Вопрос 2. «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина (по повести « К а п и та н с к а я д о ч к а »)



В повести «Капитанская дочка» мы встречаем предостережение будущим поколениям России: «не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный». В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в творчестве Пушкина. Одной из главных тем повести было крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Пушкин не признавал революционного переустройства общества. И эту мысль он выразил в произведении «Капитанская дочка», показав именно такой бунт.

Крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь и желание изменить ее заставили их пойти на восстание, Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость. Каким бы привлекательным не изображал Пушкин своего Пугачева (а он во многих эпизодах привлекателен - он и сметлив, и наблюдателен, и благороден, и способен на милосердие и помощь), но он и страшный убийца, предводитель кровавого бунта. Поэтому авторская позиция в трактовке образа Пугачева неоднозначна. С одной стороны. Пушкин разделяет точку зрения своего молодого героя - дворянина Петруши Гринева, смело противопоставляющего требованиям бунтовщиков понятия чести и долга. С другой стороны, отношение автора к самозванцу не лишено некоего сочувствия и симпатии. «Странная дружба», соединившая дворянина Петра Гринева и вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, несет в себе глубокий идейный смысл, который и стремится донести до читателей автор. Это идея примирения между враждующими общественными сдоями.

Такое авторское отношение ярко показано во многих эпизодах. Например, в главе «Приступ» Пугачев изображен как жестокий и беспощадный убийца: он казнит Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Василису Егоровну. Показательна также сказка о вороне и орле. Рассказывая ее. Пугачев считает, что он орел, стремящийся к свободе. Гринев же с ним не согласен, считая, что Пугачев, так же, как и ворон, питается мертвечиной. Прямой ответ на вопрос, что же такое «русский бунт» и как к нему относится автор, дан в размышлениях Гринева: «Не дай Бог русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пушкин понимал, что русский бунт остановить невозможно. Насилием и жестокостью невозможно решить ни одну из назревших проблем социально-экономического развития. Любое насилие способно лишь породить насилие еще более жестокое и кровавое. Восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови.

 

Билет 6

Вопрос 1 Тема«Дружества святого» в лирике А.С. Пушкина

Тема дружбы проходит через всё творчество Александра Сергеевича Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни почта. Трепетное отношение Пушкина к дружбе, конечно, не было случайным, ведь всю силу этих человеческих взаимоотношений он испытывал на себе с двенадцати лез. с момента поступления в Царскосельский лицей. Покой, беззаботное веселье, шумные пиры, легкость, жизнерадостность, наслаждение жизнью, по мнению юного Пушкина, и есть настоящее человеческое счастье. Годы учебы в Лицее (1811-1817)

Созданное во время ссылки стихотворение «19 октября» передаёт всю гамму эмоций, которые испытывал Пушкин, находясь вдали от своих друзей в столь знаменательный для них день. Здесь есть и любование красотой природы, и тоска одиночества, и боль от ранних потерь, и вдохновение от одних лишь воспоминаний о дорогих его сердцу друзьях. Некоторые из них названы (Пущин,

Дельвиг, Горчаков. Кюхельбекер назван по имени - Вильгельм), а о других говорится без указания имён.

Судить о том. насколько сокровенные, личные переживания выражены в произведениях Пушкина, можно потому, что большинство из них написаны в форме стихотворных посланий: «К Чаадаеву», «К Языкову» , «Пущину» , «Дельвигу». В каждом стихотворении, посвящённом друзьям, поэт рассказывает о дружбе,как о святом и нерушимом братстве.

Стихотворение " К Пущину" о дружбе, имеет адресата и представляет собою послание. Лирическая миниатюра - отклик на реальное посещение лицейским другом опального поэта в Михайловском.Это воспоминание об их последнем свидании. Поэт помнит о радости , которую ему доставил звон колокольчика и появление на пороге своего дома друга. Встреча была бесценной , потому что оказалась неожиданной и последней. Позже стихотворение было доставлено Пущину в Сибирь.
В послании две части. В них перекликаются события. В первой части идет речь о встрече с другом в родовом имении Пушкина, вторая часть адресована уже сосланному в Сибирь Пущину. Поэт использует намеренно слова " высокого " штиля " " утешенье", " проведенье", " заточенье", чтобы подчеркнуть значимость и торжественность событий, их трагичность и высокий эмоциональный накал.
Мольба Пушкина " к святому " провиденью была услышана и послужила не только для Пущина, но и для других ссыльных декабристов "лучом света". В стихе соединились и скорбь, и великая дружба, и глубокое человеческое сочувствие, что сделало его шедевром русской лирики.

 

 

Вопрос 2 Патриотический пафос повести Гоголи «Тарас Гульба». Воль антитезы.

Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность своему народу.

Пафос - это воодушевляющий, творческий источник, основная направленность чего-либо.

Повесть "Тарас Бульба" - историческая народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных героев показана история народа. Мы по праву считаем Тараса Бульбу народным героем, потому что он сражался за независимость своей родины и жил одной мечтой: "Пусть же цветет Русская земля!"

В повести представлена широкая картина народного движения, показаны два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта. Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству.

Следуя исторической правде, Гоголь показывает,что именно из Запорожской Сечи выходили мужественные храбрецы, "гордые и крепкие, как львы!"

Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни "свирепства" запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, "когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества". Тарас ведет жизнь, полную опасностей. Он ходит в боевые походы и против турков, и против ляхов. Он беспощадно карает польских магнатов за угнетение украинского народа.

Настоящей трагедией для Тараса Бульбы стало появление сына во главе вражеского полка. Это было страшным позором, предательством по отношению к Отчизне, заветам предков, всему казачьему войску. Не случайно убийство сына-предателя стало для Тараса долгом перед товарищами, очищением от позора — он не мог вытерпеть надругательства надо всем, что было ему дорого.

Антитеза - …

Главные герои повести Николая Василевича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий
Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Его девиз – «бой и пиршество» . Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки. Андрий, как и Остап, признавал отца своим единственным судьей.
И Остап, и Андрий гордые, с чувством собственного достоинства. Оба брата доры, но Остап – к Андрию, отцу, казакам, а Андрий – даже к врагу: он пожалел полячку. Братья были патриотами, защитниками Родины, но Андрий не справился со своими чувствами и стал предателем.
Остап в бурсе учиться не хотел и даже четыре раза закапывал свой учебник. Но когда Тарас Рассердился и сказал, что Остап никогда не увидит Сечи, если не выучится в бурсе, Остап стал прилежным, трудолюбивым и старательным учеником, одним из первых. Он был хорошим, надежным товарищем, бурсаки его уважали, охотно слушались. Он был честным и прямодушным – когда его наказывали, он не увиливал. Андрий же был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. Он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. У него развит эстетический вкус.
Уже в первых боях проявилось, что Андрий был легкомысленным, отважным, отчаянным и видел в битве «бешеную негу и упоение» , «запальчивое увлечение» . А Остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.
«О! да это будет со временем добрый полковник! – Говорил Тарас об Остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! » А про Андрия он говорил: «И это добрый – враг бы не взял его! – вояка! не Остап, а добрый, добрый тоже вояка! »
Битва под Дубно - решающее испытание для Андрия и Остапа. После нее, ночью Андрий предел Родину, товарищей, семью. А когда на следующий день он выехал бить своих, Тарас проклял его и свершил над ним свой суд – убил его.
Остапа же взяли в плен, и через неделю повели на публичную казнь. Он выносил пытки, как исполин. Но когда подошел черед последних мук, он упал духом, ему захотелось повидать отца перед смертью и закричал: «Батько! где ты? Слышишь ли ты? » - «Слышу! » - и этот ответ помог Остапу перенести страдания. Остап Бульба погиб за родину.
И у Андрия, и у Остапа было героическое начало, но Остап так и остался героем, а Андрий не смог совладать со своими чувствами, и они победили разум – Андрий предал Родину.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!