Политическая мысль эпохи формирования Российского централизованного государства



Предмет и задачи политологии. Методы исследования.

Политология изучает политическую действительность во всем ее многообразии, а именно: субъекты и объекты политики, политические процессы, идеи и концепции. При этом политология выполняет мировоззренческую, познавательную, управленческую и прогностическую, воспитательную функцию.

Политология оперирует несколькими уровнями политического знания:

· В политической философии (рассматриваются общие подходы к политике).

· В политической теории (сводится к изучению политических институтов).

· Империческая политология (изучает частные явления, например – мотивы поведения).

 При изучении политологии реализуются два альтернативных подхода:

· Институциональный (базируется на изучении политических институтов, таких как – государство, партия; приверженцы – историки, юристы).

· Функциональный (отличается меньшей логичностью; приверженцы – философы, психологи. Этот подход реализует функциональную сторону политики, но при этом его неизбежно отличает эклектика; функциональное понятие данного подхода - власть). 

В российской политологии существуют приверженцы и первого, и второго подхода, а государственный образовательный стандарт пытается их объединить.

Виднейшими российскими политологами являются А.В. Дмитриев, А.В. Малько, А.И. Демидов, К.С. Гаджиев, А.А. Федосеев.

Политология опирается на многочисленные методы исследования – альтернативные или дополняющие друг друга:

1. Социологические.

2. Институциональные.

3. Нормативно-ценностные.

4. Структурно-функциональный анализ.

5. Бихевиористский (изучает политику посредством исследования осознанного и подсознательного поведения отдельных личностей и групп).

6. Антропологический (требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека, как родового существа, имеющего неизменный набор потребностей).

7. Психологический (близок к антропологическому, однако, он имеет в виду не человека вообще, а конкретного индивида, что предполагает учет социального окружения и особенности индивидуального развития).

8. Критическо-диалектический (ориентируется на выявление противоречий в политике как источника ее самодвижения, используется в марксизме, неомарксизме и социал-демократической мысли).

9. Сравнительный.

10. Исторический.

Чрезвычайно продуктивно является использование с 1960 года количественных методов. Первоначальные проекты, проводившиеся консорциумами нескольких американских университетов, были нацелены на изучение проблем внутренней и внешней политики. Например, один из проектов анализировал влияние международных союзов государств на международную обстановку в течение 19-20 веков.

Политические учения античности.

Наиболее яркими представителями этой эпохи и одновременно антиподами были Платон и Аристотель.

Платоновская политическая философия опиралась на аристократически сословный подход к модели наилучшего государства. Платон предполагал, что трем началам человеческой души должны соответствовать три сословия: философы, воины и производители, каждое из которых занимается своим делом и не вмешивается в дела других сословий. В интересах устойчивости государства, которое, по мысли Платона, подрывается частной собственностью, он запрещает ее накопление философам и воинам. Поэтому брак, как таковой, отсутствует, а воспитание детей осуществляет государство.

Ученик Платона – Аристотель, был сторонником частной собственности и умеренности во всем, предполагая, что собственность должна быть умеренной, а властвовать призван средний класс. При этом Аристотель не сомневался в целесообразности и справедливости существования многочисленного класса рабов.

Политические учения средневековья.

Западноевропейское средневековье (6-16 века) подразделяется на раннее средневековье (6-10 века), отмеченное хозяйственной автаркией зрелое средневековье (11-14 века) и политической децентрализацией, и позднее средневековье (15-16 века), когда феодализм вступает в полосу всеобщего кризиса.

Наибольшее влияние на средневековую политическую мысль оказали взгляды Фомы Аквинского (13век) и Николы Макиавелли (16 век).

Фома жил в эпоху максимального усиления католической церкви, когда римский папа пытался подчинить себе светских властителей, поэтому в своих теориях, он с одной стороны, подчеркивал божественные происхождения светской власти, а с другой стороны напоминал о доминировании духовной власти над светской. В частности, он говорил, что подданные имеют право на восстание против своих властителей, если те не выполняют “божественных установлений” или обременяют подданных налогами, т. е. препятствуют выплате церковных десятин.

Никола олицетворил современно новый антирелигиозный подход к политике, сведя ее не к воле божьей, а к множеству реальных, материальных факторов: экономических, географических, этнических, психологических и т. д. Макиавелли полагал, что в основе жизни лежит фортуна, которая наполовину определяет наши поступки, а остальной половиной позволяет управлять нам самим. Никола был ярым противником, к тому времени, дискредитировавшей себя католической церкви, но полагал, что та или иная религия для стабильности государства необходима. В своем произведении “Государь” он обрисовал образ циничного, но эффективного правителя, который силой и лестью управляет своими подданными. При этом, видимо, Макиавелли мечтал о таком правителе для раздробленной Италии.

Политические учения эпохи английской буржуазной революции.

В это время возникают теории о договорном происхождении государства. Томас Гоббс явился родоначальником учений о происхождении гражданского общества, которое возникло для того, чтобы избежать “войны против всех”. С целью ликвидации взаимного истребления люди учреждают государства, утрачивая возможность изменить форму правления.

По мнению Джона Локка, заключение общественного договора не препятствует людям обладать значительным объемом прав. Строя государство добровольно, они предельно скупо отмеряют передаваемый государству объем полномочий. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому. Идеальным государством, в отличие от Гоббса, Локк считал не абсолютную, а конституционную монархию, которая установилась в Англии после революции 1689 года.

Политические идеи французского просвещения.

В 18 веке главенствующее место в политической мысли от Англии переходит к Франции. Французское просвещение не было однородным. Его умеренный фланг представляли язвительный критик церкви Ф.-М.Вольтер и сторонник конституционной монархии Ш.Л.Монтескье, который завершил начатую теорию по разделению властей. Левый фланг олицетворял Жан-Жак Руссо – сторонник республики. Критикуя теорию народного представительства Монтескье, Руссо выдвигал концепцию прямого народоправства. Он выступал за более или менее равномерное разделение частной собственности, признавал неотчуждаемое право народа на восстания. Идеологически и политически был близок будущим якобинцам в период Великой французской революции.

 

Классический либерализм в Западной Европе в первой половине

XIX века.

Усиление буржуазии в ее противостоянии с феодальным государством способствовали росту идей классического либерализма о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Тезис “laissez - faire” оперировал к идеальному государству – “ночному сторожу”, которое выполняет чисто охранные функции. При этом классический либерализм имел свои особенности в различных странах. Во Франции, где была монархия и слаба буржуазия, Б.Констан рассматривал монарха как своеобразного идеального арбитра, согласовывающего деятельность остальных властей. На выборную палату правительства монарх воздействует путем ее роспуска. Нежелательную позицию верхней палаты монарх способен преодолеть, назначив достаточное количество новых пэров. Путем назначения и смещения министров он влияет на исполнительную власть, право помилования дает ему рычаг влияния на суд.

Иной, более радикальных характер носил либерализм английского мыслителя Бентама. Он выступал за однопалатный парламент (т. е. без палаты лордов), формируемый на основе ежегодных, всеобщих прямых выборов. Высказывалась идея о подотчетности народу чиновников и их сменяемости.

Политическая идеология западноевропейских стран во второй половине XIX века и начале XX века.

Политическая идеология этого времени находится под сильным влиянием марксизма и позитивизма. Идеи о политической борьбе были реализованы в работах К.Маркса и Ф.Энгельса “Классовая борьба во Франции”, “Революция и контрреволюция в Германии”, которые описали ход европейских революций 1848-1849 годов.

Более кабинетный характер носила деятельность других приверженцев экономического детерминизма и социального подхода к политике. Основоположник позитивизма – О.Конт, идеалистически понимая исторический прогресс, связывал свое развитие политической власти и государства с эволюцией человеческого сознания. В условиях современного позитивного сознания начинается расцвет промышленной эпохи. На место реакционной аристократии и анархической республики воцаряется социократия, где экономическая и политическая власть принадлежит банкирам, а духовная власть – философам-позитивистам. Фактически Конт оправдывал режим личной диктатуры французского императора Наполеона III.

Более плодотворными были взгляды немецкого профессора Р.Иеринга и австрийского профессора Л.Гумпловича, которые приветствовали расширение вмешательства государства в жизнь общества. Их идеи базировались не только на традиционном для германской культуры почитании государства, но и отражали объективные процессы усложнения и ускорения хозяйственного развития, требование дополнительных государственных мер по регулированию экономики.

На рубеже 19 – 20 веков на развитие политологии большое влияние оказывают французский социолог Э. Дюркгейм и особенно немецкий социолог М. Вебер. В своих работах Вебер в пику марксизму попытался противопоставить (правда, неудачно) экономическим факторам фактор религиозный, указав, что протестантская хозяйственная этика явилась решающим моментом утверждения капитализма. Более убедительной была его теория государственной бюрократии, в которой подчеркивались ее функциональность и рационализм. Наконец, Вебер выступил с учением о типах господства, разделив их на «легальные», «традиционные» и «харизматические», что нашло особое признание в современной политологической науке.

Политическая мысль эпохи формирования Российского централизованного государства

(конец XV – XVII вв.).

При великом князе Иване III, когда фактически русские земли были объединены, Русь добилась широкого международного признания. Именно в это время формируется теория «Москва – Третий Рим», согласно которой московское государство унаследовало величие древнего Рима и Византии.

На рубеже XV – XVI веков обостряется внутриполитическая борьба, что выливается в столкновение «нестяжателей» и «стяжателей».

«Нестяжатели» требовали продать церковные имения и раздать земли нищим. Первоначально власть поддерживала эту позицию, но, поняв, что добиться секуляризации церковных имуществ не удается, заключило компромисс со «стяжателями», которые отказались от поддержки сил феодального сепаратизма.

При Иване Грозном (вторая половина XVI века) наибольший интерес представляет его дискуссия с бежавшим в Польшу князем Курбским. В своей «Истории о великом князе московском» Курбский подробно описал царские репрессии и высказался с критикой в связи с приближением к трону «псарей». Польский беглец проявил себя сторонником ограниченной монархии, в которой царь делил бы власть с потомками удельных князей.

Во второй половине XVII века наибольший теоретический и практический вклад в искусство политики внес дипломат и государственный деятель А. Ордин-Нащокин. Он предлагал важные административные реформы, в частности: предоставить городам частные землевладения и ограничить власть воевод, дать русским купцам равное юридическое положение с иностранными купцами.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!