МИНИАТЮРА «ОРШАНСКОГО ЕВАНГЕЛИЯ» – «ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА»



Большое распространение имело  декоративно-прикладное искусство -резьба по дереву и кости, литье, ювелирное и кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, гончарство:

НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ (мастер Лазарь Бо́гша), РЕЛЬЕФНАЯ ИКОНА«КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА».


ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - XVI ВЕКОВ.

 

Со второй половины XIII века белорусские земли входят в состав государства– Великое княжество Литовское, происходит формирование белорусской народности с ее языком, культурой и национальным самосознанием. В 1569 году было объявлено о создании нового федерального государства –Речь Посполитая.

В искусстве Беларуси XIII – XVI веков сочетаютсядревнебелорусскиетрадициикиево-византийского стиляс западноевропейскимвлиянием романского и готического стилей,а такжестиля Ренессансэпохи Возрождения.

Для белорусской архитектуры XIII-XVI веков характерны оборонительные сооружения(замки)и культовое зодчество(храмы).

Ранним памятником оборонительнойархитектуры является крепостная башня –БЕЛАЯ ВЕЖА В КА́МЕНЦЕ (Брестская обл., 1271-1289). Это круглая пятиярусная постройка романо-готического стиля, окруженная кольцевым валом.

В XIV-XVI веках происходит значительный рост городов.Города окружались крепостными стенами и башнями. Если раньше укрепления возводились из дерева, то постепенно начинает преобладатькаменное оборонительное строительство ипроисходит преобразованиепрежних городскихдетинцев вобособленныезамки.

Одним из первых подобных комплексовявляетсяСТАРЫЙ ЗАМОК В ГРОДНО,имел несколько этапов строительства:замок князя Ви́товта, XIV-XVI вв.; замок короля Речи Посполитой Стефана Бато́рия, конец XVI в. (романо-готический стиль, ренессанс).

НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК(замокв Новогрудке,Гродненская обл., XIII-XVI в., романо-готический стиль) также является древнейшей крепостью Беларуси. 

Характерное оборонительное сооружение XIV веказамок типа «касте́ль» – это крепость, построенная в труднодоступном месте (часто среди болот) на искусственных песчаных насыпях,имела четырехугольную в плане форму, высокие (до 15-16 м) каменные стены и 1-2 башни. Замок был окружен рвом с водой.

ЛИДСКИЙ ЗАМОК(замок в Лиде,Гродненская обл., романо-готический стиль) является одним из наиболее раннихукреплений типа «кастель», был возведенна пути крестоносцевпри князе Гедимине в 1330е года.

КРЕ́ВСКИЙ ЗАМОК(замок в Кре́во, Гродненская обл., романо-готический стиль) также относится к типу кастель,построен в 1330-1340е гг.князем Ольге́рдом.

В конце XV века характерным становится строительство частных замков.

МИРСКИЙ ЗАМОК(замок в Ми́ре,Гродненская обл.,1506 (08) - конец XVI в.) – выдающееся произведение белорусского зодчества, в котором получили воплощения новые изменения. В архитектуре Мирского замкасочетаются черты надежного военно-оборонного сооружения и нарядность светской дворцовой постройки,стилистикаготикии Ренессанса.

Во 2 половине XVI века под влиянием Ренессанса начинаетсятрансформация замков вдворцово-замковые ансамблис репрезентативно-нарядным характером. Основной акцент обороны переноситься на внешние укрепления (валы и бастионы), азамки приобретают характер дворцовых резиденций с богатой отделкой фасадов и интерьеров.Пример такого замка резиденцияРадзивиллов, крупнейшего белорусского рода,–НЕСВИЖСКИЙЗАМОК(замок вНе́свиже,Минская обл.), заложен в 1583 г. на месте старого, деревянного замка. Строительство начиналитальянский архитектор Джованни (Ян) Мария Бернардони. Несвижский дворцово-замковый ансамбль формировался постепенно иимеет смешение стилей: готики, ренессанса, барокко.

Важным явлением в архитектуре Беларуси XIV-XVI веков является культовое зодчество.В храмовом строительстве отразились традицииготики и ренессанса,а также сочетаниекрестово-купольногои базиликального типов храма.

В конце XV – начале XVI века в архитектуре Беларуси возникают оригинальные храмы оборонного типа,которые имеют сакральную и оборонительную функции.Это прямоугольные в плане здания (повторяющие план древнерусскогокрестово-купольноготипа храма) с 4 или 2 угловыми башнями и узкими окнами-бойницами,с высоким чердачным помещением и щипцовой крышей, одной или тремя абсидами и разделенным на три нефа внутренним зальным пространством с нервюрными сводами. Стены имеют большую толщину и часто усилены контрфорсами, вверху стены опоясывают навесные бойницы – маши́кули и другие оборонительные приспособления.

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ДЕРЕВНЕИ́ШКОЛЬДЬ (Брестская обл., 1472)– наиболее ранний храм оборонного типа готического стиля.

Образцамихрамов оборонного типа готического стиля с элементами ренессансаявляются:

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕСЫНКО́ВИЧИ (Гродненская обл., конец XV – начало XVI в.).

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ДЕРЕВНЕМУРОВА́НКА (Гродненская обл., 1516-1542).

КОСТЕЛ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ДЕРЕВНЕКОМА́И (Витебская обл., 1603-1606).

Строительство католических соборов в XVI веке привнесло в белорусскую архитектуру еще один тип культового сооружения. Этот тип храма имеет 3-частную удлиненно-осевую структуру и состоит из одной алтарной апсиды, основного зального объема и входного объема с одной массивной ярусной башней и шатровой крышей:

КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИВ ГРОДНО (1584-1587, ренессанс с элементами готического стиля).

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В ДЕРЕВНЕ НОВЫЙ СВЕ́РЖЕНЬ (Минская обл.,1588-1600, ренессанс с элементами готического стиля).

КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ДЕРЕВНЕГНЕ́ЗНО(Гродненская обл., 1524-1527, готический стиль с элементами ренессанса).

КАЛЬВИНСКИЙСБОР В ЗАСЛАВЛЕ (Минская обл., середина XVI в., ренессанс с элементами готического стиля).

В изобразительном искусстве Беларуси 2 половины XIII – XVI веков характерен интерес к изображению внутреннего мира человека, постепенное формирование ренессансных черт и светского характера.

Монументальная росписьиспользовалась в культовых и светских сооружениях: фресками украшались храмы, монастыри, княжеские замки и дворцы.

ВXIII–XVI вв. происходит формированиебелорусской иконописной школы.Основой белорусской иконы были византийские и древнерусские традициями:

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ ИЕРУСАЛИМСКАЯ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописив белорусской иконописи XVI века используется сочетание светотеневой моделировки лица и условной плоскостной трактовки одежды и окружения:

ИКОНА«СВЯТАЯ ПАРАСКЕ́ВА» (середина – вторая половина XVI в.).

ИКОНА «ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (XVI в.).

Под влиянием ренессансной западноевропейской живописивXVI векеразвиваласьибелорусская алтарная живописьдля католических храмов:

АЛТАРНАЯКАРТИНА «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ»(около 1514).

Важной особенностью белорусской живописи XV-XVI вв. является возникновение портретного жанра. Белорусский вариант парадного портретаполучил название«САРМАТСКИЙ ПОРТРЕТ».

Человек изображался в дорогой одежде и в окружении аксессуаров, которыепередавали положениечеловека в обществе и принадлежность к определенному сословию.Существенным дополнением парадных портретов стало включение в их изображения родовых гербов, а также текстов с информацией об изображенном человеке, его должности, почетных званиях, родословных:

ПОРТРЕТ ЮРИЯ РАДЗИВИЛЛА(вторая половина XVI в.).

ПОРТРЕТ КАТЕРИНЫ СЛУЦКОЙ (ТЕНЧИНСКОЙ)(1580е)

ПОРТРЕТ ЕЖИ РАДЗИВИЛЛА(1590е).

 

 К лучшим образцамбелорусской книжной миниатюрыпринадлежат Оршанское (XIII в.),Мсти́жское (XIVв.), Жиро́вичское (XV в.) Евангелия, Радзивилловская летопись (1485-1495).

С появлением в XVI века книгопечатания развиваетсябелорусская гравюра.Основоположником белорусского книгопечатания стал ФРАНЦИСК СКОРИНА. Одной из лучших гравюр является ПОРТРЕТ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ(1517, ксилография, из «Библии Франциска Скорины», Прага).

 

Скульптура Беларусибыла преимущественно деревянной,имелакультовый характер(статуи и резные алтаридля храмов),развивалась под влиянием западноевропейской пластикиготического стиляиренессанса:

СТАТУЯ «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ»(1470-1480е).

СТАТУЯ «СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ»(начало XVI в.).

Формируется специфический вид ажурной резьбы – «белорусская резь».


ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ XVII ВЕКА

Беларусь в XVII веке входила в состав государства Речь Посполитая,объединившая Великое княжество Литовское и Польское королевство.

В архитектуре Беларуси XVII векарасширяется строительствогражданских зданий, формирование торговых площадей с ратушей (символ самоуправления города): РАТУША В НЕСВИЖЕ (1596), РАТУША В МОГИЛЕВЕ (1679-1698).

На протяжении XVII века формируются характерные чертыдворцово-замковой архитектурыв стилистикеренессанса и барокко:

ГОЛЬШАНСКИЙ ЗАМОК-ДВОРЕЦ (Гродненская обл., кон.XVI– нач.XVII в.)возведен как резиденция рода Сапегов.

ЗАМОК-ДВОРЕЦ В СМОЛЯНАХ (Витебская обл., до 1626 г.) имел название БЕЛЫЙ КОВЕЛЬ ипостроен князем С. А.Сангушко-Ковельским.

Культовая архитектура в начале XVII века еще сохраняла черты ренессанса:

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В РУЖАНАХ(Брестская обл.,1617).

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В СЛОНИМЕ (Гродненская обл., 1639).

В культовой архитектуре 2 половиныXVII– серединыXVIII векараспространяетсястиль барокко,длякоторогохарактерныпышность, пластичность,динамичность, контрасты масштабов, светотени и цвета, криволинейные очертания, украшение построек скульптурой, резьбой, широкое использование росписей.

КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В НЕСВИЖЕпервый архитектурный памятник барокко в Беларуси, построен какродовая усыпальница Радзивиллов в 1584-1593 годах итальянским архитекторомДжованни (Ян) Мария Бернардони.Во внутреннем украшении храма использована монументальная живопись, выполненная в 1750е годы подруководством художника ФрантишкаКсаверияДоминика Геского.

Примером развития барокко в культовойархитектуре Беларуси XVII века являются:

КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ГОЛЬШАНАХ (1601-1616).

КОСТЁЛ ОБРЕТЕНИЯ СВЯТОГО КРЕСТА В ГРОДНО(1602-1618).

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МИНСКЕ (1612-1620)

МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В МИХАЛИШКАХ (1653, деревня Михалишки, Гродненская обл.«сарматское барокко»).

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1654, перестроенв 1735 в стиле «виленского барокко»).

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В ГРОДНО (1642-1651).

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ(костёл бернардинок, сейчас Кафедральный православный собор Сошествия Святого Духа, 1633-1687, 1741).

КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В ГРОДНО(костёл Святого Франциска Ксаверия,1678-1700).

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОГИЛЕВЕ (1669-1672).

Стиль барокко использовали в строительстве монастырей, коллегиумов, гражданских построек:

ИЕЗУИТСКИЙ КОЛЛЕГИУМ В ПИНСКЕ (1651-1675).

ИЕЗУИТСКИЙ КОЛЛЕГИУМ В ОРШЕ(конец XVII- XVIIIвв.).

СЛУЦКАЯ БРАМА В НЕСВИЖЕ(крепостные ворота, 1690-1700).

Для живописи Беларуси XVII векастиль барокко характерен вмонументальной росписии станковых произведениях – алтарная картина, иконопись, портрет.

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»(1 половина XVII в.).

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «ВОЗНЕСЕНИЕ МАРИИ»(«Богоматерь Шкаплерная», конец XVII в.)

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ БЕЛЫНИЧСКАЯ»(1 половинаXVII)

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»(1 половина XVII в.).

ПЕТР ЕВСЕЕВИЧ ИЗ ГОЛЫНЦА. ИКОНА «РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ»(1649).

МАЛОРИТСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ПОКРОВ»(1649, г. Малорита, Брестская область).

ИКОНА «ВОЗНЕСЕНИЕ»(середина XVII в.).

БЕЗДЕЖСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «СВЯТАЯ ПАРАСКЕВА С ЖИТИЕМ»(1659, деревняБездеж, Брестская обл.).

БЕЗДЕЖСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ВОСКРЕСЕНИЕ»(«Сошествие во ад», 1659, деревняБездеж, Брестская обл.).

ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ БАРКОЛАБОВСКАЯ»(1659).

 

В живописи БеларусиXVII века продолжил развитие сарматский портрет,который создавали как местные, так и иностранные живописцы:

«ПОРТРЕТ КШИШТОФА ВЕСЕЛОВСКОГО» (1636).

«ПОРТРЕТ ГРИЗЕЛЬДЫСАПЕГИ» (1630е).

«ПОРТРЕТ ЯНУШАВИШНЕВЕЦКОГО» (1650-1670е).

ИОГАНН ШРЕТТЕР. «ПОРТРЕТ КАТАЖИНЫ И МАРИИ РАДЗИВИЛЛ» (1646).

БАРТОЛОМЕЙСТРОБЕЛЬ. «ПОРТРЕТ ВЛАДИСЛАВА ДОМИНИКА ЗАСЛАВСКОГО ОСТРОЖСКОГО» (1630е).

АНДЖЕЙ СТЕХ. «ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ОСТРОЖСКОГО»(1670е).

 

Среди значительных мастеровбелорусской графикиXVII векавыделяются братья АЛЕКСАНДР И ЛЕВОНТИЙ ТАРАСЕВИЧИ,а такжеотец и сын Вощанки–МАКСИМ И ВАСИЛИЙВОЩАНКИ.

Белорусская скульптура XVII векатесно связана с культовой архитектурой, это, прежде всего алтарная скульптура, выполненная, как правило, из дерева:

ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ КАПЛИЦЫ СВЯТОЙ БАРБАРЫВ КОСТЁЛЕ БЕРНАРДИНЦЕВ В БУДСЛОВЕ(деревня Будслов, Минский район, 1643-1649, мастер Петр Громель).

Получает расцвет и декоративно-орнаментальная пластикарезьба по дереву,так называемая «белорусская резь»:

ИКОНОСТАС НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ В МОГИЛЕВЕ (1669-1672).

Образцом мемориальной пластикиявляется:

НАДГРОБИЕ НИКОЛАЯ ВОЛЬСКОГО И ЕГО ЖЕНЫ БАРБАРЫ(1623).

НАДГРОБИЕ ПАВЛА САПЕГИ И ЕГО ТРЕХ ЖЕН (1635).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!