Третья группа принципов педагогического процесса
Принцип культуросообразностив педагогику был впервые введен А. Дистервегом. Он писал: «Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа, одним словом, культура всей современности и непосредственного нашего окружения» (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.,1981.-с.403).
Кроме него в эту группу входят еще принципы народности и интеркультурности.
Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический процесс в соответствии с культурой того общества, страны, производства, направлений деятельности, к которым причастен человек.
В педагогическом процессе в качестве распредмеченной культуры выступает социальный опыт, передача и усвоение которого является квинтэссенцией связи поколений.
Культуросообразное обучение и воспитание представляют собой сохранение и умножение культурных (как материальных, так и духовных) ценностей народа. Оно включает в себя совокупность:
· культурологических знаний,
· умений и навыков репродуцировать социокультурный пласт существования,
· владение способами приращения культурных ценностей и
· опыт эмоционально-ценностных отношений к культуре и ее составляющим.
Принцип гуманизации - цель - удовлетворение потребностей детей.
|
|
Результат - формирование культуры личности и общества (нравственной, эстетической, интеллектуальной, физической, трудовой, экологической и пр.) как интегративного человеческого образования.
1. Принцип народности как выражение культуры народа в педагогическом процессе предполагает единство общечеловеческого и национального. Он включает в себя
· национальную направленность педагогического процесса,
· формирование национального самосознания и менталитета,
· воспитание патриотических чувств к родной земле и народу,
· привитие уважительного отношения к культуре, национальному наследию, народным обычаям, национально-этнической обрядности всех народов, живущих в России.
Принцип народности указывает на органическую связь педагогического процесса с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами.
В педагогическом процессе важно:
· обеспечить гармоническое сочетание национальныхкультур, не допуская развития одной за счет других,
· сформировать культуру межнационального общения,
· воспитать уважительное отношение к культурным традициям и ценностям других народов.
2. Принцип интеркультурности педагогического процесса указывает на интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей, в общечеловеческую культуру.
|
|
Реализация этого принципа требует обеспечения условий для формирования личности:
· открытой для всех культур,
· не противопоставляющей свою национальную культуру сокровищнице мировых ценностей,
· способной вести взаимное культурное обогащение, как на личностном, так и на государственном уровнях.
Этому способствуют разносторонние культурные связи между странами, регионами, городами и построенная соответствующим образом система воспитательной работы школы.
Правила
1. «Чужого навчайтесь і свого не цурайтесь» (Т. Шевченко).
2. Чувствуй себя маленькой, но значимой частицей большого целого.
3. Помни, что отрицание чужой культуры – это признак собственного бескультурья.
4. Лелея чувство собственного национального достоинства, уважай национальное достоинство других.
5. Не противопоставляй себя и свою культуру всему миру.
Четвертая группа принципов педагогического процесса
Принцип комплексности педагогического процесса вытекает из закона его целостности. Он рассматривает сущностную целостность человека как центральной фигуры педагогического процесса, находящуюся в состоянии бесконечного изменения и развития, проявляющуюся в единстве:
|
|
· биологического, психического и социального,
· интеллектуального, эстетического, нравственного и физического,
· материального и духовного,
· и т.д.
Данный принцип указывает на взаимосвязь человека с комплексом внешних влияний. К ним относятся микро-, мезо- и макрофакторы.
· Микрофакторы – это ближайшее окружение, с которым непосредственно взаимодействует ребенок. Это семья, школа, дружеская компания и пр.
· Мезофакторы воздействуют на человека в результате смешанного общения (как непосредственного, так и опосредованного). Это город, регион, страна и т.д.
· С макрофакторамивозможно лишь опосредованное общение. Это другие страны, континенты, планета, Вселенная.
Кроме этого принцип комплексности указывает наединство форм, средств и методов педагогического воздействия сразу на все стороны ПП и его участников, а также на единство и комплексность педагогических влияний: вербальных и невербальных, традиционных и нетрадиционных, кратковременных и долгосрочных.
2. Принцип единства обучения, воспитания и развития говорит о неразрывной связи и сосуществовании этих категорий. Он базируется на следующих тезисах:
|
|
· Обучение и воспитание являются двумя сторонами одного процесса и не существуют друг без друга. Недооценка одной из них, как правило, приводит к разрушению всего процесса.
· Результатом обучения и воспитания является развитие ребенка. Развивается его мышление, память внимание, изменяется его сознание и поведение, формируются новые умения.
· Во взаимодействии обучения и воспитания с развитием реализуется функция управления последним. То есть, педагогическое воздействие (УВП) должно идти на шаг впереди развития. С.В. Выготский расстояние такого опережения назвал зоной ближайшего развития.
3. Принцип всестороннего и гармонического развития личностидолгое время фигурировал в педагогике как основная цель педагогического процесса.
Всестороннее развитие указывает на необходимость развития всех сторон личности.
Гармоническое развитие этих сторон показывает, как они сочетаются в развитии человеческой личности.
Имеет ли право какая-то из них идти впереди остальных? Думается, да, - духовная, то, чем человек выделился из природы, то, что должно его вести по жизни: не инстинкты, как у остальных животных, а разум, красота и нравственность.
Идея всестороннего развития говорит о необходимости одновременного развития перечисленных качеств, а гармония их сочетания заключается в опережающем развитии нравственной составляющей, когда через призму нравственности воспринимаются и знания, и красота.
Об этом говорит исторический опыт ответственности ученых за результаты применения своих открытий и нравственная окрашенность целого ряда эстетических моментов. Например, перчатки и абажуры из человеческой кожи, выставленные в Музее Второй мировой войны, филигранно выполнены. Но в глазах любого нормального человека они красивы до той поры, пока он не знает, как они сработаны. За внешней красотой проявляется бесчеловечное преступление против жизни. В результате познания этого исчезает абстрактная красота и появляется безобразие преступления, стоящего за нею.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!