Некоторые данные из Курского Государственного Архива



ИСТОРИЯ церкви в селе ОЗЁРКАХ. Не значит ли, что боги унесены из храма, если безбоязненно в ряды молящихся замешиваются иноверцы? И выполняют требы. Пренебрегли вы древней дланью, Благословившей вас в купели. И живы жертвенные лани, Мечи жреца, чтоб не тупели. В. Хлебников.                            Вступительное слово. Благослови, Господи! Задумал написать что-то в виде истории церкви в нашем селе, но могу ли изложить на бумаге то, что известно мне? Знаю я мало, но уйду из жизни и живущие после меня, и этой малости знать не будут. Идёт мне 72-й год жизни, а сколько ещё проживу – одному Господу Богу известно. Мой дедушка Пётр Евдокимович Лукьянов умер на 75-м году жизни. Бабушка Аксинья Гавриловна Лукьянова (Барсова Гавриила Ивановича дочь) – на 90-м году жизни. Мама Домна Петровна Девятилова, прожила 76 лет, а батя мой, Илья Григорьевич Девятилов на 36-м году жизни погиб на войне 16-го мая 1943-го года. Его отец, Григорий Анисимович Девятилов тоже погиб на войне в начале 1918-го года на 44-м году жизни. Бабушка, мама моего бати, Варвара Васильевна Девятилова, умерла на 80-м году жизни. Мои брат и четыре сестры умерли в младенчестве, а пятая сестра, Анастасия Ильинична Дроздова прожила неполных 69 лет. Поэтому надо спешить, чтобы успеть. Прости, Господи, за такое «лирическое» отступление, ведь история церкви в нашем селе неразрывно связана с историей села и его жителями. Я и мои предки родились в этом селе, жили, работали и были не только свидетелями, но и участниками тех событий, которые происходили тут   1612-й год – год возрождения Московского царства. В то время новолетие начиналось с 1-го сентября, а 22-го октября в день святого равноапостольного Аверкия Епископа Иерапольского чудотворца. И святых седьми отроков , иже во Ефесе. В тойже день празднования пресвятой, пречистой и преблагословеней Владычице нашей Богородице, и приснодеве Марии, в оньже избави царствующий град Москву от Литвы, чудотворные ради своея Иконы, нарицаемыя Казанския. В этот день закончилась смута в царстве Московском, и началось возрождение государственности. Началась эпоха царствования Дома Романовых. В 1613-м году был избран первый царь из этого Дома. Я приведу обширную выдержку из книги «Месяц март» напечатанной в 7132-м году от сотворения мира, которая хранилась у благоверных христиан, и мне посчастливилось держать её в руках. Эта книга является косвенным подтверждением того, что наше село уже существовало в то время. «...Благоволением Бога Отца Вседержителя. Испоспешением, сопрестольнаго Единороднаго Сына Его, Бога и Господа Исуса Христа. Исодействием пресвятаго и животворящаго Духа. Того Единаго Божества иединаго существа неразделимыя Троица по благодати. Яко оней создана быша всяческая, яже нанебеси иназемли; Сегоже ради возсия луча света всемирнаго  просвещения всердцы, иже взаконе божественнем отюности воспитенному, Знаменати сия словеса совниманием. Спасительнаго корене, браздодержателю словеньскаго языка, иоблагочестии истинному поборнику. И Его Божественною десницею блюдому. Благочестивому государю нашему, богомудрому, и богом избранному, царю ивеликому князю, Михаилу Феодоровичу, всея России самодержцу. Истинному рачителю благочестия и благошественным Святаго пути богоуставленнаго закона премудрый исходотай, иблгоразумный поспешник истинный изыскатель отеческому преданию, благоразумне воблагочестивой инепорочной истинной Християньской вере, во всяком управлении. По благовестию Христову, ипоапостольскому учению, ипосвятых отец преданию, цветуще совершенным благочестием. Ревнуя благодетелем древних святых, иже во благочестии просиявших царей, Святаго и равноапостолам великаго царя Констянтина, и матере его блаженныя царицы Елены, пачеже ипоследи тех леты, равноже добродетельными и духовными делы. Святаго и великаго благовернаго князя Владимира, нареченнаго восвятом крещении Василия. Тех убо благие нравы всердцы стяжа, ивсякия духовныя добродетели онех выну себе содержа. Ияко некими степеньми день отдени навысоту добродетелей возходя, желая отвсех содетеля и промысленника, славы онех насладитися, сего ради и подвиг немал показуя, многия убо божественныя церкви повсюду поставляя, и всякими пречудными лепотами велелепне устрояя, ипредания святых отец безсумления крепко предержа, началоже всей премудрости, имети выну сердцы, еже есть страх Господен. скверноеже тщегласие отметая, ипреспевая усердно напочитани божественных писании. Яко сего ради Бог помаза его елеем радости, паче причастник его. занеже убо ведый он государь, беседы злы растлевают умы, илишают истины, иотнихже часто случаются душевные беды. Божественноеже ибогодохновенное писание, полезно есть коучению, коисправлению, кнаказанию еже вправду. оисправлении книжном, ивних ословеси истиннем, извожением печатными писмены. Коспасению душам, християньскаго народа многочисленнаго словеньскаго языка, своея великия державы. ибожественныя церкви, яко некую царскую утварь, пречудными лепотами, божественными украшая иукрепляя. Исими богодохновенными священными писании. Пачеже имногочудесными святыми иконами самого содетеля нашего Бога, и того пренепорочныя матере, владычицы нашея богородицы иприсно девы Мария, истинныя инепостыдныя ходатаицы, ксыну тоя и Богу и всех святых, иже отвека угождьших, преславно яко небо звездами украшая, ивсякия божественныя вещи, чиныже иуставы, яже ипохвалу ичесть Божию бываемая, исвое царское безчисленое сокровище, воустроение всякоя святыни изобильно простирая, всеобщую духовную пользу, благочестивому царствию его, ивсему христоименитому законному исполнению; Исего ради повелением, богом избраннаго исвятым елеем помазаннаго, крепкаго хранителя ипоборника, святя светлосиятельныя истинныя православныя Християньския веры, благовернаго иблагороднаго, христолюбиваго богом венчаннаго, ибогом почтеннаго, ибогомпревознесеннаго и благочестием всея вселенныя вконцех возсиявшаго, великаго государя царя ивеликаго князя Михаила Феодоровича всея росии самодержца; Инапрестоле великих государей, деда своего, царя ивеликаго князя Ивана Василиевича всея росии, идяди своего, государя царя ивеликаго князя Феодора Ивановича всея росии, скифетры великих государств, на востоце инасевере содержащаго, иных стран государя иоблаадателя, повелением; Поссовету ипоблагословению, поплотскому рождению отца его, авдуховном чину отца ибогомольца, великаго господина игосударя святейшего Кир Филарета патриарха московскаго и всея росии; Начата бысть печатати сия богодохновенная книга, месяц март, в царствующем граде Москве. В лето седмь тысящ, 131-е, месяца генваря, в 2, день, напамять иже восвятых отца нашего Селивестра папы римскаго. Закончена печататься эта книга 22-го января 7132-го года в одинадцатый год царствования царя Михаила». Хранили эту книгу богобоязненные люди, не побоявшие страшного наказания от богоборческой власти.   Из истории села.   По рассказам старожителей, наше село было основано в 1613-м году, в том же году была освящена и церковь Архангела Михаила. В 1612-м году, Московский воевода для укрепления границ московского царства, на окраины курского края посылает отряд из 12-ти человек. Руководил отрядом боярин Девятилов, его имени и имён с ним прибывших, никто не помнит, а фамилии сохранились в названиях балок и урочищ. Некоторые из этих фамилий: Бабакины, Девятиловы, Клеймёновы, Малаховы, Наземцевы, Чудновы – среди ныне живущих, встречаются и сейчас. Первопоселенцами возможно были: Бабакин, Бодриков, Грачёв, Гучков, Девятилов, Квасов, Клеймёнов, Любятин, Малахов, Наземцев, Чёртов, Чуднов. Этот отряд, на границе с Речью Посполитой, на ничейной земле, обосновал новое поселение. До этого, недалеко от большой дороги, проходившей от Мирополья до Обояни через запруду заболоченной и покрытой лесом балки, находился Ям, где могли переночевать ямщики и сменить лошадей. В настоящее время с этого места начинается улица Яма, а там, где проходила большая дорога, сейчас располагается граница между озёрковскими и крупецкими полями. То место, где была запруда, сейчас называется Прудок. Постройки первопоселенцев располагались вдоль балки, которая называется Большая. Ям находился в начале балки Долгая, которая ответвляется от Большей балки. Улица, на которой первым поселенцем был боярин Девятилов, долгое время – до самой революции 1917-го года, называлась Девятиловка, а в настоящее время называется Сербия. Подворье боярина до настоящего времени называется Копцово, т. к. боярин был Копец, т.е. был специалист, определявший границу между московским царством и Речью Посполитой. В то время по границе не устанавливали столбов пограничных, а делали, копани, что-то вроде колодцев. Следы трёх копаней заметны и в настоящее время. Одна такая копань находится на границе между озёрковскими и Борковскими полями, вторая ещё заметна в зарослях Квасова лога, третью можно отыскать в зарослях опушки урочища Чёртово, за которой начинаются земли села Кондратовки. По другую сторону балки, напротив подворья Копцовых, было подворье Чудновых, и улица назвалась Чуднянка. Эта улица в конце Х1Х века, во время жнитвы, сгорела полностью и больше не восстановилась. Погорельцы обосновали новую улицу, которая расположилась в конце их огородов. Сейчас эта улица называется Центральной. Обе балки были покрыты лесом и находились в общем пользовании. Балка Долгая ответвлений не имеет, а ответвления от балки Большей были распределены между поселенцами. Самое первое ответвление досталось Чуднову, оно и по сей день называется Чудновой яружкой. Второе ответвление было определено священнику и называется оно Поповым логом. Далее: имеется Девятилов лог, Наземцево, Бодриково, Гучков ярок, Грачёва ямина, Клеймёнов бугор, Любятино, Чёртово, Квасово. В 1613-м году была построена и освящена в честь Архангела Михаила церковь деревянная. Место, на котором она стояла, называли Погостом, а прилегающую территорию – Поповкой. Поселение и церковь находились в лесу. Пространство между балками занимала степь. В Поповом логу, у подножия Клеймёнова бугра, в Большем логу, напротив Бабакина сада, в Девятиловом логу, где он сходится с Наземцевым и в Долгом логу, недалеко от Грачевой ямины, наши предки сделали пруды и на них установили водяные мельницы. Вода поступала из лесных родников. Чтобы смолоть несколько мешков зерна, собирали воду целую неделю. Эти пруды называли речками. Такое название не соответствовало действительности, но так укоренилось среди потомков, что и мы в настоящее время, правда, другие пруды, называем речками. Приезжие люди эти пруды называли озёрами, а жители Сотницкой (Кондратьевки), называли озеричьями, а жителей нашего села называли озерчанами. Возможно, что эти пруды – озёра и дали название селу. Так это или нет, установить трудно. Вокруг села, на водоразделах, были курганы. Следы этих курганов заметны и сейчас. Четыре кургана распаханы, а два ещё нет. Старики рассказывали, что под курганами покоится прах погибших воинов, а возможно, что это были сторожевые курганы, или курганы кочевников. Я не знаю.   Некоторые сведения об истории церкви. По преданию, первым священником был отец Павел. Он умер в преклонном возрасте и был погребён рядом с церковью. Могила его не сохранилась, не сохранились и могилы наших предков даже на том погосте, который был закрыт в 1905-м году. Рядом с церковью было освящено сельское кладбище – погост. Все последующие священники, кроме отца Константина Васильева при котором богоборческая власть закрыла церковь, служили в храме до последних дней своей земной жизни и по исходе их души, погребались на церковном дворе рядом с церковью. Как сообщил старик Григорий Савич Сорокин, который в юности своей, ещё до Первой мировой войны, был служкою при Архангельском храме нашего села, что вторым священником был отец Иван. В последнее время священниками были: отец Евгений, за ним отец Никита, после Никиты – Монах, а за ним – отец Константин Васильев и последним – отец Андриян. Так это или нет – проверить трудно. По опросам жителей села, последним священником был отец Константин, а Андрияна никто не помнит. По моей версии возможно отец Андриян был настоятелем храма после ареста отца Константина, но т.к. храм был закрыт, то в памяти людской это не сохранилось. Такую версию я никем и ничем подтвердить не могу. Я помню старика Андрияна, Который был долгое время в заключении и вернулся в село в преклонном возрасте. Старики рассказывали, что после ареста отца Константина, его матушка со своими детьми некоторое время у Андрияна Чуднова. Внук Андрияна, Василий Михайлович Чуднов уехал из села в начале пятидесятых годов в Макеевку и возможно ещё жив. После Отечественной войны 1812-го года Российское правительство не только настаивало, но и поощряло строительство каменных храмов из обожженных кирпичей. Так в соседнем селе Кондратовке была построена из обожженных кирпичей и освящена в 1822-м годе Преображенская церковь, которая была закрыта в шестидесятые года ХХ столетия во время новой волны богоборчества. Её руины сохранились до настоящего времени. В начале ХХ века Преображенский приход насчитывал 769 душ прихожан и объединял село Кондратовку и хутор Толченков. В селе Гоптаровке тоже была построена Рождества – Богородичная церковь из обожженных кирпичей и освящена в 1853-м годе, прихожан было В 1909-м годе 1658 душ. Приход объединял Гоптаровку, Демидовку, Романовку и Милаёвку. Эта церковь стоит и действует в настоящее время. В селе Забужевке кирпичное здание Петропавловской церкви было освящено в 1866-м годе. В шестидесятые годы прошлого столетия в ней находился склад колхозного зерна. Председатель колхоза Литвинов М. Н. пригласил бригаду армян строителей, чтобы они сломали церковь, но сказали, что умеют строить снизу вверх, а сверху вниз не умеют. Немногим позже были приглашены строители из Глушковского района, эти рьяно взялись за дело. Когда начали разбирать купол, то он рухнул, один из рабочих погиб на месте, второй был сильно искалечен – остальные, испугавшись, уехали. Председатель вызвал сапёров из воинской части, и они взорвали церковь. Храм был настолько крепко сложен, что после первого взрыва устоял, обрушился только после второго взрыва. Так прекрасное здание было превращено в кучу щебня, которая несколько лет «украшала» село.  В Озёрках, по рассказам старожилов, кирпичное здание церкви начали строить в конце 60-х, или начале 70-х годов Х1Х века. Строили церковь около 20-ти лет. Моя бабушка Аксинья, рождения 1867-го года, рассказывала, что она вышла замуж в возрасте 22-х лет и венчалась с моим дедушкою Петром в старой деревянной церкви, а кирпичная в это время уже стояла, но ещё не была освящена. Мой дедушка Пётр в 18-ти летнем возрасте принимал участие в возведении кирпичной ограды церковного двора. Он копал траншею под фундамент ограды и натолкнулся на старую могилу, гроб истлел, остались только кости да ещё стеклянная бутылка прямоугольной формы с прозрачной жидкостью. На месте строительства нового храма рос дуб, его спилили, под корнями этого дуба была могила. По годичным кольцам определили, что этому дубу больше ста лет. Все кости, обнаруженные во время строительства храма были перезахоронены на месте будущего алтаря. Для строительства будущего здания церкви были «выписаны» специалисты из города, а для изготовления кирпичей и извести наняли людей из Мирополья. В то время, не только Мирополье, но и город Сумы, входили в состав Курской губернии. Общество выделило два участка земли, на которых были сооружены: цыгельня с двумя печами для обжига кирпичей и печь для обжига извести. Цыгельня с большими навесами для сушки кирпичей и двумя печами для их обжига находилась на выгоне около Чудновой яружки и Хошева яра. Печь для обжига извести находилась недалеко от церкви на склоне Ложка. В то время по Ложку дороги не было, а взъезжали на Поповку по склону балки. Следы этих дорог видны и сейчас. Известь жгли из мела. Мел добывали тут же, у подножия Ложка. Сейчас тот котлован заполнен илом, а обрыв оположили во время строительства асфальтированной дороги. По другую сторону Ложка, напротив котлована, где брали мел, находился колодезь. Этот колодезь был вырыт при основании села и просуществовал до 1917-го года. Ещё видны следы дорог к этому колодезю от улицы Малаховка (эта улица была продолжением улицы Чуднянка). Зимой 1917-го года, сын священника о. Никиты Алексей набирал воду из колодезя, стоя на срубе наполнял бочку, подскользнулся и упал в колодезь. Погибшего парня похоронили, а колодезь засыпали землёй. Песок для строительства церкви брали по другую сторону балки, у подножия склона, где стоит обветшавшее здание земской школы. В то время по дну балки протекал ручей. Через этот ручей переезжали по хворосту и лозе уложенных, на дно ручья. После, на этом месте построили «мосток» - это небольшой деревянный мост на дубовых сваях. Сейчас на этом месте уложены железобетонные кольца. Новое здание храма основали рядом со старым деревянным храмом. При проведении подготовительных работ пришлось спилить несколько старых дубов, которые стояли рядом с церковью. Один из таких дубов достоял до 1940-го года. В нём было дупло такого размера, что в нём прятались жеребята во время жары. Дуб этот засох и повалился от ветра. Люди нашего села использовали его на дрова. По рассказу Петра Филипповича Лукьянова в 1964-м году (в это время ему шёл восьмидесятый год), что жители села Озёрок до революции были вольными крестьянами и, никакого помещика над ними не было. Но 200 лет назад Кондратовский пан – граф Семён Егорович Валькенштейн хотел закрепостить наше село. Старики нашего села с помощью священника составили подробный план села и прилегающей земли. На этом плане были обозначены все подворья, поля, леса и даже родники. На этот план было истрачено 12 аршин холста. На имя царицы было составлено прошение: «По силе Манифеста её императорского величества декабря 14 числа 1766-го года». В горд Питер были отправлены ходоки, которые вернулись с решением царицы и печатью на этом плане. Это решение защитило наше село от посягательства пана. По его рассказу выходило, что строить церковь начали в1873-м году и строили 20 лет. Строительство вели на средства аренды. Общество выделило несколько десятин земли для арендаторов и на вырученные деньги строили церковь. Попечителем был Василий Егорович Ходеев, который распоряжался денежными средствами и строительными материалами. Во время строительства церкви у него были уворованы деньги, по тем временам огромная сумма – 5 тысяч рублей. Это отрицательно сказалось на строительстве храма. Слух прошёл, что эти деньги уворовал сам Ходей и отправил их на хранение в слободу Белую знакомому, а когда попросил вернуть их, знакомый не отдал. Тогда Ходей вскорости удавился. Будтобы в Белой, на эти деньги, было построено двухэтажное кирпичное здание. Это здание сохранилось до настоящего времени. В одно время в нём размещался райисполком, потом находилась поликлиника. В настоящее время в комнатах нижнего этажа находятся службы органов Внутренних дел: ГИИБДД, паспортный стол, разрешительный отдел и ещё что-то. После кражи денег, помещик из села Забужевки Каленский (возможно Калинский или Калиновский, т.к. я не знаю правильного произношения и написания этой фамилии) взялся достроить церковь за свои средства. Он открыл ходатайство перед московской проектной организацией, чтобы перепроектировали купол церкви, сделали его ниже и убрали побочные маковки, что значительно снизило бы расходы. Проектная организация пошла ему навстречу. Жители села принимали активное участие в подвозе кирпичей и строительных материалов к храму.  

Некоторые данные из Курского Государственного Архива.

Согласно выпискам из Курского Государственного Архива, Архангельская церковь была освящена в 1898-м году, расположена в селе Озёрках Суджанского уезда Курской губернии. Имеет один престол Михайлов день, православных 636 душ, сектантов нет, имеется дом священника, усадьба 5, поле 60, лес 9. Имеется церковно-приходская школа и земская школа, открытая в 1905-м году.

Священник Преображенский Евгений Апполонович, член благочинного совета 4-го округа Суджанского уезда Гоптаровской волости, студент Духовной семинарии, в 1898 г., получил награду скуфья в 1908 г.

Псаломщик Горлов Василий Яковлевич, образование начальное училище, 2 класса духовного училища 1908 г.

Церковный приход относится к четвёртому благочинному округу.

Благочинный – священник соборной церкви г. Суджи Терлецкий Григорий Иванович.

Духовник – священник с. Щеголёк Фёдоров Григорий Иванович.

Следователь – священник с. Мало-Солдатское Хорошилов Василий Иванович.

Члены благочинного совета:

Священник села Камышное Харланов Иван Васильевич.

Священник села Озёрки Преображенский Евгений Апполонович.

Епископ Курский и Обоянский Питирим. (Сведения за 1909 год).

 

Выписка из «Клировой ведомости Архангельской церкви с. Озерок Суджанского уезда Курской губернии» (Госархив Курской области).

 

 Клировая ведомость

Архангельской церкви, села Озёрок Суджанского уезда Курской епархии за 1916-й год.

1) Церковь построена в 1898 году тщанием прихожан.

2) Зданием каменным с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом, требует наружнего ремонта.

3) Престолов в ней один во имя Архистратига Михаила.

4) Утварью достаточна.

5) По штату при ней положены: священник и псаломщик.

6) Жалования положенного нет.

7) Кружечных доходов за 1916-й год получено 450 рублей.

8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода:

9) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 7 десятин, пахотной 10 десятин 1800 квадратных сажен, сенокосной 9 десятин 1000 квадратных сажен. Земля пахотная и сенокосная находятся в расстоянии 3-х вёрст от церкви. Всего 76 десятин 2200 квадратных сажен. Земли находятся в особых угодиях, ими причт владеет безспорно. Записаны они в утверждённом проекте обезпечения, который в целости хранится в церковном архиве, равно как планы церковных земель.

10) Качество церковной земли среднее.

11) Средний доход ею приносимый: четыреста рублей в год.

12) Дом для церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянный построен тщанием прихожан в 1885-м году и составляет собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа при ней сторожка.

13) Состояние домов: дом деревянный, хотя ветхий, но ещё годный для жилища. Церковно-приходской школы здание каменное, крыто железом, ремонта не требует.

14) Расстояния сия церковь от Консистории в 90 верстах, от местного благочиния в Малой Солдатской в 10 верстах, от уездного города Суджи в 25 верстах, от почтового отделения в 5-и верстах. Почтовый адрес церкви: город Суджа, Кондратовское почтовое отделение, село Озёрки Архангельская церковь.

15) Ближайшие к ней церкви: Преображенская села Кондратовки в 5-ти верстах. Петро-Павловская села Забужевки в 6-и верстах. Покровская села Вишнева в 7-ми верстах.

16) Приписанных сей церкви церквей и часовен нет.

17) Домов кладбищных и молитвенных домов к сей церкви приписанных нет.

18) Опись церковному имуществу заведена с 1906-го года, хранится в целости, проверена в 1913 году.

19) Приходо-расходные книги о суммах свечной за шнуром и печатью Духовного Консистория даны 1916-го года, ведутся исправно и хранятся в целости.

20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1774-го года, за исключением копий с 1820-го года по 1830-й год.

21) В обыскной книге, выданной в 1902-м году мая 24-го дня, за шнуром и печатью 171 писаных листов, 33 не писанных.

22) Исповедные росписи находятся в целости с 1801-го года.

 

Послужные списки

Священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах подведомственных церкви.

23) Книги до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 35 томов Миссионерского обозрения.

24) Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печати церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 51 рубль 18 копеек, а билет находится в целости и хранится в церкви, он на имя церкви.

25) Имеющиеся в приходе школы церковно-приходская и земская, учреждены церковно-приходская в 1888-м году, и земская в 1905-м году. Обе в селе Озёрках.

Церковная школа помещается в доме собственном, на содержание её, отпускается от Суджанского Уездного отделения 390 рублей и от сельского общества 40 рублей, всего 430 рублей. В сем году в ней обучается 31 мальчик и 17 девочек.

26) При церкви состоит старостою церковным крестьянин Никита Герасимов Малахов., который должность свою проходит с 1915-го года.

27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1893-м году.

    * * *

1). Сан, чин или звание, должность, имя отчество, фамилия, лета от роду; когда и чем награжден и колько получает содержания из казны и из других источников, и каких именно.

Священник Никита Андреев Праведников 46 лет. В 1908-м году 15-го мая Преосвященным Питиримом Епископом Курским за усердную пасторскую службу награждён набедренником.

Содержания из казны не получает.

Доходом с земли, кружечного за истекший год получил 375 рублей, за законоучительство получает 90 рублей.

2). Из какого звания происходит? Из духовного.

3). Имеет ли недвижимое имущество; у самого или жены и какое именно? Имеет 18 десятин земли.

4). Где получил образование и окончил ли полный курс наук в учебном заведении; когда поступил в службу, в каких должностях и где проходил оную; какие проходил и какие проходит особенные должности? Из 1-го класса Курской Духовной семинарии 1891-го года 28-го января Курским Преосвященным Иустином определен псаломщиком к Покровской церкви села Старкова Курского уезда и проходил эту должность до 20-го декабря 1894-го года и 1895-го года 19-го марта он рукоположен Курским Преосвященным Ювеналием во диаконы к Предтеченской церкви села Нижнего Реутца Обоянского уезда. 27-го июля того же года по прошению перемещен на таковую же должность к Введенской церкви села Орехова Курского уезда и здесьс15-го декабря того же года до 10-го июля1897-го года проходил должность учителя в местной церковно-приходской школе.

1897-го года 10-го июля по прошению Преосвященным Ювеналием перемещен на таковую же должность к Троицкой церкви села Троицкого Тимского уезда и здесь с 3-го октября того же года до 16-го апреля 1902-го года проходил должность учителя и законоучителя в Черновецкой церковно-приходской школе. С 16-го апреля 1902-го года по 23-го декабря 1909-го года состоял в названной школе законоучителем. 1907-го года 1-го марта Преосвященным Питиримом Епископом Курским рукоположен в сан священника к Петропавловской церкви села Черновцы Тимского уезда. 1909-го года 23-го декабря Высоко Преосвященным Питиримом перемещен по прошению на священническое место к Архангельской церкви села Озёрок Суджанского уезда. С 20-го января1910-го года по настоящее время проходит должность законоучителя в местной церковно-приходской школе. С 20-го ноября 1910-го года по настоящее время проходит должность законоучителя в местной земской школе.

Семейное положение: в семействе у него жена Мария Петрова дочь умершего священника, родилась в 1871-м году 22-го июля, дети их, Алексей родился в 1900-м году 17-го марта, Евдокия родилась в 1906-м году 1-го марта.

Псаломщик Василий Яковлев Горлов, 33 года.

Наград не получал, содержание из казны не получает.

Дохода с земли, кружечного за истекший год получил 125 рублей.

Происходит из духовного звания. Недвижимости нет.

Из 2-го класса Обоянского духовного училища. С 1-го октября 1902-го года по 1-е марта 1903-го года проходил должность учителя в церковно-приходской школе; 1903-го года 10-го августа Курским Преосвященным Лаврентием определена и. д. псаломщика к Дмитриевской церкви села Попыров Фатежского уезда. С 1-го января 1905-го года состоял на военной службе и проходил должность церковника.

Семейное положение: в семействе у него жена, Анна Андреева, дочь потомственного гражданина, родилась 1894-го года 29-го января.

Дети их: Валентина родилась в 1914-м году 4-го апреля, Александра родилась в 1915-м году 10-го апреля.

Подписи: Благочинный священник Василий Хорошилов.

           Члены совета: священник Димитрий Сериков,

                                    Священник Вениамин Власов.

Ведомость о приходе.

Какого звания прихожане, и в каких местах и сколько где лиц иноверных и инославных исповеданий, старообрядцев и сектантов.

В селе Озёрках 181 хозяйство, в которых живёт 640 душ мужского полу и 659 душ женского полу.

В том числе: духовных 2 хозяйства, в которых 3 души мужского полу и 5 душ женского полу.

Дворян 5 хозяйств, в которых 22 души мужского полу и 18 душ женского полу.

Мещан в селе нет.

Крестьян 171 хозяйство, мужчин 612 душ, женщин 636 душ.

Кроме того, в пределах прихода имеют жительство: иноверцев (евреев, магометан и других). В селе нет.

Раскольников (сколько и какого толка)? В селе нет.

Сектантов (какой секты и сколько)? В селе есть штундисты, 3 хозяйства, в них живут 3 мужчины.

Подписи: священник Никита Праведников,

            Псаломщик Василий Горлов подписался.

Послужной список

О церковном старосте Архангельской церкви села Озёрок Суджанского уезда за 1916-й год.

Церковный староста крестьянин Никита Герасимов Малахов в должности с 1915-го года.

Состояние церковных доходов (свечного, кружечного и кошелькового за 5 лет по годам):

При прежнем старосте: 1912 – 593 р. 48 коп., 1913 – 586 р. 53 коп., 1914 – 508 р. 30 коп. Средним числом562 рубля 77 копеек.

При настоящем старосте: 1915 – 519 р. 30 коп., 1916- 450 рублей.

Подпись. Псаломщик Василий Горлов.(данная выписка сделана из копии Клировой ведомости заверенной директором ОКУ «Госархив Курской области» подпись Н. А. Елагина. Основание: Ф.Р – 483, оп. 1, д. 42, л.л. 107 – 114.) 05 – 12 – 2012 г.

 

После того, как было освящено кирпичное здание нового храма, деревянный храм был разобран и из его брёвен был сделан склад для хранения страхового семенного фонда зерна. Этот склад люди называли гамазей. Каждый хозяин крестьянского двора с нового урожая засыпал в этот склад нужное количество семян, а то зерно, что было засыпано в прошлом году, забирал. Этот фонд нужен был на случай неурожайного года для посева в следующем году. Даже, если бы случился голод, этот семенной запас оставался неприкосновенным.

Священник о. Евгений начал служить в нашем в нашем селе ещё в старом деревянном храме. Он был первым учителем. Первые ученики занимались в его доме. В 1888-м году была открыта церковно-приходская школа, которая размещалась в пожарной сторожке. Эта сторожка находилась на том месте, где сейчас стоит финский домик. После трёх лет обучения, детей везли в село Вишнево для сдачи экзаменов, так как там уже действовала официально государственная школа. Так продолжалось до 1905-го года, когда была открыта земская школа в нашем селе.

Когда было закончено строительство храма, была построена новая кирпичная сторожка и в неё, после освящения, перевели церковно-приходскую школу. Это кирпичное здание стоит по сей день. Оно приспособлено по квартиру священника.

Большую помощь в Богослужении оказывали семьи Петрищевых. Они были потомственные дворяне среднего достатка, некоторые крестьяне были богаче их, но по культурно-воспитательному уровню значительно превосходили крестьян нашего села. У них был сад с превосходными сортами фруктовых деревьев, там росли невиданные для наших жителей абрикосы и черешни. Они первыми в нашем селе начали выращивать картофель и помидоры. Содержали большую пасеку и общались с великим пчеловодом России Бутлеровым – родным братом известного химика. Их омшаники находились в Чёртовом и Сухолеске на том бугре, где расположен песчаный карьер, только ближе к логу. В Чёртовом, на местах, где были их пасеки, и сейчас растут одичавшие вишни и грушенки. Когда я был юношей, то там ещё встречались черешни. Почти все члены этих семей пели в церковном хоре т.к. обладали музыкальными способностями.

Церковно-приходская школа существовала параллельно с земской школой. В обеих школах законоучителями были священники.

Благочестивый житель нашего села, Макар Чуднов, прямой потомок первопоселенца, на свои сбережения купил большой колокол, заплатив за него 50 рублей (корова в то время стоила 3 рубля). Голос этого колокола был настолько могуч, что его слышали жители сёл и деревень за 12 вёрст. Звонил этот колокол и в торжественные дни, и в траурные. Монотонный его голос звучал по ночам зимой во время бурана и метели, указывая путь к спасению.

Старики рассказывали, что когда возносили этот колокол на колокольню, стеклись почти все жители села к храму. Священник отслужил особый молебен, был совершен крестный ход вокруг храма. Для подъёма колокола были установлены специальные устройства по проекту Герасима Малахова, большого специалиста по строительству ветряных мельниц. Священник с самого начала подъёма стал на колени, наступила тишина, и в этой тишине был слышен голос священника, читавшего молитвы, да скрип деревянных колёс подъёмного механизма. Осуществляли подъём Герасим Малахов и его сын Никита. Когда колокол поднялся до уровня крыши притвора, движение его остановилось. Народ с замиранием сердца смотрел вверх, где на фоне голубого неба среди редких облаков, величаво парил чудный источник голоса нашего храма, казалось, ещё мгновение и он рухнет на землю. Замерли все и Герасим, твёрдым голосом нарушил тишину: «Чьи-то тяжкие грехи не дают свершиться богоугодному делу! Кто согрешил со своими снохами – отступите прочь»! И несколько бородатых мужиков отошли в сторону. «Не все отошли»! – крикнул Герасим, и когда отошёл ещё один, колокол плавно пошёл далее. После того как колокол вошёл в проем колокольни и был водружен на своё место, священник встал с колен, поблагодарил Господа, на его глазах были слёзы. Эти слёзы были слезами радости в возможной победе над злом. Первые удары тяжелого языка о края колокола подали сигнал к всеобщему ликованию.

 

  ТРЁХСОТЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ И НАШЕГО СЕЛА.

В 1913-м году, в год 300-летия дома Романовых, наше село тоже отмечало трёхсотлетний юбилей, и организовал этот праздник священник о. Никита Праведников.

День Вознесения нашего Господа Иисуса Христа для жителей нашего села был особенный. В роскошном саду церковного двора, мастера из Мирополья установили карусели и качели для детей.

В храме церковный хор исполнил Гимн Российской Империи. Прихожане молились за здравие Императора Российского и Хором повторяли слова молитвы За Царя и Отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на супротивные даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство». В переводе на современный язык эта молитва звучит так: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови их – достояние Твое, Даруй победы на врагов благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, сохраняя силою креста Твоего Твое жительство (то-есть страну верующих, наше государство).

После этого отец Никита прочитал молитву о Императоре и воинстве его: «Господу помолимся. Господи помилуй. Господи Боже наш, иже в премудрости вся единым словом соделавый: и от несущих во еже бытии сия приведый, и во едино совокупивый, и собравый неизреченною Твоею силою и действом: вся бо возможна Тебе, не может же Тебе ничтоже: и сего времена и лета Твоим хотением совокупивый и сочинивый, украсивый сей видимый мир, иже небо прострый и оушаривый, якоже и скинию Моисеем, и множество оно, и тмочисленный род иудейский оукротивый, в чине и единомыслии, и Моисея над ними Твоею десницею и мышцею крепкою, народоводителя поставивый, и едино начало им давый, и соблюдый я невредимы в твоем покрове, и крепкой руце: иже солнце положивый во свет дне, и луну в начало нощи: иже множество звезд на тверди оучастивый густотою, и присно движимое давый им движение, и в чине положивый сия. Твоим повелением хранити предел свой, якоже весьма нас не вредити: по течением и движением тещи неленостно по Твоему хотению: иже землю невидиму сущу прежде и темну открывый и в доброту ю возобразивый, естества ради человеческаго. Иже Аврааму Оному иногда спутствовавый Божественною Твоею силою, и враги его предавый подручники ему: иже Гедеона оукрепивый, сопротивныя всепагубно сокрушивый, и погубивый: Иже царю и пророку Давиду крепость давый на сквернаго онаго Голиафа, и в вконец его погубивый: иже оугодником Твоим Моисеем род еврейский свободивый от горькия работы, и фараона непоборимою Твоею силою, и крепкою Твоею рукою со всевоинством потопивый, да не преткнутся нозе их. Сам и ныне святый царю славы низпосли от святаго жилища Твоего, от престола славы царствия Твоего, столп световидный, и пресветлый, в наставление и победу на враги видимыя и невидимыя Державнейшаго и святого моего Самодержца, и оукрепи Его десною Твоею рукою и я же с Ним идушыя верныя рабы Твоя и слуги: И подаждь Ему мирное и немятежное царство, и всякие распри и междоусобныя брани вышши, ей, Господи Боже милости, оуслыши мя смиреннаго, и недостойнаго раба Твоего в час сей. И оукрепи оубо Его непоборимою Твоею и непобедимою силою: воинства же сего оукрепи везде, и разруши вражды и распри восстающих на державу Его. Совокупи я во единомыслии и покорении праведном, и мир глубокий и нераспрителен на земли же и на мори Ему даруй, и вся яже к пользе подаждь: да воздвизаемыя брани и мятежи отрясшее, едиными оусты, и единым сердцем прославим Тя чудес Бога. Ты бо еси царь мира, и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тут же состоялась Великая ектенья.

«Господу помолимся. Помяни, Господи, благочестивейшего, самодержавнейшего Великаго Государя нашего, императора Николая Александровича, всея России и супругу его, благочестивейшую государыню, императрицу Александру Феодоровну, Матерь его, благочестивейшую государыню, императрицу Марию Феодоровну и наследника его благоверного государя, цесаревича и великого князя Алексея Николаевича.

Благоверного государя и великого князя Михаила Александровича.

Благоверную государыню, великую княгиню Марию Павловну.

Благоверных государей, великих князей: Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей.

Благоверного государя, великого князя Павла Александровича.

Благоверного государя, великого князя Димитрия Павловича.

Благоверную государыню, великую княгиню Александру Иосифовну.

Благоверного государя, великого князя Николая Константиновича.

Благоверного государя, великого князя Константина Константиновича и супругу его, государыню, великую княгиню Елисавету Маврикиевну.

Благоверного государя, великого князя Димитрия Константиновича.

Благоверного государя, великого князя Николая Николаевича и супругу его, благоверную государыню, великую княгиню Анастасию Николаевну.

Благоверного государя, великого князя Петра Николаевича и супругу его, благоверную государыню, великую княгиню Милицу Николаевну.

Благоверного государя, великого князя Михаила Николаевича.

Благоверных государей, великих князей: Николая и Михаила Михайловичей.

Благоверного государя, великого князя Георгия Михайловича и супругу его, благоверную государыню, великую княгиню Марию Георгиевну.

Благоверного государя, великого князя Александра Михайловича и супругу его, благоверную государыню, великую княгиню Ксению Александровну.

Благоверного государя, великого князя Сергея Михайловича.

Благоверных государынь, великих княжен: Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию Николаевных.

Благоверную государыню, великую княгиню Ольгу Александровну и супруга её.

Благоверную государыню, великую княгиню Елену Владимировну и супруга её.

Благоверную государыню, великую княгиню Марию Павловну и супруга её.

Благоверных государынь: великую княгиню Марию Александровну и королеву Еллинов Ольгу Константиновну и супруга её и великую княгиню Веру Константиновну, великую княгиню Анастасию Михайловну. Аминь.

После молитвы, батюшка обратился к прихожанам со словами: «Братия и сестры, я скажу вам, что благополучие жизни нашей зависит от мощи России, а мощь России – в царской власти. Русь наша православной не даром называется и многострадальною. Много пришлось ей выстрадать, но никакия из бедствий не оставили на Руси такого тяжелого воспоминания, какое оставило по себе, так называемое, «смутное время»,которое русский народ, умеющий так метко определять характер каждого события, прозвал «лихолетьем».Как ни тяжки, как ни разорительны и не унизительны были войны и иго татарское, но всё же не было так лихо от этого русскому народу, как от смуты внутренней, от безвластия и произвола.

Было время, поляки пытались соблазнить Русских своею вольностью, выражавшеюся ограничением королевской власти и правом народа составлять союзы против правительства.Русские поняли, в чём дело, и отвечали полякам: «У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого, может отнять у него имение, и жизнь. Искать правосудия у вас долго, а у нас самый знатный невластен обидеть простолюдина. Нам легче перенести обиду от Царя, чем от своего брата». По изгнании поляков, русские люди снова стали избирать себе царя и, истомленные пятнадцатилетним безвластием, горьким опытом научились, что значит рознь, развязывающая руки – ворам и изменникам. С удивительным единодушием был избран на царство юный Михаил Романов, и это обстоятельство также ясно показывает, что в духе русскаго народа издавна коренится вера в помазание на царство свыше. Так как, в такое тяжелое время всеобщаго брожения внутренняго и беззащитности с внешней стороны, не стали искать царя умнаго, сильнаго, обладающаго гениальными государственными способностями и отличающагося славой бранной... Нет – судьбы своего измученнаго отечества, вверили потомку Русских царей, юному отроку, жившему вдали от всех дел государственных.

Этот великий шаг положивший конец «лихолетью», был основан на вере, что Господь строит престолы царей, что Им царие царствуют, и что сердце Царево в руце Божией, потому что Царь есть помазанник Божий! Но для того, чтобы убедиться в этом, поверить этому всем сердцем – нужно было пережить страшное «лихолетье».

Господи, спаси Царя и услыши ны!

С праздником вас, с Вознесением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа! С трёхсотлетием Дома Романовых и нашего села. Мир всем»!

Когда закончилось Богослужение  в храме, звонарь испросил благословения у отца Никиты на музыкальный перезвон колоколов. И над селом, в исполнении колоколов, понеслась русская «тимоня». В этот же миг, на церковном дворе, образовался карагод, и пустились мужики с бабами в плясовую.

Дети качались на качелях, катались на каруселях, юноши упражнялись в том, кто сделает самый большой «гигантский шаг». Для этого был поставлен столб в 10 аршин высотою, на вершине которого установлено приспособление, к которому привязана верёвка с петлёй на нижнем конце. В эту петлю вдевалась нога и человек, как бы, сидел в ней, делался сильный разбег и после прыжка, он взлетал и описывал дугу в воздухе, летя вокруг столба.

Хотя наша церковь имеет один престол, освященный в честь Архангела Михаила, село празднует два праздника. Вторым праздником является Вознесение. Многие годы, жители села, после завершения Богослужения в церкви, которое заканчивалось целованием креста, поспешно направлялись домой, так как надо было поскорее собрать праздничный обед, а после обеда одеться в самые лучшие одежды и пойти в карагод. То в этот день карагод организовался сразу после службы в храме. В самый разгар «тимони», колокола вдруг, своим перезвоном начали исполнять «камаринского». Этой задорной мелодией звонарь приветствовал появление пана Каленского. Барин внезапно появился в козырях. Шестёрка лошадей, поднимая пыль, лихо развернулась перед карагодом. Ездовой Фирс осадил коней, и барин, встав во весь рост, начал бросать на траву конфеты, которые разлетались во все стороны, трепыхая бахромой своих фантиков. Детвора пососкакивала с качелей и каруселей и бросилась собирать конфеты. Взрослые радовались такой потехе и с любопытством смотрели на своих детей и внуков. Вдруг барин поднял над головой пару хромовых сапогов, все разом затаили дыхание и молча смотрели на эти сапоги. Барин некоторое время подержал эти сапоги над головой, повертел ими в воздухе и метнул один сапог направо, другой налево.. Сразу началась свалка, но драки не было. Жители нашего села люди миролюбивые, даже во время кулачных боёв, проходивших зимой на пруду во время Святок, до мордобоя не доходило. На этот раз, один сапог оказался в руках Алёшки Пирога, а второй у Карпа Вареника. Барин надеялся увидеть любопытное зрелище, так как он был большим специалистом разыгрывать различные шутки, но, Карпо Вареник подошёл к Алёшке и сказал: «У тебя есть сила отнять у меня сапог, а у меня нет силы, отнять у тебя сапог, но у меня есть сила не отдать тебе этот сапог и мы можем разорвать его. Я пришёл в церковь в сапогах, а ты в лаптях, возьми этот сапог и ходи в церковь тоже в сапогах». Карпо отдал Алёшке свой сапог и они обнялись как братья.

Барин поднял руку и, когда народ притих, сказал: «Я знал, что озерчане хорошие люди, но не до такой степени. Живите всегда мирно, берегите свою честь, а ты, Карпо, заслужил подарок, возьми от меня ботинки миропольского пошива. Поздравляю всех вас с праздником, а я поеду встречать свою матушку. Едет она поездом из Питера, а дорожной тряски не переносит, вот и приходится везти её в козырях летом».

Об этом празднике с большим интересом рассказывали очевидцы Такого праздника не было в Озёрках ни до этого дня, ни после. Тогда все люди радовались и веселились, и не было злобы, зависти и неприязни между жителями. Казалось, что безоблачная жизнь будет безконечной. Но проходит время и вносит такие поправки в жизнь, которые и предвидеть невозможно. Безоблачные дни сменяются пасмурными днями. И это хорошо, когда небо заволакивается тучами постепенно, но, очень страшно бывает, когда внезапно появляется тёмная, клубящаяся туча. Сперва, кажется, что она совсем маленькаяи быстро проскочит мимо и снова засияет ласковое солнце. Но первые порывы ветра, пришедшие с тучею, быстро разрывают её на мелкие осколки. Эти осколки быстро разрастаются и закрывают собою не только небо, но и ту катастрофу, которую они производят на земле. Сверкают молнии, гремят громы, сплошная стена воды и шквалистый ветер с неимоверной жестокостью давят на психику человека, что он съёживается и, сжимаясь, падает в грязь от осознанности своего безсилия.

 Оглядываясь в то далёкое, безвозвратно ушедшее врем, невольно сравниваешь 1913-й год с днём, когда Господь наш Иисус Христос на осляти входил в Иерусалим. Тогда люди встречали Его как Царя. Но пройдёт всего четыре дня, и те, которые приветствовали Его, будут кричать: «Распни! Варнаву отпусти»! Так и некоторые жители нашего села изменятся до неузнаваемости всего за четыре года. Появятся первые сектанты в нашем селе, и они станут активными борцами по разрушению государства и устоев нашего народа.

В 1916-м году пан Каленский распродал движимое и недвижимое имущество и уехал в Турцию. Продавая землю крестьянам, он говорил: «Берите, берите черти бородатые, только зря деньги платите, земля и так ваша будет». Все думали, что он по своему обыкновению, шутит, а на поверку оказалось, что говорил правду. Что мог продать – продал, а что не смог продать – даром отдал. За хорошую работу и безупречную службу барин публично поблагодарил Фирса Лукьянова, но ничего не дал. А Свирид, правая рука барина, слёзно умолял барина, чтобы он подарил ему часть фруктового сада, который называется Василёвщина. На эту просьбу барин ответил, что Свирид честный и умный человек и мне не жалко не только части сада, но и всего сада, а жалко Свиридовых детей и отказал в его просьбе. До самой коллективизации Свирид обижался на барина, а когда были сосланы, как кулаки, все, кто хоть что-то имел от барина, стал благодарить его.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 868; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!