Симфоническое творчество А.П.Бородина



 

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем» [1]. Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также – картины Востока и образы природы.

                                                                                                                                                       

 

Романсы А.П.Бородина.

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А. Толстого, Гейне и некоторые — на собственные стихи. По содержанию романсы и песни Бородина весьма различны. Наряду с воплощением тонкой поэтичной лирики или напряженного душевного переживания ("Отравой полны мои песни ") для них характерны и образы могучей народной силы, молодецкая удаль ("Песня темного леса", баллада "Море"), глубокая мудрость сказочного повествования ("Спящая княжна"), а порой и живой, острый юмор. Бородин не стремился, подобно Даргомыжскому и Мусоргскому, передавать в музыке речевые интонации. Он брал за основу общее настроение стихотворения. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия. Большое художественное значение имеет и партия фортепиано, в которой нередко возникают отдельные образы поэтического текста.

Творчество Бородина — сокровище русской музыки. Оно не так велико по количеству написанных произведений, но охватывает почти все музыкальные жанры. Наряду с глубоким претворением мелодического склада русской народной музыки важное место в творчестве Бородина заняли интонации Востока. Композитор с интересом изучал подлинные восточные напевы, используя их выразительные особенности так же любовно, как и русские. Своеобразие музыкального фольклора восточных народов вдохновляло Бородина на создание ярких образов. Традиции Бородина нашли свое продолжение в симфониях Глазунова и отчасти Калинникова. Среди его последователей в XX веке можно назвать Прокофьева, Шапорина, Свиридова.

Основные произведения Опера "Князь Игорь", операфарс "Богатыри" Три симфонии (третья не окончена), симфоническая картина "В Средней Азии" Квинтет для струнных с фортепиано, два струнных квартета, "Маленькая сюита" для фортепиано 16 романсов

 

Музыкальная культура России 80-90-х годов XIX века.

Два последних десятилетия 19 века были периодом развития и укрепления капитализма в России, усиления гнета и эксплуатации народа. Рост революционного движения вызывал дальнейшее усиление реакции.

В эту эпоху работают Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин, Чехов, начинает свою литературную деятельность Горький.

Музыкальное творчество и музыкально-общественная жизнь 80-90-х гг. свидетельствует о неуклонно продолжающемся развитии русской музыки, несмотря на тяжелые условия реакции. Ведущими фигурами музыкального творчества 80-90-х гг. были Чайковский и Римский-Корсаков. В своих произведениях Чайковский раскрыл противоречия российской действительности. Римский-Корсаков широко развил идею народности и выступил, как художник гуманист. В конце 19 в. выдвигаются такие значительные фигуры как Глазунов, Лядов, Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов и др. Композиторов объединяет общее стремление к народности искусства, интерес к жизни народа, вера в его силы. Можно говорить об известном сужении творческого диапазона композиторов младшего поколения. Опера привлекала их значительно меньше, чем область симфонической и камерно-инструментальной музыки.

В середине 80-х гг. организовывается «Беляевский кружок». В его состав входили композиторы, как Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов и т.д. Организатором кружка был М.П. Беляев, богатый лесопромышленник, страстно любивший русскую музыку. Он организовал в 1885 г. специальное издательское дело для печатания произведений русских композиторов; в 1885-1886 гг. положил начало симфоническим концертам, которые получили название «Русские симфонические концерты» и пользовались большой популярностью. Идейно-художественным руководителем беляевского кружка был Римский-Корсаков. Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов были главными художественными деятелями всех организаций Беляева. Беляев учредил ежегодные денежные премии, назвав их «премиями имени Глинки», за лучшие произведения инструментальной музыки. В 80-90-х гг. наблюдается сближение композиторов беляевского кружка с Чайковским. В эти годы можно видеть объединение 2-х главнейших музыкальных школ: петербургской и московской.

Выдвинулись новые замечательные исполнители – певцы и певицы: Стравинский, Фигнер, Хохлов, Павловская, Крутикова. Возникает ряд частных оперных антреприз. В начале 90-х в Москве открылся оперный театр «Товарищества артистов». Большую роль сыграла антреприза Мамонтова. Особую известность театр Мамонтова приобрел в 90-е гг, когда основой его репертуара стали оперы Римского-Корсакова. Здесь пел молодой Шаляпин, Забела-Врубель, Цветкова.

Конец 19 в. ознаменовался широким ростом концертной жизни – Русские симфонические концерты, симф. концерты РМО, Бесплатной музыкальной школы; с 80-х гг. в Москве начались концерты Филармонии.

80-90-е гг. выдвигают много новых замечательных русских исполнителей: пианистов – Зилотти, Танеева, Сафонова, Есипову; скрипач – Ауэр.

В 1883 г. было открыто Музыкально-драматическое училище Филармонического общества, организованное пианистом и дирижером Шостаковским. Открывается много музыкальных школ и училищ. В последние десятилетия 19 в. продолжают развиваться музыкальная наука и музыкально-критическая мысль. Особое значение приобретает деятельность Стасова. Среди работ выделяются «25 лет русского искусства» и «Тормозы нового русского искусства». Появляются написанные Стасовым биографии Мусоргского и Бородина. Среди критиков особенно выделяются Кашкин и Кругликов.

 

В 80-е гг. появляется несколько журналов: «Музыкальное обозрение», «Баян», «Артист». В 1894 г. была основана «Русская музыкальная газета» (до 1918 г.).
Развивалась и музыкальная наука: «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеева, учебник гармонии Римского-Корсакова. Появился ряд работ по истории музыки.

 

В конце 19 в. усиливается изучение народного творчества, песни записываются и исследуются. Огромную роль сыграла деятельность композиторов: Римского-Корсакова, Балакирева, Лядова, Ляпунова и др.
Музыкальные произведения

В 1880–90-х гг. появились балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфония «Манфред» (1885), 5-я симфония (1888), 6-я симфония, последние оперы, в том числе «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского; оперы «Снегурочка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова; симфоническая поэма «Тамара» Балакирева; кантата «Иоанн Дамаскин» (1884), опера «Орестея» (1894, пост. 1895, С.-Петербург) С.И. Танеева, симфонии В.С. Калинникова, первые произведения А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2894; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!