ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ XVIII ВЕКА
Развитие Беларуси XVIII века связано с политическим кризисом Речи Посполитой. В конце XVIIIвека земли Беларуси вошли в состав России.
До середины XVIII века для искусства Беларуси был характеренстиль барокко, с середины века – рококо, а с конца XVIII века –классицизм.
Белорусская архитектураXVIII векапредставлена гражданскими постройками, дворцово-усадебнымии культовымисооружениями:
РАТУША В ВИТЕБСКЕ (1775, 1911, барокко с элементами классицизма).
РАТУША В МИНСКЕ (конец XVIII в., реконструкция 2000х, классицизм).
«ДОМ НА РЫНКЕ» В НЕСВИЖЕ (1721, барокко).
УСАДЕБНЫЙ ДОМ В МИНСКЕ (1795, классицизм).
«НОВЫЙ ЗАМОК» В ГРОДНО (королевский дворец, 1737-1751, 1952,немецкий архитектор Маттиас Даниель Пёппельман, классицизм с элементами барокко).
СВЯТСКИЙ ДВОРЕЦ(дворец Валовичей, д. Святск, Гродненская обл., 1779,итальянский архитектор Джузеппе де Сакко,классицизм с элементами барокко).
РУЖАНСКИЙ ДВОРЕЦ(дворец Сапег, г.п.Ружаны, Брестская обл., 1784-1786,немецкий архитектор Иоганн (Ян) Беккер,классицизм).
АРХИЕПИСКОПСКИЙ ДВОРЕЦ В МОГИЛЁВЕ (1762-1785,архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц,классицизм с элементами барокко).
Зрелое барокков храмовой архитектуреБеларуси представлено:
КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В МИНСКЕ (1700-1710, сейчас Кафедральный костёл Святого Имени Пресвятой Девы Марии).
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ПИНСКЕ (1706-1730, 1766-1769).
Позднее барокков культовой архитектуре Беларуси середины – 2 половины XVIII века получила название«ВИЛЕНСКОЕ БАРОККО»,для которого характерны сложные объемно-пространственные построения фасада, в котором главноезначениеимели башни. Расположенные по бокам здания, башни состояли с нескольких ярусов и постепенно сужались, что производила впечатление перспективного сокращения и высоты. В оформлении фасадов использовалсядекор, создающийособую пластичность:
|
|
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1639-1654, перестроен в 1735 по проекту Иоганна (Яна) Кристофа Глаубица).
СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ (1738-1750,архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц).
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ (сейчас Кафедральный собор Сошествия Святого Духа, 1633-1687, 1741).
МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В ИВЕНЦЕ (Минская обл., 1740-1749).
ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1764-1782, 1902-1908).
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ (1772, реконструкция 2000х).
КОСТЁЛ СВЯТОГО АНТОНИЯ В ВИТЕБСКЕ (1737-1755).
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В БУДСЛАВЕ (деревняБудслав, Минская обл., 1767-1783).
В конце XVIII века в храмовойархитектурераспространяется стильклассицизм: прямолинейность линий, строгость объемов, использование ордера. Некоторые храмыXVIII века перестраиваются в стилистикеклассицизма:
|
|
КОСТЁЛ СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ(1738-1752, 1773-1782).
УСПЕНСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (1743-1777,началоXIX в.).
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ (Витебская обл., 1761-1777, XIX в.).
Вживописи Беларуси XVIII векапреобладающим былстильбарокко,который проявляется в монументальной росписи, алтарной картине, иконописи, портрете:
РОСПИСЬ КОСТЁЛА СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ (1765-1767, 1780е, 1860е, под рук.Антония Гловатского (?), Павла Пиотровского (?)).
«ПЕРЕДАЧА КЛЮЧЕЙ АПОСТОЛУ ПЕТРУ». ФРЕСКА КОСТЁЛА СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ (1765-1767).
РОСПИСЬ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ(Святого Франциска Ксаверия) В ГРОДНО (1752).
РОСПИСЬ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ (Тела Господня) В НЕСВИЖЕ (1751-1753, под руководствомФрантишкаКсаверия Доминика Геского).
ФРАНТИШЕККСАВЕРИЙ ДОМИНИК ГЕСКИЙ. «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ». Алтарь костёла иезуитов (Тела Господня) в Несвиже (1753).
АЛТАРНАЯ КАРТИНА «БОГОРОДИЦА СО СВЯТЫМИ ФРАНЦИСКОМ И БЕРНАРДОМ СИЕНСКИМ» («Мадонна Сапегов») (середина XVIII в.).
АЛТАРНАЯ КАРТИНА «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (XVIII в.).
БАСТЕНОВИЧСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ЦЕЛОВАНИЕ ИОАКИМА И АННЫ» (1723-1728, из деревни Бастеновичи, Могилевская обл.).
БАСТЕНОВИЧСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ»(1723-1728, из д. Бастеновичи, Могилевская обл.).
«ПОРТРЕТ АНДРЕЯ УКОЛЬСКОГО» (конец XVIII в.).
|
|
«ПОРТРЕТ ЯНУША АНТОНИЯ ВИШНЕВЕЦКОГО» (середина XVIII в.).
«ПОРТРЕТ АННЫ ЛЮДОВИКИ РАДЗИВИЛЛ» (середина XVIII в.).
АННА РОЗИНА ЛИШЕВСКА. «ПОРТРЕТ МИХАИЛА КАЗИМИРА ОГИНСКОГО» (1755).
ЮЗЕФ КСАВЕРИЙГЕСКИЙ (МЛАДШИЙ). «ПОРТРЕТ СТАНИСЛАВА АВГУСТА ПАНЯТО́ВСКОГО» (1783).
В развитиискульптуры Беларусицентральное место занималиалтарныестатуи и декоративный рельеф,выполненныев барочном стиледля католических и униатских храмов:
АЛТАРИ КОСТЁЛА ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ПИНСКЕ(1730е).
АЛТАРИ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ (Святого Франциска Ксаверия) В ГРОДНО (1736-1737,под руководством Яна Шмидта).
В декоративно-прикладном искусствеособую известность имели так называемые «СЛУЦКИЕ ПОЯСА» – широкие ткацкиепоясадля костюмов магнатов и шляхты, изготовляемые ткацкими мастерскимив Несвиже, а затем в Слуцке.
ИСКУССТВО БЕЛАРУСИXIX ВЕКА
В XIX веке Беларусь была частью Российскойимперии.В Беларуси проводилась политика распространения русской культуры.
Для архитектуры Беларуси 1 половины XIX века был характерен стиль классицизм. Для стиля классицизм характерны: строгость объемов, чёткость линий и прямолинейность форм, плоскостность фасада, использование ордераи античныхтрадиций, сдержанность декора и цвета,статичность и симметричность композиции.
|
|
К ранним образцамдворцово-парковой архитектурыв стилеклассицизмотносятся:
ДВОРЕЦ БУТРИМОВИЧА В ПИНСКЕ(1784-1794).
ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ВИТЕБСКЕ(1772, 1806 и 1811).
Наиболее развитый вариант классицизма представляет:
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ РУМЯНЦЕВЫХ-ПАСКЕВИЧЕЙ В ГОМЕЛЕ(1777-1796, 1800-1805, 1837-1848, арх. Я.Алексеев, К. Бланк, Дж. Кларк, А. Идьковский).
ДВОРЕЦВ ДЕРЕВНЕЖИЛИЧИ (Могилевская обл., 1830).
Памятниками гражданской архитектурыв стилеклассицизма являются многие жилые городские здания и усадебные дома. Классицизм был характерен и длявоенных сооружений: БОБРУЙСКАЯ КРЕПОСТЬ (1807-1836).
Классицизм становится официальным стилемправославнойкультовой архитектуры 1 половины XIX века.
Некоторые храмы XVIII века в стиле барокко были перестроены в начале XIX века в стилистике классицизма:
УСПЕНСКИЙ СОБОРВ ВИТЕБСКЕ(1743-1777, начало XIX в.)
ПОКРОВСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ(1806-1821, 1858)
УСПЕНСКИЙ СОБОРУСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ (Гродненская обл.).
Наилучшими образцамиклассицизма в культовой архитектуре Беларусиявляются:
СОБОР СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА В МОГИЛЕВЕ(1781-1798)
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ГОМЕЛЕ(1809-1819, по проекту Дж. Кларка)
СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРУЖАНАХ (Брестская обл., 1866).
КОСТЕЛ СВЯТОГО ИОСИФА В ЛИДЕ (Гродненская обл., 1797-1825).
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕЧЕРСКЕ (Гомельская обл., 1783).
В середине XIX века классицизм теряет актуальность, архитекторы проявляют интерес к стилям прошлых эпох. Со 2 половины XIX века в архитектуре Беларуси господствует эклектика – использование и смешение стилей прошлых эпох: готическогостиля, русско-византийского стиля, ренессанса, барокко, классицизма. В этом случае в названии стилистического решения прибавляется «нео» или «псевдо».
Неоготический (псевдоготический) стильв архитектуре БеларусиXIX века имеют:
ЧЕЧЕРСКАЯ РАТУША (Гомельская обл., конец XVIII в.).
ДВОРЕЦ ПУСЛОВСКОГО В КОССОВО (Брестская обл., 1838).
ДВОРЕЦ В РОССОНАХ (Витебская обл., кон.XIX – нач. XX в.).
ДВОРЕЦ В ДЕРЕВНЕ КРАСКИ (Гродненская обл., 1905).
КОСТЁЛ В ДЕРЕВНЕ САРЬЯ (Витебская обл., 1852-1857).
ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В ВИДЗАХ (Витебская обл., 1914).
КОСТЁЛ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ В ВИТЕБСКЕ (1884-1885).
КОСТЁЛ РОЖДЕСТВА ДЕВЫ МАРИИ В БРАСЛАВЕ (1824, 1897).
КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА В СТОЛОВИЧАХ (Брестская обл., 1907-11).
ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ГЕРВЯТАХ (Гродненская обл., 1899-1903).
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ КОСТЕЛ В ВИЛЕЙКЕ (Минская обл., 1906-13).
КИРХА В ПОЛОЦКЕ (лютеранская церковь, конецXIX в.).
ТРОИЦКИЙ ЗОЛОТОГОРСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ (1861-1864).
Строительство православных храмов часто происходила в русско-византийском стиле –неорусский (псевдорусский) стиль:
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В БОРИСОВЕ (1874).
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГРОДНО (начало XX века).
НИКОЛАЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БРЕСТЕ (1904-1906).
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОРШЕ (1880).
ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В МИНСКЕ (1898).
ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛУЖЕСНО (под Витебском, 1908).
СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАМЕНЦЕ (1914).
СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В МОГИЛЕВЕ (1909-1911).
БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОГИЛЕВЕ (1869).
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЛОВЕ (нач.XX в.).
НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (костёл иезуитов,1716-1751, перестройка 1843, 1872).
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В ПОЛОЦКЕ (1893-1897).
НИКОЛАЕВСКИЙ (ГАРНИЗОННЫЙ) СОБОР В БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ (1856-1876).
МЕМОРИАЛЬНАЯ КАПЛИЦА В ГОМЕЛЕ (часовня-усыпальница Паскевичей, 1870-1889).
МЕМОРИАЛЬНАЯ КАПЛИЦА В ДЕРЕВНЕ ЛЕСНАЯ (Могилевская обл., 1908-1912).
УСАДЕБНЫЙ ДОМ ИЛЬИ РЕПИНА В «ЗДРАВНЁВО»(Витебский р-он, 1892).
ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО ТЕАТРА В МОГИЛЕВЕ (1886-1888).
Стилистикунеобароккоимеет:
ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО ТЕАТРА В МИНСКЕ(театр Янки Купалы,1890).
В конце XIX– начало XX вв. в архитектуре распространяется неоклассицизм:
ЗДАНИЕ ОКРУЖНОГО СУДА В ВИТЕБСКЕ(1883).
ЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА В ВИТЕБСКЕ (1890).
ЗДАНИЕ ЖЕНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩАВ ВИТЕБСКЕ(1902).
ПОКРОВСКИЙ СОБОР В БАРАНОВИЧАХ (1924-31).
ГОРОДСКОЙ УСАДЕБНЫЙ ДОМ В ВИТЕБСКЕ (ул. Пушкина, 2; XIX в.)
ЗАСТРОЙКА УЛИЦ ТОЛСТОГО, СУВОРОВА, КРЫЛОВА В ВИТЕБСКЕ (XIX – началоXX в.).
В конце XIX – начала XX векавархитектуре Беларусираспространяется стиль модерн(артнуво), с характерным для него эстетизмом, преобразованием окружающего мира посредством красоты. Архитекторов также интересовалифункциональность и удобство архитектуры,новым технологии и материалы,эстетичная значимость и прикладной характерполихромного декора. Стиль модерн использовал плавные, извилистые линии, текучие формы, природные,растительные мотивы.
В архитекторе Беларуси стиль модерн оказался скромным и осторожным. Архитекторы использовали в качестве образа разнообразные геометрические формы, интересные цветовые и декоративные материалы в виде инкрустаций, по новому, непривычно компоновали архитектурные объемы. Основными чертами белорусского модерна являются: подчеркивание сущностных качеств строительных материалов, которые использовали как цветовые и композиционные акценты формы, асимметричные композиции, слитность основных объемов сооружения, стилизация, вытягивание и искажение форм декора, его расположение не в традиционных схемах, а для формирования динамичных ракурсов.
Также в Беларуси модерн чаще всего сосуществовал с ретроспективными (историческими) течениями в архитектуре. Для одного направления было характерно ориентация на готику, другое направление использовало национальные традиции средневековья.
Стилистикумодернав архитектуре БеларусиXIX–начала XXвека имеют:
ЗДАНИЕ ПОЗЕМЕЛЬНО-КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В ВИТЕБСКЕ (1917, сейчас корпус Белорусской ветеринарной академии).
ЗДАНИЕ ПОЗЕМЕЛЬНО-КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В МОГИЛЕВЕ (1903-1914).
ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «ЕВРОПА» В МИНСКЕ (1906-1909, восстановлено).
ДОХОДНЫЙ ДОМ В ВИТЕБСКЕ НА УЛИЦЕ СУВОРОВА (нач.XX в.).
ДОМ ВРАЧЕЙ В ГРОДНО (дом врача Тальгейма, 1911).
ДОХОДНЫЕ ДОМА В МИНСКЕ НА ПЛОЩАДИ НЕЗАВИСИМОСТИ (дома № 17, 19).
«КРАСНЫЙ КОСТЕЛ»В МИНСКЕ (костёл Святых Симеона и Елены, 1910).
КАПЛИЦА-УСЫПАЛЬНИЦА СВЯТОПОЛК-МИРСКИХ В МИРЕ (1904).
КОСТЕЛ БОГОМАТЕРИ РУЖЕНЦОВОЙ В ДЕРЕВНЕ СОЛЫ(Гродненская обл., 1926-34).
Для изобразительного искусства Беларуси 1 половины XIX векахарактерны стилистические решенияклассицизма, романтизма, академизма.
В жанровомдиапазоне изобразительного искусства 1 половине XIX века главноеместо занималиисторический жанрипортрет, во 2 половине XIX века развитие получает бытовойжанр, пейзажинатюрморт.
Изобразительное искусство Беларуси XIX векачаще имела светский характер, однако продолжало существоватьииконопись,в пластическом решении которойзаметновлияниеакадемической школы.
Главную роль в развитии классицизма в живописи Беларуси 1 половины XIX века сыграли воспитанники Виленской школы живописи– отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета.
Характерные черты классицизма:рационализм образного мышления / тематическая и образная иерархия / идеализация и героизация образов / пластическая ясность и лаконичность / светотеневая моделировка формы и локальность цвета / симметричность, статичность и театральность композиции.
Первый профессор живописи Виленской школы–ФРАНЦИ́СКСМУГЛЕ́ВИЧ (1745-1807), художникклассицизма,создал многофигурные композиций на исторические и религиозные темы, портреты, жанровые картины:
«ПЕРСИДСКИЕ ПОСЛЫ У КОРОЛЯ МАРОККО»(1785), «СКИФСКИЕ ПОСЛЫ У ДАРИЯ»(1785), «ПРИСЯГА ТАДЕУША КОСТЮШКО НА КРАКОВСКОМ РЫНКЕ»(1797), «КРЕСТЬЯНЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ»(1800е).
Крупнейший исторический художник в искусстве Беларуси 1 половины XIX века– ЯН ДА́МЕЛЬ(1780-1840), также формировался под влияниемклассицизма:
«ПАВЕЛ I ОСВОБОЖДАЕТ ТАДЕУША КОСТЮШКО ИЗ ПЛЕНА».
В развитиипортрета1 половины XIX векаможновыделить 2 направления:классицизмиромантизм.
Один из первых портретистов в белорусском искусстве XIX века –ЯНРУ́СТЕМ(1762-1835), для которого характерно сочетание классицизма и романтизма:
«АВТОПОРТРЕТ В ФЕСКЕ» (1800е), «АВТОПОРТРЕТ С ПАЛИТРОЙ» (1810е), ПОРТРЕТ КРИСТИНЫ ФРАНК(1819), «МАРИЯ МИРСКАЯ, АДАМ НАПОЛЕОН МИРСКИЙ И БАРБАРА ШУМСКАЯ»(1808), ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА МОНЮШКО (1816).
Крупнейший портретист 1 половины XIX века –ИОСИФ ОЛЕШКЕ́ВИЧ (1777-1830), представитель классицизма:
ПОРТРЕТ АДАМА ЧАРТОРЫЙСКОГО(1810), ПОРТРЕТПРОФЕССОРА ВИЛЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТАМАРТИНА ПОЧОБУТА(1810), ПОРТРЕТ МИХАИЛА КУТУЗОВА(1830е), ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ (1810е), ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ С РЕБЁНКОМ (1824). К известным историческим картинам художника относятся: «ПРОЩАНИЕ ХОДКЕВИЧА С ЖЕНОЙ ПЕРЕД ХОТИНСКИМ СРАЖЕНИЕМ» (1808), «АНТИОХ И СТРАТОНИКА» (1810).
Художник Ю́ЗЕФПЕ́ШКА(1767-1831) – не только портретист, но и автор исторических и аллегорических композиций, пейзажей с видами городов и местечек:
«ТРИ ГРАЦИИ»(1800е), ПОРТРЕТ ФРАНТИШКАСМУГЛЕВИЧА(1810), ПОРТРЕТ АНТОНИЯ ЛЕНСКОГО (1831), ВИД НА ФАРНЫЙ КОСТЁЛ В ВИТЕБСКЕ.
Характерные черты романтизма:обращение к индивидуальности человека / психологизм и эмоциональность образов / экспрессия художественного языка / живописность цветового решения / динамизм композиции.
Художникромантизмав белорусской живописи 1 половины XIX века –ВАЛЕНТИЙВАНЬКО́ВИЧ (1800-1842), известен чаще всего как портретист:
«АДАМ МИЦКЕВИЧ НА СКАЛЕ АЮ-ДАГ»(1828), ПОРТРЕТ А.ТОВЯ́НЬСКОГО(1837), ПОРТРЕТ В. ПУСЛОВСКОГО(1830), ПОРТРЕТ К. ЛИПИНСКОГО,(1830-1840е), ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ В ЖЁЛТОЙ ЖИЛЕТКЕ (1836), ПОРТРЕТ ПИАНИСТКИ МАРИИ ШИМАНОВСКОЙ (1832), АВТОПОРТРЕТ(1830).
С середины XIX века в искусстве Беларуси официальным направлением был академизм.
Характерные черты академизма: превращение классических традиций в систему «вечных» канонов красоты / тематическая и образная иерархия / идеализация и героизация образов / ясность, рациональность композиции / тщательная, гладкая манера письма / светотеневая моделировка формы и локальность цвета / статичность и уравновешенность композиции.
Представитель академизма– ЯНУА́РИЙСУХОДО́ЛЬСКИЙ(1797-1875) продолжилразвитие исторической живописи Беларуси середины – 2 половиныXIX века:
«ШТУРМ КРЕПОСТИ АХАЛЦЫХ» (1830-1840), «ОБОРОНА ЧЕНСТОХОВА» («ОБОРОНА ЯСНОЙ ГОРЫ В 1655 ГОДУ», 1854), «ПЕРЕХОД АРМИИ НАПОЛЕОНА ЧЕРЕЗ БЕРЕЗИНУ» (1866), «ЮЗЕФ ПОНЯТОВСКИЙНА КОНЕ ПЕРЕД ВОЙСКОМ» (1857).
Художникакадемизмабелорусской живописи середины – 2 половины XIX века –ИВА́НХРУ́ЦКИЙ (1810 - 1885), мастер портретаи натюрморта:
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С КОРЗИНОЙ В РУКАХ (1835), ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С ЦВЕТАМИ И ФРУКТАМИ (1838), «ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ»(1830е) «ФРУКТЫ» (1940е), «СТАРУХА, ВЯЖУЩАЯ ЧУЛОК»(1838), ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ (1840е), ПОРТРЕТ МИТРОПОЛИТА ИОСОФАТАБУЛГАКА(1838), ПОРТРЕТ ВИКЕНТИЯ ЛИСОВСКОГО(1847), «В КОМНАТАХ УСАДЬБЫ ХУДОЖНИКА. ДЕТИ ПЕРЕД МОЛЬБЕРТОМ» (1854-1855), «В КОМНАТАХ УСАДЬБЫ ХУДОЖНИКА И.Ф. ХРУЦКОГОЗАХАРНИЧИ» (1855), «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» (1854).
Во2 половинеXIX века в изобразительном искусстве Беларуси возрастает рольреалистического отображения действительности,часто скритической направленностью,с иллюстрированием социальных противоречий.
Характерные черты реализма:точность (правдивость) в изображении реального мира / типизация и индивидуализация образа / многообразие образных решений / психологизми национальный характер образов / обращение к социальным темам и их критическая направленность / героизация в отражении жизни трудового человека.
Представитель реализма, художник исторического и бытового жанра в искусстве Беларуси 2 половины XIX века –КАЗИМИР АЛЬХИМО́ВИЧ(1840-1916):
«ПОХОРОНЫ ГЕДЕМИНА»(1888), «ОБОРОНА ОЛЬШТЫНА»(1880- 1890), «НА ЭТАПЕ»(1894).
Портретист реалистической живописи Беларуси 2половины XIX – начала XX векаЛЕВ АЛЬПЕРО́ВИЧ(1874–1913):
ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В БЕЛОМ(1913), ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ БОНЧ-ОСМОЛОВСКОГО(1910).
ЯКОВ КРУ́ГЕР (1869-1940) – художник-портретист конца XIX– начала XX века, его творчество явилось переходным этапом от реализма к социалистическому реализму советского периода:
АВТОПОРТРЕТ В МАЛИНОВОМ БЕРЕТЕ (1889), ПОРТРЕТ БРАТА(1896), ПОРТРЕТ СКРИПАЧА Ю. ЖУХОВИЦКОГО(1897), «ДЕВОЧКА В КРАСНОМ»(«ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ», 1910е), ПОРТРЕТ Я. КУПАЛЫ(1923).
В искусстве Беларуси 2 половины XIX векавозрастает интерес на отображение повседневной жизни человека, окружающей среды, поэтому в живописи получает развитиебытовой жанрипейзаж.
КАНУ́ТРУСЕЦКИЙ(1800-1860) – живописецв искусстве Беларуси 1 половины XIX века,в творчестве которого бытовой жанр приобрел самостоятельность, хотя имел некоторую портретную направленность романтического характера:
«ЖНЕЯ»(1844), «ВЕРБНАЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ» («Литовка с вербой», 1847).
Во 2 половине XIX века народныеобразы и бытовой жанр использует в творчествеНИКАДИМСИЛИВАНО́ВИЧ (1834-1919), художник-реалист:
«СОЛДАТ С МАЛЬЧИКОМ»(1866), «ПАСТУХ ИЗ СВЕНТЯНЩИНЫ»(1891).
Крупный представитель бытового и портретного жанров в искусстве конца XIX – начало XX века –ЮРИЙПЭН (1854 - 1937). В своих жанровых портретах и бытовых композициях Ю. Пэнизображал чертыеврейского быта и религиозных традиций, человеческие характеры и национальные типажи:
«СТАРЫЙ ПОРТНОЙ»(1910е), «ЧАСОВЩИК» (1914), «РАЗВОД» (1910), «САПОЖНИК-КОМСОМОЛЕЦ»(1925), ПОРТРЕТ МАРКА ШАГАЛА (1914), ПОРТРЕТ И. А. ТУРЖАНСКОГО(1920е), АВТОПОРТРЕТ (1922).
В 1891 (1897 (?)) году Ю. Пэнпоселился в Витебске и открыл частную Школу рисования и живописи, котораяв 1919 году была преобразована Марком Шагалом в Витебское художественное училище.
Художником-пейзажистом в искусстве Беларуси 1 половины XIX века былВИКЕНТИЙДМОХО́ВСКИЙ (1807 - 1862). Художника называли «Клодом Лорреномвиленских околиц»,его пейзажи поэтичны и величественны, в них преобладает как стилистика классицизма, так и романтизма:
«ПОЖАР В ЛЕСУ» (1850), «НАПАДЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ НА ЗАМОК» (1837).
На развитие пейзажной живописи2 половиныXIX века значительную роль оказал НАПОЛЕО́НО́РДА(1807-1883), автор альбомов с видамиБеларуси, материал для которых художник собрал во время своих ежегодных путешествий, начиная с 1872 года:
«МИРСКИЙ ЗАМОК» (1860-1870е).
Крупнейшийпейзажист 2 половиныXIX века– АПОЛЛИНА́РИЙГОРА́ВСКИЙ (1833-1900), для творчества которого характерно сочетание романтизма и реализма:
«ПЕЙЗАЖ С РЕКОЙ И ДОРОГОЙ» (1853), «КУПАЛЬЩИЦЫ» (1858), «ВЕЧЕР В МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ» (1870е).
В конце XIX – начале XX века в искусстве Беларуси получают распространение импрессионизм, модерн, символизм.
Характерные черты импрессионизм:изображение впечатления от окружающего мира / изображение изменчивости реального мира, мгновенных ситуаций и движений, света и воздуха / фрагментарность композиции, срезы фигур, неожиданные точки зрения / этюдность (незаконченность) решения / техника раздельного рельефного мазка
Художник-импрессионистСТАНИСЛАВ ЖУКОВСКИЙ(1875-1944), автор многочисленных пейзажей и интерьеров:
«МАРТОВСКИЙ ВЕЧЕР» (1904), «СТАРАЯ УСАДЬБА. МАЙ» (1910), «В СТАРОМ ДОМЕ» (1912).
Характерные черты модерна:эстетизм, преобразования окружающего мира посредством красоты / использование плавных, изогнутых линий и природных форм / интерес к новым технологиям и материалам / декоративность, прикладной характер
Характерные черты символизма:знаковость в изображении мира / интуитивность в познании мира / интерес к миру видений и грез, особых психических состояний / игра метафор и ассоциаций / зашифрованность содержания («тайнопись»)
Белорусский живописец, график, театральный декоратор ФЕРДИНАНДРУ́ЩИЦ(1870-1936), для творчества которого характерно влияние реализма и символизма:
«ЗЕМЛЯ» (1898), «У КОСТЕЛА» (1899), «ПУСТОТА» («СТАРОЕ ГНЕЗДО», 1901), «БЕЖЕНЦЫ» (1902), «ВЕСНА» (1907), «ОН НЕ ТОНЕТ»(1904-1905).
Художник-пейзажистВИТО́ЛЬДБЯЛЫНИ́ЦКИЙ-БИРУЛЯ́(1872-1957) в раннем творчестве использовал символизм, а в зрелые годы проявил интерес к реализму:
«ЗИМНИЙ СОН» (1911), «ЧАС ТИШИНЫ. ОЗЕРО УДОМЛЯ» (1911), «БЫСТРАЯ РЕКА» (1908).
В начале XX века в искусстве Беларуси получают распространение идеи модернизма (авангардизма), для которого характерно отрицание художественных традиций и поиск нового образно-пластического языка.
Крупнейший художник-авангардист – МАРК ШАГАЛ (1887-1985):
«Я И ДЕРЕВНЯ» (1911), «СКРИПАЧ» (1912-1913), «АВТОПОРТРЕТ» (1914), «ЧАСЫ» (1914), «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (1915), «ОКНО НА ДАЧЕ» (1915), «НАД ГОРОДОМ» (1914-1918), «ВЕНЧАНИЕ» (1918), «ПРОГУЛКА» (1917).
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!