Пути возникновения государства



Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;

› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следующие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родомплеменем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;

4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;

5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Типология государств

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона);

2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Можно выделить два подхода к сущности государства:

1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;

2) общесоциальный, - здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.

Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

1) по социальным признакам (характеру государственной власти);

2) по форме (способам организации власти);

3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);

4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);

5) по уровню развития, организации государственно-политических институтов;

6) по уровню развития права (правовые, полуправовые);

7) по признакам, указывающим на источник государственной власти и др.

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Формационная типология

Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях.

Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие:

а) частной собственности;

б) классов;

в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности.

Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична.

Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит.

Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.

Исторические типы государства,типы общественно-экономической формации

Эксплуататорские государства

Неэксплуататорские государства


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!