Главные труды профессора протоиерея В. В. Зеньковского
Nbsp; Протоиерей В. В. Зеньковский"
ПЕДАГОГИКА
СОДЕРЖАНИЕ
Протопресвитер Борис Бобринский. Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский 3
Введение
1. Христианство и педагогическая деятельность 7
2. Общий исторический обзор основных педагогических течений 10
3. Основные вопросы педагогики 50
Общее учение о педагогическом процессе
1. Педагогическая среда 59
2. Учитель и ученик. Класс как социальный организм 71
3. Психология ученика 76
4. Психология учителя 78
5. Особенности педагогического процесса 82
6. Формы воспитательного воздействия 86
7. Характер религиозного воспитания в семье 95
Система дошкольного воспитания
1. Роль дошкольных учреждений 100
2. Развитие системы детских садов и задачи детского сада 106
Школьное воспитание и образование
1. Типы школ и основные педагогические идеи школы 116
2. Проблемы образования в средней школе 129
3. Проблемы воспитания в средней школе 137
4. Учебный план 143
5. Религиозное воспитание и преподавание 153
ПРИЛОЖЕНИЕ
прот. Василий Зеньковский. Русская педагогика в XX веке 164
Бобринский Б., прот. Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)
Василий Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881 года в семье школьного учителя города Проскурова, на Украине. Внук священника, он рано соприкоснулся с Церковью и после краткого юношеского отхода от веры вернулся к сознательной религиозной жизни и остался верным Церкви, которой служил до конца своих дней. В 1900 году он поступил на биологический факультет Киевского университета, а затем на филологический факультет, по окончании которого был оставлен при кафедре философии. В 1912 году блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Проблемы психической причинности». С 1915 года был избран экстраординарным профессором Киевского университета.
|
|
Отец Василий стал одним из самых ярких представителей русской университетской науки. Уже за границей он углубил свое религиозное мировоззрение. В 1919 году он оказался в Белграде, а в 1923 году преподавал философию в Русском институте педагогики в Праге. С 1927 года переселился в Париж и до самой своей кончины занимал кафедры философии, психологии, апологетики и истории религий при Свято-Сергиевском Богословском институте. После кончины отца Сергия Булгакова в 1944 году был избран деканом Богословского института. В 1948 году защитил докторскую диссертацию на тему «История русской философии».
Нужно подчеркнуть глубокую любовь отца Василия к всечеловеческой культуре. Он был убежден, что в ней творчески отражены силы божественного Добра, Красоты и Премудрости, которые могут быть познаны и созерцаемы каждым человеком, даже если тот не сознает подлинного источника своего познания. Обладая огромной и всеобъемлющей культурой и философской эрудицией, отец Василий стремился осветить все вопросы современной мысли светом православного учения. Его главный интерес лежал в области философии, и он постоянно стремился найти православный ответ на вопрошания философской мысли. Основные области философии, занимающие отца Василия, касались вопросов познания, то есть гносеологии, вопросов метафизики и учения о тварности бытия и, наконец, вопросов, связанных с природой и назначением человека.
|
|
Будучи уже долголетним духовным руководителем молодежи, а с 1923 года и бессменным председателем Русского Студенческого Христианского Движения, он принял сан священника от руки митрополита Евлогия в 1942 году. Я был очевидцем его рукоположения, будучи в те годы юным прислужником при митрополите. Отца Василия я тогда еще не знал, но меня на всю жизнь поразила его духовная и молитвенная сосредоточенность. Могу лишь свидетельствовать, насколько отец Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик отца Василия — облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять.
|
|
В качестве профессора и декана Парижского Богословского института, отец Василий отдал своему служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и даже финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением своих молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни, он умел в трудных иногда обстоятельствах богословских разногласий или личных конфликтов выслушать, примирить, удержать в единстве мира и любви.
После продолжительной болезни отец Василий скончался 5 августа 1962 года. Закончу свидетельством самого отца Василия о себе: «Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование: столько света было в моей жизни, столько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь».
Протопресвитер Борис Бобринский
Главные труды профессора протоиерея В. В. Зеньковского
Функции сказуемого. Киев, 1913.
Проблемы психической причинности. Киев, 1914.
|
|
Социальное воспитание, его задачи и пути. 1918.
Психология детства. Leipzig, 1924.
Русские мыслители и Европа. Париж, 1926 и 1955.
Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929 и 1955.
О чуде. Париж, 1933.
Русская педагогика в XX веке. Белград, 1933 и Париж, 1960.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
История русской философии. Т. 1, 2. Париж, 1948, 1950.
Наша эпоха. Париж, 1955.
На пороге зрелости. Париж, 1948 (1); 1950 (2).
О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956.
Апологетика. Париж, 1961.
Основы христианской философии:
I. Христианское учение о сознании. Франкфурт, 1960.
II. Христианское учение о мире. Париж, 1964.
Множество статей по гносеологии, космологии и антропологии.
Труды по религиозной педагогике, литературоведению и экуменизму.
Введение
При изучении курса педагогики перед нами все время будет стоять двойственная цель — с одной стороны, нам необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки педагогики требуют анализа и оценки по существу, но лишь при учете исторических условий в их развитии можно правильно их оценить.
Так, вера в устрояющую силу разума, в прогресс, вера в школу, все, что может быть обобщено под одним термином просвещенчества, очень сильно захватило научную мысль в XVIII и XIX веках и оставалось в ней в достаточном объеме до сих пор. Правда, уже в конце XVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтическогонаправления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.
В настоящее время борьба двух этих сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций наиболее отстает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или чистый педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создатьобъективную науку, безотносительную к какой бы то ни было религии. Однако в педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение у многих педагогов, но они в общем имеют на педагогику малое влияние — так, по крайней мере, было до сих пор.
Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, так как она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!