Две задачи реформы университета



Построение, организация институтов, семинаров, библиотек. Увеличение преподавательских мест, забота о студентах, чтобы они могли свободно и всеми силами отдаваться своей учебе — это и другое суть материальные вопросы, которые могут быть решены с помощью предоставления необходимых для этого денег. Еще раз можно указать на то, какие огромные средства требуются, так как речь идет о существе преподавания в целом.

Для будущего немецкого народа воспитание и преподавание важны не менее вермахта. Так как плохая организация воспитания обнаруживает свои гибельные последствия только по истечении нескольких десятилетий, а в настоящий момент существование людей зависимо от того, удастся ли сохранить находящийся под угрозой насилия мир, то политики, парламентарии и правительства интересуются в гораздо меньшей мере существом образования, нежели вермахтом. Но и то и другое превосходит, исходя из сиюминутной важности, социальная политика, которая стремится принести немедленно ощутимые выгоды всем гражданам всех групп, от удовлетворения которых зависят голоса избирателей. Забота о существе воспитания в целом отступает на задний план. То, что является важнейшим для будущего духовно-морального уровня нашего народа, в настоящий момент выступает наименее неотложным для политиков.

Предположим, что благодаря проницательности государственных деятелей государственные средства будут предоставлены в достаточном размере, таким образом будут созданы необходимые условия, но не будет выполнена сама работа. Предоставить эти средства - это дело государства, но все зависит от того, как эти средства будут использованы. Решающим образом сама университетская реформа может быть инициирована только университетскими мужами.

Здесь, однако, речь идет о двух задачах: первая — это планирование необходимых построения и организации, подразделение притока масс в обозримые группы, распределение задач между профессорами, доцентами и ассистентами, преобразование организации, утверждение прав, в соответствии с которыми организация получит юридическую форму, и многое другое; второе — возвращение силы идее университета, которая оказалась в положении чуть ли не вымирания. Две эти задачи не являются рядоположенными, а скорее идея университета нуждается в руководстве, если речь действительно идет о реформе университета в новой ситуации, а не о завершении и организации системы выучки (Verschulung), при которой, несмотря на сохранение названия университета, сам университет погибнет.

Любое размышление об изменении, например, конституции, форм самоорганизации, об изменении институтских прав, типов преподавания, самих занятий и т. д. должно иметь явные цели, однако же освещать и всеохватывающую критику и обоснование, которые указывают путь к осуществлению самой духовной жизни, к осуществлению порождения нового (Hervorbringens) во взаимодействии исследования и обучения. Обе эти задачи могут быть выполнены не одна за другой, а только одновременно. При этом первая выполняет роль стороны, способной разработать и создать средства, необходимые для достижения цели, вторая же характеризуется тем, что никакие создание и планирование не могут ее реализовать, а достигнута она может быть только за счет существования отдельных исследователей, преподавателей, студентов, в которых живет идея. Процесс организации может только дать шансы для этого единственно существенного, но не создать его. Ведомая идеей университета организация будет всегда иметь в виду эти шансы и ни при каких условиях не станет их умалять, а будет только им повсюду способствовать.

“Двуликость” реформы университета означает: обе эти задачи неотделимы, с одной стороны, от внешней организации и обеспечения университета, с другой стороны, от внутреннего изменения способа мышления, необходимого для возрождения идеи университета в новой форме. Голая реализация обеспечения массы учебными занятиями не будет иметь смысла, голая спекуляция идеей станет ирреальной фантасмагорией. Как будет соотноситься то и другое, определит духовная мотивация ощутимых мероприятий, решающая для судьбы университета.

Аристократия духа, вырастающая из всех слоев народа, существенным образом укорененная в этосе, в изнуряющей страсти духа каждого в отдельности, в одаренности, является во все времена меньшинством. Идея университета нацелена на меньшинство. Все это будет идти на благо, если нормы будут исходить из этой изначальной силы духа, если сами люди средних способностей увидят свою ценность с точки зрения взгляда на высокое и с точки зрения просвещения.

Но поскольку аристократия может быть признана только демократическим путем, а не определяется исключительно своими претензиями, университет связан с образом мыслей всех сразу: студентов и доцентов. То, что открытие чего-то выдающегося поощряется, признается и оказывает свое воздействие только в свершениях и определенных личностях, является условием жизни университета.

Карл Ясперс
ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА

Перевод 0. Шпараги выполнен по изданию:
Jaspers К, Die Idee der Universität.
Berlin, Göttingen, Heidelberg, 1961. S. 1-6, 10-14, 25-39.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!