Ценностная регуляция функционирования и развития системы образования как социального института



Тема 2 ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Философское понимание категорий цель и ценность

Ценности и цели

Важно прояснить сходство и различие в употреб­лении понятий ценности и цели — эти две категории часто упо­минаются вместе. Цель(от греч. «телос» — результат, завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая значимость — ценность — какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель.

Таким образом, ценность как пе­реживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат дея­тельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но распола­гаются в различных плоскостях рассмотрения.

Ценности имеют приоритетное значение.

Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям.

Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает свои це­ли. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь. (Некоторые философские школы вообще отвергают категорию цели. В частности, прагматизм не считает чело­веческое поведение целенаправленным. Экзистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объек­тивную обусловленность цели человеческого поведения в этом аб­сурдном мире и отдает целеполагание самому субъекту.)

Некоторые насущные ценности подменятся предствлением о норме. Идеал же представляет собой не­которую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика.

Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. При развитом самосознании ценности, вообще говоря, могут быть выражены явно, но весьма приблизитель­но.

В понятии цели, напротив, существен аспект осознанности: че­ловек может задавать цели себе самому, другим людям или искусст­венным устройствам; приписывать их реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной сре­де, богатой случайностями, цели могут изменяться в процессе взаи­модействия личности с ее окружением, ибо они (в норме) постоянно поверяются ценностями.

При всем многообразии ценностей образовательной сферы их можно условно разделить на две основные группы: ценности сохранения суще­ствующего порядка вещей и ценности его преобразования.

В любом обществе ценности бывают двух типов: те, что носят воспроизводимый характер (материальная и духовная культура, общественное богатство, добываемое в труде и т.д.) и невоспроизводимые (различные природные явления, полезные ископаемые, земля и т.д.). Возможность обладания невоспроизводимыми ценностями, право распоряжаться ими, управление, власть - все это ставит в неравное отношение к возможностям образования разные социальные, возрастные, национальные группы. (социальное неравенство и образование – проблема всегда была).

Воспроизводство социально значимых ценностей в масштабе всего общества осуществляется посредством выделения образования в самостоятельный социальный институт. Разная оценка значимости той или иной деятельности закрепляется, таким образом, с помощью образовательного института.

Различные социальные катаклизмы, так же, как и эволюционное развитие общества неизбежно видоизменяет институт образования. Благодаря своевременности и эффективности его преобразования общество может развиваться. Большое значение имеет смена ориентации образования, которая связана с тем, что другие ценности, а именно требования практической жизни, выступают на первый план. Особенно ярко такую смену ориентации образования можно проследить на примере становления профессионального образования. Именно с системой профессионализмов, включенных в образовательный институт, в настоящее время связана ценностная нагрузка понятия «образованный человек», сохраняющаяся и поныне.

Ценностная регуляция функционирования и развития системы образования как социального института.

Система образования в любом обществе подвержена историческому изменению. Среди многих факторов этого изменения (смена социальной, экономической, политической структуры, смена характера труда, научно-технический прогресс и т.д.) есть фактор смены ценностей в общественном сознании. Распространение новых ценностей влияет на направление развития образования.

Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений жизни общества. Образование есть прежде всего социальный институт с функцией воспроизводства поведения и сознания людей, иначе говоря, культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Ценностью культуры считается любой предельный смысл поступка, выбора, оценки индивида или общества, если этот смысл является воспроизводящимся образцом. Ценность в широком смысле является родовым понятием по отношению к таким предельным образцам сознания, как принцип, идеал, конечная цель, сакральный символ и др. В пространстве культуры ценности имеют статус смысловых или логических сущностей.

В общественной жизни ценности могут выступать в форме потребностей, интересов, мотивов, установок, позиций социальных слоев, групп, классов и отдельных индивидов. Даже такие древние и распространенные ценности, как ценность человеческой жизни (принцип «не убий») имеют в каждой культуре свое время происхождения и исторически меняющийся статус, смысл, место среди других ценностей.

В деятельности социальных институтов носителями ценностей являются: сознание людей, поведенческие стереотипы и разного рода регулятивные тексты (моральные, религиозные, правовые, инструктивные и т.д.). Кроме того, ценности воплощены в предметах культуры.

3. Образование как ценность:

Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная;образование как ценность общественная;образование как ценность личностная.

Системность же в подходе, в свою очередь, предполагает целостность самого понятия "ценность"применительно к образованию.

Категория "ценность образования" имеет системную, интегративную сущность. Она проявляется в единствегосударственной, общественной и личностной составляющих категории "ценность образования". Только гармониявсех трех указанных аксиологических блоков создает необходимые предпосылки для перехода от фактически внешней по отношению к сфере образования, преимущественно социокультурной и социально-экономической категории "ценность",к внутренней, собственно образовательной, психолого-педагогической категории "цель".


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!