Теория архаической экономики М. Салинз(с??)а



Маршалл Салинс - американский антрополог, стремился показать значимость культуры в формировании структуры общества. Салинс критиковал идею «человека экономического», характерную для многих экономических воззрений, и стремился показать культурную специфичность экономических систем. В своем труде "Экономика каменного века" он бросает вызов глубоко укоренившемуся представлению об охотниках и собирателях как о людях, задавленных непосильной борьбой за существование, испытывающих постоянные трудности и лишения, отдающих все свое время поискам пищи и живущих под постоянной угрозой голодной смерти. Не ограничиваясь утверждением об ошибочности такого взгляда, М. Салинс вскрывает его корни. Основную причину его появления он видит в современном нам этноцентризме. Весьма распространенным является учение о том, что существующих средств потребления никогда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей. Это положение, считает М. Салинс, верно по отношению к современному обществу, но не к обществу охотников и собирателей. Делая такие выводы, мы по существу наделяем палеолитического охотника стремлениями и потребностями, характерными для современного человека.

Ограниченность средств коренится вовсе не в уровне развития техники, взятом самом по себе, а в социально-экономической структуре общества как рыночно-индустриального. Рынок, предлагая огромное количество самых разнообразных товаров, тем самым формирует у людей огромное количество самых различных потребностей. Но ни один человек не может их полностью удовлетворить, ибо всегда располагает лишь ограниченной суммой денег, поэтому при капитализме разрыв между потребностями и средствами их удовлетворения будет существовать всегда, как бы ни был велик объем произведенного продукта.

 

12 .Половозрастная стратификация в обществах неэгалитарных охотников и собирателей.

Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный способ существования в пределах определенной территории, сосредотачиваясь вокруг зоны расположения ресурсов. Их основу составляли неустойчивые парные семьи. Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины – собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики – обучением детей.
Исследования последних десятилетий показали значительную вариативность политической сложности локальных групп. Одни из них действительно отличались эгалитарной социальной организацией, равенством всех его членов (африканские бушмены, хадза). Для других обществ (например, аборигенов Австралии) было характерно сосредоточение лидерства в руках взрослых мужчин, развитие внутреннего половозрастного неравенства, наличие у взрослых мужчин монополии на информацию.

Половозрастная стратификация на примере австралийских аборигенов
(дальше текст от руки) АА-АвстралийскиеАборигены

Положение женщин в обществе АА было крайне низким, в основном женщина являлась практически собственностью мужчины и была максимально ущемлена в возможностях. В отношении брака, мужчина, достигнув статуса “старшего”, имел право свободно выбирать себе жену, когда женщине такое право предоставлялось крайне редко и было исключительным, обычно её судьбой распрягались родственники-мужчины. После брака, женщина становилась полностью зависима от мужа, а в её обязанности входило лишь беспрекословное подчинение интересам “супруга”. Мужчине было выгоднее иметь жену, так как брак практически не ограничивал свободу мужчины, но всё это ложилось обратную сторону женщине (то есть её то свободу ограничивало очень сильно). На неё ложились все повседневные бытовые дела (собирательство, воспитание детей и тд), плюс даже в этих делах решающее слово всегда было за мужем. Мужчины стремились обладать большим количеством жен, так как это повышало их “социальный” статус, потому что тем больше у тебя жён, чем значит ты лучше охотишься, лучше добываешь пищу и тд, также тогда в круг общения входили новые люди (родственники новой жены), или ты мог бы обменять на разные приколюхи (подарки, оружие) от других аборигенов всего лишь дав свою жену, так сказать, в аренду. В плане развода, мужчина мог в любой момент сказать женщине “ухади” и она была обязана уйти, когда женщине не давалось права выходить из брака самостоятельно, максимум она могла убежать сдругим, но если бы их поймали, то двоих бы захуярили палками (то есть убили, то есть она бы рисковала жизнью). В чём кстати было равенство, так это в том, что у всяких нетрудоспособных мужчин и женщин чаще всего вообще не было пары и они умирали, так сказать, в одиночестве. Разделение труда определялось физиологическими способностями, что ставило женщин на более низкую ступень, так как они не могли заниматься охотой, потому что были менее выносливы и так далее. Плюс женская жизнь ценилась намного меньше, поэтому месть за убитую женщину, например, не являлась очень “интересным” аборигену, чем месть за убитого “иницированного” взрослого мужчину. Так же это видно в похоронах женщин, потому что всё происходило более скромно и менее сложно в обрядах, чем похороны мужчины.
Традиционно, уважающий себя взрослый мужчина считал унизительным в глазах других долго общаться с женщинами. Женщины не допускались до обсуждений каких-либо важных дел группы. Женщины не допускались до “элитарных” занятий, то есть им нельзя было становиться шаманами/колдунами/художниками/философами/инженерами/машинистами электропоезда.
В церемониях и различных религиозных обрядах женщина всегда имела второстепенное место или вообще не имела права участвовать, ей даже запрещалось приближаться к каким либо особо священным реликвиям или местам, так как считалось, что это, например, может навлечь беду. Хотя у женщин были и свои тайные обряды, но им уделялось крайне мало внимания и значения.
Плюс есть утверждение, что у АА “мужское” и “женское” делилось на “священное” и “земное”, то есть и в религиозном плане женщина считалась наравне животному, хотя эта теория имела потом много различных возмущений и протестов от ряда исследователей.
у АА принцип “чем больше вклад, тем выше социальная оценка” не работал, поэтому женщины в любом случае оставались ниже мудчин.

это было про пол, теперь про возраст немного:

у АА существовало так же разделение и среди мужчин на “старших” и “младших”.
Для того, чтобы перейти в статус “старших” и стать полноценным членом группы нужно было пройти ряд испытаний (инициации) и получить соответствующую социальную оценку. Инициации заключались в посвящении в определенные религиозные (тотемические и тд) культы. Человек, который не мог их пройти, оставался в статусе женщины или ребенка до конца жизни - то есть становился малоавторитетным в кругах группы. Успех прохождения через инициации был обусловлен индивидуальными способностями и достижениями, кто то мог проходить их раньше, кто то позже.
--К этому надо добавить, что далеко не все юноши оказыва­ются в состоянии вынести все лишения и пытки, которым они подвергаются во время инициации: некоторые гибнут от истязаний и лишений. Вероятно, именно поэтому юноши, про­ходящие инициации, находятся в положении глубоко изолиро­ванных, женщинам и детям строжайше запрещено даже при­ближаться к той местности, где находится лагерь посвящае­мых, чтобы они не могли видеть истязуемых и слышать их стоны и вопли.

Чрезвычайная жестокость посвятительных обрядов, несом­ненно, способствовала, с одной стороны, отсеву и уничтожению слабых телом и, главное, слабых духом, а с другой стороны, культивировала, поощряла и передавала по наследству высо­кие качества мужества, стойкости, скромности.--
“Старшие” могли подчинять себе “младших”, пользовались привилегиями, получая часть еды от “младших” и тд. Религиозные дела велись только “старшими”, но при помощи “младших”. В обществах по типу АА для взрослого мужчины не было ничего хуже, чем насмешки со стороны других членов группы, любое умаление их личного авторитета, поэтому мужчины всегда использовали способы самоутвердиться и подтвердить свой “высокий” социальный статус. Люди с высоким статусом обычно (в знак уважения со стороны группы) получали различные подарки. Но обычно они все потом раздаривались, так как особые формы поведения АА препятствовали накоплению каких либо материальных благ (оружие, шкуры) в одних руках и не давали никакого повышения личного статуса.
Как видно из всего вышесказанного, дифференциация социальных статусов у АА была в значительности обусловлена естественными факторами: половозрастными различиями людей, неравными прирожденными данными индивидов и др.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!