Формирование предков человека (ардипитек , австралопитек)



ЛБилет №1

АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях. Некоторые черты архаичного общества:

 

· Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваивающие и производящие формы хозяйства. К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.

 

· Социальные технологии организованы по родовому принципу. Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Общество локально. Роды, племена, союзы, обладающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросанные в природном океане.

 

· Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями, рабо- и землевладением - всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса - «азиатский способ производства».

 

· Религиозные мировоззрения:
-фетешизм – поклонение природным предметам: камням и деревьям
- тотемизм – поклонение животным, сложилось вследствие низких производственных технологий.

 

Таким образом, архаичное общество подчинено природе. Оно не только развивается в соответствии с ее ритмами, но и ограничено созданными ею пределами. Более того, в его проявлениях явственно проступают черты животного мира.
Вместе с тем, архаичное общество открывает историю человека. Оно обладает собственной культурой.
Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих, иначе говоря, МИФ.
Эта ментальность глубоко отлична от современной нам тем, что она не знает законов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).
Миф - это чувственная, целостная картина мира. Для него свойственны:1) гармоничное сочетание знаний, почерпнутых из практического опыта, и сверхъестественных, фантастических образов; 2)коллективная природа происхождения и существования; 3)полное погружение человека в миф; 4)собственные ритуалы, практические действия, подтверждающие участие человека в мифе.
По внешней форме миф - связное повествование, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.
По существу, миф - это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек архаичного общества.
Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной науки, магия - ложное знание и бесплодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный способ овладеть миром.
Мифы создают систему норм поведения в виде табу - абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, предметы, слова.
Мифы предполагают собственную систему символов, маркирующих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним из таких символов является ТОТЕМ - племенной знак,указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.
Ритуальные действия, магические практики, символизация окружающего мира - вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущностные силы человека. В архаичном обществе искусство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифологическими практиками. С помощью мифа человек постигает окружающую действительность.
Мышление архаичного человека было прологично, т.е. не опиралось на логическое мышление и выводы.

Архаические общества – общества, существовавшие до осевого времени (!)

Концепция «осевого времени» К. Яскерса

Кратко:

Осевое время— термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до н. э. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Характерными признаками «осевого времени» являются: появление сознания, рефлексии, способности ставить предельно широкие вопросы о бытии, как целостности, о человеке и его самости, о силе и бессилии человека, о человеческом существовании и его хрупкости, о вине, судьбе и спасении. Важнейшее свойство мысли осевого времени - преодоление мифологизма, вытекающее отсюда становление образа "единого Бога" - вместе с одухотворением бытия. Вот почему Ясперс называет «осевую эпоху» "священной историей".

Подробно:

Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовногоосновоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, — писал-Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей».

Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира».

Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.

Формирование предков человека (ардипитек , австралопитек).

Древнейшими гоминидами считают австралопитековых. Это была своеобразная группа, так как их можно описать как двуногих обезьян , так и людей с обезьяньей головой.

 Самые ранние останки австралопитеков, найденные в Торос-Меналла (Республика Чад), датируются 6-7 млн. лет назад. Наиболее поздняя датировка была определена для находок массивных австралопитеков в Сварткрансе (Южная Африка) – 900 тыс. лет назад; это время существования уже намного более прогрессивных форм гоминид. Известны австралопитеки практически со всего указанного промежутка времени. Таким образом, период существования группы австралопитеков крайне велик.

Территория расселения австралопитеков велика: вся Африка южнее Сахары и, некоторые территории севернее. Австралопитековые никогда не покидали пределов Африки. Находки вне этого континента, иногда приписывавшиеся австралопитекам (Тель-Убейдиа из Израиля, Мегантроп 1941 г. и Моджокерто с Явы), во всех случаях крайне фрагментарны и, следовательно, спорны. Внутри Африки местонахождения австралопитеков концентрируются в двух основных районах: Восточная Африка (Танзания, Кения, Эфиопия) и Южная Африка. Отдельные находки были сделаны также в Северной Африке; возможно, их малое количество связано больше с условиями захоронения или малой изученностью региона, а не с реальным расселением австралопитеков. Австралопитеков можно разделить на три основных группы:

Ранние австралопитеки – существовали с 7 до 4 млн. лет назад, обладали наиболее примитивным строением. Выделяют несколько родов и видов ранних австралопитеков.

Более многочисленные находки в Кении в ТугенХиллс имеют датировку 6 млн. лет назад. Они получили название Orrorintugenensis(Оррорин). В Эфиопии в двух местонахождениях – Алайла и Арамис – были найдены многочисленные костные останки, названные Ardipithecusramiduskadabba (около 5,5 млн. лет назад) и Ardipithecusramidusramidus (4,4 млн. лет назад, Ардипитек). Находки в двух местонахождениях в Кении – Канапои и Аллия Бей – получили название Australopithecusanamensis(Австралопитек анамский). Они датируются временем 4 млн. лет назад.

Рост их ненамного превышал один метр. Размеры мозга были такими же, как у шимпанзе. Обитали ранние австралопитеки в лесистых или даже болотистых местах, а также в лесостепях. Очевидно, именно эти существа наиболее подходят на роль пресловутого "промежуточного звена" между обезьяной и человеком.

Судя по черепу Sahelanthropus, бедренным костям Orrorin, фрагментам черепа, костям конечностей и остаткам таза Ardipithecus, ранние австралопитеки были уже прямоходящими приматами. Однако, судя по костям рук Orrorin иArdipithecus, они сохраняли способность лазания по деревьям, а в целом прямоходящие Australopithecusanamensis, вероятно, даже периодически передвигались, опираясь на фаланги пальцев рук, подобно современным шимпанзе и гориллам. Строение зубов ранних австралопитеков промежуточно между обезьянами и человеком. Возможно даже, Sahelanthropus были родственниками горилл, Ardipithecus – непосредственными предками современных шимпанзе, а Australopithecusanamensis вымерли, не оставив потомков.

 

Грацильные австралопитеки – существовали с 4 до 2,5 млн. лет назад, имели сравнительно небольшие размеры и умеренные пропорции. Обычно выделяют один род Australopithecus c несколькими видами.

В Кении, Танзании и Эфиопии во множестве местонахождений открытыокаменелостиграцильных австралопитеков, названныеAustralopithecusafarensis (Австралопитек афарский). Этот вид существовал приблизительно от 4 до 2,5 млн. лет назад. Наиболее известны находки из местности Хадар в пустыне Афар, в том числе скелет, получивший прозвище Люси. Также, в Танзании обнаружены окаменевшие следы прямоходящих существ в тех же слоях, из которых известны останки афарских австралопитеков. Кроме афарских австралопитеков, в Восточной и Северной Африке в промежутке времени 3-3,5 млн. лет назад, вероятно, обитали и другие виды. В Кении в Ломекви найден череп и другие окаменелости, описанные как Kenyanthropusplatyops (Кениантроп плосколицый). В Республике Чад, в Коро-Торо, обнаружен единственный фрагмент челюсти, описанный как Australopithecusbahrelghazali (Австралопитек бахр-эль-газальский). На другой оконечности континента, в Южной Африке, в ряде местонахождений – Таунг, Стеркфонтейн и Макапансгат – обнаружены многочисленные окаменелости, известные под названием Australopithecusafricanus(Австралопитек африканский). К этому виду принадлежала первая находка австралопитека – череп детёныша, известного как "Бэби из Таунга". Африканские австралопитеки жили с 3,5 до 2,4 млн. лет назад. Самый поздний грацильный австралопитек – с датировкой около 2,5 млн. лет назад – обнаружен в Эфиопии в Боури и назван Australopithecusgarhi (Австралопитек гари).

 Грацильные австралопитеки были прямоходящими существами около 1-1,5 метра ростом. Их походка отличалась от походки человека. Видимо, австралопитеки шагали более короткими шажками, а тазобедренный сустав при ходьбе разгибался не полностью. Вместе с достаточно современным строением ног и таза, руки австралопитеков были несколько удлинены, а пальцы приспособлены для лазания по деревьям, но эти признаки могут быть лишь наследством от древних предков.

Днём австралопитеки кочевали по саванне или лесам, по берегам рек и озёр, а вечером забирались на деревья.. Австралопитеки жили небольшими стадами или семьями и были способны перемещаться на довольно большие расстояния. Питались они в основном растительной пищей, а орудий труда обычно не изготовляли, хотя недалеко от костей Australopithecus garhi учёные нашли каменные орудия и раздробленные ими кости антилоп. Также, для южноафриканских австралопитеков была выдвинута гипотеза остеодонтокератической ("костно-зубо-роговой") культуры. Предполагалось, что австралопитеки использовали кости, рога и зубы животных в качестве орудий. Позднейшие исследования показали, что большинство следов износа появилось на этих костях в результате погрызов гиен и других хищников.

 Имели обезьяноподобный череп, сочетавшийся с почти современным остальным скелетом. Мозг австралопитеков был похож на обезьяний как по размерам, так и по форме. Однако отношение массы мозга к массе тела у этих приматов было промежуточным между небольшим обезьяньим и очень большим человеческим.

Наиболее вероятными предками человеческой линии эволюции являются афарскиеавстралопитекиAustralopithecus afarensis.

 

Массивные австралопитеки – существовали с 2,5 до 1 млн. лет назад, были очень массивно сложенными специализированными формами с крайне развитыми челюстями, маленькими передними и огромными задними зубами. Массивные австралопитеки выделяются в самостоятельный род Paranthropus с тремя видами.

 

Древнейшие массивные австралопитеки известны из Кении и Эфиопии – Локалеи и Омо. Они имеют датировки около 2,5 млн. лет назад и названы Paranthropusaethiopicus (Парантроп эфиопский). Более поздние массивные австралопитеки из Восточной Африки – Олдувай, Кооби-Фора – с датировками от 2,5 до 1 млн. лет назад описаны как Paranthropusboisei (Парантроп Бойса). В Южной Африке – Сварткранс, Кромдраай, ДримоленКэйв – известны Paranthropusrobustus (Парантропы массивные). Массивные парантропы были вторым открытым видом австралопитеков.

При рассмотрении черепа парантропов бросаются в глаза огромные челюсти и большие костные гребни, служившие для прикрепления жевательных мышц. Максимального развития челюстной аппарат достиг у восточноафриканских парантропов. .

Парантропы были крупными – до 70 кг весом – специализированными растительноядными существами, жившими по берегам рек и озёр в густых зарослях. Образ жизни их в чем-то напоминал образ жизни современных горилл. Тем не менее, они сохранили двуногую походку и даже, возможно, умели изготовлять орудия труда. В слоях с парантропами найдены каменные орудия и костяные обломки, которыми гоминиды разрывали термитники. Также и кисть этих приматов была приспособлена для изготовления и применения орудий.

Парантропы сделали ставку на размеры и растительноядность. Это привело их к экологической специализации и вымиранию. Однако в одних слоях с парантропами обнаружены останки и первых представителей гоминин – так называемых "ранних Homo"– более прогрессивных гоминид с крупным мозгом.

Ардипитек (5,5-4,4 млн. л.н.)

Фрагменты скелета Ардипитекарамидуса были обнаружены на территории Эфиопии, в долине Афар , в 1994г.

Находки в Арамисе многочисленны – останки принадлежат не менее чем 21 особи, но наиболее важен скелет взрослой самки Арди ,от которого осталось около 45% костей , в том числе почти весь череп, хотя и в крайне деформированном состоянии. Особь имела рост около 1,2 м и могла весить до 50 кг. Существенно, что половой диморфизм Ардипитеков был выражен гораздо слабее, чем у шимпанзе и даже более поздних австралопитеков, то есть самцы были не намного крупнее самок. Объём мозга Арди достигал 300-350 см3 – столько же, как у Сахелянтропа, но меньше, чем обычно у шимпанзе. Строение черепа довольно примитивное. Замечательно, что у Ардипитеков лицо и зубная система не имеют специализированных черт, присущих австралопитекам и современным обезьянам. На основе этой особенности даже выдвигалось предположение, что Ардипитеки могли быть общими предками человека и шимпанзе, либо даже только предками шимпанзе, но предками прямоходящими.

ПрямохождениеАрдипитека достаточно очевидно, учитывая строение его таза (сочетающего, , обезьянью и человеческую морфологию) – широкого, но и довольно высокого, вытянутого. Однако такие признаки, как длина рук, достающих до колен, изогнутые фаланги пальцев рук, далеко отставленный в сторону и сохранивший хватательную способность большой палец стопы, ясно свидетельствуют о том, что немало времени эти существа могли проводить на деревьях. Авторы первоописания особо подчёркивают то обстоятельство, что Ардипитеки жили в достаточно закрытых местообитаниях, с большим количеством деревьев и зарослей. Эти существа могли жить и на деревьях, и на земле, лазить по ветвям и ходить на двух ногах, а иногда, возможно, и опускаться на четвереньки. Питались они, широким спектром растений, как побегов с листьями, так и плодами, Социальная структура нам неизвестна, но малые размеры клыков и слабый половой диморфизм свидетельствуют о невысоком уровне агрессии и слабой межсамцовой конкуренции, видимо, меньшей возбудимости.

 

 

3.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!