цен­ности человека суть ценности универсума, они укоренены в объек­тивном источнике и выводятся из него.

Майкл Полани: «Я попытался связать наши творческие устремления с биологической эволюцией, результа­том которой мы являемся. Возникновение разума в космосе вдохнов­ляет, но до этого продуктами эволюции были в основном растения и животные, которые вполне удовлетворялись своим кратким существованием. Людям нужна цель, простирающаяся в вечность».

Ричард Питере так выразил эссенциалистское представление об образовании: «Основополагающей идеей образования, несомненно, является то, что дети должны повторять в своем развитии в краткой форме развитие предков. Они должны быть посвящены в традиции, в которых неявно заложены фундаментальные принципы мышления.»

Перенниализм

Близкими по своим устремлениям к эссенциалистам являются перенниалисты (от лат. «perennia» — вечность). Они считают, что важнейшие представления античной и средневековой культуры так же применимы в наше время, как это было в XIII веке или V веке до н.э. Принципы философии аксиоматичны, они расположены вне вре­мени и пространства, стоят над историей и над всеми отдельными культурами и именно поэтому могут служить надежными направляю­щими развития личности — в сущности, единственно надежными.

Реакция перенниалистов на кризис XX века заключается в призыве восстанавливать вечные ценности. Главными авторитетами для этого направления являются Платон, Аристотель и Фома Аквинский. Если наша больная культура хочет выздороветь, считают они, именно этих великих докторов следует призвать на помощь, только с их помощью можно разработать программу излечения от хаоса. Здесь также высту­пают вместе религиозные и светские мыслители: Фома Аквинский, правда, считал земную жизнь человека лишь подготовкой к небесной, однако он не отворачивался от проблем этого мира, признавал важ­ность каждодневного труда и творчества.

По образовательным ценностям перенниалисты близки эссенциалистам: они верят в универсальность форм реальности и в то, что посредством познания мы ухватываем ее основные смыслы.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!